Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В консультации представлены методы и приемы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/modules/file/icons/x-office-document.png718.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени

Консультация для воспитателей

«Развитие фонематического слуха у дошкольников»

Альберт Ю.А.

                                                                                                        Учитель-логопед

г. Тюмень

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух формируется у детей очень рано, начиная с момента появления ребенка на свет и на протяжении всего дошкольного возраста. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше будут в этот период общаться и заниматься с ребенком взрослые, тем меньше у него потом будет проблем с развитием фонематического слуха и восприятия, т.е. не будет проблем в дальнейшем обучении ребенка грамоте и письму.

Фонетический слух осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов: все звуки должны произноситься нормировано, чтобы их смогли опознать слушающие. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.

Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

 - определение наличия или отсутствия звуков в слове;

 - местоположение звуков в слове;

 - определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух:

  1. Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического  строя, словаря, артикуляции и дикции.
  1. Выработка орфографических навыков.
  2. Овладение чтением.
  3. Овладение операциями звукового анализа и синтеза.

6.   Успешность обучения грамоте.

Ошибки, возникающие  из-за несформированности фонематического слуха:

  1. Смешение звуков:
  • звонкие - глухие (блакала – плакала);
  • свистящие – шипящие (чаши – часы);
  • твердые – мягкие (ягоди – ягоды);
  • сонорные (тли – три);
  • аффрикаты (чветы – цветы).

     2.   Перестановка и включение отдельных звуков

      (наушинки – наушники, нулжа – лужа).

     З.   Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги

     (метает – подметает, тишинына – тишина).

    4.   Замена звуков

     (табака – собака, идют – идёт).

    5.   Ошибки при чтении:

  •  пропуск букв, слогов, предлогов;
  • замена и перестановка букв, слогов;
  • «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;


Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение звукового анализа слова. А именно умение раскладывать слышимое слово на последовательный ряд звуков. Что в свою очередь, делает проблематичным, процесс овладения чтением и письмом (письменной речью).
Развитие у детей фонематического слуха является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов, является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Для проверки состояния фонематического слуха проводят обследование по нескольким компонентам.

Выявление умения ребёнка узнавать и различать неречевые звуки.

Задание "Отгадай,что звучит?"

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_2a1b72ab8aecef9e00ee186bed651b4c.png.jpg

Выявление умения различать слова, близкие по звуковому составу.

Задание «Покажи картинки»: где коза, а где коса; где удочка, а где уточка

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_6171c25e97f5948ee3cc0287f68a75a3.png.jpg


Задание «Назови предметы, которые звучат похоже».
Лейка - скамейка, чашка - рубашка, подушка - лягушка.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_1e7d1f2424a0d3b5ef549278143cfb17.png.jpg

Изучение дифференциации слогов:

Далее выявляем умение детей запоминать на слух и повторять слоговые цепочки с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, мягкости/твердости. 

Упражнение «Повтори как я скажу»
с одним согласным и разными гласными звуками
та-то-ту, шу-ши-ша, ло-ла-лы
сы-са-со, ро-ру-ры, цу-цо-ца
с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости
па-ба-па, та-да-та, ва-фа-ва
са-за-са, жа-ша-жа, ка-га-ка

Изучение дифференциации звуков

Выявляем умение различать звуки родного языка. Работу по различению звуков начинаем с гласных. Гласные звуки легче услышать, легче произнести, легче выделить. Их можно тянуть, петь. 
Игра «Поймай звук». Послушай ряд звуков. Если услышишь звук А, хлопни в ладоши. А, О, У, А, И, О, А.
После гласных звуков переходим к упражнениям на узнавание согласных. 
Игра «Различай и повторяй»
«Повторяй за мной только слова со звуком м» — предлагаемые слова: 
калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука — рука, 
магазин — бензин, зайка — майка, мыло — шило.

На основе фонематического слуха развивается правильное фонематическое восприятие.

Для проверки состояния фонематического восприятия используют следующие типы заданий:
Игра «Помоги Незнайке собрать портфель». 
Ребенок должен найти картинку, в названии которой есть заданный звук.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_94a93c774f809eb63fd0cf3c578f8db5.png.jpg


И второй тип заданий на дифференциацию звуков схожих по звучанию. 
Игра «Размести картинки по ящикам» на дифференциацию звуков

Ц – С – З.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_faa70d6b940e9b91ce15d16bd0d9851a.png.jpg

Выявление навыков звукового анализа слова.

Чтобы проверить уровень сформированности навыков фонематического анализа применяют следующие задания:
Игра «Назови первый звук в слове». 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_1288e3212cea20efd4e8f2776fa37846.png.jpg


Игра «Разложи картинки» 

Учит детей выделять 1-й гласный звук в слове на фоне собственной громкой речи. Назовите картинки, определите первый звук в слове. Подарите картинки: Алику со звуком А, Уле со звуком У.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_697d98ec63e0f0f6b4c0a7a379cb01eb.png.jpg


Определение гласного звука в середине слова.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_ef657ad8f546445b98e4e3dddf8f4917.png.jpg


Определение гласного звука в конце слова.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_2be6d885be2536d966afeb489b9f2324.png.jpg


Изучение умения определять место звука в слове.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_25688ec63e47dd6b853c7431972b72a9.png.jpg


Выявление умения определять последний согласный звук в слове.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_baaa2eb360ae6f96395b46b97738409a.png.jpg


Выявление умения определять первый согласный звук в слове.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_05da773099b280d6045fa1f6b23e8c33.png.jpg


Выявление умения различать мягкие и твёрдые согласные 
Задание «Помоги Кате разложить предметы». 

Предметы, в названиях которых слышится звук К, положи в синюю корзинку. Предметы со звуком Кь - в зелёную.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_a38700a1290ccd661e5a35893c3b0477.png.jpg


Выявление умения определять место звука в слове

 (начало, середина, конец слова)
Задание «Новоселье в зоопарке»
Рассели животных по вольерам в соответствии со схемой слова.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_98a485fe2fdbd7d9c654a5e62e50347c.png.jpg


Выявление умения выполнять полный звуковой анализ слова
Задание "Составь звуковую схему слов"

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_827e31d12a1b8bb7ce97a7262fda8ef3.png.jpg


  И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово.
Задание "Отгадайте загадку" (по первым звукам слов-картинок).

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_455282a69d39059ebccc15812ee4f816.png.jpg


Задание "Как зовут детей?" (по последним звукам слов-картинок).

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/5772_206a56f17021c8abed87ab545f00587f.png.jpg


     Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему:«Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

Консультация: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".

В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольн...

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"

Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...