Картотека музыкально-дидактических игр для детей раннего возраста.
картотека (младшая группа)
Картотека музыкально-дидактических игр раннего возраста
1. Игры для развития тембрового слуха
1.1. Весёлые молоточки
Игра на развитие чувства ритма
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.
Игровой материал: Металлофоны или музыкальные молоточки, или ритмические кубики, палочки и тд. По числу играющих.
Ход игры: Воспитатель поёт песенку, задаёт ритмический рисунок, ребёнок его повторяет:
Воспитатель: Возьмём молоточки мы, Даня, с тобой
Я первой сыграю, а ты вслед за мной.
1. Над дубравой сильный град: тук-тук-тук
(Ребёнок повторяет) тук-тук-тук
С дуба жёлуди летят: тук-тук-тук
(ребёнок повторяет) тук-тук-тук
Повтор песенки – запевки
2. Дятел жил в дупле пустом: туки-туки-тук.
Дуб долбил, как долотом: туки-туки-тук.
Повтор песенки – запевки
3. Строят хату два бобра: тук-тук-да-тук.
Без гвоздей. Без топора: тук-тук-да-тук.
1.2. Слушай и хлопай
Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма
Цель: Учиться слышать изменение громкости звучания и отмечать это в движении.
Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными произведениями
Ход игры: Дети стоят на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Под громкую музыку дети хлопают ладонями по ковру. На тихую музыку делают лёгкие хлопки в ладоши перед собой или по коленкам.
Примечание: Усложнением в данной игре будет изменение музыкального сопровождения. На начальном этапе игра проводится под музыку «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. На втором этапе используется «Венгерский танец» Брамса. В нём изменяется не только сила звука, но и темп. Усложнение вводится для детей старшей возрастной группы.
Рекомендуемый музыкальный материал: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Брамс «Венгерский танец»
1.3. Послушный бубен
Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма
Цель: Учиться играть на бубне различными способами, учиться играть громко и тихо.
Игровой материал: Бубны по количеству участников игры
Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к воспитателю, бубен в левой руке. Воспитатель: В бубен бей, бей, бей,
В бубен бей веселей!
Произнося эти слова, воспитатель сам играет на бубне, ударяет по нему правой рукой. Слова произносятся три раза подряд. Затем происходит смена движения.
Воспитатель: Пусть наш бубен отдохнёт,
Тихо песенку поёт
С этими словами воспитатель легко встряхивает бубен, звук лёгкий, тихий. Слова произносятся три раза подряд. Игра продолжается.
Усложнение: По ходу игры промежутки между сменой действия становятся короче. Если в первый раз слова повторяются три раза подряд, давая время всем включиться в игру, то во второй раз сова повторяются дважды, а в третий раз – один.
1.4. «Музыкальная посылка"
Игра на развитие тембрового слуха
Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.
Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, знакомых детям.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что почтальон принёс в садик посылку и предлагает посмотреть, что в ней находится. Затем дети поочерёдно достают из ящика музыкальные инструменты, называют их и показывают способы игры. Когда все инструменты будут названы, воспитатель предлагает спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах, присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно.
Примечание: Игра может быть использована для повторения песенного репертуара к празднику или как игровой момент занятия, как сюрпризный момент группового праздника или развлечения для детей или совместно с родителями.
1.5. «Кто подошел к теремку»
Цель: развивать динамический и тембровый слух.
Игровой материал: картинка из картона с изображением теремка. На.
выдвижной бумажной ленте сбоку от терёмка нарисованы сказочные
персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др
Ход игры:
Взрослый начинает сказку:
«Стоит в поле терёмок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, кто-то к домику бежит?
Вот по полю, кто-то к домику спешит?».
Дети слушают музыку и определяют по звучанию какому персонажу сказки
она подходит. Ребенок правильно угадавший, чья музыка звучит,
выходит к игровому полю и вставляет в прорезь перед домиком соответствующую фигуру героя сказки.
2. Развитие динамического слуха
2.1. «Тихие и звонкие звоночки»
Цель: развивать динамический слух.
Игровой материал: погремушки или шумовые игрушки по числу детей.
Ход игры:
Исполняется песня Р. Рустамова.
Пусть тебя никто не слышит. 2 раза
Чтобы каждый слышать мог! 2 раза
На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.
2.2. Музыкальный ёжик
Игра на развитие чувства ритма и динамического восприятия
Цель: Развивать представления детей о ритме, учить приёмам игры на барабане одной и двумя палочками, ладошками, пальчиками.
Игровой материал: Барабаны
Ход игры: Ребёнок играет на барабане по тексту стихотворения (бум-бум-бум) одной палочкой.
С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум!
Целый день играет ёжик бум, бум, бум!
С барабаном за плечами бум, бум, бум!
Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум!
Очень яблоки любил он бум, бум, бум!
Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум!
Ночью яблоки срывались бум, бум, бум!
И удары раздавались бум, бум, бум!
Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум!
Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум!
1 усложнение: Ребёнок играет на барабане двумя палочками поочерёдно.
2 усложнение: Ребёнок играет на барабане одной палочкой, соблюдая динамические оттенки
С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (громко, радостно)
Целый день играет ёжик бум, бум, бум! (громко, радостно)
С барабаном за плечами бум, бум, бум! (не слишком громко)
Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! (не слишком громко)
Очень яблоки любил он бум, бум, бум! (Громко радостно)
Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! (не слишком громко)
Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Тихо)
И удары раздавались бум, бум, бум! (Тихо)
Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Едва слышно)
Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (едва слышно)
3 усложнение: То же самое играет двумя палочками поочерёдно.
4 усложнение: Играет ладошками (одной или двумя)
С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (Ладошкой громко, радостно)
Целый день играет ёжик бум, бум, бум! (Ладошкой громко, радостно)
С барабаном за плечами бум, бум, бум (Ладошкой не слишком громко)
Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум (Ладошкой не слишком громко)
Очень яблоки любил он бум, бум, бум! (Кулачком Громко радостно)
Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! (Кулачком не слишком громко)
Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Пальчиком Тихо)
И удары раздавались бум, бум, бум! (Пальчиком Тихо)
Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно)
Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно)
Примечание: Играть можно ансамблем или индивидуально.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека музыкально-дидактических игр (младший и средний дошкольный возраст)
Картотека музыкально-дидактических игр (младший и средний дошкольный возраст)...
Картотека музыкально-дидактических игр (младший и средний дошкольный возраст)
Картотекамузыкально-дидактических игр (младший и средний дошкольный возраст)...
Картотека музыкально-дидактических игр( младший и средний дошкольный возраст).
Картотека музыкально- дидактических игр( младший и средний дошкольный возраст).«Угадай, что делать»Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспи...
Картотека музыкально-дидактических игр (младший и средний дошкольный возраст)
Описание игр, направленных на развитие музыкальных способностей ребёнка....
Картотека музыкально -дидактических игр во второй группе раннего возраста
Ценность музыкально - диактических игр состоит в том, что они воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают зрительную , слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприя...
Картотека музыкально-дидактических игр Младший и средний дошкольный возраст
Картотека музыкально-дидактических игрМладший и средний дошкольный возраст...
Картотека музыкально-дидактических игр (младший и средний дошкольный возраст)
Картотекамузыкально-дидактических игр(младший и средний дошкольный возраст)...