Развитие внимания у дошкольников в ДОО: организация занятий
статья
Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание дошкольников безо всяких усилий с их стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие внимание у дошкольников | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания у дошкольников в ДОО:
организация занятий
Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его дальнейшей учебной деятельности.
Внимательность ребёнка – это залог его раннего развития, дальнейшей хорошей учёбы в школе.
Невнимательность грозит разнообразными неприятностями. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательно процесса.
Внимание выполняет следующие функции: - активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы; - способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации; - обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.
Внимание - одно из свойств психики человека. Без него невозможна работа мышления и памяти.
Этапы развития внимания у детей.
Первый этап (от рождения до года) – этап рассеянного внимания. Ребенка отвлекает музыка, игрушки, разговоры, животные.
Второй этап (от 1 года до 2 лет) – этап фиксированного внимания. Ребенок в этом возрасте ничего не замечает, что происходит вокруг него, он занят своим делом: строит пирамидку или одевает игрушку. Ребенок увлечен одним делом и надолго. Не надо мешать ему. Если вы вмешаетесь в то, чем занимается ребенок, он отвлекается и теряет интерес к этому занятию.
Третий этап (от 2 лет до 3 лет) – этап гибкого одноканального внимания. Внимание становится гибким, но все равно остается одноканальным. Ребенок этого возраста слышит, как его зовут, он отрывается от своей игры, но тут же возвращается к ней.
Четвертый этап (от 3 лет до 4 лет) – этап устоявшегося одноканального внимания. Ребенок переключает свое внимание с одной игры на другую. Он прерывает свое занятие, послушает, что ему говорят, потом снова возвращается к своей игре.
Пятый этап (от 4 лет до 5 лет) – этап формирования двухканального внимания. Ребенок может держать двухканальное внимание на небольшой промежуток времени. Он может одновременно слушать, говорить и заниматься своим делом. Если для него сложно делать все одновременно, то он отвлечется и будет делать что – то одно.
Шестой этап (старше 5 лет) – этап сложившегося двухканального внимания. Ребенок может заниматься двумя занятиями одновременно. Он может смотреть сказку и собирать пазл, разговаривать с братом и играть конструктором.
Выделяют три основных вида внимания:
- непроизвольное,
- произвольное,
- послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается.
Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.
Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.
Причины невнимательности.
Среди нарушений внимания выделяют – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерную подвижность и инертность.
- Отвлекаемость (отвлечение внимания) – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.
- Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным.
- Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности.
- Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Рассеянность может проявляться: - в неспособности к сосредоточению; в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. - Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
- Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
Общие рекомендации по развитию внимания у детей
Работа должна вестись по двум направлениям: 1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. 2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями".
Чтобы игры и упражнения с дошкольниками по развитию внимания были эффективны, необходимо придерживаться следующих принципов: - Систематичность проведения игр на развитие внимания; - Мотивация и постановка цели для ребенка; - От простого к сложному; - Использование наглядных схем и алгоритмов, чтобы малыш мог сам контролировать свои действия; - Следить, чтобы ребенок не переутомлялся и был заинтересован.
Задачи и упражнения на развитие аттенционных способностей у дошкольников разного возраста
Возраст | Характерные черты | Задачи | Упражнения |
2–3 года |
|
| «Самый внимательный» |
«Найди тень» | |||
3–4 года |
|
| «Лабиринт» |
«Найди различия» |
5–6 лет |
|
| «Сравни одно с другим» |
«Дорисуй» | |||
6–7 лет |
|
| «Наблюдатель» |
«Посчитай глазами» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры на развитие внимания у дошкольников
Дидактические игры для старшего дошкольного возраста, детей с задержкой психического развития....
Развитие внимания у дошкольников
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание - это одно из условий...
"Развитие внимания у дошкольников"
"Развитие внимания у дошкольников" Контрольная работа...
Игры на развитие внимания у дошкольников
Данные игры рекомендованы педагогам-психологам и воспитателям....
Консультация для воспитателей: «Игры для развития внимания у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития"
В данной статье представлены игры и упражнения для развития внимания старших дошкольников с ЗПР. Материалы статьи могут быть использованы педагогами и родителями....
Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития через систему игр и упражнений
Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития через систему игр и упражнений...
Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития
В консультации представлены рекомендации, придерживаясь которых родители смогут узнать об особенностях внимания у детей, а также об играх, благодаря которым можно развивать этот познавательный процесс...