Материал для обыгрывания эмоциональных состояний
картотека (старшая группа)
Картотека игр и упражнений для эмоционального развития детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr._emotsionalnye_sostoyaniya.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для обыгрывания различных эмоциональных состояний | Упражнение на выражение «Гнева» и «Злости»
Шёл король Боровик, Через лес на прямик. Он грозил кулаком И стучал каблуком Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи. (дети изображают) 2) «Гневная гиена»(6-7 лет) Я страшная гиена, Я гневная гиена, От гнева на моих губах Всегда вскипает пена 3) «Два сердитых мальчика»(4-5 лет) Мальчики поссорились: сердиты, брови сдвинули, размахались руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся… |
4) «Чуня- задавака» - Я стукну волка в нос, Ему по уху дам. Я срежу волку хвост! Пусть волк боится сам. 5) «Упрямый мальчик» (3-5 лет) Пора идти спать. Мальчик: «Не хочу! Не пойду!» (размахивает руками, топает ногами…) 6) «Сердитая Маша» (6-7 лет) Старшая сестра отнимает у младшего брата свой альбом и посматривает на него грозно. Брат испугался и убежал из дома, чуть не попав под машину… 7) «Два маленьких ревнивица»(6-7 лет) Братья близнецы ревновали друг друга к маме, пока зубной врач не удалил у них зубы ревности… (злость) | Упражнение на выражение «Радости» 1) «Маме улыбаемся»(3-4 года) Ой лады, лады, лады, (хлопают в ладоши) Не боимся мы воды,(раздвигает руки в стороны ладонями вверх) Чисто умываемся – вот так! (гладят по кругу свои щёки) Маме улыбаемся – вот так!(опускают руки и улыбаются) 2) «Карлсон»(5-6 лет) Мой дом - у вас на крыше! Я каждому знаком! И мой пропеллер слышен Над вашим чердаком! Показать лицо Карлсона и Малыша (надуть щёки - улыбнуться): в парах 3) «Встреча с другом» (6-7 лет) После отпуска встречаются два друга. - объятия, улыбка |
4) «Цветок»(4-5 лет) Тёплый Луч упал на землю и согрел в земле семечко из него росток из ростка прекрасный цветок, который нежится на солнце (улыбка, мышцы лица расслаблены) 5) «Ласка» (4-5 лет) Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трётся головой. 6) «Вкусные конфеты» (3-4 года) Девочки по очереди угощают детей, Они берут по 1, разворачивают, кладут в рот, улыбаются, жуют 7) «Медвежата выздоровели»(4-5 лет) Заболели Тим и Том. Доктор вылечил. - Сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок приподнят, улыбка. (радость) | Упражнение на выражение «Удивления» Мальчик очень удивился, увидев фокус (рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты) Упражнение на выражение «Актёры» Прочитать с чувством радости, страха, удивления, хвастовства Из – за леса, из – за гор Едет дедушка Егор, Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках.
|
8) «Разные настроения» (4-5 лет) Ох, как плачет малыш – Что медведь рычит. А смеётся малыш – Что ручей журчит. А уж слёзы текут – Будто дождик льёт. Улыбается малыш – Будто солнце взойдёт. Вот какой малыш – Сын мой. (радость) | Упражнение на выражение «Страха» 1) «Лисёнок боится» (3-4 года) Вступить в холодную воду 2) «Страх» (5-6 лет) Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь…(голова втянута в плечи, брови нахмурены, глаза расширены, рот раскрыт (для восклицания) 3) «Глаза»(4-5 лет) Гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребёнок один дома, стоит у окна, страшно.(ладони закрывают лицо) 4) «Змей Горыныч»(5-6 лет) Сражение Ивана Царевича со Змеем Горынычем. (по ролям) |
Упражнение на выражение «Печали» 1) «Я так устал»(5-6 лет) Гномик несёт на плечах большую еловую шишку: - Я так устал, я очень устал. (останавливается, руки вдоль тела висят, плечи опущены) 2) «Золушка»(5-6 лет) Золушка приходит домой очень печальной: она потеряла туфельку.(поникшая голова, брови сдвинуты, опущены уголки губ, замедлена походка) 3) «Остров плакс»(5-6 лет) Путешественник попал на «остров плакс», пытается утешить, но его отталкивают, ревут дальше.(брови сдвинуты, рот полуоткрыт). | Упражнение на выражение «Отвращения, презрения» 1) «Солёный чай»(5-6 лет) Бабушка сослепу перепутала сахар и соль.(голова назад, брови нахмурены, глаза закрыты, верхняя губа к носу, нос сморщен) 2) «Грязь»(5-6 лет) Мальчик в новых ботинках переходит грязную дорогу.(нехотя, на пальчиках, выбирая путь) 3) «Грязная бумажка»(5-6 лет) Надо поднять и выбросить очень грязную бумажку.(кончиками пальцев, на вытянутой руке) Бумажка раскраш., мнётся.
|
Это кто там печально идёт? И печальную песню поёт? Муравей пробежал, Повалил его с ног, И вот он лежит одинок, Муравей повалил его с ног, Митя из дома шёл, До калитки дошёл, Но дальше идти он не смог! Он каши три раза не ел, Худел, худел, болел, слабел! И вот он лежит одинок, Муравей повалил его с ног! (по ролям). |
Холодно, холодно, Ой-ёй-ёй-ёй! Голодно, голодно, Жутко зимой! Мне некуда деться, Сугробов не счесть. Пустите погреется И дайте поесть. 6) «Ой, ой, живот болит»(4-5 лет) Тим и Том съели не мытые яблоки:
Ой, ой, меня тошнит! Ой, мы яблок не хотим! Мы хвораем, Том и Тим! (брови, туловище, руки на животе)
|
Упражнение на выражение «Смелости» 1) «Смелый заяц»(4-5 лет) Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи, не боясь волка. 2) «Часовой»(5-6 лет) Стоит он в дозоре, И зорок, и смел, Чтоб мир потревожить Никто не посмел. | Упражнение на выражение «Вины, стыда» 1) «Чуня просит прощения»(5-6 лет) От хвастунишки- поросёнка Чуни ушли его друзья, а тут волк. Чуня говорит: «Где вы, верные друзья? Чуне помогите! За баловство и за смех вы меня простите. 2) «Таня - плакса»(4-5 лет) Дети в хороводе вокруг Тани: «Наша Таня громко плачет…» Таня плачет, после стиха вытирает слёзы и улыбается 3) «Провинившийся»(4-5 лет) Мальчик разбил вазу, мама ругает, мальчик чувствует свою вину (голова наклонена и втянута в плечи, ноги прямые, пятки сдвинуты, руки висят вдоль тела. Брови вверх и сдвинуты, уголки губ опущены) 4) «Стыдно»(4-5 лет) М. сломал лентяйку, испугался наказания, свалил вину на брата, того наказали. М. стыдно (голова наклонена, брови вверх и сдвинуты, углы рта опущ. |
Упражнение «Сердце» (5-6 лет) Воспитатель (показывает картинку с изображением сердца). Приложите руку к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.) Да, это бьется ваши сердца. Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце».Что это значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? А вы слышали такие выражения: «сердце ноет», «сердце- советчик», «сердце радуется» (Ответы детей) Когда вы спокойны, сердце бьётся ровно, когда сердитесь – учащённо. Это сердце вас предупреждает: «Остановись, успокойся, не злись». «Прости»,- просит оно. А у вас добрые сердца? Нарисуй своё сердце, каким вы его представляете. Дети выполняют задание.
| Упражнения 1) «Застенчивый»(6-7 лет) Ребёнок стесняется рассказать стихотворение на утреннике.(по очереди, по ролям) 2) «Ябедник»(6-7 лет) Мальчик мешает рисовать ребятам. Дети прогоняют его. Мальчик ябедничает воспитателю, что его обидели.(ситуация обыгрывается) 3) «Любимый сын»(5-6 лет) Мальчик входит потихоньку в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идёт на носочках и улыбается. Мама не знает, что ей делают подарок. 4) «Так будет справедливо»(6-7) Дети баловались, пока мамы не было дома, разбили люстру. Мама наказала младшего, старший сам встал в угол. |
Упражнения 5) «Жадный поросёнок»(4-5 лет) Поросенок пожадничал булку голодному, одинокому котёнку (грубое хрюканье в ответ, хватаем за хвостик). 6) «Повар - лгун» Идёт кисонька из кухни У неё глазоньки опухли - О чём ты, кисонька, плачет? - Как же мне, кисонька, не плакать? - Повар пеночку слизал И на кисоньку сказал. (инсценировка) 7) «Эгоист»(5-6 лет) Мама принесла к чаю три пирожных. Мальчик взял одно и сказал: «А эти я съем вечером». Мама подумала: «Мой сын - эгоист» | Саморегуляция 1) «Возьми себя в руки» Как только тебе захотелось стукнуть кого-нибудь, сломать что-нибудь. Возьми себя в руки: обхвати ладонями локти и сильно прижми их к груди – поза выдержанного человека. 2) «Врасти в землю» Пятками сильно надавить в пол, руки сжать в кулаки, зубы сцепить. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, никакие ветры тебе не страшны. Поза уверенного человека 3) «Сбрось усталость» Встать, широко расставить ноги, согнуть их немного в коленях, согнуть тело, опустить руки, голову к груди, рот приоткрыт. Покачаться, резко встряхнуться 2 раза – стряхнули усталость 4) «Замри» Если ты расшалился, тобой не довольны. Скажи себе «замри» |
Упражнения 8) «Хочу и всё!» (4-5 лет) Истерика в магазине игрушек 9) «Жадный пёс»(4-5 лет) Жадный пёс Дров принёс, Воды наносил, Тесто замесил, Пирогов напёк, Спрятал в уголок И съел сам – Ам – ам - ам! 10) «Радость - смелость»(3-4 года) В дет. сад пришёл Молчок Очень робкий новичок. Он сначала был не смел, С нами песенок не пел. А потом, глядим, привык: Словно зайка - скок да прыг. До чего же осмелел: Даже песенку запел. | Упражнения 11) «Морщинки» (Вдох-выдох) 3р.Улыбнуться соседу справа, слева; наморщить лоб(удивиться), нахмурить брови(рассердиться), наморщить нос(что-то не нравиться); расслабить мышцы. (Вдох-выдох) 3р. 12) «Азбука настроений» Дети разбирают роли. От их имени (мамы, папы, кошки, мышки, попугая, рыбки) рассказывают: - что они любят - что их радует - чего боятся… 13) «Злюка»(4-3 года) Ребёнок сидит на стуле и смотрит на каждого со злостью и недовольством.(брови сдвинуты, верхняя губа закушена). |
Саморегуляция 4) «Замри» Если ты расшалился, тобой не довольны. Скажи себе «Замри». После посмотри вокруг: чем и с кем ты мог бы заняться? И тебе будет интересно. | |
Упражнения для развития
эмоциональной сферы дошкольников.
1) «Зеркало». Цель: учить правильно считывать эмоцию и изображать её на своём лице (4-5 лет).
Ход: ведущий показывает к/л эмоцию, остальные участники игры повторяют её.
2) «Море волнуется». Цель: упражнять в изображении различных эмоциональных состояний (5-6 лет)
Ход: ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, эмоция … замри!» Можно обсудить, почему у ребёнка могла возникнуть данная эмоция.
3) «Непослушные мячики». Цель: легализация непослушания (с 5 лет)
Ход: дети бросают мяч друг другу и говорят примерно следующее: «не хочу заправлять кровать, не хочу…»
4) «Неправильный рисунок». Цель: осмысление установок, легализация непослушания, развитие творческого мышления.
Ход: детям даётся задание нарисовать «неправильный» рисунок. Затем обсуждается: с чьей точки зрения он неправильный? (с 5 лет)
5) «Один день ребёнка». Цель: развитие не вербальных средств общения и упражнение в изображении различных эмоций.
Ход: ведущий предлагает изобразить один день хорошего и один день плохого ребёнка. (с 6 лет)
6) «Разбуди котёнка». Цель: развивать эмпатию, эмоции добра и радости.
Ход: ведущий предлагает упражнение: «кто ласковее разбудит котёнка?» (котёнком может быть игрушка или другой ребёнок)(с 4 лет)
7) «Кукареку!» Цель: учить относиться с юмором к конфликтным
ситуациям.
Ход: ребёнок сидит на стуле, его «обижают», а он говорит: «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»(с 5 лет)
8) «Как ты думаешь?» Цель: эмоциональная децентрация.
Ход: ребёнку предлагают представить, что чувствует в конфликте мама, папа, бабушка, сибинг.(с 6 лет)
9) «Передай эмоцию». Цель: игренировать в понимании и передаче эмоциональных состояний.
Ход: дети по кругу передают друг другу эмоцию(с 3 лет)
10 «Воображалки». Цель: развитие воображения.
Ход: ребёнку предлагается представить, на что похоже его настроение и рассказать об этом или нарисовать.(с 4 лет)
11) «Злой дракон». Цель: развитие эмпатии, умение сочувствовать; упражнять в изображении страха.
Ход: дети «гуляют» в лесу, на них «напал» злой дракон. Дети прячутся в домиках – обручах, гладят друг друга, утешают.(с 4 лет)
12) «Кто смешнее?» Цель: упражнять в изображении радости.
Ход: ведущий предлагает организовать конкурс «Кто смешнее рассмеется?» (с 4 лет).
13) «Оторвали мишки лапу». Цель: развитие эмпатии, выразительных движений, упражнять в изображении эмоции гнева.
Ход: обсуждать, какая девочка оторвала мишке лапу (злая), а какая пожалела (добрая). Стихотворение обыгрывается.(с 4 лет)
14) «Ассоциации». Цель: учить находить ассоциации, развивать воображение.
Ход: детям предлагается представить и сказать на что похоже добро и зло (например, на вату и сосновую веточку) (с 5 лет).
15) «Волшебный мешочек». Цель: упражнять в назывании и классификации эмоций.
Ход: в «волшебный мешочек» складываются отрицательные эмоции, а достаются – положительные. (с 5 лет)
16) «Закончи предложение»(с 5 лет). Цель: учить вербализировать свои состояния.
Ход: ребятам предлагается продолжить предложения:
- я люблю, когда…
- меня беспокоит, что…
- когда я злой…
- когда мне плохо…
- когда меня обижают…
- я боюсь…
17) «Колечко». Цель: учить читать эмоциональное состояние другого человека.
Ход: дети играют в р-н игру «Колечко». Игрок должен определить у кого спрятано колечко.(с 5 лет)
Ход: угадать кому положили колечко.
18) «Глаза в глаза». Цель: учить читать эмоциональное состояние другого человека, учить мимикой передавать свое эмоциональное состояние.
Ход: в парах, держась за руки, дети передают друг другу:
- «я грустный, помоги мне»
- «мне весело, давай поиграем»
- «я не хочу с тобой дружить»
19) «Угадай эмоцию». Цель: упражнять в передаче эмоций. (с 4 лет)
Ход: детям раздаётся пиктограмма, по очереди каждый ребёнок показывает ту эмоцию, которая ему досталась на карточке. Остальные дети догадаются, что он изображает. Усложнение – кто покажет точнее? Расскажи, когда возникает эта эмоция?
20) «Рисование эмоций». Цель: упражнять в выражении эмоций средствами, развивать творческое воображение
Темы:
1. «Моё настроение сейчас»
2. «Нарисуй ту эмоцию, которую хочешь»
3. «Нарисуй ту эмоцию, которую проходили на занятии»
а) сюжетные рисунки
б) абстрактные рисунки (цвет, характер линий, композиция)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов на тему: «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка»
Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление: - ощущения – бы...
«Взаимосвязь доминирующих эмоциональных состояний воспитателей с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста»
Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства....
Консультация для воспитателей "Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей"
В консультации предоставлен материал по использованию речевых настроек, способствующих доброжелательному взаимоотношению, тренировке механизмов саморегуляции....
Учебно-методический материал «Музыкотерапия – метод коррекции эмоциональных состояний, укрепления здоровья и стимуляции интеллектуального развития ребенка».
Данный методический материал дает объяснение, что же такое музыка, как музыка влияет на людей. Описываются методы музыкотерапии и практическое их применение....
Эмоциональное состояние педагога как опосредующий фактор эмоцинального состояния детей
Консультация для педагогов о необходимости профилактики стресса и профессионального выгорания.Техники, позволяющие снять нервное напряжение и поддерживать позитивный жизненный настрой....
Эмоциональное состояние взрослого, как опосредованный фактор эмоционального состояния ребенка.
Мы учим детей держать ложку, карандаш и т. д. Формируем у них знания об окружающем мире, но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета взрослого...