Программа кружка «Юный исследователь»
опыты и эксперименты
Содержание работы кружка по опытно-экспериментальной деятельности "Юный исследователь" направлено на познавательное развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_isledovatel.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Юный исследователь»
(4-6 лет)
Составила: воспитатель
ГБОУ Школа №2075 ДО 2
Троянова Н.А.
2017
Пояснительная записка.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно во познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность прямую удовлетворять присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.
Поэтому детское экспериментирование становится еще одним эффективным способом познания окружающего мира, а также может выступать как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
- Развивается речь.
- Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата
- Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Актуальность. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Цели опытно-экспериментальной деятельности:
Способствовать развитию у детей: познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности:
1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух – его давление и сила; почва – состав, влажность, сухость);
4.Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение сделать выводы.
5. Формировать у детей соблюдать правила техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Предметно-развивающая среда.
Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксации результатов.
С водой, льдом, снегом:
- фильтры из бумаги, марли, сетки;
-краски разного цвета для смешивания и получения цветной воды
- насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках;
- разные формочки для замораживания воды, мягкие флаконы из-под шампуни для брызгалок, средства для выдувания мыльных пузырей;
- разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, пипетки, мензурки, трубочки, шприцы;
- резиновая трубочка, на одном конце которой воронка, а на другом – наконечник для «фонтанов»;
- разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек
Со светом:
- зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика;
- свеча, бумага, краски;
С магнитом, стеклом, резиной:
- магнит, металлические предметы, пружинки, фигурки;
- «попрыгунчики»: колечки, мячики, фигурки на резинке;
- увеличительные стекла, микроскоп, цветные стекла;
С бумагой:
- самоделки-оригами, вертушки, «гармошки» тонкая бумага на расческе;
- самодельные штампы-печатки из пробок;
- силуэты и краски для набрызга;
- копировальная бумага;
- средства для осушения капель воды: бумага, марля, ткань;
А так же:
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
Структура проведения занятия-экспериментирования:
1. Предварительная работа:
А) познавательное развитие;
Б) знакомство с развивающей средой лаборатории.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Обсуждение проблемы коллективно.
4. Самостоятельный поиск способов решения проблемы, проверка собственных предположений.
5. Анализ положительных и отрицательных результатов.
6. Проведение запланированного опыта педагогом, выводы делают дети.
7. Повторный опыт детьми с опорой на зрительный алгоритм.
8. Составление схемы проведения опыта.
Основным приемом в формировании самостоятельной познавательной деятельности дошкольников, является «Использование приема схематизации».
Схематизация – это знаково-символическая деятельность, целью которой является ориентировка в реальности (структурирование, выявление связей), осуществляемая с поэлементным соотнесением символического и реального планов.
В психолого-педагогической литературе схематизации предается огромное значение (Р. Арнхейм, А.Я. Блаус, А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов, И.С. Якиманская и др.), отмечается, что при работе со схемами включаются мощные ресурсы человека, подчеркивается, что опыт обработки зрительной информации у человека огромен. Ребенок видит сквозь схемы существенные свойства объектов, осуществляет анализ реальности посредствам схемы. При этом схемы выступают и средством ориентировки в действительности, и как орудие деятельности.
Овладение приемами работы со схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном графическом производстве.
Знакомство с карточками-схемами состоит из нескольких этапов:
Этап 1. Рассматривание схем и разбор того, что на них изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, например:
Человек - , домик - , окно - , дерево - и т.д.
Этап 3. После перекодирования осуществляется рассказ по теме занятия, т. е. происходит отработка метода запоминания. Воспитатель предлагает рассмотреть приборы и материалы, необходимые для эксперимента. Обращает внимание на их внешний вид, назначение и устройство.
Этап 4. Делается графическая зарисовка.
Этап 5. Каждая схема может быть воспроизведена ребенком при ее показе, При воспроизведении основной упор делается на изображении приборов и материалов. Детям задаются вопросы: «Как называется этот прибор? Для чего он нужен?» и др.
В результате экспериментальной деятельности на основе схематизации познавательная деятельность детей качественно изменяется:
-смена общей познавательной позиции: от внешней, поверхностной стороны вещей ребенок на основе схематизации проникает в структуру вещей. Каждое отдельное свойство получает свою определенность, а между существенными моментами ситуации в схематическом виде устанавливаются внутренние отношения;
-перестраиваются процессы восприятия, мышления, воображения, они становятся произвольными (управляемыми);
-схематизация раздвигает границы познания, у ребенка расширяются возможности разнообразных способов проявления своей активности;
-меняется сам подход к познавательным задачам, появляется тип предварительной ориентировки в задании;
-схематическое обобщенное запоминание разных видов наглядного и вербального материала приводит к росту показателей словесно-логических компонентов познавательных процессов, что является предпосылкой дальнейшего усвоения средств познавательной деятельности в ходе школьного обучения.
Таким образом, эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать их и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Формы и методы организации экспериментальной деятельности
1. Игровая деятельность: экспериментальные игры «Перевернутое имя», «Поможем золушке», «Где твой друг», «Что чем измеряют», «Притянет – не притянет» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
2. Лабораторные работы, опыты-эксперименты: действия с магнитом, лупой, измерительными приборами и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.
3. Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышение температуры, появление радуги и т.д.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.
4. Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
5. Устное изложение, показ видео материалов, иллюстраций: использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию.
6. Драматизация: ребенок берет на себя, то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос.
Форма организации деятельности детей на занятии: индивидуально-групповая.
Формы проведения занятия: занятие-эксперимент, занятие-игра, занятие-соревнование, экскурсия, сказка.
Для достижения поставленной цели была разработана образовательная программа кружковой работы.
Программа рассчитана на один год обучения детей старшего дошкольного возраста.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется два раза в неделю, по 30 минут. Работа проводится во вторую половину дня с подгруппой детей (9-10 человек). Во время занятия проводится 2-4 эксперимента, в зависимости от сложности.
Необходимыми условиями реализации программы являются:
-психологическая комфортность (создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса);
-непрерывность интеллектуальной и манипуляционной деятельности;
-деятельная основа (возможность самостоятельного открытия, совершения действий, направленных на изучение предметов и явлений);
-наглядность в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей.
Ожидаемые результаты
- овладение исследовательскими умениями и навыками;
- повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);
- повышение уровня математических представлений (овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса);
- усвоение требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;
- усвоение научных основ взаимодействия человека и неживой природы;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру;
- формирование основ экологической культуры.
Тематический план кружка «Юный исследователь» | |||
№ | Тема | Цель | Кол-во Занятий |
1. | Воздух | Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. | 8 |
2 | Вода | Научить детей исследовать воду в разных состояниях. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой. | 10 |
3. | Песок | Уточнить представления детей о песке. Учить сравнивать сухой и сырой песок, выявлять его свойства. Развивать умение использовать знания о свойствах песка в играх с песком. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к занятию. | 4 |
4. | Магнит | Дать представления об основном свойстве магнита притягивать металлические предметы. Выявить в ходе экспериментов предметы, с которыми магнит взаимодействует. Продолжать развивать умение детей делать выводы. Воспитывать интерес к экспериментированию. | 4 |
5 | Растительный мир | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Определить, что все части растения участвуют в дыхании. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. | 12 |
6 | Вещество. Камни | Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня. Вовлечь детей в исследовательскую деятельность по определению признаков и качества камня (разноцветный, круглый, овальный, острый, гладкий, шершавый, колючий, холодный, теплый, гремит, прочный, крепкий, твердый) и его пользе. | 2 |
7 | Вещество. Кристаллы. | Познакомить детей с понятием «кристаллы, кристаллическое состояние вещества» на основе исследовательской и проблемно-поисковой деятельности; изучить условия образования кристаллов; учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли. | 1 |
8 | Свет | Знакомим детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы | 6 |
9 | Дерево | Учить узнавать предметы сделанные из дерева. Формировать умение определять его качества. Уточнить представления детей о том, что можно сделать из дерева. | 1 |
10 | Волшебные краски | Учить детей смешивать цвета, самостоятельно проводить опыт. Развивать умение детей делать вывод. | 1 |
11 | Ткань | Познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знание детей об одежде. | 1 |
12 | Звук | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера | 4 |
13 | Бумага | Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. | 1 |
14 | Камни | Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. | 2 |
15 | Статическое электричество. | Узнать, что собой представляет статическое электричество. Выяснить причину возникновения статического электричества. Узнайте о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в быту. | 4 |
16 | Лава-лампа | Познакомить детей с понятием плотность веществ. | 1 |
17 | Притяжение | Познакомить детей с понятиями «притяжение» и «вес». | 2 |
18 | Невисомость | Познакомить детей с понятиями «невесомость». | 2 |
19 | Солнечная система | Объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг солнца. | 2 |
Сроки | Название эксперимента | задачи | Материалы и оборудование |
Сентябрь | 1. «Поиск воздуха» (воздух по всюду) | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. | Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. |
2. «Вертушка» Упругость воздуха | Выявить, что воздух обладает упругостью | Для изготовления вертушки: бумага, ножницы, палочки, гвоздики | |
3. «Свеча в банке» (изменение состава воздуха) | Показать детям изменение состава воздуха(кислорода становится меньше). Дать знания о том, что для горения нужен кислород. | Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном | |
4. «Воздух сжимается» (изменение объема воздуха при охлаждении) | Дать детям представления о том, что воздух при охлаждении сужается | Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монета | |
5. «Воздух расширяется» (изменение объема воздуха при нагревании) | Дать детям представления о том, что воздух при нагревании расширяется | Бутылочка пластиковая, трубочка для коктейля, пробка | |
6. «Воздух невидимка» (воздух содержится в различных предметах) | Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах. | Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей. Стеклянная кастрюля с водой. Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад. | |
7. Воздух помогает рыбам плавать. (вытеснение объектов из воды с помощью воздуха) | Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. | Бутылка газированной воды. Стакан. Несколько некрупных виноградин. Иллюстрации рыб. | |
8. «Сухим из воды» (атмосферное давление) | Дать детям представления о существовании атмосферного давления. | Тарелка с водой, монета, стакан | |
Октябрь | 1.«Вода нужна всем» | Дать детям представление о роли воды в жизни растений. | Вода, тарелочки с ватой, горох. Пищевые красители, листья пекинской капусты. |
2.«Прозрачная вода» | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | Две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки. | |
3.«Прятки» | Углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами. | Две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной водой), камешки, салфетка из ткани. | |
4.«Как вытолкнуть воду?». | Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости. | |
5.«Как быстрее?» (распространение звука) | Дать детям представление о передаче звука на расстояние, распространении через жидкие и твердые тела | Бечевка, скотч,ватные тампоны | |
6.«Звуки в воде» (распространение звука через воздух и воду) | Дать детям представление об особенностях передачи звука через твердые и жидкие тела | Большая емкость с водой, камешки | |
7.«Поющая струна» (низкие и высокие звуки) | Дать детям представление о частоте звука. | Проволока, деревянная рамка | |
8. «Почему мышонок не услышал щуку?» (восприятие звука человеком и животными) | Дать детям представление о строении слухового аппарата у человека, об отличиях в восприятии звуков человеком и животными | Тонкая и плотная бумага, схема строения органов слуха человека. Иллюстрации к сказке «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака. | |
Ноябрь | 1. «Делаем облако». | Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя. | Трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда. |
2. «Как вода гулять отправилась» | Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. | Поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой. | |
3. «Все увидим, все узнаем» | Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. | Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. | |
4. «Бумага, ее качества и свойства» | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется,). | Бумага, ножницы, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. | |
5. «Древесина, ее качества и свойства.» | Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде). | Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, алгоритм описания свойств материал | |
6. «Ткань, ее качества и свойства» | Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает). | Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. | |
7. «Свет повсюду». | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью. | |
8. «Свет и тень» | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | Оборудование для теневого театра, фонарь. | |
Декабрь | 1.«Разведчики» (передача света) | Дать детям представление о том, как можно многократно отразить свет и изображение предмета | Зеркала |
2. «Разноцветные огоньки» (цвета солнечного света) | Дать детям представление о солнечном луче, его световом составе | Противень с водой, плоское зеркало, лист белой бумаги | |
3.«Волшебный круг» (восприятие цвета человеком) | Дать детям представление о том,что человеку для восприятия цветов требуются различные отрезки времени | Прям-к из картона 8 на 13, черный фломастер, булавка, карандаш с ластиком на конце, линейка | |
5. «Излучение» (влияние цвета на количество излучения) | Познакомить детей с понятием «Излучение света» | 2 пакетика(из черной и алюминиевой бумаги), 2 уличных термометра, лампочки 100Вт, линейка | |
6.«Защитные свойства снега» (замерзание воды на разной глубине) | Познакомить со свойствами снега, льда | Три бутылки с водой | |
7. «Как очистить воду» (фильтрование воды) | Познакомить детей с разными способами очистки воды | Промокательная бумага. Воронка, тряпочка, песок, емкости | |
8. «Водопад» | Дать представление о том, что вода может изменять направление движения. | Пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки. | |
Январь | 1. «Волшебные магниты» (действие магнитов) | Дать детям представление о магнитах, объяснить действие магнитных сил | Магниты, парафин, ситечко, 2 пластины из стекла, скрепки |
2. «Полярное сияние» (проявление магнитных сил) | Объяснить детям, что полярное сияние –это проявление магнитных сил Земли | Картинки полярного сияния, магнит, 2 листа бумаги, трубочки для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги | |
3. «Магнетизм в нашей жизни» | Закрепить знания детей о магнитах. | Расческа, мелкие кусочки бумаги | |
4. Земля-магнит | Дать детям представление о том, что наша Земля-это магнит, выявить действие магнитных сил Земли | Шар из пластилина с закрепленной на нем англ. булавкой, магнит,стакан с водой.,шв.иголки, раст. масло | |
5. «Почему светит лампочка?» (что такое электричество) | Дать детям понятие о том, что такое электричество | Батарейка для фонарика, тонкая проволока. Маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка- сова из бумаги | |
6. «В мире электричества» (электричество и электрический ток) | Объяснить детям, что такое электричество и электрический ток | Электроприборы | |
7. «Как увидеть молнию?» (электричество в природе) | Дать детям понятие о том, что гроза- это проявление электричества в природе | Кусок шерстяной ткани, воздушный шар, рупор | |
8. «Волшебные шары» (взаимодействие наэлектризованных предметов) | Объяснить детям, что такое электричество, выявить взаимодействие 2 наэлектризованных предметов | Воздушные шары на длинных нитках, кусочки ткани, мелкие куски бумаги, стакан с водой | |
Февраль | 1. «Песок» | Рассмотреть форму песчинок. | Чистый песок, лоток, лупа. |
2. «Песчаный конус» | Установить свойства песка | Сухой песок | |
3. «Рассеянный песок» | Установить свойство рассеянного песка. | Сито, карандаш, ключ, песок, лоток. | |
4. «Мокрый песок» | Познакомить детей со свойствами мокрого песка. | Мокрый песок, формочки для песка. | |
5. «Может ли растение дышать?» | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. | |
6. «Есть ли у растений органы дыхания?» | Определить, что все части растения участвуют в дыхании. | Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа. | |
7. «Нужен ли корешкам воздух?» | Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. | Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках. | |
8. «Что выделяет растение?» | Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. | Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички. | |
Март | 1. «Во всех ли листьях есть питание?» | Установить наличие в листьях питания для растений. | Кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета. |
2. «На свету и в темноте» | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений | Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей. | |
3. «Кому лучше?» | Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. | Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями | |
4. «Где лучше расти?» | Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу. | Черенки традесканции, чернозем, глина с песком. | |
5. «Лабиринт» | Установить, как растение ищет свет. | Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие. | |
6. «Что нужно для питания растения?» | .Установить, как растение ищет свет | Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь. | |
7. «Что потом?» | Систематизировать знания о циклах развития всех растений. | Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями. | |
8. «Как влияет солнце на растение» | Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение. | Лук, емкости для посадки. | |
Апрель | 1. «Как увидеть притяжение» (притяжение Земли) | Познакомить детей с понятиями «притяжение» и «вес» | Предметы из разных материалов, подвешенные на нитках, весы |
2 «Что легче?» | Познакомить детей с понятиями «невесомость» | Предмет на нитке, емкость с водой, пружинные весы | |
3.«Дождинки» (Вода в условия невесомости) | Дать детям представление о том, как выглядит вода в условиях невесомости | 2 пластины-стеклянная и нарафиновая, одеколон, вода, раст. масло, рюмочка | |
4. «Волшебные пробки» (Сила притяжения) | Закреплять знания детей о притяжении и весе. | Емкость с водой. 2 пробки | |
5. «Далеко- близко» (солнце и температура воздуха) | Дать детям представление о Солнечной системе. | 2 термометра, настольная лампа,длинная линейка | |
6. «На орбите» (спутник на орбите) | Дать детям представление о притяжении Земли, значении движения в космосе планет и спутников, строении Солнечной системы | Шарик, ведерко с привязанной к ручке веревкой | |
7. «Темный космос» | Дать детям представление о космосе, космическом пространстве | Изображения космического пространства, фонарик, стол , линейка | |
8. «Чем ближе, тем быстрее» (солнце и время) | Дать детям представление о земной орбите | Пластилин, линейка, рейка длиной 1 метр | |
Май | 1. «Ветка в вазе» | Показать значение воды в жизни растений. | Ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода». |
2. «Какими бывают камни?» (Какие они? Как они стучат. Почему говорят «твердый как камень»? Тонет - не тонет) | Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам. | Разнообразные камни, лупы | |
3. «Какими бывают камни?» (Может ли камень издавать звуки? Меняют ли камни цвет? Рисующие камни. Теплый камешек. Прочные камни). | Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам. | Разнообразные камни, лупы | |
4. «Лава – лампа» | Опытным путем познакомить величиной «плотность веществ». | Материал: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, стакан–500мл.-1000мл. | |
5. «Как растет кристалл?» (выращивание кристаллов соли) | Исследовать процесс выращивания кристаллов разных веществ | ||
6. Разноцветные шарики | Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы. | |
7. «Таинственные картинки» | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. | |
8. «Чудесный мешочек.» (Теплота) | Научить определять температурные качества веществ и предметов. | Мелкие предметы из дерева, металла, стекла. |
Литература
1.БарановаЕ.В. « Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития,2009г.
2.МарудоваЕ.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Санкт- Петербург « ДЕТСТВО- ПРЕСС» 2010г.
3.Н.В. Нищеева «Организация опытно- экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах». Выпуск 1, 2015
4.Султанова М. Простые опыты с водой. Издательство «Хатбер-пресс», 2016
3.ТугушевГ.П., ЧистяковаА.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт- Петербург « ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2009г.
4. Интернет. htth//www/forchel.ru/igra
5.http//doshkolnik.info/metod/ekolog.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...
Программа Кружка " Юный Исследователь"
Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование....
Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи:1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.2...
Программа кружка " Юный исследователь"
Цель программы: приобщение ребёнка младшего старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности, развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследова...
Программа кружка " Юный исследователь"
СодержаниеПаспорт программы………………………………………………........1 Пояснительная запис...
Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
Рабочая программа составлена для детей 3-4 лет, в соответствии с их возрастными особенностями. Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира. В основе программы лежит э...
Программа кружка "Юные исследователи"
Программа кружка " Юные исследователи"...