Технология развития творческих способностей через театрализацию.Э.Г.Чурилова
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важносоздать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувстви мыслей, разбудить фантазию детей попытаться максимально реализовать их способности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_cherez_teatralizatsiyu.docx | 54.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития творческих способностей через театрализацию
Цель: Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Алгоритм применения технологии в
практической профессиональной
деятельности:
1.Подбор театрализованных игр и этюдов, инсценировок, песен, кукольных спектаклей.
2.Оборудование театральной зоны в музыкальном зале.
3.Подготовка атрибутов, театрального реквизита, кукол, декораций к спектаклям.
4.Разучивание упражнений на артикуляцию, дикцию, дыхание и выразительность речи детей.
5. Разучивание музыкального материала с детьми для использования в театрализованной деятельности.
6. Показ кукольных сценок и спектаклей на праздниках и досугах.
7. Подобран материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
8. Привлечение родителей к исполнению ролей, подбору реквизиту, пошиву костюмов.
технологии.
Результат использования
образовательной технологии:
В результате работы по театрализованной деятельности можно отметить:
-развитие творческих способностей детей;
-обогащение словарного запаса;
-развитие эстетического вкуса;
-развитие эмоциональных чувств: переживаний, сочувствия, умение радоваться успехам, готовность прийти на помощь;
-развитие внимания, фантазии;
дети приобретают жизнерадостную уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития интеллектуальной сферы.
Дети становятся активны, свободны, эмоционально раскованы, творчески исполняют роли в спектаклях, свободно ориентируются в непривычных ситуациях.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важносоздать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувстви мыслей, разбудить фантазию детей попытаться максимально реализовать их способности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно- творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.
Содержание программы:
1) «Театральная игра».
Раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Задачи реализации раздела: учить детей ориентироваться в пространстве сцены; строить диалог с партнерами; развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
2) «Ритмопластика».
Раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей и выразительности телодвижений.
Задачи: развивать координацию движений и умение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; учить запоминать заданные позы, образно передавать их; развивать способность верить в воображаемую ситуацию; учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений.
3) «Культура и техника речи».
Раздел включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, овладение правильной артикуляцией, дикцией, интонацией; игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.
Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки; подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; пополнять словарный запас.
4) «Основы театральной культуры».
Раздел обеспечивает условия для овладения младшими школьниками элементарными знаниями и понятиями театрального искусства, основами актерского мастерства, культурой зрителя.
Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
5) «Работа над спектаклем».
Раздел базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; пополнять словарный запас, образный строй речи.
Направления работы театрального кружка реализуются посредством игр-драматизаций; упражнений на дикцию, упражнений на развитие детской пластики; упражнений на развитие выразительной мимики, элементов искусства пантомимы; театральных этюдов; подготовки (репетиции) и разыгрывания инсценировок и спектаклей; просмотра спектаклей и бесед по ним.
Перспективное планирование по театрализованной деятельности
Месяц | № | Тема | Содержание | ||
1. | Беседа «Что такое театр» | Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам. | |||
2. | Беседа-диалог «Театральные профессии» | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Воспитывать желание узнать новое. | |||
3. | Игра – импровизация. Мини – сценка «Старик – Лесовичок» | Побуждать к активному участию в театрализованных играх; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; развивать творческую фантазию; развивать интонационную выразительность речи | |||
4. | Рассказывание сказки «Репка» вместе с детьми (Пальчиковый театр) | Вспомнить с детьми персонажей сказки и их действия; развивать интерес к игре; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки. | |||
Октябрь | 1. | Показ настольного театра «Репка» | Побуждать детей к инсценированию знакомых произведений; развивать мелкую моторику пальцев; развивать интонационную выразительность речи; | ||
2. | Весёлая пантомима. «Немой диалог», «Загадки без слов» | Развивать пантомимические навыки и творческое воображение; формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы; развивать фантазию и воображение | |||
3. | Игра-викторина «Узнай сказку по иллюстрациям». | Закрепить знания дошкольников о сказках. | |||
4. | Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием театра-масок | Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра. Продолжать учить детей следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки. Побуждать детей принимать участие в рассказывании сказки, договариванием отдельных слов, фраз. Способствовать интонационной выразительности речи. Развивать внимание, память, умение сопереживать героям сказки. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание их слушать. | |||
1. | Расскажи стихи руками. | Побуждать детей к импровизации.
| |||
2. | Игры на развитие выразительной мимики (45) | Учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа. | |||
3. | Загадки о сказках и сказочных героях | Уточнять представления детей о загадках, закреплять знания о характерных признаках сказочных героев; воспитывать любовь, уважение к сказкам и сказочным персонажам, воспитывать усидчивость. | |||
4. | Рассказывание сказки «Теремок» с показом на фланелеграфе | устанавливать межличностные контакты; создание в группе благоприятного микроклимата; отрабатывать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую форму речи; пробуждать интерес детей к театрализации; развивать умение имитировать голоса и характерные движения животных; воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия. | |||
Декабрь | 1. | «Веселый счёт». Игра «давайте хохотать». Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» (21-22) | Развивать интонационную выразительность речи, монологическую речь; развивать навыки импровизации; побуждать к участию в театрализованных играх; | ||
2. | Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…», И.Жукова «Киска» (18-19) | Развивать пантомимические способности, любовь к животным. | |||
3. | Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга» | Развивать фантазию, образное мышление, умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок | |||
4. | Чтение и рассказывание сказки «Три медведя» (Настольный театр) | Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно; формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; развивать творческие способности, память, воображение; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. | |||
Январь | 1. | Культура и техника речи. Работа над скороговорками. | Тренировать четкое произнесение согласных в конце слова; свистящие и шипящие звуки | ||
2. | Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга». | Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок | |||
3. | Чтение сказки «Красная шапочка» | Познакомить детей со сказкой; учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей; обогащать словарный запас детей; упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос; поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос; воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы. | |||
4. | Теневой театр «Красная шапочка» | Продолжить развивать интерес к театральному искусству | |||
Февраль | 1. | Основы театр. культуры. Фото зрительного зала, понятия: «сцена», «занавес», «кулисы», «партер», «балкон» (презентация мультимедиа) | Познакомить детей с устройством театра, зрительного зала и сцены | ||
2. | Театральная игра. Игра «Что мы делаем, не скажем, но покажем», «День рождение | Учить действовать согласованно; уметь ориентироваться в пространстве; развивать фантазию | |||
3. | Раз, два, три, четыре, пять- вы хотите поиграть? Игра «Театральная разминка». Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба». | Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке; активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест». | |||
4. | Настольный театр. (Конусный «Три поросёнка») | Активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к театру, умение работать в команде. | |||
Март | 1. | Весна, весна – красна! Представление в русских народных костюмах. Исполнение частушек. Игра на имитацию движений | Давать представления о русском фольклоре, прививать любовь к народному творчеству; развивать фантазию и память; воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться; развивать способность работать с воображаемыми предметами | ||
2. | Театральная игра. Игра «Одно и то же по-разному», «Превращение предмета», «Кругосветное путешествие» | Продолжать развивать воображение, фантазию детей; развивать умение оправдывать свое поведение | |||
3. | Ритмопластика. Упражнение «Ритмический этюд», танцевальная импровизация | Развивать чувство ритма | |||
4. | «День театра». Развлечение «В мире сказок» | Развивать литературную речь детей, привлечь внимание к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), умения чувствовать красоту и волшебство сказки; упражнять в умении находить и объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой и другими произведениями; приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развивать способности использовать выразительные образы героев сказок | |||
1. | «Поиграем с пальчиками». Разыгрывание детьми знакомых сказок с помощью пальчикового театра. | Знакомство с пальчиковым театром; освоение навыков владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие чувства ритма и координации движений; отрабатывать умение детей разыгрывать сказки с помощью пальчикового театра. | |||
2. | «Незнайка в театре». Беседа- игра: «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре». Игровые, проблемные ситуации. Упражнение «Ветерок». Психогимнастика «Возьми и передай». Разыгрывание мини- сценки: “Лиса” И.Петрова. | Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций. | |||
Апрель | 3. | Культура речи и техника. Упражнение «Спать хочется», «Шутка», скороговорки. Произнесение отдельных фраз с различной интонацией | Совершенствовать умение пользоваться различными интонациями | ||
4. | Драматизация сказки «Волк и козлята» (Куклы Би-ба-бо) | Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером. | |||
1. | Наши развлечения» | Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно их рассказывать. | |||
2. | «Театральная азбука». Беседа с детьми о театральных понятиях- сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. Речевое упражнение “Кто за кем идет” М.Картушин. Упражнение «Нам грустно», «Нам весело». Разыгрывание по ролям стихотворений А.Тетивкина:“Как по речке по реке”. | Знакомство с театральными терминами; активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.; продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”; развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов. | |||
3. | «Пчелки, птички полетели». Упражнение «Лети, бабочка!» Речевая игра «Как у бабушки Наташи». Игра «Зеваки». Танец- фантазия «Дискотека кузнечиков» | Познакомить детей с весенними приметами; отвечать на вопросы полными предложениями; создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития творческих способностей. | |||
Май | 4. | Итоговое развлечение. Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии”. Упражнение «Волшебный сон». | Совершенствовать диалогическую форму речи; вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы; закрепить название театральных профессий; развивать внимание, память, воображение. |
Консультация для родителей:
«Театр и родители»
«Театрализованная деятельность в детском саду»
«Домашний театр»
Конспекты:
«Волшебная страна музыкальных красок»
«Волшебные превращения»
«Новоселье в теремке»
«В гости к Лесовичку»
Театрализованное представление «Гуси лебеди»
Мюзикл «Лесная сказка или как Ваня и Маша дружбу искали!
«Путешествие в волшебный мир театра»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность детей с проблемами в развитии.
Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).1. Влияние изобразительной деятельности на творческое развитие детей2. Нетрадиционные т...
Развитие творческих способностей через применение ТРИЗ технологий
Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Эффективным средством развития творческий способност...
Выступление на тему: «Приобщение детей к здоровому образу жизни и развитие творческих способностей через использование здоровьесберегающей технологии «Ниткография»
Занятия изобразительным искусством в технике ниткография – важное средство всестороннего развития детей.Актуальность здоровьесберегающей технологии «Ниткография» заключается в том, ч...
Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...