Пальчиковые игры
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №8 «Салют»
Утверждаю:
МБДОУ»Детский са №8»Салют»
Заведующий Горбунова А.Н.__________
Дополнительная образовательная программа кружка
«Пальчиковые игры»
(развитие мелкой моторики рук)
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 года
2016 - 2017 год
Программу реализуют
воспитатели 12 подготовительной группы
Демиденкова Н.В.
Дудкова Г.Д.
г.Смоленск
2017 год
Актуальность
"Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев."
В.А. Сухомлинский
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дошкольники держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки…Вот почему в последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи все больше уделают внимание.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук.
От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Она влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовит к владению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем.
Именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, умению выполнять мелкие движение, развивается мелкая моторика рук. К 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.
Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Новизна опыта.
Использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка; систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму.
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.
Программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Цель: Развитие мелкой моторики и движений пальцев рук, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи:
- Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять незакрашенных мест.
- Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
- Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
- Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать наощупь предметы и материалы .
- Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 3 до 5 лет.
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы 2 года.
Методы проведения занятий:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Форма обучения - совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы работы:
- Игры.
- Беседы, показ, работа с наглядным материалом.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Чтение и заучивание художественной литературы.
Время проведения кружка:
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня. Время занятий 15 -20 мин. Общее количество занятий в год -64.. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год .
Работа по развитию мелкой моторики рук включает несколько направлений:
- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),
- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,
- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) .
Основные формы работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
Пальчиковый игротренинг
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Рисование пластилином.
Конструирование из бумаги в технике оригами.
Аппликация.
Развитие графических навыков
Рисование по трафаретам.
Вырезывание ножницами.
Штриховка.
Дорисовка.
Игры и действия с мелкими предметами.
Узнавать предметы на ощупь.
Работа с крупой, фасолью, горохом.
Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
Пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Под влиянием кинезиологических тренировок в мозгу происходят положительные структурные изменения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии ( техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
Рисование тренирует руку для письма. . Целесообразно приобщать дошкольников к нетрадиционной технике рисования, например,рисование по манке, песку. Ребенок передает то, что обычным способом сделать трудно.
В природе ребенка заложена способность отрабатывать собственные навыки. Это ценное качество надо беречь как зеницу ока, особенно когда дело касается рисования.
В разделе «Графические навыки»
дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
Штриховка поможет «поставить руку», подготовить ее к письму. Правила штриховки нетрудно запомнить.
Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями(штрихами). Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать ее гибкость, точность, координированность движений.
В разделе «Игры с предметами»
у детей совершенствуются двигательные навыки , развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. Количество и разнообразие упражнений зависит от фантазии педагога. Проводить такую работу следует по 2-5 минут ежедневно. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления.
Благоприятное воздействие на развитие руки оказывают: лепка из пластилина, соленого теста, полимерной глины, мозаичная аппликация из бумаги, ткани, яичной скорлупы, ручной труд, бисероплетение, работа с бумагой ( оригами), пазлами, мозаикой и т.д.
Результатом работы по данной программе должно стать:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
- Развитие творческой активности, пространственного мышления.
- Укрепление мышечного тонуса кисти рук;
- Овладение разными видами ручной умелости.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
- Овладение нормами этики поведения.
Занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем возможность развивать мелкую моторику рук, тем самым, осуществить этап подготовки руки к письму.
Он заключается в следующем:
-укрепление мышц руки, улучшение координации движений рук;
-усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
-совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
-умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
-поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
-снижение психологической нагрузки ребенка.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была
успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки, пальцы должны слышать
информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки.
Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на выполнении гигиенических правил письма, на формирование учебной позы. На занятиях создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш (ручку); как правильно располагает альбом, тетрадь для работы.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Результаты работы не всегда проявляются быстро. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно и целенаправленно, тогда будет достигнут наибольший эффект, так как рука имеет большое представительство в коре головного мозга
Первый год обучения.
Учебно - тематический план.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Диагностическое занятие . | 1 |
2 | «Детский сад для ребят». | 1 |
3 | «Детский сад и игрушки» | 1 |
4 | « Осень» | 1 |
5 | « Огород. Овощи» | 1 |
6 | « Сад. Фрукты» | 1 |
7 | «Ягоды.» | 1 |
8 | «Дом. Семья» | 1 |
9 | «Мебель. Квартира.» | 1 |
10 | «Зима.» | 1 |
11 | «Зимние забавы.» | 1 |
12 | «Новый год.» | 1 |
13 | «Ёлка.» | 1 |
14 | «Зимующие птицы.» | 1 |
15 | «Домашние животные.» | 1 |
16 | «Домашние птицы.» | 1 |
17 | «Транспорт.» | 1 |
18 | «День Святого Валентина.» | 1 |
19 | «Наша Армия.» | 1 |
20 | «Весна.» | 1 |
21 | «Мамин праздник.» | 1 |
22 | «Комнатные растения.» | 1 |
23 | «Дикие животные.» | 1 |
24 | «Перелётные птицы.» | 1 |
25 | «Весенние цветы.» | 1 |
26 | «Мой город.» | 1 |
27 | «Правила дорожного движения.» | 1 |
28 | «Рыбы.» | 1 |
29 | «Насекомые.» | 1 |
30 | «Бабочки.» | 1 |
31 | «Лето.» | 1 |
32 | Диагностическое занятие. | 1 |
Всего: 32
Перспективное планирование.
Тема занятий. | Цель занятий | Содержание | |
1.Диагностика | Выявление ведущей руки . | ||
Октябрь. №2. «Детский сад для ребят». | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки. | 1.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж) 3.Раскрашивание игрушек. | |
№3. «Детский сад и игрушки» | Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. | 1. Пальчиковая гимнастика «У меня игрушек много», 2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. 3.Пластилинография «Мой веселый, звонкий мяч». |
№4. «Осень» | Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики , добиваясь изображения листьев. | 1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3.Пластилинография. «Осеннее дерево». |
№5. «Огород. Овощи». | Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | 1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи. 2..Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи» |
Ноябрь. №6. «Сад. Фрукты». | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу. Учить выкладывать узор из разных семян, косточек, вдавливать семена в пластилин поочередно каждым пальчиком вращательными движениями. | 1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 3.Работа с семенами. «замечательные фрукты» . |
№7. «Ягоды» | Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. | 1Пальчиковая игра «По ягоды». 2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды) 3.Пластилинография. «Клубника». |
№8 «Дом. Семья» . | Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Учить скатывать комочки из бумажных салфеток большим и указательным пальцами. Выкладывать узор на круглой основе. | 1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» 2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Разноцветные коврики» (из бумажных комочков) |
№9. «Мебель, квартира». | Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Тренировать навык приклеивания мелких деталей, учитывая их форму.
| 1.»Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. 2 Массаж ребристым карандашом между ладонями. 3«Рамка для фотографий» (мозаичная аппликация ). |
Декабрь. №10. «Зима». | Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление. | 1Пальчиковая игра «Как на горке снег» 2.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 3.«Сказочный домик» (оригами) |
№11. «Зимние забавы» | Упражнять в координации движений с речью. Учить рисовать пальцами по манке. Развивать тактильные ощущения, свободные движения мелких мышц руки, точные движения пальцев. Научить скатывать шарики из салфеток. | 1.Хороводная игра «Снежная баба» 2.Игра с манкой «Метелица» 3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. |
№12. «Новый год». | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. Учить выкладывать узор из бисера, вдавливать бисер в пластилин пальчиком вращательными движениями. | 1.Игра «Наведем порядок». ( группировка предметов по признаку). 2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности. 3.«Елочная игрушка». (пластилинография) |
№13. «Ёлка» | Развивать мелкую моторику пальцев; | 1.Пальчиковая игра «Елочка» |
зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. | 2.Рисование по точкам «Елочка» 3.Нарядная елочка (оригами) |
Январь. №14. «Зимующие птицы». | Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. | 1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох. 2.Пальчиковая игра «Снегири» 3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях. |
№15. «Домашние животные» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. | 1. «Маленький конструктор»-выкладывание из геометрических фигур животных. 2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка». 3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. |
№16. «Домашние птицы» | Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами. | 1. «Накормим птичек»-скомкать бумагу в маленькие комочки. 2. «Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой. 3. «Цыпленок» (раскраска.) |
Февраль №17 «Транспорт» | Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.
| 1.Рисуем машину пальчиками на песке. 2.Пальчиковая игра «Вышли мы во двор гулять» 3.«Машина» (оригами) |
№18 «День Святого Валентина.» | Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. | 1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек. 3.Изготовление Валентинки из бумаги. |
№19 «Наша Армия». | Продолжать развивать зрительно моторные функции. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | 1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру. 2.Пальчиковая игра «Солдаты». 3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась военную технику.» |
№20 «Весна» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. | 1. «Потекли ручейки» -рисование пальцами на крупе. 2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.) 3.Обрывная аппликация «Солнышко» |
Март №21 «Мамин праздник» | Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать цветы из бумаги, тренировать навык аккуратного приклеивания мелких деталей. | 1.Завязываем бантик на подарке 2.Смотать клубок для бабушки. 3.Открытка для мамы. ( объёмная аппликация) |
№22 «Комнатные растения» | Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить штриховать в разных направлениях. | 1.П \и «На окошке в горшочке» 2Обрывание цветка по контуру. 3.Штриховка цветка в горшке. |
№23 «Дикие животные» | Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок. |
« У медведя дом большой ». 2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест. 3. Обвести трафарет животного, вырезать его. |
№24 «Перелетные птицы» | Упражнять в выкладывании фигур из палочек. Работать над развитием зрительно моторных функций. Формировать плавные, свободные движения руки, развивать точность движений, внимание. Продолжать учить аккуратно раскрашивать, не выходя за контуры. Учить регулировать силу нажима на карандаш. | 1.Пальчиковая игра «Встреча птиц. 2. «Домик для скворца»-выкладывание из палочек по принципу «колодца» 3.Обвести птицу по трафарету и раскрасить мелкими штрихами.. |
Апрель. №25 «Весенние цветы» |
Учить детей выкладывать кусочки ткани в форме цветка, закреплять ткань на основе с клея. | 1.Упражнение «Мотылек». 2. Упражнение « Цветок» ( работа с крупой: манка, пшено, гречка) 3.Аппликация «Весенний луг». (аппликация из ткани) |
№26 «Мой город» | Упражнять в работе с трафаретами. Учить ориентироваться на микроплоскости. | 1. «Что спряталось в комочке»-разглаживание смятых в комочек трафаретов различного транспорта из бумаги. 2.Пальчиковая гимнастика «Дом». 3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру. |
№27 «Правила дорожного движения» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики Учить работать с ножницами. Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. | 1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать. 3.Пластилинография . «Светофор» |
№28 «Рыбы». | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание, память. Продолжать учить работать с пластилином. | 1.Пальчиковая игра «Рыбка» 2. Упражнение «Рыбки плавают в пруду» ( рисование по песку) 3.Пластилинография . Коллективная работа « Рыбки в аквариуме» |
Май. №29 «Насекомые» | Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки. Продолжать учить работать с бумагой различной фактуры. | 1.Пальчиковая игра «Сороконожка» 2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог. 3. «Гусеница» Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. | |
№30 «Бабочки» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами. | 1.Пальчиковая игра «Бабочка» 2.Упражнение « Спал цветок, и вдруг проснулся» ( собрать пазл « Бабочка») 3.»Бабочка» (оригами) | |
№31 «Лето» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики Совершенствовать память, внимание, логическое мышление. | 1. . «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки. 2.Пальчиковая игра «Пчелы» 3.Коллективная аппликация «Лето». | |
№32 Диагностика | Обследование мелкой моторики. |
Календарный план.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата |
1 | Диагностическое занятие . | 1 | |
2 | «Детский сад для ребят». | 1 | |
3 | «Детский сад и игрушки» | 1 | |
4 | « Осень» | 1 | |
5 | « Огород. Овощи» | 1 | |
6 | « Сад. Фрукты» | 1 | |
7 | «Ягоды.» | 1 | |
8 | «Дом. Семья» | 1 | |
9 | «Мебель. Квартира.» | 1 | |
10 | «Зима.» | 1 | |
11 | «Зимние забавы.» | 1 | |
12 | «Новый год.» | 1 | |
13 | «Ёлка.» | 1 | |
14 | «Зимующие птицы.» | 1 | |
15 | «Домашние животные.» | 1 | |
16 | «Домашние птицы.» | 1 | |
17 | «Транспорт.» | 1 | |
18 | «День Святого Валентина.» | 1 | |
19 | «Наша Армия.» | 1 | |
20 | «Весна.» | 1 | |
21 | «Мамин праздник.» | 1 | |
22 | «Комнатные растения.» | 1 | |
23 | «Дикие животные.» | 1 | |
24 | «Перелётные птицы.» | 1 | |
25 | «Весенние цветы.» | 1 | |
26 | «Мой город.» | 1 | |
27 | «Правила дорожного движения.» | 1 | |
28 | «Рыбы.» | 1 | |
29 | «Насекомые.» | 1 | |
30 | «Бабочки.» | 1 | |
31 | «Лето.» | 1 | |
32 | Диагностическое занятие. | 1 | |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1 сентябрь | Диагностическое занятие . | Выявление ведущей руки. | Спичечный коробок, карандаши цветные, колокольчик, ёмкости с водой, альбомные листы. |
2 октябрь | «Детский сад для ребят». | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки. | Простой карандаш Альбомный лист Цветные карандаши |
3 октябрь | «Детский сад и игрушки» | Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. | Картон Плоские игрушки Мешочек Пластилин |
4 октябрь | « Осень» | Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики , добиваясь изображения листьев. | Цветная бумага Картон Пластилин |
5 октябрь | « Огород. Овощи» | Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Трафарет «овощи» Мешочек Муляжи овощей и фруктов |
6 ноябрь | « Сад. Фрукты» | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу. Учить выкладывать узор из разных семян, косточек, вдавливать семена в пластилин поочередно каждым пальчиком вращательными движениями. | Шнурок Картонные кружочки Семена дыни и арбуза Трафарет «фрукты» |
7 ноябрь | «Ягоды.» | Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. | Крупка-горох Пластилин Картон Раскраска « ягоды» |
8 ноябрь | «Дом. Семья» | Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Учить скатывать комочки из бумажных салфеток большим и указательным пальцами. Выкладывать узор на круглой основе. | Геометрические фигуры из картона Картон Салфетки Клей кисточка |
9 ноябрь | «Мебель. Квартира.» | Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Тренировать навык приклеивания мелких деталей, учитывая их форму.
| Счётные палочки Простой карандаш Основа-картонная рамка Клей ПВА Яичная скорлупа |
10 декабрь | «Зима.» | Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление. | Листы белой бумаги |
11 декабрь | «Зимние забавы.» | Упражнять в координации движений с речью. Учить рисовать пальцами по манке. Развивать тактильные ощущения, свободные движения мелких мышц руки, точные движения пальцев. Научить скатывать шарики из салфеток. | Поднос Крупа-манка Салфетки Картон синего цвета Клей Кисточка |
12 декабрь | «Новый год.» | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. Учить выкладывать узор из бисера, вдавливать бисер в пластилин пальчиком вращательными движениями. | Настольная игра «ассоциации» Цветные геометрические фигуры бисер Пластилин Картон |
13 декабрь | «Ёлка.» | Развивать мелкую моторику пальцев, зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. | Раскраска «ёлочка» Листы белой бумаги Картон Клей |
14 январь | «Зимующие птицы.» | Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. | Трафарет «птицы» Простой карандаш Крупа-фасоль, горох |
15 январь | «Домашние животные.» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. | Геометрические фигуры из картона Простой карандаш Раскраска «котёнок» |
16 январь | «Домашние птицы.» | Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами. | Листы белой бумаги Пипетка Ёмкость с водой Цветные карандаши Трафарет» цыплёнок» |
17 февраль | «Транспорт.» | Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.
| Поднос Песок Белые листы бумаги |
18 февраль | «День Святого Валентина.» | Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. | «колючие» мячи Цветная бумага Ножницы |
19 февраль | «Наша Армия.» | Продолжать развивать зрительно моторные функции. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Раскраска «салют» Крупа-рис Цветные карандаши Трафареты «транспорт» |
20 февраль | «Весна.» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. | Поднос Крупа-манка Большие и маленькие пуговицы Нитка Цветная бумага Клей Кисточка |
21 март | «Мамин праздник.» | Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать цветы из бумаги, тренировать навык аккуратного приклеивания мелких деталей. | Коробочка с бантиком Клубок шерстяной нити Цветная бумага Клей Кисточка Картон |
22 март | «Комнатные растения.» | Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить штриховать в разных направлениях. | Раскраски « Цветок» «цветок в горшочке» Простой карандаш |
23 март | «Дикие животные.» | Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок. | Муляжи: овощи, фрукты Трафарет «животные» Простой карандаш Лист белой бумаги Ножницы |
24 март | «Перелётные птицы.» | Упражнять в выкладывании фигур из палочек. Работать над развитием зрительно моторных функций. Формировать плавные, свободные движения руки, развивать точность движений, внимание. Продолжать учить аккуратно раскрашивать, не выходя за контуры. Учить регулировать силу нажима на карандаш. | Счётные палочки Трафарет «птицы» Цветные карандаши |
25 апрель | «Весенние цветы.» |
Учить детей выкладывать кусочки ткани в форме цветка, закреплять ткань на основе с клея. | Поднос Крупа-манка, гречка, пшено Кусочки различных видов ткани Картон Ножницы Клей пва |
26 апрель | «Мой город.» | Упражнять в работе с трафаретами. Учить ориентироваться на микроплоскости. | Рисунки с различными видами транспорта Пластилин Картон |
27 апрель | «Правила дорожного движения.» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики Учить работать с ножницами. Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. | Трафарет «транспорт» Ножницы Простой карандаш Пластилин Картон |
28 апрель | «Рыбы.» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание, память. Продолжать учить работать с пластилином. | Поднос Песок Пластилин Картон |
29 май | «Насекомые.» | Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки. Продолжать учить работать с пластилином. | Крупа-горох 2 пустые ёмкости Картон Салфетки Кисточка Клей |
30 май | «Бабочки.» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами. | Разрезные картинки «бабочка» Листы белой бумаги |
31 май | «Лето.» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики Совершенствовать память, внимание, логическое мышление. | Крышки от пластиковых бутылок Цветная бумага Цветной картон Клей Кисточка Салфетки Ножницы |
32 май | Диагностическое занятие. | Обследование мелкой моторики. | Ножницы Листы белой бумаги Мешочек Геометр. Фигуры различной формы Лист А4 Простой карандаш Ложки деревянная и металлическая Линейка деревянная и металлическая |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН .
Октябрь
Неделя | Тема занятия | Дидактические игры и упражнения |
1. | Диагностика | |
2. | Детский сад и игрушки | Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому», «Шарик». Выложить из счетных палочек «Качели». Дорисуй узор. |
3. | Ягоды | Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка» Выложить из счетных палочек «Корзинку». Дорисуй узор «Земляника». |
4. | Грибы. | Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами», «Корзинка», «Грибы на поляне». Выложить из счетных палочек «Грибок». Дорисуй узор «Грибочки». |
5. | Овощи. | Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Морковка». Выложить фигурки из счетных палочек «Машина везет урожай». Дорисуй узор «Огурец». |
Ноябрь
1. | Фрукты. | Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Слива». Выложить из счетных палочек «Домик». Дорисуй узор «Яблоки-груши». |
2. | Деревья и кустарники. | Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Дерево», «Лес». Выложить из счетных палочек «Заборчик», «Елочка». Дорисуй узор «Дерево – елочка». |
3. | Перелетные птицы. | Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Скворечник», «Птенчики в гнезде». Дорисуй узор «Птицы». |
4. | Домашние птицы. | Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь», «Петушок», «Курочка». Игра «Утенок». Дорисуй узор «Утята». |
Декабрь
1. | Домашние животные. | Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Лошадка». Выложить из счетных палочек «Кошечка». |
2. | Почта. | Пальчиковая гимнастика «Гости». Выложить из счетных палочек «Письмо». Дорисуй узор «Конверт». |
3. | Семья. | Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто приехал?», «Моя семья», «Очки». Выложить из счетных палочек «Рожицу», «Очки». Дорисуй узор «Человечки». |
4. | Наша Родина. | Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Обогрей». Выложить из счетных палочек «Солнышко». Дорисуй узор «Заборчик 1». |
Январь
1. | Наш город. | Пальчиковая игра «Газон засох». Выложить из счетных палочек «Башня», «Колодец». Дорисуй узор «Заборчик 2». | |
2. | Зима. | Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед». Выложить из счетных палочек «Снежинку». Дорисуй узор «Снежинка». | |
3. | Дикие животные. | Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка и ушки», «Ежик». Выложить из счетных палочек «Ежик». Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. | |
4. | Животные жарких стран. | Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Слон», «Крокодил», «Черепаха». Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш. | |
Февраль
1. | Рыбы. | Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Щука». Выложить из счетных палочек «Рыбку», «Ракушку». Дорисуй узор «Рыбка». |
2. | Строительные профессии. | Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «Щели», «Домик». Выложить из счетных палочек «Дом и ворота», «Мост», «Окно». Дорисуй узор «Окошки». |
3. | Защитники Отечества. | Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы- молодцы». Выложить из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». Дорисуй узор «Салют». |
4. | Транспорт. | Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Лодка». Выложить из счетных палочек «Лодку», «Пароход», «Машину». |
Март
1. | Транспорт. | Пальчиковая гимнастика «Пароход». Выложить из счетных палочек «Лодку», «Самолет». Дорисуй узор «Машина». |
2. | Школа и библиотека. | Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик». Выложить фигурки из счетных палочек «Тетрадь», «Карандаш». Дорисуй узор «Книга, карандаш». |
3. | Весна. | Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц», «Флажок» Дорисуй узор «Кораблики». |
4. | Мебель. | Пальчиковая гимнастика «Кисточка», «Стул», «Стол». Выложить фигурки из счетных палочек «Кроватка», «Табуретка». Дорисуй узор «Шкаф». |
Апрель
1. | Бытовые приборы. | Пальчиковая гимнастика «Пылесос». Выложить фигурки из счетных палочек «Телевизор», «Часы». Игра «Обведи клубочки по точкам». |
2. | Космос. | Игра ладонями. Выложить фигурки из счетных палочек «Звездочка», «Ракета». Дорисуй узор «Звездная дорожка». |
3. | Откуда хлеб пришел. | Пальчиковая гимнастика «Хлебушек», «Пекарь», «Женины гости». Выложить фигурки из палочек «Мельница», «Колосок». |
4. | Цветы. | Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак», «Хризантемы». Выложить фигурки из палочек «Кактус», «Ваза». Дорисуй узор «Цветок в кашпо» |
Май
2. | Насекомые. | Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки», «Осы», «Жук», «Бабочка». Выложить фигурки из палочек «Бабочка», «Жук». Дорисуй узор «Бабочки», «Жуки». | |
3. | Одежда и обувь. | Пальчиковая гимнастика «Варежки», «Крючочки». Дорисуй узор «Платье». | |
4. | Тест «Проверь себя». | 1.Провести карандашом точно по линиям, стараясь не отрывать его от бумаги. 2.Выполнить штриховку в разных направлениях, не выходя за контур рисунка. 3.Повтори рисунок справа. 4. Обведи узор и продолжи его. |
Календарный план.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата |
1 | Диагностика | 1 | |
2 | Детский сад и игрушки | 1 | |
3 | Ягоды | 1 | |
4 | Грибы. | 1 | |
5 | Овощи. | 1 | |
6 | Фрукты. | 1 | |
7 | Деревья и кустарники. | 1 | |
8 | Перелетные птицы. | 1 | |
9 | Домашние птицы. | 1 | |
10 | Домашние животные. | 1 | |
11 | Почта. | 1 | |
12 | Семья. | 1 | |
13 | Наша Родина. | 1 | |
14 | Наш город. | 1 | |
15 | Зима. | 1 | |
16 | Дикие животные. | 1 | |
17 | Животные жарких стран. | 1 | |
18 | Рыбы. | 1 | |
19 | Строительные профессии. | 1 | |
20 | Защитники Отечества. | 1 | |
21 | Транспорт. | 1 | |
22 | Транспорт. | 1 | |
23 | Школа и библиотека. | 1 | |
24 | Весна. | 1 | |
25 | Мебель. | 1 | |
26 | Бытовые приборы. | 1 | |
27 | Космос. | 1 | |
28 | Откуда хлеб пришел. | 1 | |
29 | Цветы. | 1 | |
30 | Насекомые. | 1 | |
31 | Одежда и обувь. | 1 | |
32 | Тест «Проверь себя». | 1 | |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1 сентябрь | Диагностика | Выявление ведущей руки. | Спичечный коробок, карандаши цветные, колокольчик, ёмкости с водой, альбомные листы. |
2 октябрь | Детский сад и игрушки | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки. | Простой карандаш Альбомный лист Цветные карандаши |
3 октябрь | Ягоды | Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. | Картон Плоские игрушки Мешочек Пластилин |
4 октябрь | Грибы. | Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики , добиваясь изображения листьев. | Цветная бумага Картон Пластилин |
5 октябрь | Овощи. | Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Трафарет «овощи» Мешочек Муляжи овощей и фруктов |
6 ноябрь | Фрукты. | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу. Учить выкладывать узор из разных семян, косточек, вдавливать семена в пластилин поочередно каждым пальчиком вращательными движениями. | Шнурок Картонные кружочки Семена дыни и арбуза Трафарет «фрукты» |
7 ноябрь | Деревья и кустарники. | Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. | Крупка-горох Пластилин Картон Раскраска « ягоды» |
8 ноябрь | Перелетные птицы. | Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Учить скатывать комочки из бумажных салфеток большим и указательным пальцами. Выкладывать узор на круглой основе. | Геометрические фигуры из картона Картон Салфетки Клей кисточка |
9 ноябрь | Домашние птицы. | Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Тренировать навык приклеивания мелких деталей, учитывая их форму.
| Счётные палочки Простой карандаш Основа-картонная рамка Клей ПВА Яичная скорлупа |
10 декабрь | Домашние животные. | Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление. | Листы белой бумаги |
11 декабрь | Почта. | Упражнять в координации движений с речью. Учить рисовать пальцами по манке. Развивать тактильные ощущения, свободные движения мелких мышц руки, точные движения пальцев. Научить скатывать шарики из салфеток. | Поднос Крупа-манка Салфетки Картон синего цвета Клей Кисточка |
12 декабрь | Семья. | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. Учить выкладывать узор из бисера, вдавливать бисер в пластилин пальчиком вращательными движениями. | Настольная игра «ассоциации» Цветные геометрические фигуры бисер Пластилин Картон |
13 декабрь | Наша Родина. | Развивать мелкую моторику пальцев, зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. | Раскраска «ёлочка» Листы белой бумаги Картон Клей |
14 январь | Наш город. | Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. | Трафарет «птицы» Простой карандаш Крупа-фасоль, горох |
15 январь | Зима. | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. | Геометрические фигуры из картона Простой карандаш Раскраска «котёнок» |
16 январь | Дикие животные. | Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами. | Листы белой бумаги Пипетка Ёмкость с водой Цветные карандаши Трафарет» цыплёнок» |
17 февраль | Животные жарких стран. | Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.
| Поднос Песок Белые листы бумаги |
18 февраль | Рыбы. | Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. | «колючие» мячи Цветная бумага Ножницы |
19 февраль | Строительные профессии. | Продолжать развивать зрительно моторные функции. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Раскраска «салют» Крупа-рис Цветные карандаши Трафареты «транспорт» |
20 февраль | Защитники Отечества. | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. | Поднос Крупа-манка Большие и маленькие пуговицы Нитка Цветная бумага Клей Кисточка |
21 март | Транспорт. | Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать цветы из бумаги, тренировать навык аккуратного приклеивания мелких деталей. | Коробочка с бантиком Клубок шерстяной нити Цветная бумага Клей Кисточка Картон |
22 март | Транспорт. | Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить штриховать в разных направлениях. | Раскраски « Цветок» «цветок в горшочке» Простой карандаш |
23 март | Школа и библиотека. | Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок. | Муляжи: овощи, фрукты Трафарет «животные» Простой карандаш Лист белой бумаги Ножницы |
24 март | Весна. | Упражнять в выкладывании фигур из палочек. Работать над развитием зрительно моторных функций. Формировать плавные, свободные движения руки, развивать точность движений, внимание. Продолжать учить аккуратно раскрашивать, не выходя за контуры. Учить регулировать силу нажима на карандаш. | Счётные палочки Трафарет «птицы» Цветные карандаши |
25 апрель | Мебель. |
Учить детей выкладывать кусочки ткани в форме цветка, закреплять ткань на основе с клея. | Поднос Крупа-манка, гречка, пшено Кусочки различных видов ткани Картон Ножницы Клей пва |
26 апрель | Бытовые приборы. | Упражнять в работе с трафаретами. Учить ориентироваться на микроплоскости. | Рисунки с различными видами транспорта Пластилин Картон |
27 апрель | Космос. | Продолжать работать над развитием мелкой моторики Учить работать с ножницами. Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. | Трафарет «транспорт» Ножницы Простой карандаш Пластилин Картон |
28 апрель | Откуда хлеб пришел. | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание, память. Продолжать учить работать с пластилином. | Поднос Песок Пластилин Картон |
29 май | Цветы. | Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки. Продолжать учить работать с пластилином. | Крупа-горох 2 пустые ёмкости Картон Салфетки Кисточка Клей |
30 май | Насекомые. | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами. | Разрезные картинки «бабочка» Листы белой бумаги |
31 май | Одежда и обувь. | Продолжать работать над развитием мелкой моторики Совершенствовать память, внимание, логическое мышление. | Крышки от пластиковых бутылок Цветная бумага Цветной картон Клей Кисточка Салфетки Ножницы |
32 май | Тест «Проверь себя». | Обследование мелкой моторики. | Ножницы Листы белой бумаги Мешочек Геометр. Фигуры различной формы Лист А4 Простой карандаш Ложки деревянная и металлическая Линейка деревянная и металлическая |
Список использованной литературы:
С.А. Козлова «Я хочу в школу»-2007г
Журнал «Д/В» №1-8 2012.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
Ярославль: Академия развития, 2009.
Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.
Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»
Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...