Консультация для педагогов Тема: Конфликтное общение
консультация

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В процессе общения, при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе,  часто возникают межличностные конфликты.

Конфликты занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfliktnoe_obshchenie.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида№39»

Консультация для педагогов

Тема: Конфликтное общение

Выполнила:

 воспитатель

Е.П.Гончарова

2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Конфликты и роль конфликта в общении…………………………………....…4

Виды конфликтов………………………………………………………………...6

Основные причины конфликтов………………………………………………...8

Управление конфликтом: способы профилактики и разрешения…………...11

Индивидуальные стратегии поведения в конфликтной ситуации…………...14

Заключение……………………………………………………………………....15

Литература……………………………………………………………………….17


Введение

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В процессе общения, при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе,  часто возникают межличностные конфликты.

Конфликты занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

 Наблюдения социологов, психологов показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей,  либо не знает о них, либо не придает им значения.

Изучив данную тему, я хочу найти для себя ответ на вопросы: роль конфликта в общении, виды конфликтов, основные причины конфликтов, способы профилактики и разрешения конфликтов.


Конфликты и роль конфликта в общении

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. 

Конфликтная ситуация - это необходимое условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику, необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Основой для конфликта могут быть разногласия в области моральных ценностей, личных интересов, желаний, стремлений, целей.  Конфликты могут возникать в связи с нарушением правил и норм взаимодействия между людьми, а также нечестного, несправедливого, нетактичного поведения одной личности по отношению к другой.

Психологи считают, что каждая минута конфликта равняется 20 минутам следующих переживаний, а у людей с плохим настроением результативность умственного труда снижается на 60-70%.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

 Межличностный конфликт имеет не только отрицательное, но и положительное значение в процессе общения между людьми. Конфликты возникают среди людей постоянно, т.е. конфликты неизбежны, но надо уметь вести себя в конфликтной ситуации.

Значение конфликта для сохранения межличностных отношений, для общения, а также роли конфликта в общении неоднозначна, так как она зависит от его последствий.

Все конфликты, в зависимости от их исхода, делятся на 2 группы:

- Функциональные, конструктивные, когда проблема решается, восстанавливаются отношения, т.е. конфликт имеет положительное значение для сохранения отношений.

-  Дисфункциональные - приводят к нарушению отношений, они (если решения не удалось найти) становятся напряженными, вплоть до полного разрыва.

Оценка конфликта зависит также от позиции человека в конфликте:

а) победитель - для него это повышение самооценки, положительный эмоциональный настрой;

б) побежденный - для него это понижение самооценки, ущемление самолюбия, может быть обида, отчего может быть стресс и нарушение здоровья (психические и соматические заболевания как следствие стресса).


Виды конфликтов

Основные виды конфликтов: внутриличностный; межличностный; межгрупповой; конфликт между личностью и группой.

Внутриличностный конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися или являющимися несовместимыми: открытое столкновение мнений и потребностей, интересов, позиций сторон, желаниями, чувствами, ценностями, мотивами и т.п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки.

Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространенный конфликт этого типа - между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают при неадекватности стиля руководства, уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповой конфликт возникает между различными (формальными и неформальными) группами в организации, между высшим и более низкими уровнями управления.

Межличностный конфликт - это столкновение между людьми в силу несовместимости их интересов, ценностей, личностных качеств. Межличностные конфликты (как и все другие конфликты) отличаются друг от друга: по глубине, по длительности, по частоте, по характеру проявления в реальном поведении.

Глубина конфликта определяется предметом противоречий (повод, ставший причиной столкновения), степенью включенностью личности в конфликт. По глубине конфликты бывают: а) глубокий (измена); б) неглубокие/поверхностные (претензии);

Длительность конфликта, в свою очередь, зависит от предмета конфликта и характера партнеров (подозрительные, во всем склонные видеть подвох, злой умысел), вследствие чего конфликт приобретает затяжной характер. По длительности конфликты бывают: а) затяжные; б) кратковременные.

Частота конфликта может отрицательно повлиять на глубину и длительность: частые конфликты по пустякам, при этом накапливается недовольство друг другом, конфликт приобретает глубокий и длительный характер. По частоте конфликты бывают: а) частые; б) редкие.

В зависимости от того, как конфликт проявляется в поведении и проявляется ли он вообще, различают конфликты: а) скрытые («мысленные»); б) явные (скандал «прямо в лоб»).

Скрытые конфликты - это несогласие по разным поводам, не высказывание вслух, при этом отношения становятся более напряженными, ибо недовольство друг другом, открыто не высказываемое, все равно проявляется в поведении. Мимика, жесты партнера выдают его истинное отношение и вызывают взаимную скрытую антипатию, которая может «прорываться» при любом подходящем предлоге и привести к открытой конфронтации.


Основные причины конфликтов

Причины межличностных конфликтов бывают очень разные. Их можно разделить на две группы:

- объективные;

- субъективные.

Объективные - никак не связаны с психологическими особенностями людей, выступающих в конфликт - так сложилась ситуация. Это объективные обстоятельства, предрасполагающие к возникновению противоречий и столкновений, независимых от того, какие люди оказываются в этой ситуации: нарушение справедливости; отсутствие четкого распределения обязанностей между взаимодействующими людьми; взаимосвязанность между людьми - то есть выполнение работы одним человеком зависит от выполнения работы другого человека; ограниченность ресурсов (единый и неделимый объект притязаний), (пример: отпуск в летнее время невозможен для всех работников). Несоответствие ролевым ожиданиям. Поведение одного партнера не соответствует его роли в представлении другого. (Пример: в семье при разделении обязанностей на мужские и женские, при этом ссоры неизбежны). Нарушение коммуникаций (передачи информации, поручений и т.п.).

Объективные причины (неблагоприятные обстоятельства) возникают в деятельности и общении людей и создают потенциальную возможность возникновения конфликта, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами, проявляющимися в том, что люди избирательно реагируют на объективно сложившуюся ситуацию.

Субъективные - связь с психологическими особенностями общающихся людей: различия в психологических качествах (свойствах характера, темперамента) и нетерпимость к этим различиям (психологическая несовместимость). Так, например холерик раздражает флегматика и наоборот. Различия в системе ценностей, манере поведения. Неспособность понять другого человека, неумение общаться, отсутствие навыков общения.

Конфликтность личности - главная причина:

ситуативно-конфликтная личность - это человек, который обнаруживает предрасположенность к конфликту под влиянием ситуативных факторов. Этот конфликт определяется временным состоянием человека: утомление, недовольство собой, обида. Именно под влиянием ситуативных факторов обычно выдержанный человек в состоянии крайнего перенапряжения становится вспыльчивым, раздражительным, резким, способным к обострению отношений.

Постоянно-конфликтная личность вступает в конфликт постоянно, не зависит от ситуаций. Определяется типом характера в сочетании с темпераментом. Отличается устойчивой склонностью к конфликтному реагированию. Типы постоянно-конфликтной личности (в силу характерологических особенностей):

- Демонстративная личность (истероидная) - стремление привлечь к себе внимание. Конфликт для них - средство привлечь к себе внимание. Они испытывают удовлетворение от конфликтов. Конфликт - их стихия. Демонстративная личность чаще провоцирует эмоциональный, а не рациональный конфликт.

Главная черта демонстративной личности - эгоцентризм + высокая самооценка + честолюбие, и отсутствие внимания к себе они интерпретируют как враждебное к ним отношение, как личное оскорбление.

- Ригидная личность (негибкий, инертный человек) - неспособность человека принять чужую точку зрения и отказаться от своего мнения. Повышенная прямолинейность, упрямство, отсутствие гибкости, и в результате конфликт. Такая личность будет стоять на своем, честолюбива. В ситуации конфликта ригидная личность проявляет болезненную обидчивость, подозрительность, повышенную чувствительность к реальной или мнимой несправедливости.

- Импульсивная личность (неуправляемая) - не анализирует конфликтную ситуацию, не пытается найти выход из ситуации, не просчитывает действий, поступает, как «в голову взбредет». Импульсивность характеризуется низким самоконтролем, эмоциональной несдержанностью, поведение, оскорбляющее другого человека. Высокое честолюбие. Это гипертимный,«взрывной», злобный тип- самая агрессивная личность.

- Педантичная, пунктуальная, сверхточная личность - добросовестный, ответственный человек сам по себе. Такие же требования он предъявляет другим, его считают придирчивым, поэтому возникает конфликт. Это психастеничный тип (конституционно - тревожный): старательность, педантичность, повышенная тревожность, от конфликта страдает он сам, а не другие. Обидчивый, тревожный. Очень часто обиду скрывает в себе и переживает внутри.

- Бесконфликтная личность - стремится угодить всем и каждому, уходит от конфликта или избегает их, но стремление уйти от проблемы вызывает недовольство, в результате - конфликт.

Конфликтность - свойство, мешающее человеку приспособиться к своему социальному окружению. Конфликтность, ставшую свойством личности (постоянно-конфликтная личность), трудно преодолеть рациональным самоконтролем или воспитательным воздействием. Конфликтность не только и не столько вина, но и беда такой личности. Лучше относиться к ней (хотя это и трудно) терпимо и философски (он «орет» - следовательно, достоин жалости).

Управление конфликтом: способы профилактики и разрешения


Основные способы управления конфликтом: его устранение, или предотвращение конфликтной ситуации;  разрешение конфликта.

Устранить конфликт - значит заменить ситуацию, породившую конфликт. Разрешить конфликт - значит изменить поведение одной или обеих конфликтующих сторон.

Основные способы устранения конфликта:

устранить конфликт, следовательно, устранить объективную причину конфликта;

изоляция одной из конфликтующих сторон. Пример: при конфликте ученика и учителя, ученика могут перевести в другой класс.

Основные способы разрешения конфликта:

- Уход (или уклонение от конфликта). Стремление человека не попадать в конфликтную ситуацию, отказ от обсуждения возникшей проблемы. Уход - это просто откладывание конфликта, а не его разрешение. Уход позволяет обеим сторонам проанализировать ситуацию и избежать открытого столкновения.

Уклонение возникает, когда хотят сохранить отношения или когда предмет конфликта не существенен, не затрагивает прямых интересов сторон. Уклоняться от конфликта может та и другая стороны, например: жена узнает об измене мужа, но молчит. Может иметь как отрицательные: накапливается недовольство друг другом, так и положительные стороны: конфликтующий остывает.

- Сглаживание - демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией, но «сглаживатель» не вникает в суть проблемы, не пытается осознать предмет конфликта, ибо не собирается выполнять свои обещания, он апеллирует к потребности в солидарности («не стоит сердиться, мы же так любим друг друга», «все мы одна команда»), в результате может наступить мир и гармония в отношениях, но только на короткое время.

Сглаживание проявляется в системе извинений, обещаний, оправдания. Сглаживание приводит к снижению эмоционального состояния - основная цель - предотвратить конфликт и снятие эмоционального напряжения. Но сглаживание все равно приводит к обострению отношений, ибо при сглаживании возникает недоверие к партнеру (только обещает, а сам ведет себя по-прежнему),  и может  привести к ее обострению.

- Компромисс - согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок. Способствует снятию проблемы. Каждый получает частично то, что он хотел. Это открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск решения, наиболее приемлемого и удобного для обеих сторон. Компромисс - один из наиболее эффективных способов разрешения конфликта, его преимущество состоит: в легализации претензий; в устранении возникшего противоречия (решение проблемы); в соблюдении условий достигнутого соглашения, ибо оно принималось добровольно, при активном участии обеих сторон.

-  Принуждение - используется инициатором конфликта, так как это подавление своего партнера, игнорирование его мнения. Например, «Я сказал!» - использование власти, подчинение партнера своей воле. Эти способы разрешения конфликта - у инициатора, у ответчика возникает униженное состояние и желание отомстить, поэтому напряжение все равно остается. Принуждение - самый неблагоприятный для сохранения дружеских отношений способ разрешения конфликта. Принуждение может быть оправдано: при дефиците времени; в экстренных ситуациях; при субординации. Пример: родители - дети; авторитарный начальник – подчиненный.

- Конфронтация как способ используется обеими сторонами: каждый настаивает на своем. Никто не хочет уступить, не желает ничем поступиться, поэтому, когда конфликт заходит в тупик - необходима 3-я сторона - посредник, который попробует примирить. Конфронтация оправдана, когда люди не стремятся сохранить отношения, не заинтересованы друг в друге, или когда это принципиальный вопрос.

- Сотрудничество - такой выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает, каждый получает то, что хочет. Это наиболее сложный, но и наиболее оптимальный способ разрешения.

Таким образом, способов разрешения конфликта много, каждый выбирает для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей.


Индивидуальные стратегии поведения в конфликтной ситуации

Направленность личности - это то, что для человека является в жизни наиболее важным (ценностные критерии), в значительной мере, определяет предпочитаемые личностью способы разрешения конфликта. Для одних главная ценность - общение, сохранение нормальных отношений с другими, для других - интересы дела, для третьих - знание, истина. Рассмотрим основные из них:

«Собеседник» - тип, для которого необходимо общение с другими людьми. «Собеседник» будет прибегать к тем способам, которые сохраняют отношения: уход; сглаживание; компромисс.

«Практик» - дело, работа, потребность в достижениях. «Практик» - это принуждение; конфронтация.

«Мыслитель» - познание. Предпочитает сотрудничество или компромисс; уход; конфронтация. Поведение этого типа неоднозначно в конфликтной ситуации, он всегда находит оптимальное решение, ибо относится к конфликту, как к творческой проблеме.

Устойчивые предпочтения определенных способов разрешения конфликта (индивидуальные стратегии конфликтного поведения) зависят также от степени эгоистичности личности. При этом следует помнить, что в реальном общении выбор способа разрешения конфликта определяется одновременно многими факторами: не только личностными особенностями партнеров, но и особенностями самой конфликтной ситуации, а также характером и теснотой сложившихся взаимоотношений.


Заключение

Изучив данную тему,  я сделала вывод, что при  разрешении конфликтной ситуации нужно учитывать следующие правила поведения:

- Следует избегать закрытых поз, например, не складывать руки на груди.

 - Нельзя сразу и полностью отрицать чье-либо мнение,  отвечать на атаку атакой.

- Следует проявлять внимание и доброжелательность к собеседнику, терпимость к его особенностям. Следует спокойно высказать мнение о том, «что его позиция очень даже интересная, и ее можно было бы принять» и тому подобные одобрения, которые влияют в сторону снижения агрессии, гнева, возмущения и изначального пыла. 

- Необходимо избегать столкновений личного характера. Не следует воспринимать ненормативную лексику и словесные оскорбления в свой адрес, уяснив для себя, что этого человека нужно воспринимать таким, каким он себя подает, не пытаясь урезонить его или призвать к соблюдению приличия. 
 - Стараться быть сдержанным, контролировать свои движения, речь, мимику.
 - Говорить с оппонентом нужно на понятном ему языке, медленно и правильно, избегая слов - паразитов. Не следует демонстрировать свое интеллектуальное превосходство. 
 - В уже развивающемся конфликте нельзя спешить с ответной реакцией. Лучше всего выдерживать паузы, как бы «пропускать мимо ушей» любые реплики и требования. 
 - Полезно отвлечь внимание партнера от болезненного вопроса, хотя бы на короткое время, при этом могут быть использованы любые приемы - от просьбы пересесть на другое место, позвонить, записать что – то, до высказывания какой-нибудь нелепой мысли, шутки.
 - Желательно высказывать собеседнику не готовые оценки и мнения, а свои чувства, состояния, вызываемые его словами: это заставит партнера отвечать не односложно, а развернуто, мотивированно, с пояснением своей позиции. Прежде чем отвечать на критику, замечания, упреки, нужно четко уяснить, что конкретно имеется в виду. 


 


Литература

1. Андреева Г.М.  Социальная психология - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.

2. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учеб. пособие А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие/ Г.В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.

4. Вердербер Р. Психология общения / Р.Вердербер, К.Вердербер. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с. С.136-147.

5. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник  - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с. С.3-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И КАК ИХ РАЗРЕШИТЬ В ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Воспитание в том и заключается,  что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть , свои убеждения младшему поколению.Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше в...

Консультация для родителей "Конфликтный ребенок"

Причины конфликтного поведения ребенка, как вести себя с конфликтным ребенком...

Консультация для родителей "Конфликтный ребенок"

С детскими ссорами встречается каждый педагог. Но одни дети ссорятся и быстро мирятся, а другие же - более конфликтны, ссоры и драки сопровождают их постоянно, они не могут найти выхода даже в простых...

Консультация "Эффективное решение конфликтных ситуаций"

laquo;Эффективное решение конфликтных ситуаций?»...

Мир без конфликтного общения» профилактическое занятие подготовительной к школе

Мир без конфликтного общения» профилактическое занятие подготовительной к школе...

Консультации для воспитателей "Конфликтные ситуации"

Рекомендации для молодых , либо начинающих  воспитателей - "Конфликтные ситуации"...