мастер-класс "Пособия на развития дыхания у детей раннего возраста"
методическая разработка
Мастер-класс ,для педагогов работающих на группах раннего возраста и родителей, по изготовлению простых, но интересных пособий на развитие правильного речевого дыхания детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс | 397.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пособия на развития дыхания
у детей раннего возраста»
(мастер – класс)
Провела: воспитатель
Петрова Наталья Владимировна
МБДОУ «Детский сад № 29 «Улыбка»»
г. Вязники
Цель: Повысить уровень знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологиях в жизни детей раннего возраста.
Задачи:
- Информирование педагогов о значимости использования здоровьесберегающих технологий.
- Демонстрация игровых пособий для развития речевого дыхания.
- Мотивировать педагогов к изготовлению пособий для развития речевого дыхания.
- Проанализировать приобретенный опыт участников мастер – класса.
1. Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие - предоставление государством возможности воспитания детей раннего возраста. Восстановление системы общественного воспитания детей раннего возраста происходит в обстановке, меняющейся экономической и политической ситуации. Складывается парадигма новой государственности, идет поиск путей возрождения России на основе ее многонациональной культуры. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.
Реализуемые мною программы и технологии помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников. Их содержание, а также построение воспитательно-образовательного процесса на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, обеспечивает хороший уровень компетентности детей в различных сферах.
В начале учебного года, составив карты здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, я провела диагностику исходного уровня развития детей. В процессе диагностики использовала: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, подобранные соответственно возрасту. Изучив полученные результаты, наметила план дальнейшей работы и доставила для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья, а также использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, которые помогут в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Всю свою педагогическую деятельность строю в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.
Педагогический процесс полностью оснащен необходимыми материалами и пособиями, программой развития ясельной группы, конспекты и дидактические игры. В целях обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку я организую, педагогический процесс на основе диагностики достижений детей и в результате ее выстраиваю перспективу работы с каждым ребенком, зону его ближайшего и перспективного развития.
В группе стараюсь создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Для достижения поставленной цели необходимо:
- организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка.
- создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.
Проведение с детьми раннего возраста спортивных занятий два раза в неделю способствует не только физическому развитию малышей, но и формирует у них навыки, которые непосредственно закрепляются на занятиях в группе.
Воспитатели группы развивают посредством ходьбы в своих воспитанниках весь опорно-двигательный аппарат ребенка, движения, формирующие правильную осанку. В этом участвуют 56% мышц тела малышей. Другими важными навыками, приобретаемыми детьми раннего возраста в группе, являются бег (циклическое движение, в котором отталкивание от опоры ногой чередуется с полетом); прыжки (вид основного движения не являющейся циклическим); катание, бросание, ловля и метание (игры с мячом во время прогулок в теплое время года); лазание, ползание (выполняемые ежедневно во время игры с воспитанниками); развитие в ребенке навыков равновесия (посредством ходьбы за счет сужения дорожки).
Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста являются подвижные игры. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры на прогулке способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья малышей.
Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое они проводятся. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны.
Большое внимание уделяю использованию дорожек здоровья, используя их в установленное расписанием время после дневного отдыха малышей.
Особое внимание уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. В начале учебного года начинаем постепенное обучение элементам умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий. А также ходьба по дорожкам здоровья, солнечные и воздушные ванны. Для часто болеющих детей хорошо помогает дыхательная, артикуляционная гимнастика. Организую двигательный режим (согласно возрасту).
Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребенка, как профилактика плоскостопия у детей.
Плоская стопа и дефекты осанки у малышей. На первый взгляд, между этими явлениями нет никакой связи. А тем временем у 60-70% детей именно плоскостопие является причиной искривления позвоночника и других серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормы формы стопы может серьезно ухудшить физическое развитие ребенка. Динамические возможности плоских стоп ограничены, объем движений в суставах минимален, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль. Дети с таким недостатком не могут долго стоять, быстро устают, жалуются на боли в ногах и бедрах.
Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей в группе младшего возраста являются ежедневные проветривания помещения, соблюдение температурного режима в туалетном помещении, чистота в группе, много света, спокойный, доброжелательный тон воспитателя, обязательные ежедневные прогулки утром и вечером в любое время года за исключением холодных температур (ниже 16oС)
Остановлюсь более подробно на дыхательной гимнастике. Что из себя представляет дыхательная гимнастика? Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания, а также при сердечно-сосудистых болезнях и др. Дыхательная гимнастика может применяться с профилактической целью для укрепления дыхательной системы, общего оздоровления организма, повышения иммунитета.
Хотя эта технология хорошо вам знакома, я хочу предложить изготовление и использование нестандартного оборудования для применения его в дыхательном упражнении, которое можно проводить с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Дыхательные упражнения имеют три главных назначения:
1.Улучшить дыхание, провентилировать легкие, ликвидировать кислородный долг, оказать помощь сердечно-сосудистой системе в ее усиленной работе при выполнении интенсивных физических упражнений.
2.Совершенствовать дыхательный аппарат, а в дальнейшем поддерживать на высоком уровне его работоспособность.
3.Выработать умение дышать всегда правильно углубленно и волнообразно, оказывая тем самым постоянное массирующее воздействие на внутренние органы.
Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий:
- Не заниматься в пыльном, на проветренном или сыром помещении;
- Температура воздуха должна быть на уровне 18- 21 С
- После последнего приема пищи должно пройти не менее 30 мин.
- Продолжительность упражнения не более 3 мин, во избежание потери сознания
- Соблюдение гигиенических требований.
Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? В различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
2. Предлагаю вам обзор пособий для развития правильного речевого дыхания у детей раннего возраста:
- «Домик» - ребенку предлагается подуть на занавеску в домике «ветерок»
- «Горячий чай» - предложите ребенку остудить чай в чашке.
- «Дракончик» - дракончик рассердился и выдыхает изо рта огонь
- «Веселый шарик» - в бутылке с отрезанным донышком лежит маленький пенопластовый шарик. В пробку вставлена коктейльная трубочка. Ребенку предлагается подуть в трубочку, чтобы шарик заплясал.
- «Слоник» - предлагаем ребенку подуть в трубочку, чтобы слоник протрубил в хобот.
- «Лягушка» - лягушка проголодалась, чтобы поймать комарика нужно сильно дунуть в трубочку и язык станет длинный, и лягушка поймает комарика.
А сейчас я предлагаю вам самим изготовить пособие для развития дыхания «Ракета».
3. Практическая часть. Изготовление дидактического пособия «Ракета».
- Раскрасить шаблоны ракеты фломастерами.
- Вырезать из бумаги две ракеты.
- Склеить две ракеты, предварительно положить в нижнюю часть короткую трубочку, запаянную, с одной стороны.
- Вставить коктейльную трубочку в трубочку в ракете и подуть (запустить ракету в полет).
4. Сегодня я познакомила вас с пособиями для развития речевого дыхания у детей раннего возраста. Надеюсь, что мой мастер класс вам был полезен, и вы используйте мои наработки для работы со своими детьми.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития носового дыхания у детей раннего возраста
В материале описаны игры и упражнения на развитие носового дыхания у детей раннего возраста....
Развитие дыхания у детей раннего возраста.
Известно, что именно в раннем возрасте наилучшим образом развиваются многие психические функции. Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения ...
«Использование дыхательных тренажеров для развития речевого дыхания у детей раннего возраста»
Данный материал, поможет воспитателям детей раннего возраста в игрофой форме развить речевые способности детей....
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей раннего возраста.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей раннего возраста....
Развитие дыхания у детей раннего возраста.
Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать...
Развитие дыхания у детей раннего возраста.
Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Но приступать к тренировке речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформир...
Игра на развитие дыхания для детей раннего возраста «Листопад»
Конспект игры на развитие дыхания для детей раннего возраста «Листопад»...