Экологическая культура дошкольников
статья
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Глобальные климатические изменения, уменьшение запасов питьевой воды, истощение природных ресурсов, угроза истребления многих видов растений и животных и множество других экологических проблем являются следствием эксплуатации и потребительского отношения природных ресурсов, постоянных химических «нагрузок» и загрязнений окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Т.В., воспитатель
МБДОУ Детский сад №133 «Почемучка»
г. Чебоксары
Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Глобальные климатические изменения, уменьшение запасов питьевой воды, истощение природных ресурсов, угроза истребления многих видов растений и животных и множество других экологических проблем являются следствием эксплуатации и потребительского отношения природных ресурсов, постоянных химических «нагрузок» и загрязнений окружающей среды.
В формировании экологической культуры особая значимая роль отводится дошкольному детству. Это интенсивный период для развития положительного отношения к окружающей действительности, формирования нравственно-этических норм поведения, приобретения ярких эмоциональных впечатлений, которые надолго остаются в памяти человека. Чем раньше начнут закладываться основы экологической культуры, тем будет выше ее уровень, в связи с чем экологическое образование дошкольников имеет важнейшее значение.
Экологическое воспитание учит детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту всю жизнь. Важно учить детей правильно вести себя и в природе и среди людей. А чтобы ребёнок вырос добрым , терпеливым, миролюбивым и стал счастливым, мы, взрослые, должны помнить, что детство — это важная часть жизни человека.
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни и т. д. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процесс исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведениями проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Проект выбирается в зависимости от возрастных особенностей детей. Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразным. В реализации проекта важно участие родителей. Это особенно важно в младшем возрасте, где дети вместе с родителями изготавливают поделки, рисунки, вместе проводят эксперименты. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках.
Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты.
Обычно проект состоит из трех основных этапов:
- подготовительный (выбор темы, постановка цели и задач, определение методов исследования, планирование, подбор литературы, оборудования, различных материалов);
- основной (работа с детьми и родителями, поиск ответов на поставленные вопросы);
- заключительный (подведение итогов, обобщение результатов работы, их анализ, продукт проекта)
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.
В проектах предусмотрены различные виды практической деятельности, с их поэтапным усложнением:
1. Основным источником знаний о живой природе является наблюдение. Оно развивает в детях важное умение — смотреть, видеть, делать выводы и обобщения.
2. Опыты, эксперименты. При выполнении обеспечивается единство знаний, умений, навыков дошкольников, воспитывается их самостоятельность и любознательность.
3. Словесные методы (рассказ, беседа). Устное слово и словесные примеры мы обязательно используем при работе с детьми. Большое образовательно- воспитательное значение придаем беседе, так как в процессе её развивается мышление дошкольников.
4. Игра — служит средством развития творческой активности, мыслительной способности к анализу ситуаций, постановка и решения задач. Для формирования экологической культуры наиболее часто используем дидактические, подвижные, настольные игры.
У детей, начиная с младшего возраста, формируются навыки самостоятельно проводить простейшие опыты с песком, воздухом, водой, бумагой.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Для правильной разработки и проведения проекта педагог:
1. Ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.
2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).
3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4. Обсуждает план с семьями воспитанников.
5. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.
9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция).
11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут сохранить природное наследие и улучшить непростую ситуацию на планете.
Литература:
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. - №9.
Данюкова А. А вы любите проекты? //Обруч, 2001. - №4
Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3.
Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. - №3.
Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: Аркти, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ нравственно-экологической культуры дошкольников через экологические праздники и развлечения
Статья представляет собой прояснительнкю записку, в которой описан опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников....
театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"
Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...
Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников
Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы".
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы"....
Программа по экологическому воспитанию «Привитие основ экологической культуры дошкольникам»
Программа по экологическому воспитанию дошкольников в МБДОУ, рассчитанная на четыре года обучения...
Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов
Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...