Моё педагогическое кредо (эссе) на тему "Я, музыка и дети".
методическая разработка
Методическая разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моё педагогическое кредо (эссе) на тему "Я, музыка и дети". | 87.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
Моё педагогическое кредо (эссе)
Подготовила
музыкальный руководитель
высшей категории:
Стельмакова Елена Васильевна
п. Первомайский
2020г.
«Искусство преподавания – таинство.
Оно может быть организованно и предписано.
Однако всегда неуловимо свободно, иногда авантюрно.
Ему необходимы воздух, прохлада и истинное тепло
всей совокупности природы, как жажда большого глубокого вздоха».
Т. Боровик.
16 лет каждый день я вхожу в музыкальный зал детского сада, и каждый раз передо мной встают вопросы: «что сегодня я расскажу детям о музыке, как мои воспитанники будут слушать и воспринимать меня, оставит ли удивлённое и услышанное след в душе ребёнка?» Глядя на своих маленьких учеников, думаю, сумею ли сделать так, чтобы сохранить у них интерес и любознательность на протяжении всех встреч с ними.
Много раз испытывала чувство неудовлетворения, когда в деталях продуманное, «хорошо организованное и спланированное занятие» проходило не так, как было задумано.
- Ну что это такое?! Маша опять смотрит непонятно куда… Алёша тихо сползает со стула… Пожалуйста – не стесняясь, зевают… Зачем ковыряет дырочку в колготках? А эти дёргают друг друга…
- Дети, глазки на меня!
- Так. Смотрят… Нет, опять всё распадается! Почему? Что не так? Как нужно?...
И только непрерывно наталкиваясь на искреннее желание детей повторять что-либо
(что мне было совсем не нужно на занятии!), я всё чаще ловила себя на возникающем щемящем чувстве, имею ли я право подменять «значимое» для детей своим, «нужным?»
А дело было во мне, в моём способе общения с детьми. Как сделать занятие интересным для детей и методически продуктивным? Как соединить игру и обучение?
Первым открытием было понимание значимости движения на занятиях. Дети с нетерпением ждали моментов двигательной активности. Их радость была настолько очевидной, что казалось, не осталось другого выхода, кроме как «наполнить» упражнения движением. Детворе обязательно нужны были изюминка, курьёз, юмор и даже трудность, но «укрытая» подзадориванием: «Ещё, ещё – и получиться! У меня получа-а-а-ется, смотрите!»
«Детство – Игра – Обучение» - триада, где вес каждой составляющей постоянно перемеривается в поиске баланса. Уже никто не оспаривает, что игра и детство взаимосвязаны. Обогащают друг друга. Игра любит детство, потому что в отношении к ней присутствует только чистый и радостный смысл. Игра необходима детям, потому что они играют с миром, познавая его! Вот поэтому на занятиях мы «играем» с музыкой, со звуками, с движениями, со словом…
Со временем пришло и иное понимание значения музыки – расширение её границ
до любования звуками окружающего мира, наполнения методики «музыкой», ритма, «музыкой» слов и фонем, «музыкой» жеста и движения, «музыкой» немузыкальных объектов (явления природы, предметы). Иным стал взгляд на музыкальную методику. В настоящее время всё большее распространение получают интегрированные занятия, привычной становиться ситуация, когда формы, бытующие в одних предметах, занимают достойное место в других. И наоборот, «музыкальными» становятся те занятия, где музыка была редкой гостьей.
Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать «настройкой» и «вступлением» в мир музыки. Обе линии грандиозны по объёму и важности для будущего понимания и восприятия ребёнком красоты, гармонии, музыки, мира и себя. А не попробовать ли нам для большей убедительности ( да и любопытства ради) обратиться к толкованию смысла слов «настройка» и «вступление»? Итак, мнение словаря и взгляд на оба слова с позиции нашего разговора.
Настраивая, педагог:
- «натягивает струны на определённую высоту» - развивает музыкальность (чувства ритма, интонацию, звуковысотный слух, музыкальную память).
- «приспосабливает для приёма каких-либо радиоволн» - выбирая музыкальный материал, формирует способность ребёнка воспринимать разностилевую музыку, прививает вкус, развивает певческий диапазон, знакомит с азами теории музыки.
- «налаживает» - учит слушать и слышать музыку.
- «приводит в нужное техническое соответствие» - формирует способность передачи музыки через движения, пластику, развивает двигательную свободу, координацию, коммуникативность, чувство ансамбля и партнёрства.
- «приводит в какое – то соответствие настроение» - развивает эмоциональность, сопереживание, способность созерцать.
- «внушает мысли – чувства по отношению к кому - то» - увлекает детей фольклором и творчеством композиторов, воспитывает чувство уверенности.
Педагог, помогая ребёнку:
- «вступить, войти куда - то» заботится о естественности этого события и выстилает дорогу ярким «ковром» своей методики «Смело иди, малыш, я с тобой!».
- «стать членом чего-либо» - развивает коммуникативные, социальные, эстетические качества личности средствами музыкальной педагогики и психологии.
- «начать делать что-то» - предлагает богатый выбор образцов, приёмов исполнения, а ребёнок, подражая педагогу, развивает и совершенствует себя.
Предоставляя возможность прикоснуться к прекрасному, настраивает на
стремление познавать, экспериментировать, открывать.
Кто же такой музыкальный руководитель в детском саду?
Не только затейник (кстати, умению радовать тоже нужно учиться!), но оригинальный и универсальный мастер, с достоинством заявивший о важнейшей позиции своего любимого дела – о развитии детей! Подчас сценарист и режиссёр праздников, в программу которых включаются самые разнообразные упражнения, содержащие обучающий аспект. Праздник умений, умное веселье! Браво смелым и впереди идущим!
Каждый из нас обязан помнить простую, но великую истину: чтобы быть хорошим педагогом, надо, прежде всего любить то, чему учишь, и любить тех, кого учишь.
«Люби, пойми и помоги» - это мой профессиональный девиз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание родительского клуба по теме "Музыка и дети"
Заседание родительского клуба целью которого является повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по музыкальному воспитанию ребенка в семье и детском саду....
мое педагогическое кредо (эссе).
Эссе «Я-педагог».На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек ...
Статья на тему "Музыка для детей 2-3 лет"
Музыка способствует развитию речи. Во-первых, простые тексты детских песен помогают увеличить словарный запас ребенка в разы. А во-вторых, сам ритм и рифмы, которые присутствуют в песнях, помогают реб...
«Мое педагогическое кредо» эссе
laquo;Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны»....
Опыт работы музыкального руководителя на тему: "Музыка глазами детей"
Опыт будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений...
Своя игра по теме "Музыка" для детей старшей и подготовительной к школе групп
Ссылка на мою авторскую игру на Яндекс.Дискеhttps://disk.yandex.ru/d/RvaymqGBz7-e4AАвтор составитель: Швецова Анастасия Алексеевна, музыкальный руководитель МБДОУ г.Владимира "Детский сад №...