Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад для воспитателей | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад для педагогов на тему:
«Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»
воспитатель МБДОУ «Детский сад №8» г. Сасово
Столярова Надежда Анатольевна
Цель: создать условия для профессионального самосовершенствования,
взаимообогащения воспитателей по данной теме.
Встреча двух личностей подобна
контакту двух химических веществ:
если есть хоть малейшая реакция,
изменяется оба элемента.
К.Г. Юнг
Согласно ФГОС ДО образовательная программа ДОО должна быть направлена на позитивную социализацию ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Общение ребёнка на протяжении всего дошкольного детства рассматривается как один из ведущих видов деятельности, обеспечивающих его развитие и социализацию.
Среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребёнок характеризуется как активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других.
Учитывая это, развитие у дошкольников умения взаимодействовать друг с другом в паре и в группе должно стать одной из центральных задач в деятельности педагога.
Умение взаимодействовать в паре имеет свою коммуникативную и деятельностную природу, особую значимость. Чтобы понять эту особенность, необходимо вспомнить, какие стороны общения выделяют психологи.
В классической социальной психологии в общении выделяют три стороны, находящихся во взаимосвязи и взаимопроникновении:
- коммуникативная – связанна с передачей информации (обеспечивается речевым развитием ребёнка;
- перцептивная – связана с пониманием и познанием другого человека (является естественным результатом общения);
- интерактивная – связанна с обеспечением взаимодействия и совместной деятельности людей.
Из этого можно сделать вывод, что взаимодействие в паре – это вид совместной деятельности людей, который обеспечивается общением и это общение направлено на обеспеченье успешности этого взаимодействия. Поэтому значение развития в дошкольном возрасте умения взаимодействовать в паре велико:
- во – первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребёнка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми, в процессе достижения социальных целей;
- во – вторых, умение взаимодействовать в паре, готовит ребёнка к взаимодействию в группе;
- в – третьих, создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары;
- в – четвертых, ребёнок получает опыт «лидерства – сотрудничества – подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причём эти три вида опыта одинаково важны.
- в – пятых, развиваются многие коммуникативные умения, например умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т.д.
Для того чтобы обоснованно подходить к развитию у дошкольников навыков взаимодействия в паре, необходимо понять, какое коммуникативное умение является здесь центральным, системообразующим в обеспечении того, чтобы пара продуктивно достигла цели совместной деятельности. И это умение договориться о предмете и способе деятельности – т.е. «что делать?» и «как делать?»
Чтобы к началу школьного возраста это умение было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольный период в три этапа:
- первый этап – 4 – 5 лет(средняя группа) – должен быть направлена то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.
В этом возрастной группе взрослый может организовать работу по системе двух ролей «действующий» и «проверяющий», т. Е.
- задание получает пара детей;
- «действующий» выполняет задание;
- «проверяющий» проверяет, находит ошибки, если они есть, обсуждает их с действующим»;
- «действующий» исправляет ошибки;
- «проверяющий» сообщает о выполнении задания.
При выполнении следующего задания дети меняются ролями.
- второй этап – 5 – 6 лет (старшая группа) – заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководстве взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.
В этом возрасте обеспечение того, чтобы пара детей договорилась о том, что именно и каким способом они будут делать достигается прямым указанием взрослого
- третий этап – 6 – 7 лет (подготовительная группа) – должен обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.
Суть и качественное отличие этого этапа от двух предыдущих состоит в следующем: на этом этапе должны быть созданы условия для того, чтобы дети самостоятельно осознали необходимость и важность договора для достижения цели совместной деятельности, осознали то, о чем следует договориться (т.е. что мы будем делать вместе(общая цель), кто и что будет делать (функция каждого), как, каким образом (способ деятельности).
Детям нравится работать в паре, особенно если они легко договариваются, уступают друг другу, «передавая» попеременно лидерскую позицию. В большинстве случаев дошкольники приходят к согласию ради выполнения общей цели.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам метод организации обучения. Каким образом вы можете использовать данный метод в своей работе. Разработайте собственную модель занятия, применяя данный метод.
Рефлексия
«Считаете ли Вы данный метод эффективным и почему?»
При ответе используйте прием «Незаконченное предложение»
Я считаю данный метод ……………….., потому что …………….
Список литературы:
1. Агафонова И.Н. , Князева Н.А. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.// Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы. № 4- 2015. С 34 – 42.
2. Корниенко О.С. , Михеева О.С. , Цветкова Е.В. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.// Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы. № 12- 2015. С 5 – 11.
3. Губанова Н.В. Развитие игровой деятельности. – М.: Мозаика-Синтез,
2018 г. 75 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников".
Нужна помощь по этой теме???Заходите и читайте....
Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования «Югорский трамплин»
Консультация для педагогов дошкольного образования по развитию умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в рамках образовательной программы дошкольного образования "Югорский тра...
Консультация для воспитателей: «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»
Консультация для воспитателей:«Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»...
Консультация для педагогов «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы»
Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. Несмотря на то что данное умение в...
Консультация для педагогов на тему «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы»
Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. Несмотря на то что данное умение в полной мере реали...
Консультация для педагогов " Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы"
Развитие у дошкольников взаимодействовать в паре в старшем дошкольном возрасте...
Консультация для педагогов "Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы"
Дошкольный возраст — период активного познания ребенком окружающей действительности. Важную роль в этом процессе играет взаимодействие со сверстниками и взрослыми, которое служит ...