Как преодолевать выраженные трудности со сном у ребёнка с РАС.
статья

Клинова Вероника Владимировна
 
 
Как преодолевать выраженные трудности со сном у ребёнка с РАС.
Многие малыши и дошколята имеют сложности как с засыпанием, так и с просыпанием посреди ночи. Однако у детей с РАС эти же проблемы обычно выражены сильнее и более продолжительны.
Начиная работать с подобными трудностями у ребёнка с РАС, для начала следуетвнедрить базовые рекомендации по планированию распорядка сна и подготовительным ритуалам для отхода ко сну. О них мы рассказывали в статье  
Какие особые трудности могут быть у ребёнка с РАС?
Помимо общих для всех детей проблем со своевременным засыпанием и глубиной сна, дети с РАС могут испытывать и другие сложности:
Нестандартная структура сна, например, способность лежать не спящим до глубокой ночи, или полностью проснуться до рассвета;
Малая нужда во сне в сравнении с ровесниками, или частое просыпание посреди ночи, чтобы бодрствовать более 1-го часа;
Ночное просыпание и активный подъем с постели, чтобы играть, шуметь и капризничать, несмотря на глубокую ночь;
Чрезмерная сонливость в течение светового дня.
Как долго могут длиться такие нарушения сна?
Иногда долгое время, вплоть до совершеннолетия. А иногда они носят спонтанно проходящий характер и исчезают по ходу взросления ребёнка.
Почему дети с РАС часто испытывают сильные трудности со сном?
Причин этому может быть несколько.
1.     Трудности в коммуникации
Многие маленькие дети с РАС испытывают выраженные проблемы в коммуникации с другими людьми по поводу собственных нужд и желаний. Например, ребёнок может хотеть сделать что-то конкретное, для чего и просыпается, но он не может объяснить это окружающим. Или довольно частая ситуация, когда ребёнок просто не понимает, что приближается время отхода ко сну, потому что не умеет распознавать сигналы от родителей.
2.Сильная тяга к стереотипным действиям и сложившимся привычкам
Дети с РАС очень зависимы от сложившихся привычек и ритуалов. Ваш ребёнок может отлично заснуть сегодня, когда были соблюдены все шаблоны поведения перед сном. А завтра, при нарушении всего лишь одного пункта, он не сможет заснуть вплоть до часа ночи.
Ещё одним частым случаем становится зависимость от места сна. Ребёнок может спать только в своей кроватке, и ни в каком другом месте.
Именно такие привычки детей с РАС очень сложно поддаются трансформации.
3.Любимые объекты и ассоциации
Нередко ребёнок с РАС горячо выделяет какой-то любимый объект, который крайне необходим ему для засыпания и крепкого сна. Это может быть единственная пижама, или особая подушка, или комплект постельного белья, или только пододеяльник, или ковёр на стене над кроваткой. И в отсутствие этого незаменимого любимца ребёнок с РАС может вообще не уснуть – вплоть до утра.
4.Другие причины: тревожность, гиперактивность, соматическое нездоровье или принимаемые препараты
Тревожность – частый спутник ребёнка с РАС. Поэтому ему может быть сложно заснуть в начале ночи, или после ночного просыпания. Порой аутический спектр дополняется и гиперактивностью, и тогда ребёнок способен допоздна сохранять активность — без намёка на сонливость.
Детей с РАС не минуют простуды, отиты, кишечные инфекции и грипп. И это значит, во время болезни они могут потерять способность засыпать вовремя и спать глубоко.
Из хронической патологии следует обратить особое внимание на бронхиальную астму и эпилепсию. Эти болезни могут напрямую влиять на глубину сна, поскольку обострение симптомов зачастую приходится на ночное время.
Не нужно забывать и о побочных эффектах многих препаратов, которые прописывают детям с РАС в попытке лечения задержки речи, эпилептического статуса или последствий родовых травм. Поэтому внимательно читайте инструкции и задавайте прямые вопросы своему невропатологу.
Ведение дневника сна – как способ понять причины поломки режима у вашего ребёнка
Если вы не понимаете, что именно вызывает трудности со сном у вашего ребёнка, ведите дневник сна. Записывайте туда все мелочи — системно и неуклонно. Как, когда, в чьём присутствии и в какой обстановке ребёнок засыпает и спит ежедневно.
Такие записи могут стать вашим главным помощником в поиске негативных факторов окружения, или огрехов в хронологии событий, которые мешают ребёнку заснуть вовремя и крепко спать до утра. И обязательно показывайте эти записи доверенному врачу.
Как справляться с выраженными трудностями со сном у детей с РАС
Обращаем ваше внимание на важный нюанс. Проблемы с засыпанием и посыпанием ночью у вашего ребёнка не обязательно обусловлены РАС. Это могут быть банальные поведенческие капризы – вследствие недостаточной режимности жизни ребёнка согласно его возрасту. Или из-за нехватки физической активности в течение светового дня. Поэтому для исправления ситуации могут успешно срабатывать базовые приёмы налаживания распорядка сна и бодрствования, которые применяются для других детей.
Главное отличие ребёнка с РАС – сложности коммуникации, когда он просто не понимает, что вы от него хотите. И вот здесь необходимо двойное терпение со стороны родителей.
Ниже мы опишем несколько стратегий для преодоления выраженных трудностей со сном у ребёнка с РАС.
Привычки и процедуры, связанные со сном и отходом ко сну
Укрепляя позитивное отношение ко сну, вы сможете укладывать ребёнка в любом месте.
Подобрав подходящее время отхода ко сну с учётом возраста и физической активности ребёнка, вы сможете в одно и то же время укладывать сонного ребёнка, избежав переутомления и неминуемого перевозбуждения в ответ.
Всегда давайте многочисленные напоминания о том, что близится время спать. Дети с РАС особенно нетерпимы к резкому и быстрому переключению на новые виды деятельности, и поэтому строгий приказ из-ниоткуда «Пора спать!» не подействует.
Будьте последовательны в своих напоминаниях – день ото дня. Это могут быть часы или картинка со спящим малышом. Фотография самого спящего ребёнка или приглашение постелить кровать и помыть зубы. Или все эти мероприятие друг за другом. Постарайтесь выбрать такие предметы и действия, которые вы сможете использовать в любой обстановке и в любом месте. Тогда вам будет легче поехать с ребёнком в длительный отпуск или остаться переночевать в гостях.
Когда ребёнок просыпается ночью и пытается встать с кровати, спокойно и бережно верните его в постель. Возможно, это потребует многократных повторений каждую ночь. Не опускайте руки. Так вы формируете новую правильную привычку не вскакивать с постели посреди ночи, а оставаться в ней. Помните, только в постели проснувшийся ребёнок находится в наиболее комфортных условиях для следующего засыпания.
Окружающая обстановка, которая способствует правильной структуре сна
Если ребёнок не может уснуть без конкретного любимого объекта (игрушка, пижама, подушка), подумайте, как вы можете заменить этот объект. Лучшая тактика – предложение разных заменителей — изо дня в день, чтобы зависимость ребёнка ослабла.
Вдохновляйте ребёнка на самостоятельное засыпание в своей кроватке. Не на диване, не в постели с родителями. Расскажите ему сказку с акцентом на герое, который сумел засыпать сам. Или показывайте фотоальбом, где он спит в своей кроватке.
Если ребёнок часто тревожен из-за необходимости остаться одному в кроватке, попробуйте завернуть его в одеяло. Также можно оставлять в детской приглушенный свет или включать колыбельную музыку, когда ребёнок лежит в постели сам.
Другие факторы, которые помогают преодолеть трудности со сном
Во время болезни вы можете отступить от внедряемых процедур самостоятельности и независимости, однако следует вернуться к ним, как только ребёнок пойдёт на поправку.
Всегда помните, что при наличии хронических соматических заболеваний следует консультироваться с педиатром об их возможном влиянии на выраженные проблемы с распорядком и глубиной сна.
Дополнительные аспекты, важные в преодолении трудностей со сном
Ночные кошмары
Это означает проснуться ночью с криком или плачем. Явление встречается у детей в принципе  в возрасте с 18 месяцев до 6 лет. Консультируйтесь с врачом, если вам кажется, что проблема серьёзная и частая.
Ночное недержание мочи и походы в туалет
Позднее приучение к горшку и трудности в этом вопросе – типичная проблема детей с РАС. Ситуация развивается двумя путями: либо ребёнок намочил постель, и вы должны перестелить её, что будит ребёнка. Либо надо будить ребёнка, чтобы он сходил на горшок.
Если вам не удаётся самостоятельно справиться с проблемой, включайтесь в программу раннего вмешательства, и обязательно консультируйтесь с педиатром – на предмет соматического здоровья. Никогда не исключайте телесные болезни из спектра вашего внимания. Помните, РАС – не единственный фокус заботы о ребёнке.
Храп
Если храп присутствует постоянно и никак не связан с простудой, насморком или бронхитом, консультируйтесь с врачом, задав вопросы о синдроме обструктивного апноэ сна. Это весьма грозный синдром, выявить который следует как можно раньше.
Беспокойный сон
Подобная проблема встречается у детей с РАС чаще, чем у других детей. Активное верчение во сне, выворачивание головы, битьё головой о подушку – все виды постоянной и несоразмерной двигательной активности во сне могут присутствовать у ребёнка с РАС.  Обращайтесь к врачу, поскольку эти признаки могут быть симптомами специфических расстройств сна, не зависимых от РАС.
Почему так важно наладить глубокий режимный сон
Ребёнок с проблемным сном демонстрирует больше патологических проявлений в дневное время. Он сложнее обучаем, хуже реагирует на поведенческую терапию и логопедическое пособие. Со стороны телесных проблем возможно падение иммунитета, частые простуды и общая физическая слабость.
Неприятные последствия затрагивают и родителей. Исследования показывают, что родители детей с РАС с выраженными проблемами со сном чаще находятся в состоянии критического хронического стресса, апатии и депрессии.
Где искать помощь
Обычно проблемы со сном решаются силами родителей и терпением во внедрении описанных выше стратегий и методов. Первые результат возможны уже через 3-4 дня неуклонного распорядка.
Однако, если вы длительно предпринимаете шаги по налаживанию распорядка сна, но не видите значимых результатов, следует поискать причину телесного характера, для чего обратиться к педиатру, невропатологу и психологу.
Какие препараты можно использовать
Обращаем ваше внимание, что рассматривать применение препаратов, влияющих на сон, следует только после того, как не помогли вышеописанные режимные методы.
Из сравнительно безопасных препаратов хорошие результаты показывает приём мелатонина. Это гормон сна, который вырабатывается в организме человека. У некоторых детей с РАС он синтезируется в недостаточном количестве, поэтому его приём извне может давать стойкие положительные результаты – адекватное засыпание, глубокий сон и просыпание утром отдохнувшим, с достаточной энергией на весь дневной период. Однако принимать мелатонин можно только по предписанию врача.
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как предотвратить проблемное поведение ребенка с аутизмом?

Очень часто можно услышать: «Что мне делать, когда мой ученик/ребенок ________ (вставить ваше любимое проблемное поведение)?» В человеческой природе думать о том, что надо как-то особым образом отреагировать на проблемное поведение, чтобы предотвратить его в будущем. Однако в большинстве случаев это совсем не так. Более того, если вы попытаетесь наказывать проблемное поведение, которое продолжается сейчас или только что закончилось, то результат может быть прямо противоположным. Все потому, что ваши «негативные» последствия могут оказаться положительным поощрением для детей с РАС и другими нарушениями развития (равно как и для детей с типичным развитием).

Так что вместо того, чтобы спрашивать, что делать КОГДА или ПОСЛЕ того, как ребенок демонстрирует проблемное поведение, лучше спросить, что делать ДО этого, как его предотвратить. Меры, которые вы можете предпринять до появления проблемного поведения с целью его профилактики, называются вмешательствами на основе антецедентов или предшествующих факторов. Они могут оказаться чрезвычайно эффективными для предотвращения нежелательного поведения и увеличения желательного поведения.

В первую очередь, вам нужно определить функцию проблемного поведения, а уже исходя из нее выбрать вмешательство на основе предшествующих факторов, чтобы ваши действия соответствовали существующей проблеме. Вот несколько примеров вмешательств на основе антецедентов, которые могут применяться в зависимости от конкретной функции поведения:

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, чтобы избежать однообразных заданий, то вмешательство на основе антецедентов может состоять в том, чтобы сделать задания более разнообразными и включить в них темы и материалы, интересные для ребенка.

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, когда педагог объясняет расписание на сегодня, то можно предоставить ребенку выбор занятий для расписания.

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, чтобы избежать дискомфортных социальных ситуаций, то можно использовать социальные истории или видеомоделирование с самим ребенком или другими детьми в качестве модели, чтобы научить ребенка, чего от него ждут в этом случае.

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, чтобы избежать слишком сложных для него заданий, то можно изменить задания, сделав их более подходящими для его уровня развития (проще).

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, чтобы привлечь внимание взрослого, то следует увеличить объем внимания, которое ребенок получает, когда ведет себя хорошо, чтобы уменьшить его потребность в негативном внимании.

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, чтобы привлечь внимание сверстников, то используйте вмешательства с участием ровесников и учите других детей позитивному социальному взаимодействию с этим ребенком, чтобы он получал достаточно положительного внимания и меньше нуждался в негативном внимании сверстников.

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению в столовой из-за шума и посторонних запахов, то можно разрешить ребенку есть в другом месте, например, в классе или за столом во дворе.

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению при переходах в кабинет рисования, музыки или физкультуры из-за тревожности или трудностей с переключением внимания, то можно использовать предмет для перехода, который ребенок может брать с собой по дороге к другому учителю, чтобы переключить внимание ребенка на занятие в новом классе (например, он несет мяч, когда пора идти на физкультуру, бубен, когда пора идти на музыку, и кисть, когда пора идти на рисование).

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, когда его просят что-то написать, потому что у него есть трудности с мелкой моторикой, то можно разрешить ему печатать на компьютере или диктовать на преобразователь речи в текст.

— Если ребенок прибегает к проблемному поведению, потому что он не знает, как попросить о помощи, то нужно научить его обращаться за помощью с помощью слов, изображений, символов или устройства для речи.

Этот список можно продолжать бесконечно. Главное запомнить одно: когда возникает проблемное поведение, важно в первую очередь думать о том, как предотвратить его возникновение, а не о том, что делать, когда оно происходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей подготовительной группы "Я преодолеваю трудности"

О формировании мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школьному обучению в подготовительной группе детского сада....

Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".

Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...

Играя преодолеваем трудности

Вырезать из бумаги полоски,прямоугольники, круги ножницами процесс сложный и утомительный, необходим отдых и разминка для пальцев и кистей рук. Отложив ножницы, из вырезанных деталей выполняем картинк...

Как научить ребёнка , преодолевать негативные эмоции?

Как помочь ребёнку и себе преодолевать негативные эмоции? ...

Как научить ребенка преодолевать трудности

Консультация для родителей о принципах формирования у детей умения преодолевать трудности...


 

Комментарии

Очень интересный материал.