Консультация для родителей.
консультация

Белетей Светлана Валерьевна

Консультация "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ

Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

Сюжетно – ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

Какой же должна быть игра  детей на различных этапах дошкольного детства, какое тематическое содержание игры или игровые умения детей.

Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо:

  • хорошо понимать её специфику,
  • иметь представления о её развивающем значении,
  • о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе,
  • уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

Специфика сюжетно – ролевой игры – действие в воображаемой, условной ситуации. Игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно – «как будто», «понарошку». Целью игры является сама игра.

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Чем же привлекает свободная сюжетная игра ребёнка:

  • испытывает внутреннее  субъективное ощущение свободы;
  • подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом.

Но кроме этого психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре:

  • Развивается способность к воображению, образному мышлению - так как в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающие настоящие вещи, затем – изобразительные, речевые и воображаемые действия. Игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений.
  • Развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения, умственные операции.
  • Продуктивность запоминания в игре намного выше, чем вне её.
  • Формируется произвольность поведения. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребёнком в  игре.
  • Происходит развитие его личности: принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
  •  Развиваются способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во – вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия намерения, согласовывать их с другими детьми.
  • В игре впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
  • В игре ребёнок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода, развиваются навыки самообслуживания.
  • Развивается монологическая и внутренняя речь, диалогическая речь.
  • В игре складываются другие виды деятельности ребёнка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности первоначально тесно связаны с игрой.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребёнка в целом даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей и заставляет отводить важное место игре в педагогическом процессе детского сада.

Уровни развития сюжетно – ролевой игры         по Д.Б. Эльконину.

I уровень. Младшие дошкольники.

  • Выполнение определённых действий с игрушками;
  • результат действия не используется детьми;
  • действия максимально развёрнуты;
  • среди игровых действий преобладают внешние действия, словесные игровые действия используются редко;
  • роли есть, но определяются характером действия, а не определяют его;
  • роли существуют в действиях, а не в сознании;
  • не называют себя именами лиц, роли которых на себя взяли;
  • играют в одиночку;
  • не умеют договариваться;
  • сюжеты игр однообразны;
  •  толчком к началу игры служит совет взрослого, либо недавно полученные впечатления, либо попавшая на глаза игрушка;

     II уровень. Средние дошкольники.

  • Стараются воспроизвести не только действия взрослых, но и их взаимоотношения;
  • роли ярко очерчены и выделены, называются до начала игры;
  • стараются соблюдать правила поведения людей в этой ситуации;
  • выделяются игровые действия, передающие отношение к другим участникам игры;
  • действия становятся короче, не повторяются, а одно действие сменяется другим;
  • действия выполняются ради осуществления определённого отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью;
  • игры совместные, но не дают оснований для устойчивого общения;
  • усложняются сюжеты;
  • возникают группки детей (2-3), часто играющих вместе;
  • развиваются реальные отношения между игроками;
  • большое значение имеет руководство игрой со стороны взрослого.

III уровень. Старшие дошкольники.

  • Точные соблюдения правил, вытекающих из взятой на себя роли;
  • большее разнообразие тематики, ролей, действий, правил;
  • заранее планируют игру, начинается с договора, главный спор «бывает так или не бывает»;
  • возникает символическая игра;
  • появляются словесные действия;
  • появляется лидерство;
  • развиваются организаторские умения;
  • появляются игры – соревнования;
  • возникает режиссерская игра;
  • рисование – как форма игровой деятельности;
  • игра носит коллективный характер;
  • более привлекательными становятся аксессуары, обозначающие роль;
  • дети вступают в соотношения ролевых и реальных взаимоотношений.

Однако  высокий уровень игры может быть и не достигнут, если у ребёнка не будет возможности своевременно овладеть постепенно усложняющимися игровыми умениями.

В современных психолого – педагогических исследованиях показано, что сюжетно – ролевая игра, возникает у ребёнка не спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».

Педагогические условия развития сюжетно – ролевой игры в старшей и подготовительной группе.

Цель: научить детей более сложным способам построения игры – совместным сюжетосложением, для реализации ими своих творческих возможностей и возможности согласованного действия.

Задачи:

  • Сформировать умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания.
  • Ориентировать ребёнка на партнеров-сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров.
  • Формировать у детей умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем, сюжете в процессе игры.

Работу по формированию совместного сюжетосложения начинают в старшей группе и продолжают в подготовительной.

Совместная со взрослым «игра – придумывание», протекающая чисто в словесном плане:

  • Частичное «расшатывание» уже известных сюжетов;
  • наиболее удобны сюжеты известных детям волшебных сказок,
  • использовать весь арсенал известных детям персонажей и коллизий, сначала из других сказок, затем из реалистических историй, кинофильмов и т.п.,
  •  сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера;
  • «вспоминая» вместе известную сказку,
  • давайте вместе вспомним,
  • происходит в свободной обстановке, без оценок качества речи и требования полноты рассказа,
  • через 1-2 дня предложить поиграть по-новому, придумать новую сказку по кусочку,
  • начинать преобразование известной сказки с главного героя, его задачи, волшебного средства;
  • «заготовить» несколько вариантов начала новой сказки,
  • предложить детям начало сказки,
  • вносить свои предложения направленные на изменения сказки,
  • придумывая по кусочку, постепенно доводить  сказку до конца,
  • задав новую задачу герою, можно продолжить продолжение игры на следующий раз,
  • Стимулировать детей к внесению большего числа изменений в сказку, по сравнению с известной, предлагая начало сказки, соединяя в нем сказочные и реалистические элементы ;
  • чем неожиданнее предложения воспитателя, тем интереснее  игра-придумывание,
  • помогает детям избегать ссор и переходить к содержательному обсуждению событий,
  • должна занимать не более 10-15 минут,
  • постепенно включая большее число детей,
  • стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием;
  • включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам – разноконтекстные роли,
  • предложить двоим детям поиграть вместе  с ним, и выясняет их намерения,
  • воспитатель берёт на себя роль по смыслу не связанную с ролью ребенка,
  • второму ребёнку предлагается роль, как  у взрослого,
  • постепенно взрослый сводит свое участие к минимуму, или устраняется совсем,
  • придумывать не сказки, а «настоящие истории»;
  • опираться на детские интересы,
  • стимулирует к использованию знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг, кинофильмов,
  • обсудив с детьми начальный  эпизод истории, воспитатель занимает позицию наблюдателя,
  • основой может послужить прочитанный накануне рассказ,  реальные наблюдения,
  • учитывать желание ребёнка,
  • игра будет протекать успешнее,  если уровень умений участников примерно одинаковый.

Приобретённые умения совместно развертывать новые сюжеты:

  • придают самостоятельной игре детей на любую тематику более творческий и согласованный характер,
  • у детей возникает установка на придумывание новой, интересной игры,
  • сюжеты, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер,
  • динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи,
  • учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, возрастает инициатива всех участников игры, они меньше зависят от активности ребёнка-лидера,
  • приводит к уменьшению конфликтов в игре,
  • переходя к самостоятельной игре, её участники отталкиваются от придуманных событий, выбирают тот или иной вариант, предлагают новые коллизии в процессе игры, включают новые роли, т.е. творческая совместная работа продолжается,
  • при организации подготовительного периода можно использовать уже накопленный детьми опыт игры-придумывания, все участники, дополняя друг друга, вводят новые сюжетные события, развивающие выбранную тему.

Список литературы:

  1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду.
  2. Эльконин Д.Б. «Психология игры».
  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология игры».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...