Игры на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)
Игры на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры
на развитие творческих
способностей
у детей старшего дошкольного возраста
МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ:
ЛЕНИНГ О.А.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
- АССОЦИАЦИЯ
Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает слово, например «сосулька», следующий игрок должен придумать слово, аналогичное придуманному по какому-то признаку. («Сосулька- мороженое – морковка – перчатка…) В любой момент игры ребенок, придумавший слово, должен объяснить, по какому признаку оно похоже на предыдущее. Выигрывает тот, кто назовет последнее слово.
- ЗАКУЛИСЬЕ
Один из играков – Актер – выходит из комнаты. Он старается не быстро изменить свой образ: изменяет что-то в своем костюме; берет в руки какой-нибудь предмет (газету, сумку) изменяет походку и т.д. После этого Актер выходит к детям, их задача заметить и назвать, как можно больше изменений. Если играющие что-то упустили, Актер об этом сообщает. Новый Актер выбирается считалкой.
- ЗАПУТАННАЯ ИСТОРИЯ
Участники – от 3 до 5 человек, садятся в круг. Они должны, говоря по очереди, сочинить общую историю. Предварительно им раздаются карточки с рисунками – каждому по 1-2 штуке. Первый говорит предложение, включая в него предмет, изображенный на его карточке и кладет свою карточку в центр круга. Второй продолжает историю, начатую первым, но его задача включить в нее тот предмет, который нарисован у него на карточке, и тоже положить ее в центр круга. Так продолжается, пока все карточки не будут использованы. (Лодка – щука – костер – ложка - палатка; будильник – солнышко – тарелка – кружка – ботинки – дерево – игрушка).
- И ВДРУГ…
Игра направлена на снятие стереотипов действия: в знакомом сюжете игры изменяются условия, а задача остается прежней. Непременно найти другой способ решения задач или обходной путь. Например, играем в поход, собираемся готовить на костре еду, и вдруг оказывается, что котелок забыли дома. Поехали на соревнования лыжников, и вдруг растаял весь снег. Можно брать сюжеты из сказок и менять в них условия.
- ИГРА В СТИХИ
Выбирается стихотворение и характер его прочтения. Выигрывает тот, у кого получится выразительнее. Например, берем стишок - «Шла коза по лесу» и все по очереди читаем его как самое печальное произведение на свете, или наоборот, - самое смешное. Для игры лучше брать детские стихи, по тешки, дразнилки.
- ИГРА ПО ГОТОВОМУ СЮЖЕТУ
Заготавливаются карточки, на которых изображены действующие лица знакомой сказки или истории и их действия. Подбираются атрибуты, необходимые для передачи сюжета.
Воспитатель объясняет детям: «Каждый берет одну карточку. На ней «изображена» ваша роль и действия в игре. Внимательно слушайте мои слова. Когда я назову вашего героя, выходите и делайте то, что обозначено на вашей карточке».
Начинаем игру: «Жили-были старик со старухой у самого синего моря. (Выходят трое детей, у которых на карточках изображены старик, старуха и море).
Однажды старик пошел ловить рыбу, вот он закинул невод. (Ребенок-старик делает соответствующие движения). Внезапно море взволновалось. (Ребенок-море выполняет соответствующие движения). Старик вытащил из моря невод и увидел, что там бьется золотая рыбка. (В действие вступают дети, у которых нарисованы невод и золотая рыбка. Ребенок, изображающий невод, захватывает золотую рыбку, которая пытается освободиться, а «старик» тянет невод).
Не удержал старик рыбку, и уплыла она в синее море. (Ребенок-рыбка показывает, что он освободился и удаляется. «Синее море» радуется, а «старик» удивляется и огорчается).
- ИГРА С ВООБРАЖАЕМЫМ ПРЕДМЕТОМ
Дети встают в круг. Водящий по очереди вызывает каждого и предлагает выполнить какие-либо действия с воображаемыми предметами. Например, говорит: «Представь, что у тебя в руках мяч. Подбрось его и поймай.
Варианты заданий:
1. У тебя в руках расческа. Причешись. Положи ее на стол.
2. Ты держишь сумочку. Открой ее. Достань из нее кошелек. Положи его в сумочку и закрой ее.
3. Представь, что у тебя в руках веер. Разверни его. Помаши им около своего лица. Сверни веер.
4. На столе стоит стакан с лимонадом. Выпей его маленькими глотками и поставь стакан на стол.
УСЛОЖНЕНИЕ: действия будет выполнять какой-либо сказочный персонаж (лиса Алиса, баба Яга, Царевна - несмеяна). Например, водящий говорит: «Представь, что ты принцесса Злотовласка. Покажи, как ты расчесываешь свои волосы? А теперь ты Баба-Яга. Как ты будешь расчесывать свои волосы? и т.д.
- ИГРЫ В ЗАДАННОМ КЛЮЧЕ
Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение. Например, что могло бы произойти, если бы вы оказались в гостях у роботов или в стране, где все сделано из шоколада, или превратились бы в человека – невидимку и т.д.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
- КОРОЛЬ
Водящий – Король. Остальные дети работники. Король садится на «трон», Работники в стороне договариваются, кто на какую работу будет наниматься к Королю. Подходят вместе и говорят:
- Здравствуй Король!
- Здравствуйте.
- Нужны ли вам работники?
- Нужны
Игроки движениями без слов изображают людей различных профессий (швея, повар, прачка, шофер и др.) Король должен назвать все изображаемые профессии. Если он угадал без ошибок, игроки убегают в «домик», а король догоняет их, кого «осалит», тот становится Королем.
- КОСТЮМ - ПРЕВРАЩЕНИЕ
К своей обычной одежде дети подбирают «дополнения» из карнавальных костюмов (желательно, чтобы в группе стоял волшебный сундучок» с костюмами и деталями для превращения). Остальное дети угадывают, что за костюм на исполнителе, из какой он сказки или рассказа.
- КРУГ ДРОВОСЕКА
На пол кладется обруч или рисуется мелом круг. Внутрь него встает «водящий», остальные участники выстраиваются по кругу. Водящий (педагог) загадывает какое то дело: например, колоть дрова. Водящий изображает колку дров (пантомима без слов). Другие должны угадать действие и без слов начать изображать какое-либо действие, связанное с колкой дров.
- МАСКИ
Материал. Маски, изображающие разные эмоциональные состояния. Дети располагаются по кругу. Воспитатель показывает какую-либо маску и спрашивает: «Какое настроение передает эта маска?». Затем надевает маску и предлагает детям изобразить данное состояние. (маски – Антошки).
Затем педагог убирает маски и продолжает игру: «Вспомните злого Карабаса Барабаса! Какое у него выражение лица? Покажите. А у Колобка, который весело катится по дорожке? Вы превратились в Царевну несмеяну, хитрого кота Базилио, глупого Буратино и т.д.
- НАМ ПРИСЛАЛИ 100 РУБЛЕЙ
Выбирается ведущий. Он обходит игроков со словами:
«Нам прислали 100 рублей.
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
«Да» и «Нет» не говорите.
После этого ведущий задает игрокам разные вопросы, стараясь, что бы они произнесли запрещенные слова.
- Что зимой падает с неба?
- Снег.
- Какой он?
- Холодный.
- Ты можешь играть в снежки?
- Люблю.
Игрок, назвавший запрещенное слово, отдает фант. Набирается 5-6 фантов, затем они «выкупаются». Ведущему закрывают глаза, либо он поворачивается спиной к детям. Один из детей (самый внимательный игрок) выбирая фанты, спрашивает ведущего: «что сделать хозяину этого предмета?» (прокукарекать, попрыгать на одной ноге, спеть и т.д.).
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
- «НЕМОЕ КИНО»
Дети становятся в круг. Воспитатель. Сейчас я превращусь в диктора телевизора, но к сожалению, у него нет звука. Я вам буду что-то показывать жестами и мимикой, а вы догадайтесь и ответьте мне так же. (приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает, хвалит, ругает, сердится, боится, просит замолчать, показать, подойти, уйти, принести, унести, передать предмет). Роль ведущего по очереди выполняют дети.
- НОВАЯ СКАЗКА.
Детям раздаются персонажи театров (Бибабо, пальчикового). Все садятся в круг и ведущий (педагог) начинает сказку. Например: «Жила-была девочка, ей было очень грустно, но по соседству жила веселая лягушка (персонаж ребенка рядом) и она часто ходила к ней на болото». Ребенок –«лягушка» продолжает: Сидели они как-то вечером, негромко разговаривали и вдруг на берегу болота выскочил Волк (следующий ребенок по кругу) и т.д.
Можно вводить волшебные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапку-невидимку, скатерть-самобранку и т.д.).
ВАРИАНТ: изготавливаются карты, на которых изображены персонажи из какой-либо сказки. Действия героев можно изобразить символически:
- предписание или запрет
- нарушение запрета
- вредительство
- отъезд героя
- трудные испытания
- встреча с дарителем
- волнительные дары
- борьба героя и злодея
- победа
- возвращение, наказание злодея,
- свадьба
- ОЖИВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или педагог берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженного и пошел в парк, чтобы раздать мороженное детям
- ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ
Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера.
Воспитатель говорит: «Злая волшебница заколдовала Золушку и её сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а её сестры трудолюбивые, добрые девочки.
Воспитатель рекомендует детям придумать новые сюжеты, а затем разыграть его.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА
- ПОЭТЫ
ВОДЯЩИЙ НАЗЫВАЕТ СЛОВО, А ИГРОКИ ДОЛЖНЫ ПОДОБРАТЬ СЛОВО РИФМУ.
НАПРИМЕР: КРОТ – РОТ, ПОЕТ – ИДЕТ, ЗАБОР – ТОПОР, и т.д. Кто первым подбирает рифму, получает фишку. По истечении игры выявляется победитель.
- ПТИЦЕЛОВ В ЛЕСУ
Выбирается Птицелов. Дети выбирают себе название птиц. Крику которых они могут подражать, и становятся в круг. Птицелов стоит в центе круга с завязанными глазами. Дети говорят, идя по кругу:
В лесу, во лесочке
На зеленом дубочке,
Птички весело поют…
Вот птицелов идет,
Он в неволю нас возьмет.
Птицы, улетайте!
Дети разбегаются в разные стороны. Птицелов хлопает в ладоши, и они замирают на месте. Птицелов начинает искать птиц. Тот, кого нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. Если Птицелов угадывает название птицы и имя игрока, игрок становится Птицеловом, если не угадывает, то идет искать другую птицу.
- РАДИО-РОЗЫСК
Выбирается Диктор. Его задача дать полное описание кому-нибудь из детей, называя его наиболее яркие характеристики: как одет, внешность, с кем дружит, чем любит заниматься и т.д. Дети угадывают и считалкой выбирают нового Диктора. Если описание было неточным и дети не смогли узнать игрока, все хором отвечают: «ЗДЕСЬ ТАКИЕ НЕ ЖИВУТ». (Пример: «Внимание, внимание, потерялась девочка в желтом платье и белых туфельках. У нее красивые светлые волосы. Она любит рисовать и дружит с Машей. Как зовут эту девочку?»).
- СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ СКАЖИ
Дети распределяются на пары и становятся друг против друга. Воспитатель произносит предложение, которое они должны сопровождать определенной мимикой.
Таким образом, ребенок сам с помощью мимики изображает эмоциональное состояние и видит то же состояние на лице партнера.
- СМЕХОПАНОРАМА
Выбирается водящий. Всем остальным игрокам, делают какие-нибудь смешные прозвища: тина, стул, дерево, выключатель и т.п. Водящий (педагог) обходит всех игроков и по очереди задает каждому вопросы. Дети должны отвечать на вопросы, используя своё прозвище.
Например:
- Кто ты? - Тина,
- Кто твоя сестра? – Выключатель.
- Что ты сегодня ел на обед?
- Дерево и т.д.
Кто засмеется, платит фант. Владельцы фантов выполняют задания ведущего.
- СТУЛЬЯ
Вся группа по команде: «Приготовились! Пожалуйста!» – одновременно встают, подняв стулья, ставит их в виде какой-нибудь фигуры (например, в полукруг лицом к двери) и одновременно садится. Важно, чтобы не было никаких разговоров во время выполнения задания, никто не командовал (фигуры: круг, овал, квадрат, буква, цифра).
- СПРОС-ПЕРЕСПРОС
Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Играющие загадывают какой-нибудь предмет, находящийся в комнате, зовут водящего. Он задает наводящие вопросы о загаданном предмете и формулирует их так, чтобы можно было дать официальный ответ: «»ДА» или «НЕТ». Пример: «Этот предмет на стене?» – «НЕТ», «Этот предмет на полу?» – «ДА». «Он деревянный?» - «ДА» – Большой – «НЕТ» и т.п.
- ТЕАТР ПАНТОМИМ
Делятся на две команды. У ведущего в коробочке карточки с изображением кипящего чайника, мороженного, будильника, телефона и т.д. Поочередно от каждой команды подходит по одному игроку и вытягивают для себя задания.
Игрок должен изобразить то, что нарисовано, а команды отгадывают. Команда, которая первой назовет то, что показывает ребенок, получает фишку. К концу игры выявляется команда-победитель.
- ЧЕПУХА
Участвуют две команды. Загадывается какая-либо ситуация или действие (рубка дров, еда, игра в мяч, чтение книги, рисование и т.п.) Участники должны последовать друг другу показывать загаданное: первый игрок показывает второму, второй – третьему, при этом третий игрок не должен видеть, что показывал первый.
Выигрывает та команда, последний участник которой назовет ту же ситуацию или действие, которое было загадано первому игроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре.
ОглавлениеВведениеГлава I Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии.1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»...
Опыт работы по теме: « Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста, через игры экологического содержания».
Опыт работы по теме:« Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста,через игры экологического содержания».Содержание:Цель экологического содержания.Игровые приемы, проведение игр в ...
Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В статье указаны данные диагностического исследования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на примере МКДОУ № 4 "Колосок", приведён систематизированный и апробированный комп...
Творческие игры на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности
Оособенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссозд...
Словесные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В материале представлены словесные дидактические игры, котрые помогут сформировать у детей интерес и желание творить....
Дидактические игры для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры разработаны на основе методике ТРИЗ...
Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...