Консультация "Я САМ"
консультация (младшая группа)

Однажды соседу по даче потребовалось покрыть сарай рубероидом. Крыша этого ветхого сооружения взрослого человека вряд ли бы выдержала. И тогда наверх отправился его пятилетний сынишка. Мы с соседом, стоя на лестницах, раскатывали по крыше рубероид, а ребенок, лежа на животе, орудовал молотком. Через каких-то десять минут он уже попадал по гвоздям, а потом и вовсе стал их заколачивать. К вечеру работа была выполнена. Так мальчик научился пользоваться молотком. Три десятка погнутых гвоздей и полрулона испорченного рубероида не в счет. Зато, когда через десяток лет потребовалось повторить операцию, паренек справился с этим в одиночку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ya_sam.docx945.58 КБ

Предварительный просмотр:

https://fsd.videouroki.net/html/2018/02/11/v_5a8068e6df23d/99709631_1.png

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Консультация для родителей

"Я сам!"

Подготовила: Сергейчук Е.А.

https://i.sunhome.ru/poetry/126/podarok-v29.orig.jpg

Белый Яр 2020 год

https://fsd.videouroki.net/html/2018/02/11/v_5a8068e6df23d/99709631_1.png

Не так-то и сложно приучить вашего малыша к самостоятельности.

Главное – это внимание и поддержка

 

Все родители стараются, чтобы их дети выросли умными, сильными, ловкими и самостоятельными. Читать, писать и считать ребенок рано или поздно научится. Сила и ловкость прекрасно развиваются подвижными играми, катанием на велосипеде, лыжах и конках. Но игра – все-таки игра, и для приобретения навыков настоящей работы она мало приспособлена. Научиться забивать гвозди можно только в процессе забивания этих самых гвоздей. Если вручить мальчишке молоток, дать гвозди и предложить забивать их в никому не нужную дощечку, для него это просто останется игрой, и он с тем же успехом попробует забить гвоздь в стол или полированную тумбочку. Несколько примеров из обыденной жизни помогут разобраться в процессе воспитания самостоятельности у детишек.

 

Малыши – наблюдатели

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/12df/000b22e6-51edea05/hello_html_6be81b06.jpg

 

 

Однажды соседу по даче потребовалось покрыть сарай рубероидом. Крыша этого ветхого сооружения взрослого человека вряд ли бы выдержала. И тогда наверх отправился его пятилетний сынишка. Мы с соседом, стоя на лестницах, раскатывали по крыше рубероид, а ребенок, лежа на животе, орудовал молотком. Через каких-то десять минут он уже попадал по гвоздям, а потом и вовсе стал их заколачивать. К вечеру работа была выполнена. Так мальчик научился пользоваться молотком. Три десятка погнутых гвоздей и полрулона испорченного рубероида не в счет. Зато, когда через десяток лет потребовалось повторить операцию, паренек справился с этим в одиночку.

Другой пример. Нашей семье понадобилась более вместительная туристическая палатка, и мы решили сшить ее сами. Совсем маленькие дочки приняли в этом процессе живейшее участие. Еще бы! Они «строили» домик, в котором очень скоро будут жить. Жена доверила им работу на швейной машине. Простые прямые швы вполне получались у девочек. Как они старались! Это ведь не платье для куклы сшить. Там, если что не так, можно выкинуть испорченный материал и взять новый, а тут надо было работать без ошибок. Постепенно девочки научились обращаться со швейной машиной.

Малыши буквально с рождения внимательно и весьма придирчиво наблюдают за родителями и другими взрослыми и замечают в их поведении то, на что те давно перестали обращать внимание. Если в семье делят работу на «мужскую» и «женскую», да еще и спорят по этому поводу, то ребенок не всегда сам захочет найти работу «детскую».

https://fsd.videouroki.net/html/2018/02/11/v_5a8068e6df23d/99709631_1.png

Даже мытье посуды (чего же проще?) покажется малышу наказанием, и делать это в дальнейшем он будет только по принуждению. А вот если мамы и папы, дедушки и бабушки станут оспаривать друг у друга право помыть посуду, то ребенок легко присоединится к такой «борьбе».

Еще один пример. Как-то в походе к нам на стоянку зашли в гости туристы, остановившиеся неподалеку, и застали такую картину. Двое наших товарищей пили чай у костра, а все остальные, включая детишек, увлеченно чистили рыбу. Несколько удивленные таким зрелищем, гости рассказали, что у них обработка рыбы приравнивается если не к наказанию, то к работе неприятной, поэтому чаще всего рыбой занимаются те, кто ее добыл. В свою очередь мы объяснили, что просим своих рыболовов постараться, а все остальное сделаем сами. И вот наши добытчики отдыхают, а мы чистим.

Естественно, при таком подходе к делу дети вместе со всеми охотно и старательно чистили рыбу. А какой вкусной она после этого им казалась! И что из того, что на первых порах часть работы за них приходилось доделывать? Зато по окончанию похода малыши довольно уверенно управлялись с ножом.

 

                                 Доверие и поддержка

 

Конечно, нож, иголка или топор в руках ребенка являются источником опасности. Но куда большая опасность возникнет, если они окажутся у малыша случайно, без ведома взрослых. Догадываясь, что в случае обнаружения ножик у него отнимут, ребенок где-нибудь спрячется и будет играть с ним так, чтобы его никто не видел. Чем закончится эта игра, не знает никто.

Гораздо надежнее показать детям, как правильно обращаться с инструментом, обратив особое внимание на технику безопасности, и объяснить им смысл предстоящей работы. Само собой разумеется, что все время ребенок должен находиться под контролем. Правда, это не означает стоять рядом и наблюдать, как малыш выполняет вашу работу. Просто надо подобрать дело, которое выполняется вместе, и тогда контроль не покажется ребенку слишком назойливым.

На территории детского сада упало большое дерево. Меня попросили подождать, когда придет еще один папа, и вместе с ним распилить двуручной пилой ствол на небольшие бревна. Такой папа появился, и мы принялись за работу. Наши сыновья схватили ножовки и стали отпиливать тонкие ветки. Воспитатели этому не препятствовали, так как папы были здесь и отвечали за все. Мой партнер по пиле то и дело отвлекался и поучал сына: «Боря, осторожнее… Боря, убери руку… Боря, не поранься…» повторять его не хотелось из какого-то чувства внутреннего противоречия.

В результате мой сын поцарапал ножовкой колено. Воспитатели быстренько обработали ранку, и он как ни в чем не бывало продолжил свое дело. Хныкать он не мог, поскольку на него смотрели девочки из его группы. А Боре, судя по всему, надоел прессинг со стороны папы, он отложил ножовку и присоединился к зрителям. С тех пор мой сынишка хорошо усвоил, как надо обращаться с острыми инструментами вообще и с ножовкой в частности.

 

                                

https://fsd.videouroki.net/html/2018/02/11/v_5a8068e6df23d/99709631_1.png

Творческий подход

 

Процесс обучения пройдет успешно, если инструменты будут в хорошем состоянии. Пилить тупой пилой или шить тупой иглой все равно что играть на расстроенном рояле.

Когда сынишка в походе захотел попробовать ловить рыбу на спиннинг, в целях безопасности я затупил на блесне крючки. И что же? Прекрасная щука килограмма на полтора, ехидно улыбаясь, выплюнула блесну у самого берега. Малыш расстроился, но

посчитал происшествие простым недоразумением. А мне это послужило хорошим уроком. Так что на ошибках учатся не только ученики, но и учителя.

В процессе обучения ребенок обязательно что-нибудь сломает, испортит, сделает не так. Чаще всего это происходит от чрезмерного усердия и старания показаться «уже большим».

Однажды у соседей маленькая внучка решила помочь бабушке и дедушке и вместо сорняков повыдергивала из грядки что-то очень полезное. Старики внучку очень любили и наказывать ее не стали. Более того, они придумали игру на тему «съедобное – несъедобное». Например, бабушка просила внучку принести из огорода листочек какого-нибудь растения – крыжовника, репки и т.п. В задачу внучки входило принести единственный правильный листик. Или дедушка с завязанными глазами должен был определить, листик какого растения принесла ему внучка. Скоро Вера стала прекрасно разбираться в огородной ботанике. Правда, в результате таких игр листочков на участке поубавилось, но приобретенные внучкой знания того стоили. А листочки через год снова выросли. И как можно наказывать малыша, если он хотел помочь, сделать полезное дело, да что-то не вышло? У взрослых тоже не всегда получается. Взрослый легко найдет «объективное» объяснение своему промаху, а у детей жизненный опыт по части оправданий беднее, да и обманывать сами себя они еще не научились.

 

                                   Хвалить, но с умом

 

За хорошо сделанную полезную работу малыша хочется похвалить, что мы и делаем с удовольствием. Однако важно знать меру! Однажды в походе шестилетний Вова взял в руки топор, возможно, впервые в жизни, и принялся перерубать жердь толщиной с руку. Его окружили многочисленные родственники и знакомые с фотоаппаратами кинокамерами и через час встретили завершение работы дружными продолжительными аплодисментами. Спустя пару дней Вова решил повторить свой «подвиг» и предложил окружающим снова достать снимающую аппаратуру. В байдарке с бабушкой и дедушкой он сидел пассажиром и за весь поход ни разу не прикоснулся к веслу.

https://fsd.videouroki.net/html/2018/02/11/v_5a8068e6df23d/99709631_1.png

А вот его ровесник Сережа управлялся с веслом в меру своих сил, работал топором и пилой, ловил рыбу, собирал грибы и ягоды. И, надо заметить, никто особого внимания на это не обращал. Уже через много лет Володя признался, что тогда завидовал Сереже, так как того воспринимали «как большого», а он сам без аплодисментов ничего путного делать не мог.

Наверное, лучшей похвалой для ребенка можно считать доверие к его работе, когда пойманная им рыбка, собранные ягоды и грибы идут в общий котел. Грибы, естественно, надо разделить на съедобные и несъедобные, желательно при непосредственном участии самого малыша. Свежий пример из походной жизни. Маленького Мишу родители взяли в поход. В свои два с половиной годика он и говорить-то как следует еще не научился, но внимательно ко всему присматривался, самое скучное, но, увы, необходимое дело в водном походе – это погрузка катамаранов. Один человек укладывает и привязывает вещи, остальные их подносят. И вот Миша захотел влиться в общее дело, взялся за рюкзак, но не смог сдвинуть его с места, что вполне объяснимо. Но скоро он обнаружил, что ему по силам поднять свернутые в трубочку пенополиуретановые коврики. И тут надо отдать должное товарищу, занимающемуся укладкой вещей на катамаран. Он без лишних слов принял у Миши коврик, который сразу привязал, хотя по распорядку коврики грузили в последнюю очередь. Воодушевленный мальчонка отправился за следующим ковриком. Так Миша без подсказок нашел себе постоянное посильное занятие. Потом он начал приносить к костру сучки, палочки и даже маленькие бревнышки, обожал лепить из теста пирожки с черникой. Естественно, родители были очень довольны таким поведением сына, но все восторги оставляли при себе. Они, как и все остальные, относились к результатам работы малыша так же, как если бы на его месте был кто-нибудь из взрослых. Скорее всего, Миша вырастет самостоятельным человеком.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0228/0000ec87-55db59ed/hello_html_4f71bfd.png

 

                                       

Давай поиграем

 

Помните: дети очень любят играть.

Как-то жили на даче вдвоем бабушка и внучка. Однажды внучка пожаловалась на скуку, и бабушка посоветовала той покопаться в огороде. Дело, конечно, полезное, но вряд ли бы оно развеселило девчушку. А вот мудрые бабушка и дедушка, другие, конечно, выделили внучке отдельную небольшую грядку. Она сама ее вскопала и посадила огурцы, поливала, пропалывала – в общем, делала все по правилам. А с каким удовольствием малышка потом угощала всех «своими» огурцами! На следующий год она попросила увеличить свой огород и вырастила там репку и морковку. Эта девочка стала врачом, но с огородом управляется весьма уверенно.

Будьте внимательны к своему ребенку и у него все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....