«загадочный космос"
проект (подготовительная группа)

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zag_kosmos.docx43.75 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №7 «Мечта»

Воспитатель Золотова Е.В.

2019г.

Проект: «Загадочный космос»

Тип проекта: познавательный

Вид проекта: краткосрочный (с 1 по 12 апреля)

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители, воспитатели.

Актуальность темы:

Еще в далекие времена люди любили смотреть на ночное небо. С раннего возраста детям интересны загадки вселенной. Солнце, звезды, луна- находятся так близки и в то же время далеко. Человеку в наше время, в космический век, необходимо знать, что такое космос, иметь представление о происходящих в космосе процессах. Метод проекта позволит детям усвоить материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Цель проекта: расширение знаний детей о космосе, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.

Задачи проекта:

-Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, 1-строением солнечной системы.

-Расширять представление о звездах и планетах, их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях.

-Развивать связную речь, память, логическое мышление.

- Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.

-Воспитывать патриотические чувства.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации проекта дети получат представления о Вселенной, о планетах солнечной системы, о звездах и созвездиях, о планете Земля. Узнают имена первооткрывателей космического пространства, узнают о главном конструкторе космических ракет. Данный проект позволит развивать творческую активность детей и родителей, воспитывать патриотические чувства у дошкольников.

Оснащение проекта:

-портреты космонавтов

-плакат «звездное небо» с наклейками

- макет «планеты солнечной системы»

- лепбук «космос»

-видеоматериалы о космосе

Этапы

Содержание

Сроки

I Этап

Подготовительный

- Поиск информации

- Анализ предметной среды группы

-Подбор и изучение литературы по теме проекта

- Составление конспектов занятий

Информирование и ознакомление родителей с темой проекта, приобщение родителей к участию в проекте

1-3 апреля

II этап

Основной

1. Познавательное развитие

Беседы:

  1. «Ю.А. Гагарин- первый космонавт»
  2. «Солнце. Планеты солнечной системы»
  3. «Планета Земля»

ООД «Космос»

Дидактические игры:

-«Разложи планеты на орбитах»

-«Правильно расставь планеты»

-«Найди лишнее»

-«Подбери словечко»

-«Найди отличия»

Рассматривание «Знаменитые космонавты», журнал «Антошка»

2. Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

Л. Талисионова «Сказки о созвездиях («Страшный жених», «Заносчивые сестры и находчивый принц», «Фея- птица, хитрый заяц и охотник»

Е.П. Левитан «Звездные сказки»

Н. Носов «Незнайка на луне»

Стихи И. Холин «Я тоже к звездам полечу»

Рассматривание книг Л. Гальперштейн «Моя первая книга о технике», «Мир вокруг нас-Большая книга космические аппараты для любознательных мальчиков и девочек», «Мир природы вокруг нас- Большая книга- Космос: солнечная система, кометы, галактики, экзопланеты для любознательных детей, альбом «Ю.А. Гагарин «Как в космос полететь?».

Заучивание пословиц и поговорок о космосе.

Загадки по теме.

3.Художественно- эстетическое развитие

ООД рисование «Мой полет в космос на ракете»

ООД лепка «Ракеты»

Конструирование «Космодром»

Самостоятельная творческая деятельность- раскрашивание картинок

Слушание музыкальных произведений А. Пахмутова «Знаете, каким он парнем был», «Мы в космос улетаем на работу», слушание космической музыки.

Социально- коммуникативное развитие: Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Загадочная планета», «Незнайка на луне», «Тайна красной планеты»

Сюжетно- ролевые игры: «Космонавты», «Путешествие в космос»

5.Физическое развитие

Подвижные игры: «Долететь до солнца», «Убрать космический мусор», «Прогулка по луне», «Возвращение на Землю», «Ждут нас быстрые ракеты2, «Невесомость»

Эстафеты «Построй ракету», «Сохрани равновесие»

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Поговорим с детьми о космосе», «Наблюдаем за луной и звездами»

Участие в выставке поделок «Загадочный космос»

4 апреля

8 апреля

10 апреля

9 апреля

5 апреля

11 апреля

III этап

Заключительный

Выставка поделок «Загадочный космос»

Выставка детских работ

Спортивное развлечение посвященное дню Космонавтики

Создание лепбука по теме «Космос»

Создание методической продукции по работе с детьми

8 апреля

10 апреля

12 апреля

с 1 по 8 апреля

Выводы: В ходе реализации проекта дети получат представления о Вселенной, звездах и созвездиях, о планетах солнечной системы, о Земле как о планете (форме, размере, о спутнике). Узнают имя первого космонавта Земли, а так же о тех животных, которые первые побывали в космическом пространстве. Данный проект позволит развивать творческую активность детей и родителей, воспитывать патриотические чувства у дошкольников.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию «Мой поет на космической ракете»

Задачи:
- развивать чувство композиции, фантазию, творчество;
- воспитывать аккуратность в выполнении рисунка.
Оборудование: альбомный лист, кисти, гуашь, музыка.
Предварительная работа: беседы о космосе, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, а что такое вселенная, космос? (ответы детей)
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты,
В чёрной невесомости,
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты,
На огромной скорости,
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе,
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь,
Телескоп бумажный! (О. Ахметова)
Воспитатель: Космос, пожалуй, является на данный момент одной из самой больших загадок для всего человечества. Люди не устают исследовать космос, обсуждать его, выдвигать самые разнообразные теории, строить самые разнообразные предположения, но все равно космос остается чем-то невероятным, загадочным, неопознанным до конца. Вероятно, космос на протяжении всего существования человечества будет в той или иной степени оставаться загадкой, неразрешимой загадкой. Но все же его изучают, а потому известно немало интересных фактов о космосе, которые поражают, а порой и пугают. Давайте же немного более подробно познакомимся с некоторыми интересными фактами о космосе и Вселенной.
1.Каждый год в нашей Галактике появляется на свет около сорока новых звезд. Сколько же их появляется во всей Вселенной – сложно даже представить себе ответ на этот вопрос.
2.В космосе царит тишина, так как там нет среды для распространения звука. Так что тем, кто любит помолчать, космос наверняка пришелся бы по нраву.
3.Впервые человек взглянул на космос через телескоп около четырех столетий назад. Это был, конечно же, Галилео Галилей.
4.Удивительно, но в космосе все знакомые нам цветы будут пахнуть абсолютно по-другому. А все потому, что запах цветка зависит от множества самых разных факторов окружающей среды.
5.Интересный факт о космосе и планетах – солнце больше земли приблизительно в сто десять раз. Оно больше даже, чем Юпитер, который, как известно, является гигантом нашей Солнечной системы. Но при этом, если сравнивать Солнце с другими звездами во Вселенной, то оно окажется невероятно крохотным. Например, звезда Большой пес больше Солнца в полторы тысячи раз.
6.Первый человек в космосе – Юрий Гагарин.
7.Первая женщина в космосе – Валентина Терешкова.
8.Человек никогда не сможет достигнуть края Вселенной, так как в космосе присутствует искривление пространства, из-за которого человек, двигаясь постоянно в прямом направлении, в итоге вернется в исходную точку. Этот феномен ученые до конца пока что объяснить не в состоянии.
9.На Землю каждый день падает приблизительно десять тонн космической пыли.
10.Во Вселенной существует более чем сто миллиардов галактик, так что есть огромная вероятность того, что все же в границах этой Вселенной люди не одиноки.
Самые интересные факты о космосе можно собирать и выписывать невероятно долго, так как наша Вселенная хранит в себе огромное множество тайн и загадок, к которым мы теперь, благодаря развитию науки, можем приблизиться хотя бы на несколько шагов.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на иллюстрации, фотографии, рисунки, которые я вам приготовила. Что изображено на них? Какие цвета использовались? (ответы детей – планеты, солнце, кометы, звезды, луна, Земля, млечный путь, называют цвета).
- Сегодня мы с вами попробуем нарисовать космический рисунок. Вы можете нарисовать то, что мы видели на иллюстрациях или можете придумать сами любой сюжет. Может быть, кому-нибудь захочется поселить на планете жителей.
Пальчиковая гимнастика «Будем в космосе летать».
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1,2,3,4,5. (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе летать. (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля, (Дети машут кистями рук, как бы прощаясь)
До свидания друзья!
Самостоятельная деятельность детей. (Включить тихую, спокойную музыку)
Воспитатель: Молодцы, ребята у всех получились очень красивые рисунки, давайте на них посмотрим. Какой рисунок вам понравился больше всего? (Ответы детей). Расскажите, что вам удалось передать в своих рисунках. Посмотрите, какие разные и интересные у вас получились рисунки. (Кратко охарактеризовать каждый рисунок). Мы повесим ваши рисунки на стенд, чтобы ваши родители смогли их посмотреть.

Беседа «Планеты Солнечной системы».
Задачи:
- дать детям представление о планетах солнечной системы;
- закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине;
- развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства.
Ход беседы:
Воспитатель: Нашу беседу, я хочу начать с загадки.
Бегают вкруг огонечка,
Шесть сыночков и две дочки.
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.
(Планеты)
Виртуальная экскурсия «Планеты солнечной системы»
Воспитатель: Солнечная система представляет собой группу планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг яркой звезды — Солнца. Это светило является главным источником тепла и света в Солнечной системе. Считается, что наша система планет образовалась в результате взрыва одной или нескольких звезд и произошло это около 4,5 миллиардов лет назад. Вначале Солнечная система представляла собой скопление газа и частиц пыли, однако, со временем и под воздействием собственной массы, возникло Солнце и другие планеты.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поговорим о планетах солнечной системы. Ребята, а какие планеты вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по своим орбитам двигаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. (Показ иллюстрации). До некоторого времени к группе планет относился и Плутон, он считался 9-й планетой от Солнца, однако, из-за его значительной отдаленности от Солнца и небольших размеров, он был исключен из этого списка и назван планетой-карликом. Все указанные выше планеты принято делить на две большие группы: земная группа и газовые гиганты.
В земную группу относят такие планеты, как: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Они отличаются небольшими размерами и каменистой поверхностью, а кроме того, расположены ближе остальных к Солнцу.
К газовым гигантам относят: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Для них характерны большие размеры и наличие колец, представляющих собой ледяную пыль и скалистые куски. Состоят эти планеты в основном из газа.
Солнце является звездой, вокруг которой вращаются все планеты и спутники в солнечной системе. Оно состоит из водорода и гелия. Солнце является источником тепла и света для нашей планеты. Его активность увеличивается или становится слабее раз в 11 лет. Из-за чрезвычайно высоких температур на его поверхности подробное изучение Солнца крайне затруднено, по попытки запустить специальный аппарат как можно ближе к звезде продолжаются.
Меркурий является одной из самых маленьких планет в Солнечной системе. (дети помещают планету на макет). Кроме того, она ближе всех расположена к Солнцу. Такое соседство предопределило существенную разницу температур. Средняя температура на Меркурии в дневное время составляет +350 градусов Цельсия, а в ночное время -170 градусов. Атмосферы на Меркурии нет, в связи с этим, его часто атакуют астероиды и оставляют после себя на его поверхности очень много кратеров. (Астероид небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Кратер – это углубление в поверхности Земли, Луны или других планет, имеющее приблизительно круговую форму и крутые откосы.) Подробное изучение Меркурия представляет большие сложности в связи с его близким соседством с Солнцем. Иногда Меркурий можно увидеть с Земли невооруженным глазом.
Венера - эта планета вторая от Солнца. (дети ставят на макет) В отличие от Земли, большая часть поверхности которой покрыта водой, на Венере жидкости нет, а практически вся поверхность занята застывшей базальтовой лавой. По одной из теорий, раньше на этой планете были океаны, однако, в результате внутреннего нагревания они испарились, а пары были унесены солнечным ветром в космическое пространство. Вблизи поверхности Венеры дуют слабые ветры. На Венере много кратеров и возвышенностей, напоминающих земные материки. Образование кратеров связывают с тем, что ранее на планете была менее плотная атмосфера. Отличительной особенностью Венеры является то, что в отличие от остальных планет ее движение происходит не с запада на восток, а с востока на запад. Ее можно увидеть с Земли даже без помощи телескопа после заката или перед восходом Солнца. Это происходит благодаря способности ее атмосферы хорошо отражать свет. Спутник у Венеры отсутствует.
Земля - это наша планета находится третьей от Солнца. (дети ставят планету на макет). Ее поверхность на 70% покрыта водой, и она является единственной из планет, на которой есть такое количество жидкости. Особенностью нашей планеты является то, что под земной корой находятся огромные тектонические плиты, которые перемещаясь, сталкиваются друг с другом и приводят к изменению ландшафта. Ни одна из атмосфер других планет Солнечной системы не имеет такого количества кислорода. Согласно исследованиям ученых, возраст Земли составляет 4,5 миллиарда лет, приблизительно столько же существует ее единственный спутник Луна. Она всегда повернута к нашей планете только одной стороной. На поверхности Луны много кратеров, гор и равнин. Она очень слабо отражает солнечный свет, поэтому ее видно с Земли в бледно-лунном сиянии.
Физкультминутка «Полет на Марс»
Долетели мы до Марса, (потянуться)
Примарсились, отдохнём! (присесть)
Физзарядочку начнём. (из приседания сделать прыжок вверх на двух ногах)
Ой, нас что – то укачало! (наклоны головы вправо, влево)
Закачало, понесло: (покружиться)
То направо, то налево (наклоны вправо, влево)
То назад, а то вперёд! (наклоны вперед, назад)
Закружило, завертело (покружиться)
И на место принесло! (встать прямо)

Марс - эта планета является четвертой по счету от Солнца и удалена от него на расстояние в 1,5 раза большего, чем Земля. (дети ставят планету на макет). Средняя температура воздуха на планете колеблется от -155 градусов, до +20 градусов в области экватора. При обследовании с помощью марсоходов было установлено, что на Марсе много гор, а также высохшие русла рек и ледники. Поверхность планеты покрыта песком красного цвета. Одним из наиболее частых событий на планете являются пылевые бури, которые носят объемный и разрушительный характер. Иногда Марс тоже видно с Земли невооруженным взглядом.
Юпитер - эта планета является самой большой в Солнечной системе. (дети ставят планету на макет). Сутки на Юпитере длятся 10 часов, а год равен приблизительно 12 земным годам. Средняя температура на планете составляет -150 градусов Цельсия. Кислорода и воды на его поверхности нет. Есть предположение, что в атмосфере Юпитера есть лед. Сатурн - эта планета вторая по размерам в Солнечной системе. (дети ставят планету на макет). Год на этой планете длится довольно долго, почти 30 земных лет, а сутки — 10,5 часов. Средняя температура на поверхности составляет -180 градусов. В ее верхних слоях часто возникают грозы и полярные сияния. Сатурн уникален тем, что имеет несколько колец. Кольца состоят из маленьких частиц льда и каменистых образований. Ледяная пыль прекрасно отражает свет, поэтому кольца Сатурна очень хорошо видно в телескоп. Однако, он не единственная планета, имеющая диадему, просто у других планет она менее заметна.
Уран является третьей по размеру планетой в солнечной системе и седьмой по счету от Солнца. (дети ставят планету на макет). Его также называют «ледяной планетой», так как температура на его поверхности составляет -224 градусов. Сутки на Уране длятся 17 часов, а год — 84 земных года. При этом лето длится столько же, сколько и зима — 42 года. Такое природное явление связано с тем, что ось той планеты расположена под углом в 90 градусов к орбите и получается, что Уран как бы «лежит на боку».
Нептун - восьмая планета от Солнца. По своему составу и размерам он схож со своим соседом Ураном. Сутки на Нептуне длятся 16 часов, а год равен 164 земным годам. Нептун относится к ледяным гигантам и долгое время считалось, что на его ледяной поверхности не происходит никаких погодных явлений. Однако, недавно было установлено, что на Нептуне бушую вихри и скорость ветра самая высокая из планет солнечной системе. Нептун также имеет кольца. У этой планеты их 6.
Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились с планетами. Нашу беседу я хочу закончить стихотворением, а вы называйте названия планет
Планеты Солнечной системы.
По порядку все планеты,
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета,
Под названием Плутон.

Загадки про Космос, используемые в работе с проектом:

  1. Освещает ночью путь,
    Звездам не дает заснуть.
    Пусть все спят, ей не до сна,
    В небе светит нам… (Луна)

    2. Планета голубая,
    Любимая, родная.
    Она твоя, она моя,
    А называется… (Земля)

    3. Бродит одиноко
    Огненное око.
    Всюду, где бывает,
    Взглядом согревает. (Солнце)

    4. Океан бездонный, океан бескрайний,
    Безвоздушный, темный и необычайный,
    В нем живут вселенные, звезды и кометы,
    Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

    5. Рассыпалось ночью зерно,
    А утром нет ничего. (Звезды)

    6. Осколок от планеты,
    Средь звезд несется где-то.
    Он много лет летит-летит,
    Космический… (Метеорит)

    7. Сверкая огромным хвостом в темноте,
    Несется среди ярких звезд в пустоте,
    Она не звезда, не планета,
    Загадка Вселенной… (Комета)

8. Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.(Планеты)

9. Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в  (телескоп)

10. Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт …(Гагарин)

11. Объект есть во Вселенной
Коварный, не простой,
Он звезды пожирает
Как бутерброд с икрой.
Опасно незаметная
И глазом не видна,
Такая темно-темная …. Черная дыра.

12. Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … спутник.

Пословицы и поговорки:

В космосе ничего не пропадает.

Нет на Меркурии лета и осени, нет ни зимы, ни весны.

Если очень захотеть можно в космос полететь.

Не хватай звезд с неба, а добывай на Земле хлеба.

Чем больше мы летаем, тем дольше мы живем.

Не все греет что светит, луна светла, да без тепла.

Кому месяц светит, тому и звезды улыбаются.

Многих радует, когда метеоритом падаешь.

Вода - на земле, земля - на ките, кит - на воде.

В своей земле никто пророком не бывает.

Возвращай земле долг - будет толк.

Давление - как у космонавта.

Дальше земли не сошлют, хуже человека не сделают.

Земля слухом полнится.

В космосе ничего не пропадает.

Каждый дурак знает, что до звезд не достать, а умные, не обращая внимания на

дураков, пытаются.

Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.

Не хватай звезд с неба, а добывай на земле хлеба.

Если очень захотеть можно в космос полететь.

Чем больше мы летаем, тем дольше мы живем.

Взойдет солнце красное ,прощай светел месяц.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Солнце всходит - людям радость.

Не все греет, что светит: луна светла, да без тепла.

Кому месяц светит, тому и звезды улыбаются.

Много звезд на небе, да высоко, много золота в земле, да глубоко, а за пазухой

грош на всякое время хорош.

Не одна звезда светит в небе.

Не считай звезды, а гляди в ноги: чего не найдешь, так хоть не упадешь.

По звездам корабли ходят.

Под счастливой звездой родился.

Пальчиковая гимнастика «Будем в космосе летать».
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1,2,3,4,5. (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе летать. (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля, (Дети машут кистями рук, как бы прощаясь)
До свидания друзья!

«Космонавт»

В звёздном небе звёзды светят

(показываем звёзды, пальчики переплетаются)

Космонавт летит в ракете

(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)

День летит, ночь летит (загибаем пальцы)

И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)

«Комета»

В космосе сквозь толщу лет (сжимают и разжимают пальцы рук) Ледяной летит объект. (поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево)

Хвост его — полоска света, (к кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)

А зовут объект комета. (сжимают и разжимают пальцы рук)

«Будем в космосе летать».

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5. (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать. (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля, (Дети машут кистями рук, как бы прощаясь)

До свидания друзья!

Физминутки на космическую тему

Созвездия

Над Землёю ночью поздней, (Руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они. (Руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах. (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят. (Руками берем созвездия)

Полет на Марс

Долетели мы до Марса,
Примарсились, отдохнём!
Физзарядочку начнём.
Ой, нас что – то укачало!
Закачало, понесло:
То направо, то налево
То назад, а то вперёд!
Закружило, завертело
И на место принесло!

Отправляемся в полет

5, 4, 3, 2, 1 – вот и в космос мы летим (на каждую цифру хлопки, после соединить руки углом над головой)
Мчит ракета быстро к звездочкам лучистым (бег по кругу)
Вокруг звезды мы облетели, выйти в космос захотели (бег в рассыпную)
В невесомости летим, в иллюминаторы глядим (руки над бровями)
Только дружных звездолет, может взять с собой в полет! (встать в круг)

Космос

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)

Зарядка для космонавтов

 Будем очень мы стараться, Дружно спортом заниматься: (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью) Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках) Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками) Приседать и вновь вставать (приседают) И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх) Станем сильными, и завтра Всех возьмут нас в космонавты! (руки на поясе)

Сюжетно - ролевая игра "Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

Сюжетно - ролевая игра "Космическое приключение"

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы.

- Молодцы у нас ребята: сильные, умелые, дружные, весёлые, быстрые и смелые.

Подвижная игра «Маленькие планеты»

На земле (полу) чертится круг диаметром 3-4 м. При помощи считалки выбирают ловишку- комету. Он становится в центр круга, остальные за кругом, они маленькие планеты. После сигнала «раз, два, три, лови» дети бегут в круг, а ловишка их ловит. Когда он поймает 3-4 детей, вбирают нового ловишку.

«Собёрем космический мусор»

Дети делятся на 2 команды с равным количеством человек за линией на одной стороне площадки. У детей в руках пустые ведерки разного цвета, а на полу небольшие мячи (кубики) такого же цвета, как и ведёрки.

По сигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в своё ведёрко в соответствии с его цветом.

Усложнение:

-передвигаться только гигантскими шагами;

-передвигаться только прыжками на 2-х ногах.

«Космостарт»

Дети располагаются на одной стороне площадки, возле них — пустые корзинки. На другой стороне находится корзинки с «метеоритами» (мячами). Дети бегут одновременно каждый к своей корзинке берут «метеорит», зажимают его между ног и возвращаются, обратно прыгая, кладут его в свою корзинку, затем снова бегут за другими «метеоритом». Игра продолжается до тех пор, пока не перенесут все «метеориты». Кто сделает это раньше, тот и выиграл.

Усложнение: предложить детям выполнить задание на время.

«Возвращение в луноход»

Дети делятся на 2 команды на одной стороне площадки. На другой стороне площадки стоят «луноходы» (2 больших обруча). Командам предлагается перепрыгнуть через несколько «кратеров», выложенных из 2-х веревок; проползти по гимнастической скамейке; ходьба с «камня на камень» (используются невысокие кубы). Выигрывает та команда, которая первая соберется в «луноходе», то есть в обруче.

 ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РАЗЛОЖИ ПЛАНЕТЫ НА ОРБИТАХ»

Задачи:

-расширять знания детей о космосе, о строении Солнечной системы;

-развивать навыки ориентировки и пространственные представления;

-называть по памяти планеты Солнечной системы;

-упражнять в счете планет;

-развивать у детей коммуникативные навыки.

Материал:

девять планет из картона разного размера и цвета, карточки с цифрами от 1 до 9, схема Солнечной системы, шнуры для выкладывания орбит, девять мячей разного размера и цвета.

Варианты игры:

Вариант №1

Дети шнурами выкладывают орбиты планет вокруг солнца на столе и затем размещают планеты с цифрами по своим «дорожкам», орбитам.

Вариант №2

Дети выкладывают планеты на схему солнечной системы при помощи стихотворения без карточек.

«Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету

А за ним уже потом

И девятая планета

Под названием Плутон»

Вариант №3

Дети шнурами на полу выкладывают орбиты вокруг солнца и с мячами – планетами встают на свои «орбиты» в соответствии с расположением планет Солнечной системы.

              ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Найди пару»

Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение созвездий с картинками, символизирующими эти созвездия.

Материал: 12 карточек с изображением созвездий, 12 карточек с картинками, символизирующими эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).

Ход игры. Детям раздаются карточки с картинками, символизирующими созвездия. Необходимо подобрать к ним соответствующие созвездия. Затем можно усложнить задачу – ребенку нужно найти созвездие по памяти. Показываем картинку, потом ее прячем. Ребенок по памяти находит нужное созвездие.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА  «Подбери пришельцу ракету»

Цель: продолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете, размере, геометрических фигурах.

Материал: картинки с изображением пришельцев и ракет из геометрических фигур.

Ход игры. На листе бумаги изображены пришельцы из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты и пришельца, состоящих из одинаковых геометрических фигур.

              ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА  «Космос»

Цель: учить детей плоскостному моделированию по образцу. Развивать мышление, творческое воображение, память.

Материал: 12 карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.), геометрические фигуры разного цвета.

Ход игры.

1 вариант. Дети накладывают детали на образец.

2 вариант. Дети конструируют, глядя на образец.

3 вариант. Дети конструируют по памяти.

4 вариант. Дети придумывают свои космические объекты.  

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА  «Подбери словечко»

Цель: активизировать и расширить словарь по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.

Ход игры. У детей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:

-человек, который считает звезды – звездочет,

-космический корабль, летящий к звездам – звездолет,

-скопление звезд на небе- созвездие,

-момент, когда звезды «падают» - звездопад,

-небо, на котором много звезд – звездное,

-небо, на котором нет звезд – беззвездное,

-бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.

ИГРА-ЛОТО «УГАДАЙ СОЗВЕЗДИЕ»

Задачи:

-учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным;

-познакомить с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен;

-развивать познавательный интерес.

Материал:

-карты лото с изображением различных созвездий;

-картинки с изображением сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия: Большая Медведица, Орел, Лебедь, Лев, Кит, Рыбы, Дракон, Геркулес, Персей, Пегас.

Ход игры.

Детям раздаются карты лото с изображением различных созвездий. У воспитателя картинки с изображением сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия: Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей,  Пегас.

Воспитатель:

На ночном небе можно увидеть созвездие, похожее на большой ковш. В древности людям показалось, что конец ручки ковша похож на нос какого – то зверя, несколько звезд под ковшом – на его лапы и туловище, а сам ковш – седло. И они решили, что если соединить все эти звезды, то они будут похожи на медведицу. Называется оно – Большая Медведица. У кого есть такое созвездие? (и т.д. с другими созвездиями)

«Правильно расставь планеты»

Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной

системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их

размерах и количестве в солнечной системе.

Материал: карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной

системы (2-9) по типу паззлов. На обратной стороне карточек указаны их

порядковые номера от 1 до 9

Ход игры. На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит

начальную картинку (Солнце), а затем из остальных картинок составляет

целую полоску. Ребята помладше делают это, подбирая картинки, контуры

которых совпадают (по типу паззлов). Ребята постарше последовательность

расположения планет устанавливают по памяти. Чтобы проверить

результаты, картинки переворачиваются.

«Найди пару»

Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение созвездий с

картинками, символизирующими эти созвездия.

Материал:

12 карточек с изображением созвездий, 12 карточек с

картинками, символизирующими эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая

Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея,

Ход игры. Детям раздаются карточки с картинками, символизирующими

созвездия. Необходимо подобрать к ним соответствующие созвездия. Затем

можно усложнить задачу – ребенку нужно найти созвездие по памяти.

Показываем картинку, потом ее прячем. Ребенок по памяти находит нужное

созвездие.

«Подбери пришельцу ракету»

Цель: продолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете,

размере, геометрических фигурах.

Материал: картинки с изображением пришельцев и ракет из геометрических

фигур.

Ход игры. На листе бумаги изображены пришельцы из геометрических

фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией

изображения ракеты и пришельца, состоящих из одинаковых геометрических

фигур.

«Найди тень»

Цель: учить детей зрительно анализировать картинки и находить нужные

силуэты методом наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое

мышление, память, наблюдательность.

Материал: 20 карточек с картинками на тему «Космос», 20 карточек с

изображением силуэтов.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель раздает детям карточки с картинками. Предлагает

детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно-белую)

какой-либо картинки. Дети должны найти среди имеющихся карточек ту,

которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у

него картинку.

2 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени)

картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Воспитатель

предлагает детям разложить тени на соответствующие картинки.

3 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок,

на другой – карточки с изображением картинок. Детям необходимо с

помощью палочек соединить тень с нужной картинкой.

«Найди лишнее»

развивать логическое мышление. Развивать умение проводить

классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку.

Развивать память.

Материал: наборы картинок с изображением различных предметов.

Ход игры.

Воспитатель: «Мы – космонавты, собираемся сесть в космический корабль

для полета к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полет,

космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди

них есть испытания на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое

испытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте

хорошо, что в данных наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать

свой ответ.»

1 вариант (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям набор

из четырех картинок. Перед детьми ставится задача – найти лишний предмет,

не укладывающийся в общую схему.

2 вариант (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям

наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не

укладывающееся в общую схему.

Предполагаемые наборы картинок (слов):

1.Солнце, Юпитер, Венера, Африка

2.Ракета, спутник, лодка, луноход

3.Комета, метеорит, звезда, глобус

4.Астронавт, астроном, астролог, космонавт

5.Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс

6.Звезда, галактика, созвездия, телескоп

7.Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассиопея

8.Море, пустыня, океан, река

9.Овен, Близнецы, астролог, Рак

10.Равнины, горы, пустыня, океан

11.Смелый, храбрый, злой, отважный.

ООД по художественно- эстетическому развитию «Ракета», лепка

Задачи:

-продолжать расширять знания о космосе, о строении ракеты

-использовать нетрадиционные методы при лепке

- развивать мелкую моторику пальцев рук во время лепки

-развивать навыки работы с пластилином, совершенствовать приемы пластилинографии, различные способы соединения деталей поделки и закрепления их на капсулах от киндер-сюрприза

-учить детей проявлять фантазию., творческое воображение

-развитие речи

Материал:

заготовки из картона «ракеты», разноцветный пластилин, капсулы от киндер сюрприза, доски для пластилина, стеки, салфетки.

Предварительная работа:

Беседы о космосе, наблюдение за звездным небом в вечерние часы, чтение литературы о космосе, рассматривание книг и иллюстраций, альбомов о космосе.

Словарная работа: космос, ракета, инопланетянин, космонавт, спутник.

Ход ООД:

1. Звучит космическая музыка. Ребята, как вы думаете, есть ли на других планетах живые существа? Как их называют? Вы хотели бы с ними встретится? Чтобы познакомится и увидеть их нам нужно сделать космический аппарат. А как его называют? (ракета). Куда летит ракета? (в космос, вверх). Что есть в космосе?

Рассматриваем иллюстрации. Кто управляет ракетой? - космонавт.

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В звёздном небе звёзды светят

(показываем звёзды, пальчики переплетаются)

Космонавт летит в ракете

(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)

День летит, ночь летит (загибаем пальцы)

И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)

2.-Ребята,сегодня мы будем лепить на ваш выбор, одни дети берут контур ракеты и путем наклеивания пластилина превращают ее в красивую космическую ракету. А другие дети берут по две капсулы от киндер сюрприза, соединяют их между собой пластилином, делают из большого куска шарик и катают конус- это будет верхняя часть ракеты, из малых частей шарики- это иллюминаторы и из средних шариков пластилина делаем треугольные подставки- ступени ракеты. Чтобы увидеть инопланетян давайте сделаем космические ракеты и отправимся в космос. Выполнение работы. Размещение ракет на космодроме, рассматривание.

Физ. минутка:

А сейчас мы с вами, дети

Улетаем на ракете, на носки поднимись

Прямо в космос устремись

Руки вверх подними

Лететь ракете помоги

Топни, хлопни, улыбнись, Посмотри какая высь

Выставка инопланетных существ.

3.Ребята, они вам нравятся? Где они живут? Чтобы с ними встретиться на чем можно добраться?

Беседа «Планета Земля»

Цели:

- расширять представления детей о том, что Земля- это планета

-показать на опытах что на Земле происходит смена времен года, смена дня и ночи

-Земля- это единственная планета на которой есть жизнь

-воспитывать чувство гордости за нашу планету, доброжелательное отношение ко всему живому

Оборудование:

иллюстрации и слайды о Земле, планетах солнечной системы, глобус, лампа, космическая музыка.

Ход беседы:

Ребята, сегодня мы поговорим о нашей планете. Как называется планета на которой мы живем? Показ слайда «вид земли из космоса», Какую форму имеет наша планета? Вызнаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды? А как она называется? Солнце. Вокруг него вращаются и другие планеты, помните их названия? Наша Земля- третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Вспомните, какие условия необходимы для возникновения и поддержания жизни на планете? Земля- средняя по величине планета, показ слайда «планеты солнечной системы».

Земля находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца. Обьясните, почему это важно? (Если планета расположена далеко от Солнца, ей достается мало солнечного света и тепла. На такой планете холодно и темно. А если планета находится слишком близко от Солнца- ее обжигает горячими лучами.)
Вывод: На Земле благоприятная для жизни температура.

Показ глобуса.

Что это такое? Почему Землю называют Голубой планетой? Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает планету от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов. Кроме того, значительную часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем животным организмам. А что еще есть на Земле?-горы, леса, реки, поля… На нашей планете обитают звери, рыбы, насекомые.

Физ. минутка Космос

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)

Опыт 1: показать на глобусе фонариком солнце. Почему на планете происходит смена времен года? Потому что Земля вращается вокруг Солнца.

Опыт 2: Почему происходит смена дня и ночи? Утром светит солнце, а ночью на небе появляются луна и звезды. Потому что Земля вращается вокруг своей оси.

Кто живет на планете? – Люди разной национальности. У них различный цвет кожи и говорят они на разных языках.

3.Рефлексия: Вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали о Земле?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-тематический праздник «Загадочный космос» в старшем дошкольном возрасте.

Развлечение посвящёное 12 апреля "День космонавтики". Развлечение проводилось с эстафетами, опытами и играми цель которого: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космо...

Олимпиада для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, посвященная 55-летию первого полета человека в космос «Этот загадочный космос».

Основной целью викторины является формирование осознанного отношения к празднику День космонавтики, закрепление и расширение знаний детей о космических первопроходцах, о людях, благодаря которым наш м...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос» в средней группе «Любознайки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №57» городского округа Самара   Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос  Ю. А. Гагарина «Это...

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...