Консультация для воспитателя "Роль воспитателя на музыкальном занятии"
консультация
Роль воспитателя на музыкальном занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 744.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
- На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
- Начиная сосредней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
- На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
- Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
- Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, ит.д.
- Следить за правильным выполнением детьми движений.
- Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
- В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.
- Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.
- Развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкально – дидактических игр.
- Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки в аудиозаписи.
- Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.
- Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (по причине отпуска или болезни).
Что должен делать воспитатель в ходе типового фронтального занятия?
I часть занятия: велика роль воспитателя в процессе разучивания новых движений.
Он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие.
Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие указания и делать замечания.
Воспитатель должен предлагать точные, чёткие и красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных.
В образных упражнениях воспитатель даёт примерные образцы, так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей.
II часть занятия: при слушании музыки воспитатель в основном пассивен.
Исполняет музыкальное произведение и проводит по нему беседу музыкальный руководитель.
Воспитатель может помочь детям при анализе музыки наводящими вопросами, образными сравнениями, если дети сами затрудняются с ответом.
Главным образом, воспитатель на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку.
Когда это необходимо, делает замечания, следит за дисциплиной.
Во время разучивания новой песни: воспитатель поёт вместе с детьми, показывая правильную артикуляцию и произношение.
Для знакомства детей с новой песней, воспитатель, обладающий хорошими музыкальными данными – голосом, чистой интонацией, может исполнить песню сольно. Как правило, подобное знакомство с новым произведением вызывает живой эмоциональный отклик у детей.
Умение музыкального руководителя петь, танцевать, играть на инструменте для детей является естественным, тогда как, подобные умения воспитателя вызывают большой интерес и желание подражать.
На втором этапе разучивания песни: воспитатель поёт вместе с детьми, одновременно следит, все ли дети активны, правильно ли они передают мелодию, выговаривают слова.
Вне музыкальных занятий, при закреплении песни, нельзя учить с детьми слова без мелодии. Музыкальные акценты не всегда совпадают с текстовыми. При исполнении песни на занятии с аккомпанементом дети будут испытывать трудности. Подобные нюансы отрабатываются музыкальным руководителем на групповых или индивидуальных занятиях с воспитателями.
На третьем этапе разучивания: (на 5 – 6 занятиях ), когда дети уже выразительно исполняют песню, воспитатель с детьми не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное эмоционально – выразительное пение без поддержки голоса взрослого.
Дети должны совершенно самостоятельно начать песню после вступления или без него, исполнить все динамические оттенки, своевременно закончить пение.
Исключение составляет пение песен с детьми младших групп, где не сформирован опыт хоровой деятельности и помощь взрослого необходима.
При разучивании с детьми несюжетных игр: воспитатель даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей.
С малышами воспитатель играет на всех этапах разучивания игры.
В сюжетных играх: воспитатель является или только наблюдателем, даёт указания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончена, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют повторно.
Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом – подсказывает, что ещё не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего совершенствования.
Так же воспитатель действует и во время исполнения плясок.
Новую пляску:парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкантом или с ребенком, если пляска исполняется под аккомпанемент музыкального руководителя.
В процессе разучивания воспитатель даёт указания, помогает правильно выполнять движения, подсказывает смену движения, обращая внимание на изменения в музыке, танцует с детьми у которых нет пары.
На заключительном этапе разучивания дети танцуют самостоятельно.
В плясках – импровизациях: проводимых с детьми старшего возраста, воспитатель не участвует, поскольку они проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он может записывать последовательность сочинённых детьми движений и в конце пляски может одобрить или сделать замечания, если дети не проявили свою индивидуальность в решении поставленной задачи, движения у всех были одинаковые или однообразные. Но обычно эти замечания делает музыкальный руководитель. Воспитатель может по согласованию с ним сымпровизировать танец, а детям предложить исполнить его по – своему.
В танцах с участием взрослого: где действия зафиксированы автором движений, воспитатель всегда во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.
В заключительной части занятия: воспитатель обычно активно не участвует (за исключением младших групп), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Воспитатель помогает детям в перестроениях, следит за дисциплиной.
В занятиях иной структуры роль воспитателя зависит от видов детской деятельности и соответствует методике её проведения.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам,если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
- Воспитатель сидит с безучастным видом
- Воспитатель перебивает исполнение
- Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
- Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)
- От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
- От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
- От программного материала: в зависимости новый или старый материал
- Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
- При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
- Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
- Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
- Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
- Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку в мр3 формате.
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Воспитатель на музыкальном занятии"
Консультация для педагогов "Воспитатель на музыкальном занятии"...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии"
Обмен опытом....
- Консультация Тема: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».
Тема: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»....
Консультация музыкального руководителя для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"
Консультация музыкального руководителя для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"...
Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"
Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"...
Консультация для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях".
Консультация для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях"....
Презентация к консультации для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях".
Презентация к консультации для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях"....