Консультация для педагогов "Игра и нравственное воспитание дошкольника"
консультация
Актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольника обусловлена ситуацией сложившейся в современном обществе. В результате отчуждения человека от традиций культуры, духовности, смены ценностных ориентиров возникают и изменения в нравственном становлении личности. В процессе своего развития человек проходит определенные периоды открытости общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Наиболее благоприятным периодом такой открытости социально-нравственному, духовному и педагогическому воздействиям является дошкольное детство. Именно в дошкольном детстве появляется потребность в одобрении и признании, которых можно добиться через усвоение нравственных ориентиров, которые могут быть усвоены через игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_i_nravstvennost.docx | 97.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад №125»
Игра и нравственное воспитание дошкольника
(консультация)
Разработала:
Бахметьева О.В.,
воспитатель
2019 г.
Игра и нравственное воспитание дошкольника.
Актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольника обусловлена ситуацией сложившейся в современном обществе. В результате отчуждения человека от традиций культуры, духовности, смены ценностных ориентиров возникают и изменения в нравственном становлении личности. В процессе своего развития человек проходит определенные периоды открытости общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Наиболее благоприятным периодом такой открытости социально-нравственному, духовному и педагогическому воздействиям является дошкольное детство. Именно в дошкольном детстве появляется потребность в одобрении и признании, которых можно добиться через усвоение нравственных ориентиров, которые могут быть усвоены через игру.
Игра для дошкольника – ведущий вид деятельности, вызывающий в его психике качественные изменения. Важная роль игры заключается не только в том, что через нее ребенок приобретает навыки общения и взаимодействия, но и в том, что через игровую деятельность происходит проникновение в мир взрослых. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. И именно поэтому игра является основной формой организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Таким образом, игра, как ведущий вид деятельности дошкольника имеет важнейшее значение в формировании нравственных качеств личности ребенка.
В данный момент стоят следующие задачи по нравственному воспитанию детей:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; формировать умение договариваться, помогать друг другу.
2.Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
3. Воспитывать заботливое отношение пожилым людям; учить помогать им.
4.Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
5. Развивать волевые качества.
6.Обогащать словарь вежливыми словами.
7.Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.
8. Формировать навыки самооценки.
9. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.
10. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
11.Воспитывать желание познавать культуру своего, формировать бережное отношение к ней; воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
Игры, направленные на развитие нравственных качеств дошкольников.
Игра «Копилка добрых дел».
Цель игры: научить ребенка замечать положительные поступки совершенные как другими детьми, так и им самим; учить выражать благодарность за них.
Атрибуты: шкатулка - копилка для маркеров добрых дел (как вариант индивидуальный мешочек); сами маркеры(кружочки, сердечки, смайлики и т.д.).
Ход игры: В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если ребенок затрудняется, задача педагога помочь ему найти это доброе дело даже в незначительных положительных поступках. Такая игра будет стимулом для ребенка совершать что-то хорошее.
Игра «Хорошо - плохо»
Цель: Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, умения правильно оценивать себя и других; способствует выработке правил общественного поведения
Атрибуты: карточки с изображением хороших и плохих поступков.
Ход игры:
- Детям предлагается рассмотреть картинки, определить, что хорошо, а что плохо, объяснить свое решение, распределить картинки на две группы хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов.
- Детям нужно подобрать к каждой карточке, на которой ребёнок ведёт себя плохо, карточку на которой ребёнок в аналогичной ситуации поступает хорошо.
Игра «Цветок доброты».
Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.
Атрибуты: Серединка цветка (можно прикрепить фото ребенка); лепестки.
Ход игры:
- Воспитатель предлагает детям совместно собрать цветок, добавляя по одному лепестку, при этом нужно говорить по одному доброму (вежливому) слову.
- Собрать цветок вокруг фотографии ребенка, называя его положительные качества.
Игра «Волшебный стул»
Цель: формировать доброжелательное отношение детей друг к другу; воспитывать дружелюбие, сплоченность.
Атрибуты: стул, корона.
Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшебный стул», ему на голову одевают корону, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
Игра «Как надо заботиться».
Цель: формирование представлений о любви и заботе; воспитывать доброе отношение к окружающему миру.
Атрибуты: карточки с изображением животных(фигурки, игрушки) и растений
Ход игры: дети сидят полукругом, воспитатель раздает каждому карточки с изображение животных или растений. Затем называет какое- либо животное, например кошка. Тот, у кого в руках оказывается кошка, встает и рассказывает как нужно заботится о кошке, остальные могут помогать, если ребенок испытывает затруднение. Так все по очереди рассказывают про свою картинку.
Игра «Палочка-выручалочка»
Цель: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.
Атрибуты: волшебная палочка.
Ход игры: дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка. Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.
Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.
Игра «Помоги дедушке и бабушке».
Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь старшим, милосердие, сострадание.
Предварительная работа: Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.
Игра: На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки ниток, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.
Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с пола очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.
Игра «Если - то»
Цель: развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи; формировать умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Ход игры: Каждому ребенку по очереди предлагается решить определенную задачу. Педагог предлагает проблемную ситуацию:
«Как ты поступишь, если:
-нечаянно обидел своего друга…
-с тобой никто не хочет дружить…
-твоего друга обидели…
-твой друг заплакал и загрустил…
-твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет…
-у твоего друга что-то не получается…
-твой друг знает больше чем ты…
-твой друг нарушил правила поведения в группе…» и т.д.
Игра «Подбери цвет».
Цель: формировать представления о хороших и плохих поступках(качествах); умения правильно оценивать себя и других; способствовать выработке правил поведения.
Атрибуты: карточки для каждого ребенка двух цветов - черного и белого.
Ход игры: Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов:
Добрый - злой; Отобрал – попросил;
Жадный - щедрый; Разбросал – прибрал;
Чистый - грязный; Толкнул – поднял;
Ленивый – работящий; Сломал – построил и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: духовно-нравственное воспитание дошкольников
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступе...
Консультация для родителей о нравственном воспитании дошкольников
Формирование нравственного здоровья дошкольника....
Консультация на тему_ Руководить нравственным воспитанием дошкольника
Дошкольное воспитание - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравстве...
Консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
Консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"...
Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
В настоящее время в системе образования происходят большие изменения. Разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Для дошкольных учреждений существует опыт и различны...
Консультация для родителей Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Цель воспитания:Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.Воспитывать в детях милосердие, с...
Консультация "Роль книги в нравственном воспитании дошкольника"
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль...