Готов ли ребенок к школе?
консультация (подготовительная группа)
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.
Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.docx | 768.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28»
Выполнила воспитатель
подготовительной к школе
группы: Вайцеховская А.В.
« Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений,»
В.А.Сухомлинский.
Уважаемые родители! Вот и заканчивается дошкольное детство, через несколько месяцев ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению и что такое готовность ребенка к школе?
Каким Вы хотите видеть своего ребёнка?
- Здоровым
- Культурным
- Весёлым
- Добрым
- Умным
- Читающим
- Сообразительным
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.
Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство начинается период школьного возраста.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность.
Успех ребёнка в школе зависит от: психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные; развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания; развития речи и фонематического слуха.
Психологическая готовность
1.Высокая мотивационная готовность
Мотивация может быть внешняя и внутренняя.
Внутренняя мотивация
- Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.
- Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус .
Внешняя мотивация
- Ориентация на внешнюю школьную атрибутику;
- Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму».
Рекомендации для родителей
- Спросите своего ребенка, хочет ли он в школу? Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему может не понравится учиться. Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе - это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих. Но не принуждайте ребёнка заранее любить то, что он еще не познал.
- Поддерживайте стремление ребенка ходить в школу.
- Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также занятия в кружках и секциях.
2.Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.
Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, переключаемостью.
Память также должна быть произвольной. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок.
Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
Важнейшими показателями интеллектуальной зрелости ребенка являются:
- Умение наблюдать;
- ориентация в пространстве и времени; ориентируется в знакомом микрорайоне, узнает улицу, маршрут. Знает название времени суток, месяцев, дней недели, времен года, праздники.
- умение распределить предметы по их размеру, длине, ширине и высоте;
- умение дать предметам и их свойствам единое название, Может угадать предмет по признакам (красный, круглый, сочный овощ)
- умение рассказывать о своей любимой деятельности или событии, умение описать картинку;
- способность уловить основные связи между явлениями (туча – дождь)
- способность концентрировать внимание.
Ребёнок:
- Знает имена, отчества родителей, бабушек, дедушек. Свое имя, отчество, фамилию
- Понимает родственные связи (бабушка- это мамина мама, дядя- это папин брат)
- Помнит названия книг, которые ему читали, может рассказать куда ездил летом.
- Сравнивает предметы, выделяя различия и сходства (ромашка-одуванчик)
- Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. (Маша выглянула в окно и сказала – ночью был дождь. Что увидела Маша?)
- Соединяет прямой линией точки находящиеся на расстоянии 8 см.
- Аккуратно раскрашивает, штрихует, произвольно может изменять силу нажима на карандаш.
- Рисует по заданию палочки разной высоты, копирует образец, соблюдая размер.
- Может продолжить орнамент.
Рекомендации для родителей
- Загадывайте ребенку загадки.
- Прочитав ребенку книгу, попросите его придумать продолжение. Если ребенку трудно это сделать, задайте ему наводящие вопросы.
- Спрашивайте ребенка о том, что он делал сегодня, что нового узнал, чему научился.
- Разучивайте с ребенком стихи и песенки.
- Не подавляйте исследовательский интерес, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
3.Эмоционально-волевая готовность
Важнейшими показателями волевой готовности являются:
- Умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и
исполнить его;
- проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия;
- способность оценить результат своего действия;
- умение управлять своими движениями, вниманием;
- умение преднамеренно заучивать стихотворение;
- способность подчинить своё желание необходимости сделать что-либо.
- способность управлять своими эмоциями и поведением;
- умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем;
Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе.
Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности.
Во-вторых, активное не желание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»
В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Рекомендации для родителей
- Поощряйте у ребенка умение управлять собой.
- Приучайте ребенка к выполнению не сложных инструкций.
- Учите ребенка планировать.
- Установите четкие и жесткие требования к ребенку, но не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
Формированию этих качеств поможет игра!!!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства.
Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.
4. Социальная готовность
Важнейшими показателями социальной готовности являются:
- Умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;
- Умение считаться с другими, подчиняться и уступать им при необходимости;
- Навык сотрудничества;
- Способность самому решить свои простейшие проблемы, обслужить себя;
Нужно ответить на вопросы:
- Умеет ли ребенок общаться с детьми?
- Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
- Чувствует ли принятые в обществе нормы общения,
- Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
- Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
Рекомендации для родителей
- Поощряйте у ребенка проявление активности в общении, любознательности, живого интереса ко всему окружающему.
- У ребёнка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими.
Специальная готовность
1.Развитие речи
Попросите ребенка пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма. Если при рассказе ребёнок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец), значит, ему нужно поработать над развитием речи. Самый эффективный способ - чтение книг вслух.
Читайте ребёнку сказки или небольшие рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте ребёнка, как прошёл его день, что интересное он видел.
Учите вслушиваться в слова, слышать звуки, узнавать их, находить слова, начинающиеся с одного и того же звука, определять какой звук слышится первым, а какой последним.
2. Математические представления.
• знать цифры от 0 до 9;
• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2.
• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
• знать знаки +, - , =, <, >;
• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
• уметь соотносить цифру и число предметов;
• уметь сравнивать две группы предметов;
• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
• уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;
3. Окружающий мир
Ребёнок должен знать:
- адрес, название посёлка, страны, столицы, где работают родители и чем там занимаются;
- виды деревьев, цветов, домашних и диких животных, птиц;
- виды транспорта,
- названия групп предметов (овощи, мебель, одежда, бытовая техника и т.д.)
Адаптация ребенка к школе
- Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником.
- Происходит смена ведущей деятельности.
- Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.
- Проблема сдерживания двигательной активности.
- Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.
К школьному возрасту все дети приходят с разным багажом знаний, умений, навыков, привычек. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные игры и что очень важно для школы – игры с правилами. Важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность (завершенность) предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае (если завершать этот этап в школе) нагрузка на ребенка может оказаться непомерной, что приводит к появлению невротических симптомов у ребенка (капризность, плаксивость, страхи, отказ ходить в школу).
Готов ли ребенок к школе?
Тест для родителей.
- Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
- Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
- Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
- Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
- Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
- Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
- Умеет ли он изменять существительные по числам?
- Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
- Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
- Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
- Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
- Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
- Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
- Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
- Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
- Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;
меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для родителей дошкольников.Готов ли ребенок к школе?
Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе? Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл: Хочет ли ваш ребенок идти в школу? Привлекает ли ...
"Готов ли ребенок к школе? (развитие навыков письма)"
Рекомендации для родителей по подготовке руки к письму....
Первый класс или готов ли ребенок к школе
В этой консультации изложен материал чем ребёнок должен владеть для успешного обучения в школе....
Готов ли ребенок к школе?
Рекомендации для родителей....
Консультация "Готов ли ребенок к школе"
Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно....
консультация для родителей на тему: « Готов ли ребенок к школе»
консультация для родителейна тему: « Готов ли ребенок к школе»...
Готов ли ребенок к школе
Готов ли ребенок к школе?На этот вопрос трудно ответить однозначно. Для одних взрослых – это умение ребёнка читать, писать и считать, для других – способность сосредоточиться н...