План по самообразованию
учебно-методическое пособие (средняя группа)
Развите нравственых качеств у детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2019g.docx | 202.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план по самообразованию
Порахонько Л.А.
Воспитателя средней группы
«Воспитание нравственных качеств детей Длительность 1 год (сентябрь 2019- май 2020)
Паспорт индивидуального плана
Название Воспитание нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок
Тип Педагогический
Вид Информационно-познавательный, игровой.
Образовательные области Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие
Участники проекта Педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.
Сроки реализации долгосрочный сентябрь 2019г. - май 2020г.
Возрастная группа Средняя группа №2
«Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
В.А. Сухомлинский.
«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото,
то золото, что блестит огоньками в
детских глазах, звенит смехом из детских
уст и уст родителей».
Г.Х. Андерсен.
Введение
Данный проект рассчитан для детей младшего дошкольного возраста и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредством приобщения к русским народным сказкам. Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания. Проект необходим не только детям, но и их родителям, так как поможет родителям воспитывать у детей такие качество как: милосердие, великодушие, доброта, трудолюбие, справедливость и другие моральные качества. Также привлечение к работе над проектом семей воспитанников позволит улучшить социальное партнерство семьи и ДОУ.
В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Ведь сказки созданы многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества. Сюжеты многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека
Актуальность
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Цель – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.
Методы исследования
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов;
- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).
- анкетирование и беседа с родителями.
Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.
Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;
- выявление особенностей нравственного воспитания в дошкольном возрасте;
- разработка диагностических методов и игровых тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.
Новизна опыта.
Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.
Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.
В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка), переходим к сочинению сказок.
Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.
Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:
-знакомство с содержанием сказки;
- вовлечение детей в деятельность;
- инсценировка сказки
Методы ознакомления со сказкой:
- чтение воспитателя;
- рассказывание;
- дидактические игры;
- литературные викторины
Приемы формирования восприятия сказки:
-выразительность чтения;
- повторность чтения;
-выборочность чтения;
- драматизация и театрализация сказки;
-просмотр иллюстраций
Этапы работы со сказкой
- Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:
- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
- готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно-методическая обеспеченность.
План реализации образовательного проекта
Длительность работы над опытом 1 год, осуществляется в три этапа.
1этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2016г).
Цель: создание условий для проведения эксперимента.
Тематика мероприятий (цель) | Форма проведения | Дата (месяц) |
Ознакомление с нравственными качествами дошкольников. | Наблюдение | Сентябрь |
Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки. | Изучение педагогической, психологической и методической литературы | Октябрь |
Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. | Изучение и подбор литературы | Октябрь |
Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. | Составление конспектов НОД; праздников, театральных представлений, оформление папок-передвижок; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами | октябрь |
2этап – практический (ноябрь 2016г. – апрель 2017г.)
1 блок - работа с детьми
Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказотерапию,
беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи,
просмотра мультфильмов.
Тематика мероприятий (цель) | Форма проведения | Дата (месяц) |
«Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств). | Составление списка добрых дел «Мои добрые дела» | Ноябрь 2016 |
«Мир не без добрых людей» (цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым). | Чтение и обсуждение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Ноябрь 2016 |
«Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость) | НОД с фрагментами сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка» | Декабрь 2016 |
«Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственных качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела). | Беседа, инсценировка | Январь 2017 |
«Сказочный денёк» (цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям). | НОД с участием сказочного персонажа | Январь 2017 |
«Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты». | Папки-передвижки | Февраль 2017 |
«Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки). | Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?» | Февлаль 2017 |
«Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»). | Праздник с участием сказочного персонажа | Март 2017 |
«Добрый гном» (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок). | Выставка детских рисунков | Март 2017 |
«Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников). | Театрализованное представление сказки «Золущка»
| Апрель 2017 |
2 блок - работа с родителями
«Как воспитывать ребенка добрым?» | Консультация | Сентябрь |
«Воспитывать доброту! (цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому). | Выступление на родительском собрании | Октябрь |
«Роль книги в нравственном воспитании детей» | Консультация | Январь |
Поговорим о нравственности «Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!» | Групповое родительское собрание. Праздник, посвящённый мамам с участием сказочного персонажа | Февраль Март |
3 блок - работа с педагогами
Распространение передового педагогического опыта работы | Презентация | Май 2017 |
Выступление на педагогическом совете | Доклад | Май 2017 |
3 этап – завершающий (май 2017г.)
Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Тематика мероприятий (цель) | Форма проведения | Дата (месяц) |
Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок. | Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников | май 2017г. |
Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам. | Выступление на педсовете о проделанной работе | Май 2017г. |
Список литературы
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.
3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.
4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - с.185
- .Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. - М.: Владос, 2004. - 142 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.
11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.
12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.
13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /
С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.
14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.
16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.
17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.: Изд-во Москва ,2004.
18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
20. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
- Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.
- Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...