Родительское собрание "Приобщение детей к чтению"
консультация (подготовительная группа)
Конспект родительсого собрания на тему: "Приобщение детей к чтению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект родительского собрания "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению" | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад Комбинированного вида № 9
пгт. Афипский
Родительское собрание
в подготовительной к школе группе
Тема: «Приобщение детей к чтению»
Подготовила:
воспитатель
Гареликова Н.Н.
2019 уч.год
Дата проведения: 18.11.2019г.
Цели: •позволить родителям лучше узнать читательские интересы их детей;
•дать советы родителям, как воспитать у детей интерес к чтению;
•познакомить родителей с правилами для совместного чтения с детьми.
Предварительная работа:
Подготовка презентации «Роль семьи в приобщении детей дошкольного возраста к чтению»
Оформление выставки:
•детских книг, рекомендуемых программами дошкольного образования;
•иллюстрации известных художников к литературным произведениям (В. Васнецова, В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Рачева и др.).
На столе разложить предметы, которые встречаются в произведениях для детей.
Приготовить флажки и фишки для викторины.
Повестка собрания:
1. Выступление воспитателя: Презентация: «Роль семьи в приобщении детей дошкольного возраста к чтению».
2. Выставка детских книг, значение их в жизни ребёнка.
3. Анкетирование по проблеме организации семейного чтения
4. Литературная викторина.
Ход собрания:
(Воспитатель в роли экскурсовода предлагает родителям пройтись по группе. Показывает, что нового появилось в группе, рассказывает, что будет сделано. Отвечает на вопросы родителей. После этого родители садятся за столы.)
Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня мы приветствуем вас в нашей группе на родительской встрече на тему: «Приобщение детей к чтению».
- Узнаем о значении книг в воспитании и обучении детей, а так же о роли семьи в приобщении детей дошкольного возраста к чтению.
- Познакомим вас с выставкой детских книг, рекомендуемых программами дошкольного образования.
- Проведем небольшое анкетирование по проблеме организации семейного чтения
- Закончим нашу встречу литературной викториной.
1.Выступление воспитателя.
СЛАЙД 1. Для детей чтение - это прежде всего общение, время, когда родители откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. … Когда ребенок устал или болен, нет ничего полезнее такого эмоционального "чтения-общения". Живое общение с книгой, которую малыш "читает" с мамой - весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию ребенком, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба. В процессе приобщения к чтению родители должны учитывать возрастные и психологические особенности развития малыша.Всё хорошее надо взращивать каждодневно, помогая ребенку продвигаться по ступенькам саморазвития как человека и гражданина, используя лучшую литературу. В этом важную роль играет читательская среда в семье.
СЛАЙД 2. Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.
СЛАЙД 3. С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой. Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие".
СЛАЙД 4. Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.
СЛАЙД 5. В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу.
СЛАЙД 6. К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается внастоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, необходимо объяснять ребенку все непонятные слова и выражения.. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно. В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист.
СЛАЙД 7. В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малышу помочь разобраться в литературных событиях и образах, рекомендуется просить его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.На этом этапе иллюстрация будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.
СЛАЙД 10. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:
1) сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
2) дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
3) обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
4) демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
5) соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
6) читать следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.
СЛАЙД 11. Многим детям необходимо обучающее чтение с элементами развития речи. Если малышу трудно пересказать содержание прочитанного, если он плохо запоминает стихи, косноязычен или у него не очень большой запас слов, с ним родителям необходимо заниматься, и чем раньше, тем лучше, иначе ему будет очень сложно учиться в школе. Для занятий рекомендуется брать небольшие произведения, написанные хорошим русским языком. Переводная литература для этой цели не очень подходит. Очень хороши специально для этого созданные "Рассказы из азбуки" Л.Н. Толстого и "Рассказы для детей" К.Д. Ушинского, а совсем маленьким - небольшие сказки ("Лиса и журавль", "Волк и лиса",). Главное, чтобы сюжет был ярким, динамичным.
СЛАЙД 12. Родителям рекомендуется соблюдать при этом следующие правила:
Прочитайте текст медленно, выразительно, потом предложите ребенку в двух словах рассказать, о чем он. Если трудно, задайте наводящие вопросы. Можно разыграть рассказ в лицах (или куклах) с той степенью подробности, на которую способен ваш малыш. Может будет проще, если вы будете говорить "за автора", а он от лица героев.
Если малышу трудно запомнить даже коротенький сюжет, попробуйте сделать "мультик": пусть ребенок с вашей помощью вспомнит и нарисует основные сцены, а потом, опираясь на картинки ,"озвучит" мультфильм.
Если у малыша хорошее чувство юмора, можно предлагать ему какие-то совсем абсурдные подсказки, смеясь, он, возможно, вспомнит как было дело.
Можно попробовать изменить сюжет. Например, представить, что было бы, если бы бабушка не открыла волку дверь.
Не ругайте малыша за неудачи и не торопите: расстройства речи исправляются крайне медленно.
СЛАЙД 13. Особое место занимает познавательное чтение энциклопедий и научно-популярной литературы. Оно ни коем случае не должно заменять или вытеснять литературное чтение. Это может затормозить эмоциональное развитие малыша. Если ребенок задал вам "научный" вопрос, предложите вместе поискать ответ в словаре. Заодно поучите его работать со справочной литературой, пользоваться алфавитным указателем. Даже если взрослый знает, он не должен торопиться с подсказкой. В дошкольном возрасте не рекомендуется навязывать ребенку научно-популярные книги: предложенные не вовремя, они вызовут у ребенка скуку или протест.
Дошкольное детство - уникальный, мимолетный период в жизни ребенка, и от того, чем как мы его заполним, зависит вся дальнейшая судьба малыша. В наших силах сделать так, чтобы чтение стало органично и естественно вошло в его жизнь.
Воспитатель приглашает в зал детей, дети читают стихи:
РЕБЕНОК 1
У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
РЕБЕНОК 2
Книга - друг наш и товарищ,
Мы берем ее везде!
Ведь она всем нам поможет
И в учебе и в труде.
РЕБЕНОК 3
Книга - друг наш и товарищ,
Мы берем ее везде!
Ведь она всем нам поможет
И в учебе и в труде.
2. Выставка детских книг, рекомендуемых программой дошкольного образования и иллюстрации известных художников к литературным произведениям (В. Васнецова, В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Рачева и др.).
(Воспитатель обращает внимание родителей на выставку книг для детей и иллюстрации известных художников к литературным произведениям.)
Воспитатель: Уважаемые родители, обратите внимание на эту выставку книг. Перед вами литература, используемая педагогами нашего дошкольного учреждения, рекомендованная программой обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
3.Анкетирование по проблеме организации семейного чтения:
- Как Вы относитесь к чтению книг?
- Как часто Вы читаете книги?
- Есть ли у Вас домашняя библиотека?
- Покупаете ли Вы книги для своего ребенка?
- Прививаете ли Вы интерес у ребенка к книге?
- Читаете ли вы детям книги?
- В какое время суток Вы читаете ребенку книги?
- Рассказываете ли Вы детям сказки?
- Что предпочитает получить Ваш ребенок в качестве подарка в День рождения?
4. Литературная викторина.
А, сейчас самое интересное – мы узнаем насколько, вы, уважаемые родители подкованы в знании детской литературы. Разделитесь, пожалуйста, на четыре команды. Задания будут даны всем командам сразу: кто поднимет флажок, тот и отвечает. За правильный ответ – фишка. Команда, набравшая большее количество фишек, становится победителем.
Задания командам:
- Угадайте по отрывку из произведения для детей его название и автора.
- Угадайте, из какого произведения этот предмет? (Воспитатель показывает предмет или предметную картинку.)
- Скажите, в какой сказке живёт этот персонаж? (Показывает иллюстрацию, например, петуха. Этот персонаж встречается во многих сказках, будут правильными несколько ответов.)
- Угадайте сказку по картинам и назовите авторов этих картин. (Показывает картины Е. Рачева, В Сутеева, В. Васнецова и др.)
- Отгадайте загадки о сказочных героях.
Родители выполняют данные воспитателем задания викторины.
Молодцы родители! Викторина удалась! Вспомнили свое детство, любимые книги, смогли проверить себя через годы..
Для формирования кругозора ребенка необходимо, чтобы у него возник стойкий интерес к чтению и книге, появилась потребность общения с миром художественной литературы, которая обогащает его нравственный опыт.
Чтобы привить ребенку-дошкольнику интерес к чтению, за дело должны взяться талантливый родитель, талантливый воспитатель и талантливый библиотекарь. Объединив свои усилия, они помогут детям полюбить чтение.
Подведение итогов, решение родительского собрания:
Учитывая большую роль родителей в приобщении детей к чтению, поставить себе цель – читать с ребёнком каждый день, обсуждать прочитанное. Найти время и возможности для семейного чтения. Оказать детям помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные, понравившиеся мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучшую читательскую тетрадь. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание (во второй младшей группе) «Развитие речи детей через чтение художественной литературы»
Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
Реализация системно – деятельного подхода через работу детско – родительского клуба "Увлекательный мир чтения"
.Работа детско-родительского клуба, как одна из форм совместной деятельности детского сада и семьи....
Родительское собрание на тему "Чтение книг как форма речевого и познавательного развития детей"
В данной работе представленно родительское собрание на тему "Чтение книг как форма речевого и позновательного развития детей".Родителям рассказывается как с помощью книги развить у дет...
Выступление на родительском собрании «Приобщение детей к чтению книг в семье» Старший дошкольный возраст.
Помочь родителям осознать ценность детскогго чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников....
Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст
laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...
Родительское собрание (круглый стол) "Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя"
Повысить компетентность родителей по вопросу привития у детей желания читать. Приобщить родителей к обмену опытом в формировании интереса и потребности в чтении....
Родительское собрание во второй младшей группе: «Развитие словотворчества детей через чтение художественной литературы»
Родительское собрание во второй младшей группе: «Развитие словотворчества детей через чтение художественной литературы»...