Играем дома
статья

Кормачкова Елена Сергеевна

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

 В.А.Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_doma.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

Играем дома

Игра – это очень серьезно, с ее помощью ребенок познает мир, учится проявлять самостоятельность, развивает фантазию, обзаводится опытом побед и поражений. От того, во что он играл в детстве, часто зависит выбор его жизненного сценария.

Взрослому в детской игре можно и нужно:

1. уделять ребенку внимание. родители часто надеются, что ребенок будет играть сам и оставит папу или маму в покое. каково же их разочарование, когда малыш полутора-двух лет проявляет интерес к игрушкам не более пяти минут. а все дело в том, что взрослые не помогли ему расширить границы познания и не показали, как играть. ребенку постарше требуется еще больше внимания, ведь черпать сюжеты для игры он будет в рамках информации, которую получает от взрослых.

2. создать пространство для творчества. ребенку важно иметь: свой закуток, в котором главный – он, а не взрослые; некоторое количество игрового материала вроде веревочек, коробочек, камешков, конструкторов и других игрушек (главное, не переусердствовать с количеством) .

3. мягко предлагать свой вариант игры, никогда его не навязывая. ребенка сначала нужно заинтересовать поиграть «по-вашему».

4. развивать игру в полезном направлении. если ребенок терзает игрушечного песика, то не стоит говорить, что он безобразничает. гораздо эффективнее рассказать, что это за песик, какой он хороший, как он кушает, гуляет и играет – игра сама собой перетечет в иное русло.

5. быть с ребенком на равных. ведь только в игре, он может почувствовать себя таким, как взрослые.

6. хвалить. и делать это искренне. дети отлично чувствуют фальшь, даже если не показывают этого. и не перехваливать, чтобы у ребенка оставался стимул развиваться.

  Нельзя:

1. игнорировать малыша. он еще не понимает, что папа или мама устали или заняты, и все негативные эмоции взрослых связывает с собой.

2. постоянно забавлять его. если ребенка не научили играть самостоятельно, то у него и не будет такой потребности, что в будущем может обернуться пассивным отношением к любой деятельности.

3. грубо останавливать игру. понятно, что когда саша бьет женю по голове, то речь идет о жизненной необходимости, во всех же иных случаях взрослым лучше вмешиваться в игру только в рамках правил, установленных детьми. если они играют в автопарк, то конфликт между водителями столкнувшихся автобусов гораздо эффективнее автодиспетчер, в роли которого выступает мама, нежели мама в роли самой себя.

4. критиковать игру. ребенку в игре хочется самоутвердиться, а от родителей ему нужно одобрение. критика же «в лоб» разрушает не только волшебство игры, но и подрывает доверие к взрослым.

5. навязывать игру или ту или иную роль в ней ребенку. у каждого ребенка в игре есть свои потребности, и лучше принять их, чем заменять их на свои собственные.

6. проявлять сверхопеку. все хорошо в меру. стремление родителей к безопасности и успешности чад не должно подавлять собственное я ребенка. даже у самых маленьких есть потребность в самостоятельности и независимости, если ее постоянно подавлять, то можно вырастить безвольную либо скрытную личность.

по большому счету, игра для ребенка – отражение окружающего мира. поэтому если в будущем что-то пойдет не так, причина наверняка будет не в кукле или автомате, как бы ни хотелось в это верить родителям. на то, какую модель поведения ребенок изберет в будущем гораздо сильнее игр влияет обстановка в семье и поведение первых мужчин и женщин, с которыми он сталкивается – то есть, мамы и папы.  

Разнообразные игры для дома

 


«юный металлист»

вам понадобится коробка канцелярских скрепок. на стол насыпают скрепки. по сигналу ведущего соперники (2-4) собирают цепь с помощью скрепок. победителем считается тот, кто за определенное время соберет самую длинную цепочку из скрепок. 

«золушка»


вам понадобятся: семена фасоли, тыквы, крупные макаронные изделия, и т.п. все семена перед игрой смешивают и разделяют на одинаковые кучки по количеству игроков. по сигналу ведущего участники игры должны рассортировать все семена по разным кучкам. побеждает первый, справившийся с заданием. варианты: провести конкурс с завязанными глазами, устроить командное соревнование. 

«где будильник?»

все дети выходят из комнаты. кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. дети возвращаются и ищут будильник. если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча садится на пол. ребёнок, который остался стоять последним, развлекает всех детей - поёт или читает стихотворение. совет: для маленьких детей будильник лучше поставить на блюдце или что-то металлическое, чтобы его было лучше слышно. 


«земля. воздух, вода»

дети садятся в ряд или круг. водящий ходит перед ними и, указывая на каждого по очереди, произносит: «вода, земля, воздух». в любой момент он может остановиться. если водящий остановился на слове «вода», то ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде. если названо «земля» - нужно назвать того, кто живёт на земле. если названо «воздух» - того, кто летает. 


«что в сундуке?»


готовится сундук (коробка) заполненный разными вещами. каждый из игроков засовывает руку в сундук (смотреть нельзя!!!), нащупывает любую вещь и говорит, что это, а потом вытаскивает для проверки. 

«рисуем по памяти»


для любого количества играющих. первый из игроков рисует на доске или мольберте домик. второй игрок запоминает рисунок, затем закрывает глаза, поворачивается вокруг себя и, не открывая глаз, дорисовывает к домику окошко. следующий – дверь, трубу или птицу на крыше и т.д.
что за рисунок получится в конце концов? 

«острый глаз»


участникам игры предлагается рассмотреть какую-либо банку, миску или кастрюлю. брать в руки нельзя. затем возьмите лист бумаги и попробуйте вырезать крышки для банки так, чтобы они точно совпали с отверстием банки. побеждает тот, у кого крышечка точно совпадёт с отверстием банки. 

«бабушка пошла на базар и купила...»


играют стоя в кругу. ведущий начинает: «бабушка пошла на базар и купила старую кофемолку» и показывает, как она будет молоть кофе (правой рукой крутит воображаемую ручку кофемолки). рядом стоящий повторяет те же слова и тоже начинает крутить ручку и т.д. по кругу. когда все включаются в процесс, очередь снова доходит до ведущего и он показывает следующее движение: «бабушка пошла на базар и купила старый утюг» (гладит левой рукой, не переставая молоть). следующие круги: бабушка купила старую швейную машинку (нажимать ногой на педаль), кресло-качалку (покачиваться) и наконец, часы с кукушкой («ку-ку, ку-ку, ку-ку,»). смысл в том, чтобы выполнять все действия одновременно. 


«король тишины»


король сидит на стуле. другие игроки сидят полукругом в нескольких метрах от него, таким образом, чтобы хорошо его видеть. жестом руки король вызывает одного из игроков. тот встает и бесшумно направляется к королю и садится у его ног, чтобы стать министром. во время этого перемещения игрок внимательно слушает. если игрок произведет хоть малейший шум (шорох одежды, и т.д.), король его отсылает на место жестом руки. 
король сам должен сохранять молчание. если он издаст звук, его тут же свергают с трона и заменяют первым министром, который занимает свое место в полной тишине и продолжает игру (или уставший король объявляет, что он должен быть заменен и приглашает министра сесть на его место). 

 «что бывает….? какое бывает?»

начните игру словами:

«мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению. например: мягким может быть матрац, а твердым камень. или «мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. а еще…»  и так далее о других предметах или живых существах.

или так:

что бывает круглое? что бывает острое?

что бывает жидкое? что бывает длинное?

что бывает пушистое? что бывает твердое?

что бывает квадратное? что бывает ароматное?

что бывает синее? и так далее…

играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.

предложите ребенку задавать вам подобные задания. а вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

«что сначала, что потом»

познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

- сначала чай наливают, потом пьют

- сначала человек ложится спать, потом встает

- сначала самолет взлетает, потом…

- сначала птичка откладывает яичко, потом…

естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

«что будет, если…»

еще одна устная игра.

вы задаете вопрос - ребенок отвечает.

«что будет, если я встану ногами в лужу?»

«что будет, если в ванну с водой упадет мячик? палка? полотенце? котенок? камень?» и так далее. затем меняйтесь ролями.

«что можно делать с…? с чем можно делать…?»

вы начинаете:

«мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…», «воду можно пить, ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще…» - ребенок продолжает.

или:

«залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу…

«пить можно воду, молоко, сок, а еще…».

или:

чай пьют, а печенье едят.

на кровати лежат, а на стуле сидят.

рубашку шьют, а шарф …

котлеты жарят, а суп…и так далее.

когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

«кто что делает?» 

начало может быть таким:

«солнышко - светит, сияет, греет, а еще….»

«машина - едет, гудит, светит…»

«кошка - бегает, ходит, пьет, спит…»

или называете два предмета или живых существа. ребенок должен назвать общее для них действие:

и лягушка, и зайчик - прыгают.

и птица, и муха летают.

и снег, и лед - тают.

 «что где? кто где?»

сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры: что есть у нас на кухне?

где у нас стоит телевизор? и т. д. потом «отправиться» в путешествие. мы идет гулять в лес. что растет в лесу? кто сидит на ветке? кто ползает в траве и так далее…

 «что внутри?»

взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

дом - стол, шкаф - свитер,

холодильник - кефир, тумбочка - книжка,

пузырек - лекарство, кастрюля - суп,

дупло - белка, нора – лиса…

 «угадай, кто это?»

взрослый называет несколько слов, описывающих то или иное животное. задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

например:

серый, злой, зубастый, голодный (волк)

маленький, серенький, трусливый, длинноухий (заяц)

«больше, чем… меньше, чем…»

взрослый ставит задачу:

«я буду называть слово, а ты называешь предмет или животное (до трех, которое по размеру больше, чем я назвал. "

например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. и так далее.

 «один – много»

взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.

«стол - столы, кот - коты, дом - дома, рот - … и так далее».

вариант: «стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей …» и т. д.

сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. когда натренируетесь, усложняйте задания. выдавайте слова в быстром темпе.

Музыкальные игры

 Такие игры помогают привить любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, вызвать интерес и желание участвовать в них; в результате ребенок учится любить, ценить, понимать музыку и получает необходимые знания об основах музыкальной грамоты.

«песня-танец марш»

первый участник называет любой жанр музыки, второй участник его должен изобразить движениями (если это марш или танец) или спеть песню (если жанр песня). после выполнения задания второй участник называет жанр, а следующий участник показывает жанр и т. д.

«аплодисменты»

одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. второй участник повторяет и придумывает другой ритм и прохлопывает. и так далее.

«стучалки»

для этой игры нужны музыкальные инструменты. если дома нет музыкальных инструментов, подойдут предметы, с помощью которых можно извлечь звук, например металлические столовые приборы, кубики и др. желательно использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или пластиковые коробочки, металлические банки и кастрюли. стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

первый участник придумывает и «проигрывает» ритм на предметах, например, железными палочками простучать часть ритмического рисунка по деревянной поверхности, а часть – по металлической. второй участник повторяет ритмический рисунок с использованием тех же самых предметов и тембров.

«будем петь песенку по цепочке»

в игре используются песни, которые знают все участники игры, например детские песенки из мультиков. первый участник начинает петь песню и поет первую строчку, вторую строчку песни поет следующий участник и так далее. цель игры спеть песенку без остановок.

«звуки вокруг нас»

участники прислушиваются к звукам, которые их окружают и по очереди пропевают. например, участник говорит, что слышит гул летящего самолета и поет на одном звуке: у-у-у-у-у, также участник изображает голосом приближающийся и улетающий самолет, постепенно усиливая и ослабляя звучание.

«займи место»

в эту игру желательно играть большой семьей. это самая любимая игра детей. на середину комнаты в кружок ставят несколько стульев, количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. ведущий включает веселую и ритмичную музыку, игроки бегают вокруг стульев, при окончании звучания музыки участники игры садятся на стулья. тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. вместе с ним убирается один стул. игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом. игру можно разнообразить движениями. бег можно заменить, прямым и боковым галопом, хороводом, танцевальными движениями, а также вместо бега можно передавать в движении образ животного или другого сказочного персонажа

«громко-тихо»

для игры подойдут 2 одинаковых предмета, но разные по размеру, например два кубика: большой и маленький. первый участник поет отрывок песни, а второй должен показать с помощью предмета как спел первый участник: большой кубик – громко, маленький кубик – тихо.

другой вариант игры. первый участник показывает маленький кубик, второй участник должен тихо спеть песенку или пропеть своё имя. второй участник показывает большой кубик, следующий участник должен громко исполнить песню или пропеть своё имя.

«угадай мелодию»

первый участник пропевает  мелодию известной песни на любой слог (ля-ля-ля, на-на-на, второй участник должен угадать название песни. после правильного ответа, второй участник загадывает мелодию другому участнику и пропевает её и т. д.

Игры на развитие памяти

«Супермаркет»

Взрослый предлагает поиграть в магазин. Он отправляет ребенка за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5.

«Каждой вещи - своё место»

Как играем: вы наводите дома порядок? Привлеките ребенка к уборке. Пусть он скажет, где лежит та или другая вещь — полотенце, книга и т. д. Если он правильно ответил — значит, победил. В результате — и дома чисто, и ребенок доволен, и память упражняется.

Закрепляем: вы принесли покупки? Пусть ребенок поможет вам разложить их по местам. Скажите, что каждой вещи — свое место. Попробуйте положить неправильно, пусть он вас исправит. Посмейтесь вместе. Как правильно: гречка в печке, сапоги на завалинке или гречка на завалинке, а сапоги в печке? А как насчет: на дворе трава, на траве дрова? А если сказать быстро?

«Пряталки»

 Материал: 4-6 пластиковых стаканчиков из-под йогурта, сметаны.

Как играем: на глазах у ребенка положите под один из перевернутых стаканчиков любую мелкую игрушку или фасоль, пуговичку и т. п. Секунд через 15 попросите ребенка найти стаканчик с игрушкой.

Сначала он будет поднимать все стаканчики подряд, через некоторое время он будет находить игрушку, сделав только две попытки. А затем он обязательно сразу поднимет тот стаканчик, под которым лежит игрушка. Не спешите, у него все получится.

Закрепляем: на прогулке можно положить камешки 1-2 штуки под перевернутые формочки.

Усложняем: увеличьте количество стаканчиков и спрятанных игрушек. Можно поменяться ролями, пусть ребенок прячет игрушки, вы ищите их. А если вы их не найдете, то ребенок с удовольствием вам поможет.

 «Карлсон расшалился»

Материал: игрушки.

Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки. Предложите ребенку рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайте игрушки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале.

Закрепляем: в такую игру можно играть каждый день по 5-10 минут, меняя игрушки.

Усложняем: если ребенок справляется с заданием, то можно увеличивать количество игрушек до 6-8 штук. Можно убирать их со стола по 1-2 штуки сразу.

«Запоминай-ка»

Материал: предметные картинки.

Как играем: разложите перед ребенком 5-6 предметных картинок (например: яблоко, мяч, корзинка, машинка, листик, морковь). Ребенок рассматривает их, называет. Через 2 минуты вы убираете их. Ребенок должен перечислить все, что он запомнил. Скорее всего, что-то он упустит, но не огорчайтесь и все равно похвалите ребенка. Это побудит его сыграть еще много раз.

А вы хотите, чтобы ваш ребенок запомнил все картинки? Придумайте с ним рассказ, в котором все они будут задействованы. Например: на машине везут яблоко и морковь. В корзину положили листья и пирог. Попробуйте, это должно помочь.

Закрепляем: играть в эту игру можно в любое свободное время, используя любые картинки, вырезанные из старых журналов.

Усложняем: можно брать большее количество предметных картинок. Ребенок называет те картинки, которые он запомнил, а вы — остальные. С каждым днем он будет запоминать все лучше.

Предложите ребенку каждую картинку представить, закрыв глаза.

 «Повторяй-ка»

Материал: карандаш, бумага.

Как играем: нарисуйте простой узор, например: волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т. д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же.

Закрепляем: меняйте узоры. Например: две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна ломаная и т. д.

Усложняем: постройте дом из кубиков: основание - куб, стены - кубики разного цвета, призма - крыша. Прикройте свой дом чем-нибудь, например газетой, а ребенок по памяти построит такой же.

«Узор из пуговиц»

Материал: пуговицы, счетные палочки.

Как играем: выложите из пуговиц несложный узор. Дайте ребенку время рассмотреть его, затем накройте изображение листом бумаги. Предложите ребенку выложить такой же узор. Если он затрудняется, то помогите ему.

Откройте свой узор и сравните оба изображения. Не забывайте хвалить ребенка.

Закрепляем: выкладывать можно также узоры из счетных палочек на столе, на полу, обращая внимание на то, как они чередуются по цвету. Например, одна красная, одна синяя и т. д.

                                           «Хлоп»

Родитель  перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог назовет животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом». Более сложный вариант: ребенок должен проделать какое-либо действие (на усмотрение родителя), если родитель назвал предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).

                   «Глаза открываем – стихи вспоминаем»

Как играем: вы хотите выучить с ребенком стихотворение? Например, такое:

Осень золотая в гости к нам пришла

И с собою много красок принесла.

Желтый, и зеленый, и бордовый лист,

На тропинку нашу, падая, ложись.

 

Дождик-шалунишка к нам стучит в окно.

Улетают птицы в небо высоко.

Мы с собой корзинки разные возьмем.

В лес мы по грибочки дружно все пойдем.

Итак, начинаем.

Прочтите первую строчку. Предложите ребенку закрыть глаза, представить ее образ. Например, идет красавица Осень, вся в золоте. А может, ребенок представит другой образ? Спросите его, какая осень в его воображении.

Вторая строчка: «И с собою много красок принесла». Рисуете словами картинку: образ осени и цветных узоров или красок в корзине и т. д.

Таким приемом лучше запоминается любое стихотворение. Ведь он основан на чувственном восприятии.

Закрепляем: при рассказывании ребенком стихотворения предложите вспомнить, представить образ каждой строчки.

Возьмите любое стихотворение К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака.

Усложняем: используйте этот прием и при пересказе сказки по памяти. Рассказ должен быть сначала из 4- 5 предложений.

«Узелки на память»

Как играем: после просмотра детских фильмов, передач, мультфильмов всегда проводите беседу. Спрашивайте ребенка, что ему понравилось, что не понравилось, что запомнилось. Делитесь своими впечатлениями. Кто больше вспомнит, тот и победил.

Закрепляем: спросите ребенка, о чем, например, вчера читали книгу.

Усложняем: увеличивайте время после просмотра фильма, вспоминая его, например, на следующий день. В такую игру можно играть в любое время, когда вам надо занять ребенка, в дороге, в очереди.

 

«Припоминалки»

Материал: призы.

1 Вариант

Как играем: в такую игру надо играть вечером. Пусть ребенок вспомнит, что он делал в течение дня. За каждый ответ он получает фишку (пуговицу, игрушку и т. д.). Чем больше фишек, тем лучше. Спрашивайте ребенка, что он делал утром, днем. Следите за тем, чтобы рассказ ребенка был последовательным, чтобы он не перескакивал с одного события на другое.

Когда все события будут рассказаны, спросите ребенка: «Что было интересного сегодня, что понравилось больше всего?».

2 Вариант

Вы собрались семьей обсудить завтрашний день — пусть ребенок примет участие в этом. Он научится планировать свои действия и запоминать их — так называемое прогнозированное запоминание.

Закрепляем: в такую игру можно играть в конце каждого дня. Играть можно и всей семьей. Кто больше всех наберет фишек, тот и победил.

Усложняем: спрашивать ребенка, что было вчера утром, днем, вечером.

«Съедобное - несъедобное»

Материал: мяч.

Ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица - животное, живое - неживое, тихое - громкое и т. п.

«Помнишь ли ты?»

Предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например: «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке (дедушка на даче и т. п.)», «Можешь ли ты сказать мне, чем наш дом отличается от соседнего?»

«Я знаю...»

Материал: мяч.

Предложить ребенку поиграть в старинную игру. Начать: «Я знаю три имени мальчиков...» Произнося каждое имя, делать хлопок мячом о пол или о стену. Теперь очередь ребенка назвать те имена, которые знает он. Это могут быть названия животных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т. п.

«Я скажу, а ты - запомни»

Предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам, например: перечислять предметы посуды, мебели и т. п. В дальнейшем можно увеличивать количество перечисляемых предметов, добавлять вещи из разных смысловых групп: дерево, ствол, ветка; дом, стена окно, дверь; диван, стол, кресло, чашка, мяч и т. п.

«Запомни и расскажи»

Рассмотреть с ребенком картинку с простым сюжетом, например: изображение нескольких цветов или деревьев. Убрать картинку и попросить ребенка рассказать то, что он запомнил: сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга. По мере адаптации ребенка к игре задать вопросы, побуждающие к большей детализации рассказа, подбирать картинки с большим количеством элементов.

«Посмотри и сделай так же»

Взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.

«Сделай, как я!»

Материал: счётные палочки.

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество палочек постепенно увеличивается до 12-15. Можно использовать не только счетные палочки, но и пуговицы, геометрические фигуры, карандаши и т.д.

«Пуговица»

Материал: игровое поле, пуговицы.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

«Запомни точки»

Вывешиваются плакаты и предлагается задание - внимательно рассмотреть и запомнить расположение точек. Затем эти плакаты убираются, и дети по памяти воспроизводят увиденное.

                               

                  


                                                                       

«Разложи карточки»

У каждого ребенка набор карточек с изображением цифр, знаков и т.д. подобные карточки имеются и у педагога, которые он выставляет на наборном полотне. Дети рассматривают карточки, их расположение,

 

 «Кукловод»

1 вариант.Родитель - «кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

2 вариант. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек – «кукловод», другой – «кукла».

3 вариант. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

 «Прогулка в картинках»

Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание.

Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно.

По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.

 «Нарисуй фигуру»

Материал: фигура, вырезанная из твердой бумаги или картона.

Ребенок с завязанными глазами ощупывает фигуру. Затем его просят нарисовать по памяти то, что он запомнил:  «Нарисуй фигуру, которую ты только что держал в руках».

 «Угадай-ка!»

Взрослый дает словесное описание какого-то знакомого детям предмета и просит отгадать. Например: «Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки».

 «Воспроизведение рассказа»

Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:

Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Детям рассказ зачитывается. Затем ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.

При воспроизведении рассказа обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Например, к первому рассказу:

  • Что подарила мама детям?
  • Как играли дети?
  • Почему они перестали играть?
  • Кого позвали дети и зачем?

 «Слова»

Детям предлагается 5-6 слов, им необходимо придумать слова, связанными с ними по смыслу:

Мёд (пчела) Гриб (лес) Лопата (огород) Лодка (речка) Мех (шуба).

 «Вспомни слово»

Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например:

окно – цветок, лыжи – снег, чашка – молоко, книга – учитель, нога – палец,  дорога  – машина и т. д.

После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для родителей поиграть дома с детьми "Играем дома с детьми"

Игры в помещении могут быть также веселыми и познавательными, особенно, когда погода на улице не жалует. Вашему вниманию предлагаются совместные игры с ребенком, благодаря которым ребенок будет р...

Как совместить работу по дому с общением с ребенком или чем можно играть дома

Как совместить работу по дому с общением с ребенком или чем можно играть дома...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Консультация для родителей «Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры» ( 13.04- 17.04)

Воспитывают у детей умение контролировать свое поведение.Игры развивают фантазию ребенка, учат смотреть на ситуацию с разных сторон. развивают воображение ребенка, а также у детей появляется возм...

#сидим дома Консультация для родителей "Сюжетно-ролевые игры дома"

Чем еще заняться на самоизоляции дома? Конечно же, вместе с детьми возвращатьс в детство....

Играем дома . Логопедические игры в которые легко играть дома.

Представлены логопедические игры в которые можно играть дома....