«Современные инновационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста»
статья
"Современные инновационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Алёнка»
Педагогический совет №2
Тема: «Современные инновационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Кувардина И.В.
Ноябрь 2019г.
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, побуждая к поиску новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому вопросу.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Педагогическая инновация это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения, а так же совершенствование целей и содержания, форм и методов педагогической деятельности, способствующее развитию сознания и самосознания педагога, формирующее его потребность в дальнейшем самообразовании, приобретающую характер научного поиска. Благодаря этому при инновационном подходе к организации педагогической деятельности все усилия направлены на поиск и выбор оптимальных педагогических решений.
На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г.Н. Селевко, можно выделить следующие инновационные технологии, применяемые в системе дошкольного образования:
– здоровье сберегающие технологии;
– технологии проблемного обучения;
– технологии развивающего обучения;
– альтернативные технологии;
– компьютерные технологии;
– игровые технологии.
Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра инновационных педагогических технологий. Одними из главных являются: здоровье сберегающая и оздоровительная технологии, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребёнка (ежедневные прогулки на свежем воздухе, игротренинги, самомассаж, психогимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки, правила здорового питания, обеспечение двигательной активности, релаксация и многое другое.)
Из них вытекают медико- профилактические технологии (прививки, кварцевание, авитаминизация, точечный массаж, контроль за соблюдением норм и требований СанПина, организация мониторинга здоровья, контроль за питанием, физкультурно-оздоровительные (зарядка, физкультурные занятия, прогулки, подвижные и спортивные игры). Технология социально-психологического благополучия ребёнка включает в себя диагностику, консультации, коррекционную работу и направлена на обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического сочувствия ребёнка в процессе общения. Также в этом направлении необходима технология валеологического просвещения родителей (наглядный материал, консультации, родительские собрания, спортивные оздоровительные праздники).
Игровые технологии – вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по следующим основным направлениям:
– дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
– учебная деятельность подчиняется правилам игры;
– учебный материал используется в качестве ее средства;
– в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
– дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
– развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
– воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
В качестве примера рассмотрим технологию развивающих игр Б.П. Никитина.
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, каждая из которых представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Решение задачи предстает перед ребенком в виде видимых и осязаемых вещей: рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора и т.п. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания, а постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности
Под «Технологией проблемного обучения» понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Целью проблемной технологии выступает приобретение знаний, умений и навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Проблемные ситуации могут быть различными по:
– содержанию неизвестного;
– уровню проблемности;
– виду рассогласования информации;
– по другим методическим особенностям.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций:
– Психологическая – касается деятельности детей..
– Педагогическая – представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Технологиям развивающего обучения посвящены экспериментальные работы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
В качестве примера рассмотрим технологию ТРИЗ.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Г.С. Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это коллективные игры и занятия с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Технологии развивающего обучения представлены в основных положениях педагогики Марии Монтессори. Центральным моментом в идеях Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка.
В качестве составляющих педагогического процесса М. Монтессори выделила необходимость антропометрических измерений, организации окружающей среды, мебели, воспитание самостоятельности, упразднение соревнований между детьми, отсутствие наград и наказаний, правильное питание ребенка, гимнастика, воспитание чувств, развитие силы.
Огромное внимание привлекают дидактические материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавание звуков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи.
Глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы М. Монтессори обусловлен необходимостью обучения, воспитания и развития ребенка, способного успешно действовать в обществе.
Под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса.
В качестве примера рассмотрим технологию витагенного (жизненного) образования с голографическим подходом. Данное инновационное направление обучения и развития дошкольников представлено в работах А.С. Белкина.
По мнению автора, эта технология должна помогать раскрытию творческого потенциала не только детей, но и взрослых. Суть педагогического взаимодействия, считает автор, прежде всего в духовном обмене, во взаимообогащении педагога и детей.
Основные направления педагогической деятельности включают организацию игровой деятельности, помощь семье в организации полноценного общения, формирование разумных материальных потребностей. А.С. Белкин предлагает следующие специфические приемы формирования необходимых (разумных) потребностей: «погашение потребностей», «опережающее предложение», «переключение к погашениям», «эмоциональное обволакивание».
Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео).
Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
В качестве примера рассмотрим программу дошкольного курса информатики авторов А.В. Горячева и Н.В. Ключ для детей 5-6 лет.
В рамках этой программы дети получают знания в следующих областях:
– Свойства, признаки и составные части предметов.
– Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмножества предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
– Действия предметов.
– Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущих к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.
– Элементы логики.
– Истинные и ложные высказывания. Отрицания (слова и фразы «наоборот»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция «И».
– Развитие творческого воображения.
– Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
Все занятия, разработанные в рамках данной программы, проводятся в игровой форме, что соответствует особенностям развития детей дошкольного возраста.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности воспитателя и воспитанника.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности воспитуемого по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, – основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.
Конечно, использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд.
Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.
Таким образом, мы видим, что на современном этапе развития общества происходят изменения в воспитательно-образовательных процессах: акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, корре кции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят новые методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка.
Список литературы:
1. Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
2. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
5. Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.
6. Кларин М.В. Технологический подход к обучению // Школьные технологии. – 2003. - № 5, с.33.
7. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// Педагогика. – 1997. - № 3, с.52.
8. Паранчер Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии - путь к творческому развитию педагога. // Школьные технологии. – 2003. - № 3, с.11.
9. Подласый И.П. Где помогут технологии? // Школьные технологии. – 2003. - № 3, с.38.
10. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании // Школьные технологии. – 2004 - № 4, с.57.
11. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.
12. Столярова Л. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2005, с.28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Современные развивающие технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество. Сопереживание. Где учитываются интересы друг друга. Склонности и особенности, желания. Права и об...
Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных п...
Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных п...
Статья "Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста"
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном ра...
Доклад для воспитателей «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Необходимо пересмотреть подход к процессу образования подрастающего поколения. В частности, поэтапно внедрять в педагогический процесс образовательные технологии.1. Технологии проектной деятельности2....
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современное общество нуждается в совершенно новом типе людей. В век мощного развития технологий различных направлений человек просто обязан обладать такими качествами, как гибкость мышления, способнос...