Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников
статья

Столярова Надежда Анатольевна
Значение развития в дошкольном
возрасте умения взаимодействовать
в паре. Этапы развития у детей умения
договариваться о предмете и способе
деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад для воспитателей19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для педагогов на тему:  

«Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»

воспитатель МБДОУ «Детский сад №8» г. Сасово

Столярова Надежда Анатольевна

Цель: создать условия для профессионального самосовершенствования,

взаимообогащения воспитателей по данной теме.

                                                                Встреча двух личностей подобна

контакту двух химических веществ:

                                                                 если есть хоть малейшая реакция,

                                                  изменяется оба элемента.

К.Г. Юнг

Согласно ФГОС ДО образовательная программа ДОО должна быть направлена на позитивную социализацию ребёнка на основе сотрудничества  со взрослыми и сверстниками. Общение ребёнка на протяжении всего дошкольного детства рассматривается как один из ведущих видов деятельности, обеспечивающих его развитие и социализацию.

Среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребёнок характеризуется как активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других.

Учитывая это, развитие у дошкольников умения взаимодействовать друг с другом в паре и в группе должно стать одной из центральных задач в деятельности педагога.

Умение взаимодействовать в паре  имеет свою коммуникативную и деятельностную природу, особую значимость. Чтобы понять эту особенность, необходимо вспомнить, какие стороны общения выделяют психологи.

В классической социальной психологии в общении выделяют три стороны, находящихся во взаимосвязи и взаимопроникновении:

  • коммуникативная – связанна с передачей информации (обеспечивается речевым развитием ребёнка;
  • перцептивная – связана с пониманием и познанием другого человека (является естественным результатом общения);
  • интерактивная – связанна с обеспечением взаимодействия и совместной деятельности людей.

Из этого можно сделать вывод, что взаимодействие в паре – это вид совместной деятельности людей, который обеспечивается общением и это общение направлено на обеспеченье успешности этого взаимодействия. Поэтому значение развития в дошкольном возрасте умения взаимодействовать в паре велико:

  • во – первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребёнка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми, в процессе достижения социальных целей;
  • во – вторых, умение взаимодействовать в паре, готовит ребёнка к взаимодействию в группе;
  • в – третьих, создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары;
  • в – четвертых, ребёнок получает опыт «лидерства – сотрудничества – подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо  подчиняться. Причём эти три вида опыта одинаково важны.
  • в – пятых, развиваются многие коммуникативные умения, например умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т.д.

Для того чтобы обоснованно подходить к развитию у дошкольников навыков взаимодействия в паре, необходимо понять, какое коммуникативное умение является здесь центральным, системообразующим в обеспечении того, чтобы пара продуктивно достигла цели совместной деятельности. И это умение договориться о предмете и способе деятельности – т.е. «что делать?» и «как делать?»

Чтобы к началу школьного возраста это умение было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольный период в три этапа:

  • первый этап – 4 – 5 лет(средняя группа) – должен быть направлена то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.

В этом возрастной группе взрослый может организовать работу по системе двух ролей «действующий» и «проверяющий», т. Е.

- задание получает пара детей;

- «действующий» выполняет задание;

-  «проверяющий» проверяет, находит ошибки, если они есть, обсуждает их с действующим»;

- «действующий» исправляет ошибки;

- «проверяющий» сообщает о выполнении задания.

 При выполнении следующего задания дети меняются ролями.

  • второй этап – 5 – 6 лет (старшая группа) – заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководстве взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.

В этом возрасте обеспечение того, чтобы пара детей договорилась о том, что именно и каким способом они будут делать достигается прямым указанием взрослого

  • третий этап – 6 – 7 лет (подготовительная группа) – должен обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.

Суть и качественное отличие этого этапа от двух предыдущих состоит в следующем: на этом этапе должны быть созданы условия для того, чтобы дети самостоятельно осознали необходимость и важность договора для достижения цели совместной деятельности, осознали то, о чем следует договориться (т.е. что мы будем делать вместе(общая цель), кто и что будет делать (функция каждого), как, каким образом (способ деятельности).

Детям нравится работать в паре, особенно если они легко договариваются, уступают друг другу, «передавая» попеременно лидерскую позицию. В большинстве случаев дошкольники приходят к согласию ради выполнения общей цели.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам метод организации обучения. Каким образом вы можете использовать данный метод в своей работе. Разработайте собственную модель занятия, применяя данный метод.

Рефлексия

«Считаете ли Вы данный метод эффективным и почему?»

При ответе используйте прием «Незаконченное предложение»

Я считаю данный метод ……………….., потому что …………….

Список литературы:

1. Агафонова И.Н. , Князева Н.А. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.// Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы. № 4- 2015. С 34 – 42.

2. Корниенко О.С. , Михеева О.С. , Цветкова Е.В.  Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.// Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы. № 12- 2015. С 5 – 11.

3.  Губанова Н.В. Развитие игровой деятельности. – М.: Мозаика-Синтез,

2018 г. 75 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования «Югорский трамплин»

Консультация для педагогов дошкольного образования по развитию умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в рамках образовательной программы дошкольного образования "Югорский тра...

Консультация для воспитателей: «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»

Консультация для воспитателей:«Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»...

Консультация для педагогов «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы»

    Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. Несмотря на то что данное умение в...

Консультация для педагогов на тему «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы»

Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. Несмотря на то что данное умение в полной мере реали...

Консультация для педагогов " Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы"

Развитие у дошкольников взаимодействовать в паре в старшем дошкольном возрасте...

Консультация для педагогов "Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы"

Дошкольный возраст — период активного познания ребенком окружающей действительности. Важную роль в этом процессе играет взаимодействие со сверстниками и взрослыми, которое служит ...