Работа с педагогами в ДОУ. Как организовать театральную среду.
консультация
Консультация для воспитателей - "Как организовать театральную среду".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_organ._teatral._sredu-vospitat.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Как организовать театрализованную среду»
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для
всестороннего развития ребенка. Именно поэтому в примерных требованиях к
содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении
выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной
деятельности». В нем подчеркивается, что педагог обязан:
• создавать условия для развития творческой активности детей в
театрализованной деятельности (поощрять исполнительское
творчество, развивать способность свободно и раскрепощено
держаться при выступлении, побуждать к импровизации
средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
• приобщать детей к театральной культуре (знакомить с
устройством театра, театральными жанрами, с разными видами
кукольных театров);
• обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами
деятельности в едином педагогическом процессе.
Для этого необходимы определенные условия. В первую очередь
организация работы. Почему, прежде всего организация, а не содержание?
Только разумная организация театрализованной деятельности поможет
выбрать основные направления, форму и методы работы по данному
вопросу. Это будет способствовать реализации новых форм общения с
детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным
путям взаимодействия с семьей и т. д., в итоге - целостности
педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая
продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Театрализованная деятельность детей может быть организована в
утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена
частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию,
изодеятельности и т. д.), а также запланирована как специальное занятие в
рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.
Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности
участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять
индивидуальный подход к ребенку), причем каждый раз подгруппы должны
формироваться по-разному - в зависимости от содержания занятий.
В соответствии со склонностями и интересам детей в вечернее время
могут быть организованы занятия разнообразных студий по
театрализованной деятельности («Кукольный театр - малышам»,
«Театральный салон», «В гостях у сказки» и т. д.), которые проводит
воспитатель или специалист. Полезно, когда результаты работы студий
(по ручному труду, изодеятельности, музыкальному воспитанию,
театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт» -концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый
ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.
В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать
воспитатели и родители. Это очень важно: совместная творческая
деятельность детей и взрослых, позволяет преодолеть традиционный подход
к режиму жизни в ДОУ, которому присуще все регламентировать,
искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности
их общения друг с другом и взрослыми. Подобная организация
театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения
детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и
творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с
разными взрослыми.
Расширение круга общения помогает создать полноценную среду
развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно
стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации
каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как
равноправные партнеры взаимодействия.
Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых
естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно задает
собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме
того, в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей,
особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается
микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького
человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и
детьми.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в
театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и
социального опыта. При этом предметно - пространственная среда должна не
только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и
являться основной самостоятельного творчества каждого ребенка,
своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании
предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную
деятельность детей, следует учитывать:
• Индивидуальные социально - психологические особенности
ребенка;
• Особенности его эмоционально - личностного развития;
• Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и
потребности;
• Любознательность, исследовательский интерес и творческие
способности;
• Возрастные и поло - ролевые особенности.
Социально - психологические особенности детей дошкольного возраста
включают стремление участвовать в совместной деятельности со
сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую
потребность в уединении.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной
театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна
быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий
уголок», в котором ребенок может побыть
один и «порепетировать» какую - либо роль перед зеркалом или
ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.
Учет индивидуальных особенностей эмоционально - личностного развития
ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности -специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное
имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой - либо костюм
и т. д., которое он может использовать в театрализованной деятельности.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и
потребностей дошкольников предметно -пространственная среда должна
обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной
деятельности должны быть разного вида кукольные театры и ширма для его
показа, детские рисунки и т. д.
Кроме того, необходимо периодическое обновление материала,
ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для
персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на
создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с
различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов
к спектаклям - в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь
разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для
ряжения.
Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные
полифункциональные помещения (музыкальные и театральные залы,
гримерная, комната сказок и т. п.), в которых могут проводиться специальные
занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и
разнообразие праздники и развлечение. В «Школе развития» В. А.
Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки: «Каждая
картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к
художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в
комнате сказки играло очень большую роль».
Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных
особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе
предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов.
Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне должен быть уголок
ряжения и игрушки - животные для театрализации знакомых сказок.
В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены
виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов
к спектаклям и т. д.
В целях учета поло - ролевых особенностей детей оборудование зоны для
театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков,
так и девочек.
Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности
детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно
- пространственной среды:
• Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной
деятельностью детей;
• Организация зон приватности;
• Предоставление права и свободы выбора;
• Создание условий для моделирования, поиска и
экспериментирования;
• Полифункциональность использования помещений и
оборудования;
• Возрастая и поло - ролевая адресованность оборудования и
материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический час для педагогов по теме " Как организовать работу с детьми в летний период"
Методический час поможет педагогам оранизовать работу с детьми в летний период....
Консультация для педагогов "Как организовать театрализованную среду»
В статье раскрываются определяющие моменты при организации предметно-пространственной среды для театральной деятельности, с учетом возрастных особенностей детей. и на какие принципы следует опир...
Консультация для педагогов ДОУ "Как организовать театрализованную среду"
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образ...
Консультация для родителей в детском саду "Как правильно организовать театральную игру для детей"
Что родителям надо знать об организации детской театральной деятельности в домашних условиях?Педагоги утверждают, что в театральные игры можно играть с детьми любого возраста, так как они интересны и ...
Консультация для родителей в детском саду "Как правильно организовать театральную игру для детей"
Консультация для родителей в детском саду "Как правильно организовать театральную игру для детей"...
Консультация для родителей "Как правильно организовать театральную игру для детей"
Что родителям надо знать об организации детской театральной деятельности в домашних условиях?Педагоги утверждают, что в театральные игры можно играть с детьми любого возраста, так как они интересны и ...