Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)

Денисова Мария Геннадьевна

Подвижные игры для старшей и подготовительной групп для игр на улице и в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека П.И.78.58 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр

1. Бездомный заяц

2. Зайцы и волк

3. Охотник и зайцы

4. Караси и  щука

5. Гроза

6. Жмурки

7. Казаки - разбойники

8. Картошка

9. Перелет птиц

10. Удочка

11. Не попадись

12. Садовник

13. Перемени предмет

14. К названному дереву

15. Волк во рву

16. Не намочи ноги

17. Угадай кого поймал

18. Лягушки

19. Замри

20.Пробеги тихо

21. Космонавты

22. Песенка стрекозы

23. Пузырь

24. Стоп

25. Ловишка

26. Лягушки и цапли

27. Ловушка

28. Ловишка «Бери ленту!»

29. Два Мороза

30. Лиса в курятнике

31. Мороз – Красный нос.

32. Не оставайся на полу

33. Мяч водящему

34. Рыбак и рыбки

35. Голубь

36. Дети и волк

37. Зайцы и медведь

38. Повар

39. Ловишки с приседанием

40. Мышеловка

41. Сделай фигуру

42. Возьми быстро

43. Кот Васька

44. Ловишки парами

45. Птички и кошки

46. Солнечные зайчики

47. Охотники и утки.

48. Не дай мяч водящему

49. Где мы были, мы не скажем

50. С кочки на кочку

51. Волшебное зеркало

52. Мяч передавай – слово называй

53. Взрослому мяч бросай и животных называй

54. Карусель

55. Ручейки и озера

56. Пятнажки

57. Сороконожка идет по детсадовской дорожке

58. Маргаритки

59. Передал - садись

60. Догони свою тень

61. Шоферы

62. Огурцы

63. Вратарь

64. Напои лошадку

65. Бабочки, лягушки, цапли

66. Птицы и дождь.

67. Кто сделает меньше шагов.

68. Горячо – холодно

69. Птицелов

70. Веретено

71. Цветы и колибри

72. Снег – метель – вьюга

73. Пустое место

74. Меткий стрелок

75. Перебежки

76. Кто быстрее

77. Наседка и цыплята

78. Быстро возьми

79. Найди свой цвет

80. Земля, огонь, вода, воздух

81. Пингвины с мячом

82. Платок

83. Не дай мяч водящему

84. Горелк

85. Стой – беги

86. Невод

87. Кот на крыше

88. Резвые лягушата

п/н

Название игры

Цель

Правила

1

Бездомный заяц

Бегать; ориентироваться в пространстве.

Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».

2

Зайцы и волк

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Играющго назначают «волком», остальные изображают «зайцев». На одной стороне площадки «зайцы» отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры «зайцы» стоят на своих местах. «Волк» находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит:

«Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок.

Травку щиплют, слушают, не идет ли волк».

«Зайцы» выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках «волка». Воспитатель произносит слово «Волк», «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», стараясь их поймать, коснуться. «Зайцы» убегают каждый на свое место, где «волк» их уже не может настигнуть. Пойманных «зайцев» «волк» отводит себе в овраг. После того, как «волк» поймает 2-3 зайцев, выбирается другой «волк».

3

Охотник и зайцы

Учить метать мяч в подвижную цель.

На одной стороне – «охотник», на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе.

Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы».

«Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник», «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого попал «охотник», считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.

4

Караси и щука

Упражнять детей в беге. Закрепить умение быстро менять направление движения, действовать по сигналу

Один ребенок выбирается «щукой». Остальные играющие делятся на две группки: одна их них – «камешки» – образует круг, другая – «караси», которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом. 

По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. «Караси» спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть («караси» прячутся от «щуки» за «камешки»). «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. 

Игра проводится 3-4 раза, после чего подсчитывается число пойманных. Затем выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается.

5

Гроза

Развивать быстроту реакции, двигательные навыки.

По кругу раскладываются обручи соответственно количеству детей. Выйдя из домиков (обручей ) дети бегают, прыгают по всей площадке в разных направлениях, проговаривая в такт движениям:

«Поднял гром тарарам. Прокатился по полям.

Теплым дождичком звеня, докатился до меня.

Дождь, дождь, надо нам разбегаться по домам».

Пока играющие бегают, проговаривая текст, ведущий убирает один - два обруча. С последними словами: «По домам!» - дети занимают любой свободный обруч. Оставшиеся без «домика» выбывают из игры. Игра продолжается, пока не останется один победитель.

6

Жмурки

 Учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.

«Жмурка» выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

Кот, кот, на чем стоишь?

- На мосту.

- Что в руках?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, а «жмурка» их ловит. Пойманного игрока «жмурка» должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится «жмуркой».

7

Казаки-разбойники

Познакомить детей с ннародной иигрой; развивать лловкость

«Казаки» находят место – «темницу», «разбойники» тем временем прячутся. «Разбойник» считается пойманным, если «казак» до него дотронулся прутиком («нагайкой»). «Разбойник», которого взяли в плен, не имеет права убегать. Всех пленных приводят в «темницу», охраняемую «казаком». «Разбойники» могут освободить своих товарищей, дотронувшись до них. Но если в этот момент они сами будут пойманы «казаком-сторожем», то также попадают в «темницу». Игра считается законченной, когда все "разбойники" окажутся в «темнице».

8

Картошка

Остаться   единственным

человеком, который стоит в круге, усадив соперников в центр.

Участвовать в развлечении могут от 6-ти до 12-ти ребят. Дети встают в круг и начинают в произвольном порядке перекидывать друг другу мяч, который в этой игре и является «горячей картошкой». Каждый должен поймать снаряд и, не задерживая его в руках дольше одной секунды, перекинуть дальше. Игроки также могут не ловить, а отбивать мяч ладошками, чтобы усложнить правила.

Участник временно выбывает из игры и садится в центр круга, если он не поймал, не отбил или уронил мячик. То же самое происходит с теми, кто задержал его в руках дольше одной секунды и «обжегся» «горячей картошкой».

Вернуться в круг можно, поймав мяч из положения сидя (вставать в «штрафной зоне» запрещается). Если кому-то одному удалось это сделать, в круг возвращаются все участники, находящиеся внутри. При этом игрок, кидавший мяч, занимает их место.

Если мяч при перекидывании задевает кого-то из сидящих в центре круга, то этот игрок возвращается в круг. При этом все участники, которые соприкасались с ним руками в центре круга, также возобновляют игру.

Действие продолжается до тех пор, пока в круге не останется один ребенок, который и считается победителем.

9

Перелет птиц

Закрепить умение залазить на предметы приподнятые над полом (землей), лазать по гимнастической стенке, быстро ориентироваться в пространстве по сигналу. Учить детей помогать друг другу.

Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они – «птицы». На другом конце площадки помещается вышка для лазания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - «птицы» летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» - «птицы» летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - «птицы» спускаются с вышки и снова летят.  
Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности помочь детям.
Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья.

10

Удочка

Продолжать формировать умение подпрыгивать на двух ногах, развивать внимание, ловкость, умение быстро ориентироваться

Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. 

Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

11

Не попадись

Развивать умение быстро действовать, соблюдать правила игры, быть ловкими, внимательными.

Чертится круг или кладется шнур в форме круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становиться внутри круга в любом месте. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего играющие возвращаются за линию. Тот, до кого дотронулся водящий, отходит в сторону.
Через 30-40 секунд воспитатель прекращает игру и считает пойманных. Затем выбирается новый водящий их тех детей, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий.

12

Садовник

Разучить название цветов, развивать ловкость.

Участники игры садятся в ряд. Каждый выбирает себе имя (название любого цветка). Считалкой выбирается «ведущий» и «садовник». «Ведущий» называет «садовнику» имена цветов, выбранных игроками. «Садовник» говорит:

 «Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме ….».

Тот кто назвался этим цветком, убегает. «Садовник» догоняет. Если догонит, « цветок» становится «садовником».

13

Перемени предмет

Развивать скорость бега, ловкость, умение работать в команде.

Играющие встают в 2-3 колонны по 4-5 человек. На другой стороне площадки напротив каждой колонны в кругу лежит один кубик. У первого ребенка в колонне в руках мешочек с песком. Дети подбегают к кругу, берут кубик и оставляют мешочек. Затем передают предмет следующему, а сами встают в конец колонны. Игра заканчивается, когда пробегут все дети.

14

К названному дереву

Тренировать в быстром нахождении названного дерева

Водящий называет дерево. Все дети внимательно слушают какое дерево названо и бежать к нему. Водящий следит за детьми и того кто подбежал неправильно, отводит на скамейку штрафников.

15

Волк во рву

Учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.

Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий – «волк». Остальные дети — «козы». Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из «дома» в «поле» и перепрыгивают по дороге  через «ров». «Волк» бегает во «рву», стараясь осалить прыгающих «коз». Oсаленный ходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!». «Козы» бегут «домой», перепрыгивая по пути через «ров». После 2—3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

«Коза» считается пойманной, если «волк» коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала «р»ов, или если она попала в «ров» ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 «волков».

16

Не намочи ноги

Учить сохранять равновесие, действовать быстро согласно правилам игры. Развивать чувство товарищества.

На участке проводятся две линии на расстоянии 3-4 м – это «болото». Играющие делятся на 2-3 отряда (по 4-5 человек) и выстраиваются против черты. Задача - переправиться через «болото» с помощью дощечек. Каждый играющий получает по две дощечки (фанерки или картонки). По сигналу воспитателя первые от каждого отряда начинают передвигаться: сначала они встают на одну дощечку, кладут впереди себя вторую встают на нее, берут первую, опять кладут ее вперед и т.д. Когда первый перейдет «болото», начинает переправу следующий, и так в каждом отряде. Выигрывает тот, отряд, который раньше переправился через «болото».  Если играющих только два отряда (по 3-4 человека), «болото» можно разделить пополам и тогда все участники выстраиваются вдоль черты и начинают переправляться одновременно.

17

Угадай, кого поймал

Развивать воображение, умение передавать придуманный образ жестами. Звуками, движениями.

Воспитатель предлагает детям пойти в лес  и поймать там птичку, жучка, пчелку, муравья, ежика, кузнечика, стрекозу и т. д.  Дети изображают, как будто кого-то ловят. Воспитатель говорит: «пора домой». Дети возвращаются и усаживаются все по своим местам. При этом они держат ладошки закрытыми, чтобы их .  пойманный зверек не смог убежать. Воспитатель вызывает одного из игроков и предлагает ему показать, кого он поймал. Ребенок без слов изображает пойманного зверька. Например, бегает и жужжит, а потом падает на спину и болтает в воздухе руками и ногами, т. е. имитирует движения жучка. В это время дети внимательно наблюдают

18

Лягушки

Учить сопоставлять движения со словами.

. Дети делятся на две группы. Одна из них – «кочки на болоте», другая – «лягушки». «Кочки» стоят большим кругом. За каждой «кочкой» спряталась «лягушка». Одна «лягушка» (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своего домика.

Воспитатель говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки». Все дети скачут внутри круга и говорят: «Ква-ква-ква».

Дети («кочки») говорят: «Вот из лужицы на кочку да за мошкою вприскочку».

После этих слов все «лягушки» и водящий прячутся за «кочки». Тот, кому не хватило «кочки», становится водящим.

Он говорит: «Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото». «Лягушки» снова прыгают внутрь круга, и игра начинается сначала, только дети меняются местами.  

19

Замри

Учить понимать схематическое изображение позы человека.

. Ведущий объясняет детям правила, согласно которым все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри!» остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны замереть в той же позе. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.  

20

Пробеги тихо

Учить бесшумно двигаться

Дети делятся на группы 4–5 человек. Водящий становится в середине зала. По сигналу одна группа бежит мимо водящего бесшумно, если он услышит шум шагов, то говорит: «Стой!», и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону, если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так бегут поочередно все группы. Выигрывает та группа, которую не услышал водящий.  

21

Космонавты

Закрепить умение быстро ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя, быть внимательным. 

По краям площадки чертятся контуры ракет (двух-, четырехместные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. 

Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: 

Ждут нас быстрые ракеты 

Для прогулок по планетам. 

На какую захотим, 

На такую полетим! 

Но в игре один секрет: 

Опоздавшим места нет. 

С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракете, остаются на «космодроме», а те кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. 

После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. 

Во время полета вместо рассказа об увиденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.

22

Песенка стрекозы

Развивать ритмичную, выразительную речь и координацию движений

Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:                   

«Я летала, я летала, устали не знала».  - Плавно взмахивают руками.    

«Села посидела, опять полетела». - Опускаются на одно колено.                   

«Я подруг себе нашла, весело нам было». - Делают летательные движения руками.                   

«Хоровод кругом вела, солнышко светило». - Берутся за руки и водят хоровод.

23

Пузырь

Учить правильно делать длительный плавный выдох.

Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Повторяют слова за воспитателем: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой и не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося: «С-С-С», подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит).  

24

Стоп

Развивать быстроту реакции, умение быстро действовать по сигналу.
 

На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром – 2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!» при этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнес слово «Стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «Стоп!» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: !Быстро шагай…» и т.д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп!». Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.
Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «Стоп!». Тот, кому удалось это сделать, становиться водящим.
Игра возобновляется с новым водящим.

25

Ловишка

Развивать у детей ловкость, быстроту. Учить увертываться.

Выбранный «ловишка» становится на середине. По сигналу «Раз, два, три... лови» все играющие разбегаются по площадке, увертываются от «ловишки», который старается догнать кого-нибудь из детей и коснуться его рукой, запятнать. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 играющих, выбирают другого водящего.

26

Лягушки и цапли

Развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед-назад через предмет.

Границы «болота» (прямоугольник, квадрат или круг), где живут «лягушки», отмечаются кубами (сторона 20 см), между которыми протянуты веревки. На концах веревок мешочки с песком. Поодаль гнездо «цапли». «Лягушки» прыгают, резвятся в «болоте». «Цапля» (водящий) стоит в своем «гнезде». По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к «болоту», перешагивает веревку и ловит «лягушек». «Лягушки» спасаются от «цапли» — они выскакивают из «болота». Пойманных «лягушек» «цапля» уводит к себе в «дом». (Они остаются там, пока не выберут новую «цаплю».) Если все «лягушки» успеют выскочить из «болота» и «цапля» никого не поймает, она возвращается к себе в «дом» одна. После 2—3 игры выбирается новая «цапля».

 Веревки накладывают на кубы так, чтобы они могли легко упасть, если задеть их при прыжке. Упавшую веревку снова кладут на место. Играющие (лягушки) должны равномерно располагаться по всей площади «болота». В игре  могут быть и 2 «цапли».

27

Ловушка

Закреплять в активном словаре существительные по темам: «Дикие животные», «Птицы»; развивать быстроту, гибкость

Дети делятся на группы (4–5 человек). Они берутся за руки и образуют круг – «ловушку». 1-й ребенок – «охотник». Остальные дети – «обитатели леса». Они бегают и прыгают через «ловушку» и вокруг нее (изображающие «ловушку» стоят неподвижно, взявшись за руки и подняв их на уровне плеч). «Хлоп», – неожиданно говорит «охотник». Дети быстро опускают руки и приседают. «Посмотрю, кто попал в мою ловушку», – говорит «охотник». Дети, попавшие в ловушку, движением и голосами подражают разным зверям и птицам. «Охотник» отгадывает. Если угадал, то ребенок уходит на скамейку, а если нет, то теперь он изображает «ловушку».

28

Ловишка, «Бери ленту!»

Развивать ловкость; воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.

Все играющие закладывают за пояс сзади ленточки. По сигналу воспитателя «Беги!» разбегаются по площадке, а «ловишка» бегает за ними, стараясь вытянуть больше ленточек. По сигналу «Раз-два-три – в круг быстрей беги!» дети становятся в круг. Подсчитывается число взятых лент, после чего они возвращаются детям. Лишившись ленты, ребенок временно покидает игру.

29

Два Мороза

 Развивать ловкость, быстроту.

 На противоположных сторонах площадки отмечаются два «дома». Играющие располагаются на одной стороне. Выбираются «Мороз, Красный нос» и «Мороз, Синий нос», которые стоят в середине зала. По сигналу: «Начинайте!» – оба «Мороза» говорят:
«Мы два брата молодые, два Мороза удалые:  

Я Мороз, Красный нос, я Мороз, Синий нос.

Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

«Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз».

После сигнала «Мороз» все играющие перебегают на другую сторону, а Морозы стараются их «заморозить», то есть коснуться рукой. «Замороженные» останавливаются и не двигаются, пока все не перебегут. В конце подсчитывают, какая пара «Морозов»  большее «заморозила»

30

Лиса в курятнике

Учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего

 На одной стороне площадки очерчивается место под «курятник». В «курятнике на насесте» (на скамейках) сидят «куры». На противоположной стороне площадки готовится «нора лисы». Все остальное – двор.
Один из играющих называется лисой, остальные – курами. По сигналу воспитателя «куры»
 спрыгивают с «насеста», ходят и бегают по двору, «клюют» зерна, хлопают «крыльями». По сигналу воспитателя «Лиса!» «куры» убегают в «курятник» и взбираются на «насест», а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит её в свою «нору». Остальные «куры» снова выбегают, и игра возобновляется.
Игра кончается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».

31

Мороз, Красный нос

 Развивать ловкость, быстроту движений.

На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посредине площадки лицом к ним становится водящий – «Мороз, Красный нос». Он произносит:

«Я Мороз, Красный нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?»
Играющие хором отвечают:

«Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз».

После этого они перебегают через площадку в другой дом. «Мороз» догоняет их и старается «заморозить» (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг «Мороз», и стоят так до окончания перебежки. «Мороз» подсчитывает, стольких он «заморозил». После нескольких перебежек выбирают нового «Мороза». В конце нескольких перебежек подводится итог, сравнивают, какой «Мороз» «заморозил» больше играющих.

32

Не оставайся на полу

Развивать умение правильно спрыгивать с возвышения двумя ногами, мягко приземляясь, сгибая колени.

 В различных местах зала находятся разные предметы высотой 25–30 см. Выбирается «ловишка». Ему надевают на руку повязку. Под удары бубна дети спрыгивают с предметов и бегают или прыгают по залу. «Ловишка» принимает участие в беге. По сигналу «Лови!» все дети снова взбираются на предметы. «Ловишка» ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение, и те садятся в стороне.

33

Мяч водящему

Развивать умение бросать и ловить мяч

Участники делятся на равные команды. На расстоянии 3 м от команд проводится линия. Выбираются два водящих, которые становятся за этой линией против колонн. По сигналу оба водящих бросают мячи стоящим впереди в своих командах. Поймав мяч, играющий кидает его обратно водящему, а сам становится в конец колонны и т. д. Выигрывает та команда, в которой последний играющий раньше вернет мяч водящему.

34

Рыбак и рыбки

 Развивать ловкость.

Играющие стоят. Очерчивается «пруд» – площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками – «рыбки плавают». Двое «рыбаков» растягивают скакалку («сети») и пытаются окружить и поймать «рыбок». Те, кого коснулась скакалка, выходят из игры. Когда будут пойманы все «рыбки», игра повторяется и дети меняются ролями.

35

Голубь

 Упражнять в произношении звуков «Л» и «Р».

Дети  выбирают «ястреба» и «хозяйку». Остальные дети – «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!» Они разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули», и «голуби» слетаются к ней. Тот, кого «ястреб» поймал, выполняет его роль, а прежний «ястреб» становится «хозяйкой».

36

Дети и волк

Учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Выбирается «волк». Остальные дети «собирают в лесу землянику и грибы» и приговаривают:

«Дети по лесу гуляли,

Землянику собирали

Много ягодок везде:

И на кочках, и в траве.

Но вот сучья затрещали…

Дети, дети, не зевайте,

Волк за елью – убегайте!»

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

37

Зайцы и медведь

Развивать ловкость, умение перевоплощаться.

Ребенок («медведь») сидит на корточках и «дремлет». Дети («зайцы») прыгают вокруг и дразнят его:

«Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?»

«Медведь» встает со стула, отвечает:

«Я медком не угостился,

 Вот на всех и рассердился.

 1, 2, 3, 4, 5, начинаю всех гонять!»

На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» и отводит их к стульчику («берлоге»).

38

Повар

Развивать ритмичность, выразительность речи и координацию движений.

Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:
 «Будем в повара играть, никому нельзя зевать,

«Если повар будешь ты, то скорей кругом иди.»

После слов «Скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает и становится водящим.

39

Ловишки с приседанием

 Развивать ловкость, быстроту.

С помощью считалочки выбирается «ловишка». Он становится в центре площадки. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают, а «ловишка» ловит. В этой игре нельзя ловить того ребенка, который успел присесть. В конце говорят, какой «ловишка» самый ловкий.
 

40

Мышеловка

Развивать ловкость, умение быстро действовать после сигнала.

Делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг («мышеловку»). Остальные – «мыши». Они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и, начиная ходить по кругу, говорят:

 «Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!»

Затем дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и садятся. Пойманные становятся в круг. Когда большая часть «мышей» поймана, дети меняются ролями.

41

Сделай фигуру

Развивать воображение.

Ходьба в колонне по одному, по сигналу «Стоп!» дети останавливаются и выполняют какую-либо фигуру. Отмечаются самые быстрые и интересные.

42

Быстро возьми

Развивать ловкость, быстроту движений.

Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки), которых должно быть на один или два меньше. По сигналу «Быстро возьми» каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел это сделать, считается проигравшим.

Правила игры. Предметы постепенно убираются.

43

Кот Васька

 Развитие двигательной активности

«Мыши» сидят на стульчиках. «Кот» идет на носочках, смотрит по сторонам, мяукает.

«Педагог  и  дети.

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А летит стрелой, а летит стрелой.»

«Кот» бежит в конец площадки, садится и «засыпает».

Дети.         

« Глазки закрываются –

Спит иль притворяется?

Зубы у кота – острая игла.»

Одна из «мышек», подойдя к «коту», смотрит, спит ли он. Машет руками, приглашая к себе других.

Педагог.  

«Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут,

Всех поймает он!»

«Кот» вскакивает и бежит за «мышками».

44

Ловишки парами

Развивать быстроту движений.

Дети выстраиваются в две шеренги на расстоянии 3–4 шагов друг от друга. По сигналу воспитателя «Беги!» дети первой шеренги убегают, а дети второй догоняют каждый свою пару и стараются поймать, прежде чем первые пересекут обозначенную линию финиша. После двух перебежек дети меняются местами.

45

Птички и кошка

Учить двигаться по сигналу; развивать ловкость.

 В большом кругу сидит «кошка», за кругом – «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить их, а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

46

Солнечные зайчики

 Упражнять в произношении стихотворения в соответствии с движениями.

Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:

«Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут ко мне.

Ну лови, лови скорей, вот он, светленький кружок,

Вот-вот-вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене».

47

Охотники и утки

Развитие меткости.

Играющие делятся на две группы – «охотники» и «утки». «Утки» становятся в середину круга, а «охотники» располагаются снаружи, перебрасывают мяч и стараются попасть в «уток», те увертываются. Когда треть игроков поймана, игра останавливается и дети меняются местами.

48

Не дай мяч водящему.

Развивать ловкость, меткость.

 В центре круга находятся 2–3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронуться. Если кому-нибудь это удается, то он выходит из круга, а водящим становится тот, при броске которого был пойман мяч.

49

Где мы были, не скажем

Развивать логическое мышление, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Дети делятся на две команды. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, что будут показывать. Одна группа показывает со словами

«Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем», а другая должна отгадать, кого или что они изображают. Затем дети меняются местами.

50

С кочки на кочку

Развивать ловкость, быстроту

Воспитатель выкладывает на участке обручи (6–8 штук) в две линии. Играющие выстраиваются в две колонны. По сигналу воспитателя первые игроки начинают перепрыгивать на двух ногах из обруча в обруч. Как только первый игрок прыгнет из последнего обруча, прыжки начинает второй игрок колонны и т. д. Побеждает команда, быстро и правильно (не оступившись ни разу) перебравшаяся на другой берег.
Игра повторяется 2–3 раза.

51

Волшебное зеркало

Развивать ритмичность, выразительность речи и координацию движений.

Дети стоят в кругу. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

«Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!»

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движением. Тот, к кому он обращается, должен точно повторить и фразу, и движение. Если он допустил ошибки, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнил все без единой ошибки.

52

Мяч передавай – слово называй

Развивать фонематические представления, быстроту реакции.

Играющие выстраиваются в колонну. У первых игроков по мячу, диаметр которых 25–30 см. Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

53

Взрослому мяч бросай и животных называй

Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов; развивать внимание и память.

Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Например: фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин.

Можно использовать другие темы: овощи, деревья, домашние и дикие животные, птицы, мебель, посуда, одежда, транспорт.

54

Карусель

Учить одновременно двигаться и говорить, быстро действовать после сигнала.

Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:

«Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.»

В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли».

После того как дети пробегут два раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:
Тише-тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два!

Вот и кончилась игра!

Движение карусели становится постепенно все медленнее. При произнесении слов «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.

После того как дети немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять места на карусели, то есть становятся в круг, берут шнур.
Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.

55

Ручейки и озера

Развивать ловкость

Дети строятся друг за другом по 4–6 человек, руки кладут на пояс или плечи стоящему впереди – это «ручейки». По сигналу «Ручейки бегут!» дети бегут каждый в своей колонне за ведущим. По сигналу «Озеро» каждая команда, взявшись за руки, образует круг. Выигрывает команда, которая быстрее построила круг. При повторении игры дети бегут с высоким подниманием колен, в полуприседе.

56

Пятнашки

Развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

 Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала «Лови» все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-либо из играющих. Тот, кого коснулся водящий, отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель подает команду «Стой!», игра останавливается, подсчитывают количество пойманных и выбирают нового водящего.

57

Сороконожка идет по детсадовской дорожке

Развивать двигательную активность.

Дети встают друг за другом, берут впереди стоящего за пояс, садятся на корточки и двигаются по кругу. Задача – не упасть.

58

Маргаритки

Закрепить знания о растениях цветника; упражнять в беге с увертыванием.

С помощью считалки выбирают ведущего. Он в игре будет исполнять роль «девочки Маргариты». Все остальные дети будут представлять цветы «маргаритки». «Цветы» становятся в круг, а «Маргарита» находится в его центре. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:

«Собирала Маргарита маргаритки на горе,

Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Хочет снова все собрать,

Только надо нас догнать».

Дети разбегаются по всей площадке, а «Маргарита» пытается их догнать и запятнать. Ведущий, догоняя ребенка, произносит: «Цветник». По этому сигналу запятнанный игрок должен пойти в «цветник». Когда там будет 5–6 детей, игра останавливается. «Маргарита» считает, сколько собрала «маргариток», и называет других соседей маргариток в «цветнике». Воспитатель отмечает, кто из детей был ловким в игре, кто назвал больше растений цветника.

«Маргаритки» начинают убегать только после команды «Догнать!». Названные растения второй раз не повторять.

59

Передал садись

Развивать ловкость, быстроту движения.

Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны, одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3–4 м. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом – от груди, от плеча, снизу, двумя руками из-за головы и т. п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает. Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мяча от капитана к игрокам и обратно, та команда будет считается победительницей.

60

Догони свою тень

Познакомить понятием света и тени.

Воспитатель. Кто отгадает загадку?

«Я иду, она идет; я стою, она стоит; побегу, она бежит». (Тень.)

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение. Оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. (Где еще есть? На что похожа?)

61

Шоферы

Учить придумывать различные действия и изображать их.

Дети изображают шоферов и различные действия на дорогах.

62

Огурцы

Развивать быстроту реакции, внимание; закрепить знания об употреблении огурцов в пищу

Игру проводят на игровой площадке, которая в данном случае будет «огородом». Дети ходят в колонне друг за другом по всему «огороду», произносят слова и выполняют соответствующие движения:

«Вырастали на грядке  (Дети ходят в колонне)

Зеленые прядки (Переход в полуприсяд)

Прятались в них огурцы (Приседают)

А солнце пригрело (Встают, поднимают руки)

Вмиг пожелтели (Руки опустили)

Но в бочке они хороши!»

После слова хороши дети бегут и занимают место в «бочке» (нарисованном круге или обруче) по пять человек. Кто остался вне «бочки», тот называет блюдо, приготовленное из огурцов. В конце игры воспитатель привлекает детей к оценке выполнения движений, отмечает, как быстро ребята действовали по сигналу, что узнали они об огурцах в этой игре.

63

Вратарь

Закрепить умение ориентироваться в пространстве; развивать быстроту реакции, точность движения.

Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок.   « Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я».

Взрослый:  «Раз, два, три, Справа (слева, прямо) мяч смотри!»

64

Напои лошадку

Развивать ловкость движений

Ребенок становится на расстоянии 4–5 метров от игрушки лошадки. Ему дают в руки ведерки и завязывают глаза. Надо подойти к лошадке и «напоить» ее из ведра (поднести ведерко к морде лошади).

65

Бабочки, лягушки и цапли

Развивать подражательные движения

Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут руками), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только воспитатель произносит: «Снова побежали», дети начинают бегать по лугу в произвольном направлении.

66

Птицы и дождь

Учить действовать по команде взрослого, закреплять знания птиц, упражнять в произнесении звуков, выполнении характерных движений

Педагог начинает: «Птички летают (дети бегут по площадке), клюют зернышки (дети присаживаются, «клюют»), опять улетают.

Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. («Ввв!» — произносят дети.) Закапал частый дождь, застучал по крыше». «Тук! Тук! Тук!», — повторяют дети.

«Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми», — зовет взрослый. — Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются).

Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются». Дети имитируют голоса знакомых птиц.

67

Кто сделает меньше шагов

Развивать ловкость движения

Дети становятся за линию и по сигналу взрослого бегут на противоположную сторону до обозначенной черты. Каждый из играющих старается делать шаги как можно длиннее и считать их. По окончании бега считают кто сколько сделал шагов и считают у кого меньше.

68

Холодно - горячо

Развивать умения детей реагировать на сигналы во время ходьбы

Дети ходят по площадке обычной ходьбой по счет воспитателя или удары в бубен. На сигнал «Горячо» переходят на носочки, по сигналу «холодно» - на полуприсяд.

69

Птицелов

Формировать умение различать и имитировать крики различных птиц, развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.

Дети выбирают себе названия птиц, голосу которых они будут подражать. Становятся в круг, в центре которого «птицелов». Водят хоровод со словами:

«Во лесу в лесочке

На заснеженном дубочке

Птички весело поют

Ах, птицелов идет,

Он в неволю нас возьмет

Птицы, улетайте!»

«Птицелов» хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Пойманный ребенок подражает голосу какой – либо птицы. Водящий должен угадать имя игрока и птицу.

70

Веретено

Знакомить с традициями и культурой русского народа, развивать двигательные навыки.

Один ребенок держит один конец веревки, второй держит другой конец веревки и наматывает ее на первого как нитку на веретено. Остальные дети перепрыгивают и пролазят под веревкой. Тот кто дотронется до веревки, выбывает из игры.

71

Цветы и колибри

Развивать сноровку, ловкость

Дети под музыку бегают между цветами. На каждый цветок могут сесть только три птички. Кто остался без цветов – кружится на месте.

72

Снег – метель - вьюга

Уметь выполнять движения в соответствии с командой сразу после слов педагога; ориентироваться в пространстве, не сталкиваться со сверстниками при движении.

По команде «Снег» дети, плавно кружась, приседая, легко на носочках передвигаются по всему пространству. По команде «Метель» — быстро бегут в направлении, указанном педагогом, собираются в большую кучу. По команде «Вьюга» — встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу, ускоряя темп.

73

Пустое место

Развивать умение бегать на скорость, действовать согласно правилам, быть внимательным

Играющие становятся в круг и держат руки на поясе. Получаются окошки. Водящий ходит сзади круга и говорит:

«Вокруг домика хожу и в окошеки гляжу

Кодному я подойду и тихонько постучу».

После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

74

Меткий стрелок

Развитие двигательных и коммуникативных способностей, ловкости движений.

Атрибуты: резиновый мяч среднего размера.

На игровой площадке проводятся 2 параллельные линии на расстоянии 15 м друг от друга. В середине между ними рисуется круг диаметром 2 м. Из игроков выбирается стрелок. Он встает в круг с мячом в руках. Остальные игроки начинают перебегать от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого он попал, становится стрелком.

Особые замечания: если стрелок промахнулся, игроки возвращают ему мяч. Если игрок поймал брошенный в него мяч, это не считается попаданием.

75

Перебежки

Развивать у детей внимание, ловкость; упражнять в метании в подвижную цель.

На одной стороне площадки отделяется линией «дом», на расстоянии 5-6 м чертится 2 линия, за которой находится другой «дом». Вдоль одной из сторон перпендикулярно домам проводится еще одна черта. Играющие делятся на 2 группы – два отряда Дети одного отряда встают вдоль линии любого дома. Другой отряд размещается вдоль боковой линии; у ног каждого ребенка лежит по два снежка. По сигналу воспитателя 1 отряд перебегает из одного дома в другой. Дети 2 отряда берут по одному снежку и бросают их в бегущих. Те, в кого попали снежком, отходят в сторону. На новый сигнал перебежка происходит в обратную сторону; дети, стоящие у боковой линии, бросают в бегущих по второму снежку.  Осаленные в этот раз так же отходят в сторону.

76

Кто быстрее

Развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; упражнять в выполнении прыжков разными способами.

В эстафете участвуют 2 – 4 команды. Все выстраиваются с одной стороны шарика, каждая команда – напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команды прыжками начинают передвигаться по своим фигурам по порядку – от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включается следующий участник команды и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется – дети выполняют прыжки в обратном порядке.

77

Наседка и цыплята

Развивать внимание ловкость,

быстроту.

Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой

отгорожен «курятник», где помещаются «цыплята» (дети) с

«наседкой». Сбоку в стороне большая птица (один из детей). «Наседка» покидает «курятник», подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят : «Ко-ко-ко». «Цыплята» вместе с ней подлезают под веревку и вместе с ней гуляют. При словах «Летит большая птица!» «цыплята» убегают домой. Из игры выбывают «цыплята», пойманные «большой птицей».

78

Бысиро возьми

Учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.

Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки), которых должно быть на один меньше. На следующий сигнал6 «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется.

79

Найди свой цвет

Формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.

Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета. 

Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.

80

Земля, вода, огонь, воздух

Закрепить умение метать мяч, быстро ориентироваться, развивать внимание.

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», огонь». Если водящий сказал «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух!» - названием птиц. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

81

Пингвины с мячом

Совершенствовать прыжки отталкиваясь двумя ногами.

Дети стоят в 4 – 5 звеньях. Напротив каждого звена (на расстоянии 4 -5м) ориентир – высокий кубик, палочка. Первые в звеньях получают мячи (резиновые, волейбольные, мягкие матерчатые). Зажав их между коленями,прыгают к предмету, берут мяч и, обежав ориентир, возвращаются каждый к своему звену и передают мяч следующему. Когда все прибегут, прыгают другие 4 – 5 детей.

82

Платок

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит конус, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут по кругу переменным шагом и говорят:

«Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок».

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим конусам, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши).

83

Не дай мяч водящему

Развивать ловкость, умение метко бросать и ловить мяч, слаженно работать в команде.

Все играющие, кроме двух-трех водящих, становятся по кругу и начинают перебрасывать между собой баскетбольный мяч. Задача водящих, находящихся в круге, коснуться мяча рукой. На место водящего, который осалил мяч, идет тот, кто не сумел точно передать мяч товарищу по кругу.

Если мяч выкатился за пределы круга, за ним может бежать любой игрок. Если завладеет мячом водящий, его место в круге занимает игрок, потерявший мяч.

Игру можно усложнить, введя в нее правило трех секунд. В течение этого времени игрок должен перебросить мяч партнеру.

84

Горелки

Упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз! Два! Три! Беги!»

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

85

Стой – беги

Упражнять в беге, умении действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать точность, быстроту, ловкость.

Дети стот вокруг воспитателя. Воспитатель подбрасывает мяч и называет имя одного ребенка. Дети разбегаются по площадке, ребенок ловит мяч и кричит «Стой!». Все должны замереть. Водящий бросает мяч в ноги ближайшего ребенка. Если мяч попал по ноге, то этот ребенок бежит за мячом, помав его, кричит «Стой!». Если водящий промахнулся, то он сам бежит за мячом.

86

Невод

Обучение основным видам движения (ходьба, бег, прыжки), укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие ловкости.

Игровая площадка представляет собой озеро. По нему ходят двое водящих с неводом, держа за концы веревку.Они стараются загнать в «невод» других играющих детей «рыбок», которые старыются вырваться из «невода», перепрыгнув через веревку. «Рыбки», не успевшие перепрыгнуть через «невод» или задевшие его в момент прыжка, выбывают из игры, а водящие начинают новый заход с «неводом» по игровой площадке. «Невод» должен все время двигаться на одинаковой всоте.

87

Кот на крыше

Развивать координацию движений,  ритмичную выразительную ручь.

Дети  становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

«Тише мыши, тише мыши… Кот сидит на нашей крыше. Мышка, мышка, берегись. И коту не попадись!» После этих слов «кот» гонится за «мышками», те убегают. Нужно отметить чертой мышкин  дом – норку, куда «кот» не имеет права забегать.

88

Резвые лягушата

Упражнять в прыжках на двух ногах, и на одной ноге.

На середине площадки  кладут 2 шнура на расстоянии 1 м друг от друга — это «болото». С одной стороны «болота» дети — это «лягушата». Воспитатель предлагает «лягушатам» проскакать на другой берег «болота» на двух ногах.  Дети 2—4 раза прыгают на двух ногах через «болото». Затем воспитатель предлагает резвым «лягушатам» прыгать только на одной ноге и не касаться «болота» другой (каждый раз лапки нужно менять.)

Зверинец

Развивать слуховую ориентацию, умение различать звуки животных.

Все участники должны выйти на середину комнаты. Каждому необходимо выдать платок или полотенце, чтобы завязать глаза. Игроки выстраиваются в один большой круг, а ведущий переходит от одного человека к другому и говорит на ушко, какое животное надо будет изображать.
Виды животных подбираются таким образом, чтобы они могли образовывать стада или стаи и при этом издавать какой-либо один характерный звук. Например, буйволы — мычат, утки — крякают, змеи — шипят, кабаны — хрюкают, собаки динго — лают, кукушки — кукуют, мыши — пищат, тигры — рычат.

Задание для игроков: необходимо с завязанными глазами ходить по комнате и искать своих "братьев по крови". При этом не забывать самим издавать опознавательные звуки.

Победителями становятся те "животные", которые первыми соберутся в единую группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека подвижных игр будет полезна воспитателям и инструкторам по физической культуре...

картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

картотеки можно использовать в летний период...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста в виде карточек для фотоальбома. Для воспитателей и инструкторов по физической культуре...

картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста с указанием целей, материала и хода игр....

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

В этом материале описанны подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.

В помощь педагогам предлагаю картотеку подвижных игр для детей старшегодошкольного возраста....

Картотека "Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста"

Картотека "Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста"Составитель: Тюленева Любовь Витальевна, воспитатель, высшая категория, МАУДО «Детский сад №6», Тюменская область, г. Ялуторовск...