МБДОУ "ГАРМОНИЯ" ДЕТСКИЙ САД №33
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
«Первые шаги в науку»- 2020
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Автор: воспитатель Шипилова Марина Вадимовна
МБДОУ «Гармония», детский сад №33
Название проекта: «Мы живем на Урале»
Тема проекта: «Все народы как братья равны, всем народам любовь и почет»
Кто представляет: дети 6-7 лет
Срок реализации проекта: долгосрочный
Проблема: не достаточное знание детей о своем любимом крае, о его истории и мало изученность населения, которое заселяет Наш Великий Урал.
Как возникла идея проекта:
На протяжении многих веков Урал - перекресток путей многих народов. Его географическое положение на стыке Европы и Азии во многом предопределило этнический состав населения и многообразную этническую историю. Исследователи считают, что древние уральцы принадлежали к урало-алтайской этнолингвистической общности, и предполагают, что в середине IV тыс. до н. э. древне-уральское население разделилось на две ветви: восточную (предположительно – предков самодийцев) и западную (финно-угорская общность). Во II тыс. до н. э. финно-угорская общность распалась на финно-пермскую (предки коми-пермяков и удмуртов) и угорскую (предки ханты и манси) ветви. Именно эти народы относятся к аборигенному населению Урала.
Урал рубежа ХХ-ХХI веков – уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей: коренных и мигрантов. В 1999 г. только в Свердловской области были зарегистрированы около 70 национально-культурных организаций (русские, украинские, татарские, башкирские, корейские, цыганские, еврейские, немецкие, польские и др.). Наш город Нижний Тагил, как и любой другой, многонациональный. Большой единой дружной семьей живут все населяющие его национальности и народности. Пример Нижнего Тагила наглядно убеждает ее жизненную силу. В годы Великой Отечественной войны город принял целые предприятия с их коллективами с временно захваченной немцами Украины. Тагильчане мирились с невзгодами, предоставляли свои квартиры попавшим в беду людям. После войны часть украинцев возвратилась в родные места. Для многих же Нижний Тагил стал их второй родиной. Мы, тагильчане, это русские, украинцы, белорусы, марийцы, татары, немцы, евреи и другие национальности – часть великой семьи, которая зовется Россия. В МБДОУ «Гармноя» детский садик №33 ходят дети разных национальностей. Садик на сегодняшний день является многонациональный. Дети других наций приходят в садик в одежде, в которой присутствуют элементы национальной культуры (узоры на одежде, платки, юбки), здороваются, прощаются, произносят фразы на национальном языке, на праздники дети приносят свои национальные лакомства и угощения. В связи с эти, у детей возник интерес и потребность поближе познакомится с культурой, языком, традициями, обычаями и бытом других народов. Ребята проявили любознательность к истории нашего края, захотели провести исследовательскую работу и классифицировать народы на коренных жителей Урала (татары, башкиры, манты, марийцы и т.д.) а также познакомится с теми народами, которые приехали на Урал и остались тут жить: таджики, узбеки, армяне.
Задачи проекта:
- выяснить какие народы проживают на территории Урала
- воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности, многоаспектности.
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа.
- Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
- Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.
- Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.
Этапы реализации проекта:
1 Подготовительный этап
- Создание интереса у участников проекта. Подбор необходимой литературы, материалов для реализации проекта.
- Постановка задачи перед детьми и родителями: сбор предметов домашней утвари, национальной одежды, сбор информации о традициях и обычаях в их семьях (создание альбомов). Пошив детской национальной одежды для показа ее на празднике
- Создание предметно – развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям
возможность проявить свое творчество;
- совместная экскурсия воспитателя, детей и родителей в краеведческий музей
- проведение «гостевого вечера» для детей и родителе, где родители и дети могут презентовать свои традиции и обычаи семьи, своего народа.
2 Основной этап
Реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагогов с детьми:
- тематические беседы,
- исследовательская работа,
- непосредственно – образовательная деятельность детей,
- культурно – досуговая деятельность.
- чтение художественной и познавательной литературы
- чтение сказок народов Урала
- отгадывание загадок, разучивание стихов, пословиц и поговорок
- художественно – эстетическая деятельность детей
- использование настольных дидактических игр
- игра в лото, разрезные картинки, пазлы
- разучивание национальных подвижных игр
- прослушивание народных песен
- игры на национальных музыкальных инструментах
- совместный просмотр презентаций о народах, населяющих Урал
- экскурсия в краеведческий музей
- приглашение в гости старожилов и почетных жителей Урала.
- разнообразные праздники и досуги: «Веселая ярмарка» (создание изделий народных промыслов),
- «Музыкальный круиз» (танцы, песни, мелодии народов Урала);
- праздники (в том числе народные обрядовые)
- театрализовано-музыкальные развлечения
- «семейные вечера» подводящие своеобразный итог рассмотрения темы, активное участие детей в них
- сравнительный анализ народных игр, игрушек, произведений народного творчества
- игровые упражнения и этюды с использованием народных музыкальных инструментов
- -музыкально-дидактические и музыкально-двигательные игры
- музыкально-творческие игры-импровизации, включающих исполнение на народных (детских) музыкальных инструментах;
- танцевальные импровизации с использованием сюжетного оформления;
- чтение сказок с выполнением музыкально-развивающих заданий;
- хороводы, народные танцы;
- -самостоятельный подбор выразительных средств в музыкальных зарисовках;
- чтение сказок народов Урала, сказов П.П. Бажова;
- разучивание малых фольклорных форм;
Реализация творческой деятельности:
- выставка рисунков по темам «Народы, живущие на Урале, «Национальный узор» «Предметы быта разных народов» «Традиционное народное промысла», «Игры и забавы народностей», «Любимое блюда»
- Аппликация, конструирование, поделки по теме «Народы, живущие на Урале»
- создание национальных костюмов народов (башкиры, татары, марийцы, таджики, армяне)
3 Заключительный этап
- Проведение праздничного концерта, участие в фестивале «Национальных культур», участие в фестивале «Дружба»
Какие ресурсы использовались для реализации проекта: сбор информации от бабушек, дедушек, родителей, долгожителей Урала, интернет - ресурсы, художественная, науч ная литература, энциклопедии,
Итоговые продукты: оформление альбомов о народах, живущих на Урале, создание национальных кулинарных книг, создание коллекции одежды представителей разных народов Урала, монтаж видеофильма о праздниках, проводившихся в нашем детском саду по данной теме.
Как и где можно применить получившийся продукт: участие в городских, областных и Всероссийских конкурсах, праздниках и концертах