Материал для обыгрывания эмоциональных состояний
картотека (старшая группа)

Рогаль Марина Григорьевна

Картотека игр и упражнений для эмоционального развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr._emotsionalnye_sostoyaniya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для обыгрывания различных эмоциональных состояний

Упражнение на выражение «Гнева» и «Злости»

  1. «Король Боровик»

Шёл король Боровик,

Через лес на прямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

(дети изображают)

2) «Гневная гиена»(6-7 лет)

Я страшная гиена,

Я гневная гиена,

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена

3) «Два сердитых мальчика»(4-5 лет)

     Мальчики поссорились: сердиты, брови сдвинули, размахались руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся…

4) «Чуня- задавака»

- Я стукну волка в нос,

Ему по уху дам.

Я срежу волку хвост!

Пусть волк боится сам.

5) «Упрямый мальчик» (3-5 лет)

Пора идти спать. Мальчик: «Не хочу! Не пойду!» (размахивает руками, топает ногами…)

6) «Сердитая Маша» (6-7 лет)

Старшая сестра отнимает у младшего брата свой альбом и посматривает на него грозно. Брат испугался и убежал из дома, чуть не попав под машину…

7) «Два маленьких ревнивица»(6-7 лет)

Братья близнецы ревновали друг друга к маме, пока зубной врач не удалил у них зубы ревности…

        (злость)

Упражнение на выражение «Радости»

1) «Маме улыбаемся»(3-4 года)

Ой лады, лады, лады, (хлопают в ладоши)

Не боимся мы воды,(раздвигает руки в стороны ладонями вверх)

Чисто умываемся – вот так! (гладят по кругу свои щёки)

Маме улыбаемся – вот так!(опускают руки и улыбаются)

2) «Карлсон»(5-6 лет)

Мой дом - у вас на крыше!

Я каждому знаком!

И мой пропеллер слышен

Над вашим чердаком!

Показать лицо Карлсона и Малыша (надуть щёки - улыбнуться): в парах

3) «Встреча с другом» (6-7 лет)

После отпуска встречаются два друга.

- объятия, улыбка

4) «Цветок»(4-5 лет)

    Тёплый Луч упал на землю и согрел в земле семечко из него росток из ростка прекрасный цветок, который нежится на солнце (улыбка, мышцы лица расслаблены)

5) «Ласка» (4-5 лет)

   Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трётся головой.

6) «Вкусные конфеты» (3-4 года)

   Девочки по очереди угощают детей, Они берут по 1, разворачивают, кладут в рот, улыбаются, жуют

7) «Медвежата выздоровели»(4-5 лет)

    Заболели Тим и Том. Доктор вылечил.

- Сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок приподнят, улыбка.

(радость)        

Упражнение на выражение «Удивления»

Мальчик очень удивился, увидев фокус (рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты)

        Упражнение на выражение «Актёры»

Прочитать с чувством радости, страха, удивления, хвастовства

Из – за леса, из – за гор

 Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

 

8) «Разные настроения» (4-5 лет)

Ох, как плачет малыш –

Что медведь рычит.

А смеётся малыш –

Что ручей журчит.

А уж слёзы текут –

Будто дождик льёт.

Улыбается малыш –

Будто солнце взойдёт.

Вот какой малыш –

Сын мой.

(радость)

Упражнение на выражение «Страха»

1) «Лисёнок боится» (3-4 года)

Вступить в холодную воду

2) «Страх» (5-6 лет)  

    Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь…(голова втянута в плечи, брови нахмурены, глаза расширены, рот раскрыт (для восклицания)

3) «Глаза»(4-5 лет)

    Гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребёнок один дома, стоит у окна, страшно.(ладони закрывают лицо)

4) «Змей Горыныч»(5-6 лет)

    Сражение Ивана Царевича со Змеем Горынычем. (по ролям)

Упражнение на выражение «Печали»

1) «Я так устал»(5-6 лет)

    Гномик несёт на плечах большую еловую шишку:

- Я так устал, я очень устал.

(останавливается, руки вдоль тела висят, плечи опущены)

2) «Золушка»(5-6 лет)

    Золушка приходит домой очень печальной: она потеряла туфельку.(поникшая голова, брови сдвинуты, опущены уголки губ, замедлена походка)

3) «Остров плакс»(5-6 лет)

   Путешественник попал на «остров плакс», пытается утешить, но его отталкивают, ревут дальше.(брови сдвинуты, рот полуоткрыт).

Упражнение на выражение «Отвращения, презрения»

1) «Солёный чай»(5-6 лет)

    Бабушка сослепу перепутала сахар и соль.(голова назад, брови нахмурены, глаза закрыты, верхняя губа к носу, нос сморщен)

2) «Грязь»(5-6 лет)

   Мальчик в новых ботинках переходит грязную дорогу.(нехотя, на пальчиках, выбирая путь)

3) «Грязная бумажка»(5-6 лет)

  Надо поднять и выбросить очень грязную бумажку.(кончиками пальцев, на вытянутой руке)

Бумажка раскраш., мнётся.

 

  1. «Очень худой ребёнок»(6-7 лет)

  Это кто там печально идёт?

И печальную песню поёт?

Муравей пробежал,

Повалил его с ног,

И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его с ног,

Митя из дома шёл,

До калитки дошёл,

Но дальше идти он не смог!

Он каши три раза не ел,

Худел, худел, болел, слабел!

И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его с ног!

(по ролям).

  1. «Стрекоза замёрзла»(4-5 лет)

Холодно, холодно,

Ой-ёй-ёй-ёй!

Голодно, голодно,

Жутко зимой!

Мне некуда деться,

Сугробов не счесть.

Пустите погреется

И дайте поесть.

6) «Ой, ой, живот болит»(4-5 лет)

Тим и Том съели не мытые яблоки:

  • Ой, ой, живот болит!

        Ой, ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим!

(брови, туловище, руки на животе)        

        

Упражнение на выражение

«Смелости»

1) «Смелый заяц»(4-5 лет)

   Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи, не боясь волка.

2) «Часовой»(5-6 лет)

Стоит он в дозоре,

И зорок, и смел,

Чтоб мир потревожить

Никто не посмел.

Упражнение на выражение «Вины, стыда»

1) «Чуня просит прощения»(5-6 лет)

   От хвастунишки- поросёнка Чуни ушли его друзья, а тут волк. Чуня говорит: «Где вы, верные друзья? Чуне помогите! За баловство и за смех вы меня простите.

2) «Таня - плакса»(4-5 лет)

    Дети в хороводе вокруг Тани: «Наша Таня громко плачет…» Таня плачет, после стиха вытирает слёзы и улыбается

3) «Провинившийся»(4-5 лет)

    Мальчик разбил вазу, мама ругает, мальчик чувствует свою вину (голова наклонена и втянута в плечи, ноги прямые, пятки сдвинуты, руки висят вдоль тела. Брови вверх и сдвинуты, уголки губ опущены)

4) «Стыдно»(4-5 лет)

 М. сломал лентяйку, испугался наказания, свалил вину на брата, того наказали. М. стыдно (голова наклонена,

брови вверх и сдвинуты, углы рта опущ.

Упражнение «Сердце»

(5-6 лет)

  Воспитатель (показывает картинку с изображением сердца). Приложите руку к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.) Да, это бьется ваши сердца.

  Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце».Что это значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? А вы слышали такие выражения: «сердце ноет», «сердце- советчик», «сердце радуется» (Ответы детей)

  Когда вы спокойны, сердце бьётся ровно, когда сердитесь – учащённо. Это сердце вас предупреждает: «Остановись, успокойся, не злись». «Прости»,- просит оно.

  А у вас добрые сердца? Нарисуй своё сердце, каким вы его представляете.

  Дети выполняют задание.

   

Упражнения

1) «Застенчивый»(6-7 лет)

   Ребёнок стесняется рассказать стихотворение на утреннике.(по очереди, по ролям)

2) «Ябедник»(6-7 лет)

    Мальчик мешает рисовать ребятам. Дети прогоняют его. Мальчик ябедничает воспитателю, что его обидели.(ситуация обыгрывается)

3) «Любимый сын»(5-6 лет)

   Мальчик входит потихоньку в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идёт на носочках и улыбается. Мама не знает, что ей делают подарок.

4) «Так будет справедливо»(6-7)

    Дети баловались, пока мамы не было дома, разбили люстру. Мама наказала младшего, старший сам встал в угол.

Упражнения

5) «Жадный поросёнок»(4-5 лет)

    Поросенок пожадничал булку голодному, одинокому котёнку (грубое хрюканье в ответ, хватаем за хвостик).

6) «Повар - лгун»

Идёт кисонька из кухни

У неё глазоньки опухли

- О чём ты, кисонька, плачет?

- Как же мне, кисонька, не плакать?

- Повар пеночку слизал

И на кисоньку сказал.

(инсценировка)

7) «Эгоист»(5-6 лет)

   Мама принесла к чаю три пирожных. Мальчик взял одно и сказал: «А эти я съем вечером». Мама подумала: «Мой сын - эгоист»

Саморегуляция

1) «Возьми себя в руки»

    Как только тебе захотелось стукнуть кого-нибудь, сломать что-нибудь. Возьми себя в руки: обхвати ладонями локти и сильно прижми их к груди – поза выдержанного человека.

2) «Врасти в землю»

    Пятками сильно надавить в пол, руки сжать в кулаки, зубы сцепить. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, никакие ветры тебе не страшны. Поза уверенного человека

3) «Сбрось усталость»

    Встать, широко расставить ноги, согнуть их немного в коленях, согнуть тело, опустить руки, голову к груди, рот приоткрыт. Покачаться, резко встряхнуться 2 раза – стряхнули усталость

 4) «Замри»

   Если ты расшалился, тобой не довольны. Скажи себе «замри»

 Упражнения

8) «Хочу и всё!» (4-5 лет)

Истерика в магазине игрушек

9) «Жадный пёс»(4-5 лет)

Жадный пёс

Дров принёс,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напёк,

Спрятал в уголок

И съел сам –

Ам – ам - ам!

10) «Радость - смелость»(3-4 года)

В дет. сад пришёл Молчок

Очень робкий новичок.

Он сначала был не смел,

С нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык:

Словно зайка - скок да прыг.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел.

Упражнения

11) «Морщинки»

(Вдох-выдох) 3р.Улыбнуться соседу справа, слева; наморщить лоб(удивиться), нахмурить брови(рассердиться), наморщить нос(что-то не нравиться); расслабить мышцы. (Вдох-выдох) 3р.

12) «Азбука настроений»

Дети разбирают роли. От их имени (мамы, папы, кошки, мышки, попугая, рыбки) рассказывают:

- что они любят

- что их радует

- чего боятся…

13) «Злюка»(4-3 года)

Ребёнок сидит на стуле и смотрит на каждого со злостью и недовольством.(брови сдвинуты, верхняя губа закушена).

Саморегуляция

4) «Замри»

   Если ты расшалился, тобой не довольны.

   Скажи себе «Замри». После посмотри вокруг: чем и с кем ты мог бы заняться? И тебе будет интересно.

Упражнения для развития

эмоциональной сферы дошкольников.

1) «Зеркало». Цель: учить правильно считывать эмоцию и изображать её на своём лице (4-5 лет).

Ход: ведущий показывает к/л эмоцию, остальные участники игры повторяют её.

2) «Море волнуется». Цель: упражнять в изображении различных эмоциональных состояний (5-6 лет)

Ход: ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, эмоция … замри!» Можно обсудить, почему у ребёнка могла возникнуть данная эмоция.

3) «Непослушные мячики». Цель: легализация непослушания (с 5 лет)

Ход: дети бросают мяч друг другу и говорят примерно следующее: «не хочу заправлять кровать, не хочу…»

4) «Неправильный рисунок». Цель: осмысление установок, легализация непослушания, развитие творческого мышления.

Ход: детям даётся задание нарисовать «неправильный» рисунок. Затем обсуждается: с чьей точки зрения он неправильный? (с 5 лет)

5) «Один день ребёнка». Цель: развитие не вербальных средств общения и упражнение в изображении различных эмоций.

Ход: ведущий предлагает изобразить один день хорошего и один день плохого ребёнка. (с 6 лет)

6) «Разбуди котёнка». Цель: развивать эмпатию, эмоции добра и радости.

Ход: ведущий предлагает упражнение: «кто ласковее разбудит котёнка?» (котёнком может быть игрушка или другой ребёнок)(с 4 лет)

7) «Кукареку!» Цель: учить относиться с юмором к конфликтным

ситуациям.

Ход: ребёнок сидит на стуле, его «обижают», а он говорит: «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»(с 5 лет)

8) «Как ты думаешь?» Цель: эмоциональная децентрация.

Ход: ребёнку предлагают представить, что чувствует в конфликте мама, папа, бабушка, сибинг.(с 6 лет)

9) «Передай эмоцию». Цель: игренировать в понимании и передаче эмоциональных состояний.

Ход: дети по кругу передают друг другу эмоцию(с 3 лет)

10 «Воображалки». Цель: развитие воображения.

Ход: ребёнку предлагается представить, на что похоже его настроение и рассказать об этом или нарисовать.(с 4 лет)

11) «Злой дракон». Цель: развитие эмпатии, умение сочувствовать; упражнять в изображении страха.

Ход: дети «гуляют» в лесу, на них «напал» злой дракон. Дети прячутся в домиках – обручах, гладят друг друга, утешают.(с 4 лет)

12) «Кто смешнее?» Цель: упражнять в изображении радости.

Ход: ведущий предлагает организовать конкурс «Кто смешнее рассмеется?» (с 4 лет).

13) «Оторвали мишки лапу». Цель: развитие эмпатии, выразительных движений, упражнять в изображении эмоции гнева.

Ход: обсуждать, какая девочка оторвала мишке лапу (злая), а какая пожалела (добрая). Стихотворение обыгрывается.(с 4 лет)

14) «Ассоциации». Цель: учить находить ассоциации, развивать воображение.

Ход: детям предлагается представить и сказать на что похоже добро и зло (например, на вату и сосновую веточку) (с 5 лет).

15) «Волшебный мешочек». Цель: упражнять в назывании и классификации эмоций.

Ход: в «волшебный мешочек» складываются отрицательные эмоции, а достаются – положительные. (с 5 лет)

16) «Закончи предложение»(с 5 лет). Цель: учить вербализировать свои состояния.

Ход: ребятам предлагается продолжить предложения:

- я люблю, когда…

- меня беспокоит, что…

- когда я злой…

- когда мне плохо…

- когда меня обижают…

- я боюсь…

17) «Колечко». Цель: учить читать эмоциональное состояние другого человека.

Ход: дети играют в р-н игру «Колечко». Игрок должен определить у кого спрятано колечко.(с 5 лет)

Ход: угадать кому положили колечко.

18) «Глаза в глаза». Цель: учить читать эмоциональное состояние другого человека, учить мимикой передавать свое эмоциональное состояние.

Ход: в парах, держась за руки, дети передают друг другу:

- «я грустный, помоги мне»

- «мне весело, давай поиграем»

- «я не хочу с тобой дружить»

19) «Угадай эмоцию». Цель: упражнять в передаче эмоций. (с 4 лет)

Ход: детям раздаётся пиктограмма, по очереди каждый ребёнок показывает ту эмоцию, которая ему досталась на карточке. Остальные дети догадаются, что он изображает. Усложнение – кто покажет точнее? Расскажи, когда возникает эта эмоция?

20) «Рисование эмоций». Цель: упражнять в выражении эмоций средствами, развивать творческое воображение

Темы:

1. «Моё настроение сейчас»

2. «Нарисуй ту эмоцию, которую хочешь»

3. «Нарисуй ту эмоцию, которую проходили на занятии»

     а) сюжетные рисунки

     б) абстрактные рисунки (цвет, характер линий, композиция)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов на тему: «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка»

Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление: - ощущения – бы...

«Взаимосвязь доминирующих эмоциональных состояний воспитателей с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста»

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства....

Консультация для воспитателей "Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей"

В консультации предоставлен материал по использованию речевых настроек,  способствующих  доброжелательному  взаимоотношению, тренировке механизмов саморегуляции....

Учебно-методический материал «Музыкотерапия – метод коррекции эмоциональных состояний, укрепления здоровья и стимуляции интеллектуального развития ребенка».

Данный методический материал дает объяснение, что же такое музыка, как музыка влияет на людей. Описываются методы музыкотерапии и практическое их применение....

Эмоциональное состояние педагога как опосредующий фактор эмоцинального состояния детей

Консультация для педагогов о необходимости профилактики стресса и профессионального выгорания.Техники, позволяющие снять нервное напряжение и поддерживать позитивный жизненный настрой....

Эмоциональное состояние взрослого, как опосредованный фактор эмоционального состояния ребенка.

   Мы учим детей держать ложку, карандаш и т. д. Формируем у них знания об окружающем мире, но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета взрослого...