проект "Масленица"
проект (старшая группа)

Дать первоначальное представление о русском народном празднике "Масленица". Воспитывать интерес к русскому национальному фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5

«Звёздочка»

Проект

для детей старшей группы №2

«Масленица»

                                                                                                                  Выполнили: воспитатель высшей категории                      

                                                                                                        МБДОУ детский сад №5 «Звездочка»

                                                                                               Смолова Валентина Николаевна

                                                                                                            воспитатель первой категории МБДОУ

                                                                                          детский сад №5 «Звёздочка»

                                                                                           Нилова Светлана Алексеевна

г. Осташков

2020 г.

Информационная карта проекта:

Полное название проекта: «Масленица».

Авторы проекта: воспитатели старшей группы №2 Смолова Валентина Николаевна, Нилова Светлана Алексеевна.

Участники проекта: дети, родители детей, воспитатели.

Вид, тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный (25-29 февраля)

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение. Масленица один из самых любимых народных праздников, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляла самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.

Цель проекта:

- повышения интереса к традициям русского народа.

 Задачи проекта:

- дать первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица» с характерными для него обрядами;

- развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом;

- воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору;

- привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведении совместного праздника Масленицы.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Создание необходимых условий для реализации проекта. Подбор дидактических пособий, иллюстраций. Создание развивающей среды. Подбор художественной литературы по теме.

Разработка мероприятий. Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр. Подбор материалов для продуктивной деятельности. Экскурсия в краеведческий музей на развлечение к масленице.

Проведение тематических мероприятий: беседы, дидактические, подвижные и с/ролевые игры, слушание русских наигрышей и песен, разучивание песен, потешек, закличек, разучивание хороводных игр, продуктивная деятельность. Чтение художественной литературы. Показ презентации по теме. Развлечение с параллельной группой.

Развлечение с родителями «Весёлая масленица», чаепитие с блинами.

Схема осуществления проекта

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Социально – коммуникативная

Беседы: «Что за праздник масленица», «Что означает каждый день масленичной недели», «Что мы узнали о масленице». Рассматривание иллюстраций и репродукций картин на тему (Кустодиев «Масленица»). Дидактические игры: «Какая, какое, какой?», «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Придумай другое слово», «О чём я сказала», «Что это значит». Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Семья», «Поликлиника», «Гости». Труд: насыпать в кормушки корм для птиц; расчистка участка от снега во время прогулки.

Познание

Наблюдения на прогулке: за снежным покровом, за лужами, за оттепелью, рассматривание почек на деревьях. Тематическое занятие «Госпожа честная масленица». Рассматривание обрядовых кукол в музее. Математика «На сколько больше (меньше). Знакомство с буквой «Б».  Д/ игра:«Хлопки» (развивать количественные представления). Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица».

Развитие речи

Литературный калейдоскоп. Чтение художественных произведений по теме (Д. Кузнецова «Блины», «Т. Нуждина «Блины») Загадывание загадок о зиме и весне. Разучивание масляничных закличек и частушек. Чтение пословиц и поговорок.

Художественно – эстетическая

Разучивание стихов, песен и хороводов к развлечению с родителями. Слушание русских наигрышей и песен.  Рисование «Вот эта улица, вот этот дом…». Конструирование «Кукла - масленичка».

Физическая культура

Беседы: «Осторожно! Зимние травмы», «Как заботиться о здоровье зимой».

Пальчиковая игра «Брынцы - брынцы». Подвижные игры: «Золотые ворота», «Испеки блины», «Весёлые ребята». Зимняя забава «Пробеги и не задень». Хороводная игра «Масленица». Катание на санках и ледянках. Физкультурные занятия Л.И. Пензулаева №34, 35, 36).

Информация родителей о работе по проекту «Масленица». Информационный стенд для родителей по теме. Участие в проведении совместного развлечения с чаепитием.  Помощь в организации экскурсии в музей.

Подбор детской художественной литературы. Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций. Подбор аудио и видео записей по теме. Приготовление материала для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, пластилин, восковые мелки, бумага, цветные нитки для изготовления кукол).

                                                     

  Ожидаемый результат:

- Дети имеют первичные представления о празднике Масленица, о народных играх, обрядах;
- Умеют изготавливать кукол-масленичек (кукол - оберегов)
- Знают заклички, пословицы, стихи, песни, хороводы о празднике Масленица.

- Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
- С интересом участвует в народных играх;
- Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
- Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
- Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками

Список литературы:

- «Познаю мир» методические рекомендации Т.И. Гризик.

-«Народная культура и традиции» В.Н. Косарева

- «Физкультурные занятия для детей 5-6 лет» Л.И. Пензулаева.

- «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова.

- «Организация деятельности детей на прогулке старшая группа» Т.Г. Кобзева

 

Пальчиковая гимнастика

Мы во двор пошли гулять,

Раз, два, три, четыре, пять

(загибать пальчики по одному)

Бабу снежную лепили

(имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили

(крошить всеми пальчиками)

С горки мы потом катались

(вести указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А ещё в снегу валялись

(класть ладошки на колени то одной то другой стороной)

Все в снегу домой пришли

(отряхивать ладони)

Съели суп и спать легли

(производить движения воображаемой ложкой, положить ладони под щёку).

Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з (с усилением голоса)

Застонал от вьюги лес: М-м-м-м-м (тихо)

Тяжело стонут дубы:М-м-м-м-м (громко)

Стонут берёзы: «М-м-м-м-м» (тихо)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш»

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с».

Упражнения для языка

Сосулька

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счёт до 6-8)

Санки-ледянки

Сделать язык «чашечкой».

Упражнения для щёк и губ

Снеговики радуются снегу и морозу

(надуть щеки, весёлое выражение глаз).

Грустные снеговики весной

(опустить уголки губ вниз, передать печальный взгляд).

Игра с движением

«Зимние забавы»

Любит рисовать мороз

(рисуют в воздухе узор),

Детвору щипать за нос

(берут себя за нос),

И ликует детвора

(прыжки на месте)

Прямо с самого утра

(качают головой)

Всюду слышен звонкий смех

Выпал первый, первый снег

(показывают как падает снег).

Лыжи и коньки, салазки –

(изображают движения лыжника, катание на коньках)

Кутерьма всей зимней сказки

(круговые движения руками).

Игра с движением

Мёрзнут ноги

(обхватывают себя руками, стучат нога об ногу),

Мёрзнут руки

(дуют на руки, греют),

Шапки, Брюки

(показываем по тексту)

На дворе такая стужа – даже лёд и тот простужен

(движения руками вправо-влево)

Только вьюги и метели (спирали руками)

От усердия вспотели

(обмахиваются)

Стелют вьюги и метели

Белоснежные постели

(двигают руками перед собой вправо-влево)