Развитие внимания у дошкольников в ДОО: организация занятий
статья

Донских Лариса Владимировна

Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание дошкольников безо всяких усилий с их стороны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие внимание у дошкольников23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания у дошкольников в ДОО:  

организация занятий

Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его дальнейшей  учебной деятельности.

 Внимательность ребёнка – это залог его раннего развития, дальнейшей хорошей учёбы в школе.

Невнимательность грозит разнообразными  неприятностями.  Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательно процесса.  

Внимание выполняет следующие функции:  - активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы; - способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации; - обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Внимание - одно из свойств психики человека.  Без него невозможна работа мышления и памяти.

Этапы развития внимания у детей.

Первый этап (от рождения до года) – этап рассеянного внимания.  Ребенка отвлекает музыка, игрушки, разговоры, животные.

Второй этап (от 1 года до 2 лет) – этап фиксированного внимания. Ребенок в этом возрасте ничего не замечает, что происходит вокруг него, он занят своим делом: строит пирамидку или одевает игрушку. Ребенок увлечен одним делом и надолго. Не надо мешать ему. Если вы вмешаетесь в то, чем занимается ребенок, он отвлекается и теряет интерес к этому занятию.

Третий этап (от 2 лет до 3 лет)  – этап гибкого одноканального внимания. Внимание становится гибким, но все равно остается одноканальным. Ребенок этого возраста слышит, как его зовут, он отрывается от своей игры, но тут же возвращается к ней.  

Четвертый этап (от 3 лет до 4 лет) – этап устоявшегося одноканального внимания. Ребенок переключает свое внимание с одной игры на другую. Он прерывает свое занятие, послушает, что ему говорят, потом снова возвращается к своей игре.  

Пятый этап (от 4 лет до 5 лет) – этап формирования двухканального внимания. Ребенок может держать двухканальное внимание на небольшой промежуток времени. Он может одновременно слушать, говорить и заниматься своим делом. Если для него сложно делать все одновременно, то он отвлечется и будет делать что – то одно.

 Шестой этап (старше 5 лет)  – этап сложившегося двухканального внимания. Ребенок может заниматься двумя занятиями одновременно. Он может смотреть сказку и собирать пазл, разговаривать с братом и играть конструктором.  

Выделяют три основных вида внимания: 

- непроизвольное,  

- произвольное,  

- послепроизвольное.

  Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается.

 Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием.  Психологи считают, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание.  Его развитию способствуют различные занятия с ребенком,  в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

 Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное.  Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

Причины невнимательности.

 Среди нарушений внимания выделяют – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерную подвижность и инертность.  

- Отвлекаемость (отвлечение внимания) – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.

- Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным.  

-  Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности.

- Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.  

Рассеянность может проявляться: -  в неспособности к сосредоточению; в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. - Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

 -  Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Общие рекомендации по развитию внимания у детей

Работа должна вестись по двум направлениям: 1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. 2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями".            

   Чтобы игры и упражнения  с дошкольниками по развитию внимания были эффективны, необходимо придерживаться следующих принципов: - Систематичность проведения игр  на развитие внимания; -  Мотивация и постановка цели для ребенка;  - От простого к сложному; - Использование наглядных схем и алгоритмов, чтобы малыш мог сам контролировать свои действия; - Следить, чтобы ребенок не переутомлялся и был заинтересован.

Задачи и упражнения на развитие аттенционных способностей у дошкольников  разного возраста

   

Возраст

Характерные черты

Задачи

Упражнения

2–3 года

  • сложности в разделении внимания между двумя предметами или действиями;
  • малыш вслушивается, всматривается, играет, пытается участвовать в отгадывании загадок.
  • развивать речь;
  • закладывать основы развития произвольного внимания;
  • учиться находить общее между двумя объектами;
  • воспитывать чувство товарищества.

«Самый внимательный»
Педагог называет слова, ребенк  повторяет их, за исключением тех, что называют определённую категорию объектов (например, цветы или игрушки).

«Найди тень»
Дети  смотрят на картинки объектов и их теней, соединяют те, что совпадают между собой.

3–4 года

  • появление способности обращать своё внимание на указанный взрослым объект;
  • начало развития свойств памяти (объём, точность, воспроизведение, скорость запоминания, длительность, устойчивость к помехам, то есть способность извлечь нужную информацию при наличии посторонних шумов, например).
  • развивать способность концентрировать внимание, удерживать его;
  • формировать умение планировать свою деятельность;
  • осваивать навык составления плана своей деятельности.

«Лабиринт»
Дети при помощи карандашных линий ищут пути от одного предмета к другому.

«Найди различия»
Малышам предлагаются две иллюстрации, в сюжете которых нужно найти 2–3 отличия.

 

5–6 лет

  • развитие полноценного произвольного внимания;
  • охотное участие в упражнениях и играх на тренировку памяти и внимания;
  • развитие навыка составлять простую инструкцию и придерживаться её;
  • появление стабильности внимания при активных манипулятивных действиях с предметами в играх.
  • развивать способность вычленять общее и отличное при сравнении двух объектов;
  • учиться составлять алгоритм действий (сначала рассмотреть картинку, послушать объяснение, посмотреть пример, потом выполнять самому);
  • развивать память и речь.

«Сравни одно с другим»
Детям предлагается два объекта (игрушки или картинки, к примеру, заяц и енот, ёжик и черепаха и т. д.). Задача: рассмотреть их и назвать сходства и различия.

«Дорисуй»
Детям предлагаются картинки, на которых нет каких-либо деталей (например, глаз у куклы, хвоста у кошки и т. д.). Задача малышей дорисовать деталь, которой не хватает.

6–7 лет

  • становление произвольного внимания опирается на формирующееся чувство ответственности («я должен…»);
  • возрастание устойчивости внимания;
  • потеря детской непосредственности (малыш начинает скрывать свои переживания и чувства).
  • отрабатывать способность распределять внимание;
  • развивать связь зрительной памяти и внимания;
  • учиться сосредотачиваться на объекте;
  • тренировка слухоречевой памяти.

«Наблюдатель»
Ребёнок детально описывает свой путь от дома до детского сада или площадку перед группой.

«Посчитай глазами»
Детям раздаются листочки с изображением крестиков и кружочков. Задача малышей без помощи пальцев или карандаша посчитать, сколько нарисовано одних фигур, а сколько других.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры на развитие внимания у дошкольников

Дидактические  игры для старшего дошкольного возраста, детей с задержкой психического развития....

Развитие внимания у дошкольников

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание - это одно из условий...

"Развитие внимания у дошкольников"

"Развитие внимания у дошкольников"  Контрольная работа...

Игры на развитие внимания у дошкольников

Данные игры рекомендованы педагогам-психологам и воспитателям....

Консультация для воспитателей: «Игры для развития внимания у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития"

В данной статье представлены игры и упражнения для развития внимания старших дошкольников с ЗПР. Материалы статьи могут быть использованы педагогами и родителями....

Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития через систему игр и упражнений

Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития через систему игр и упражнений...

Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития

В консультации представлены рекомендации, придерживаясь которых родители смогут узнать об особенностях внимания у детей, а также об играх, благодаря которым можно развивать этот познавательный процесс...