"Математика вокруг нас"
консультация
Предварительный просмотр:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«СЕМЬ ГНОМОВ»
Консультация для педагогов
Подготовила воспитатель:
Л.В. Артёмкина
г. Нефтеюганск
2020 год
«Математика – выявляет порядок, симметрию и определённость. А это важнейшие виды прекрасного». Аристотель
Занимаясь с детьми нужно помнить, что гораздо важнее не передать те или иные знания или навыки ребёнку, а сформировать у него определённое отношение к миру, т. е. заложить основы его личности. Поэтому в каждом конкретном случае важно понимать, что даёт то или иное знание маленькому, растущему человеку.
Действительно, изменения, процессы, происходящие в пёстром мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов, объектов (о чём бы не шла речь – о песчинках или планетах, о людях или цветах – 3 + 2 всегда будет 5). Эту идею можно дать детям.
Знакомство с математикой даёт первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее всего тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону. Математика даёт возможность увидеть, что порядок и определённость, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство и интеллект ребёнка. Основная цель занятий математикой – дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Величайший учитель древности Пифагор рассматривал числа как божественные принципы мироустройства. В наши дни со страниц популярных журналов мы узнаём о том, что в астрологии каждое число связано с планетой, а дата рождения человека может помочь глубже понять его характер и природные задатки.
Учёные считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. По радио и телевидению часто приходится слышать: «исполняет солист Большого театра…» Слово «солист» означает «певец, музыкант, танцор, который выступает один». От этого же латинского слова – «солюс» - один – происходит и «солидарность» т. е. единство. Да и русское слово «солнце» похоже на слово «солист». Разгадка очень проста: когда римляне придумали имя числу 1, они исходили из того, что солнце на небе одно. А название числа «во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами…Но бывало, что числам 1 и 2 давали новые имена. Иногда их связывали местоимениями «я» и «ты»., а были языки, где «один» звучал так же, как «мужчина», а два – как «женщина».
Иногда числом 3 обозначали весь окружающий мир – его делили на земное, подземное и подводное царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным. Другие народы делили мир не по вертикали, а по горизонтали. Они знали четыре стороны света – восток, запад, север, юг, знали четыре главных ветра (норд, ост, вест, сауз). У этих народов главную роль играло число 4, а не 3.
Пальцы оказались настолько связаны со счётом, что на древнегреческом языке понятие «считать» выражалось словом «пятирить». Да и в русском языке слово «пять» напоминает слово «пясть» - часть кисти руки.
Числа мы найдём и в мире природы: у всех насекомых по 6 ног, а пчёлы строят соты в форме шестиугольников.
Число 7 древние шумеры обозначали тем же знаком, что и всю Вселенную. В их храмах было 7 ступеней, освещались эти храмы семисвечниками.
В древних памятниках письменности число 12 встречалось очень часто и всегда играло особую роль. У пророка оказывается ровно 12 верных последователей, герой должен совершить 12 подвигов. Древние греки имели 12 основных богов, которым они поклонялись.
Число 40 встречается в старинных сказаниях. По одному из них во время всемирного потопа дождь шёл 40 дней и ночей. В арабских сказках рассказывается про Али-Бабу и 40 разбойников.
Следы счёта шестидесятками сохранились до наших дней. Ведь до сих пор мы делим час на 60 минут, минуту на 60 секунд и т. д. Окружность делится на 360 градусов, а градус на 60 минут… Так что самые точные часы и угломерные приборы хранят в себе память о глубочайшей древности.
Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представления о каждом числе живыми ассоциациями. Обратите внимание, что в сказках числа тоже имеют большую смысловую роль.
Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания 3-4 геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Идею симметрии не нужно формулировать, но нужно организовать опыт ребёнка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии. Это же касается отношения подобия в природе, линии, цвета, пропорции и чувства ритма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Математика вокруг нас."
В консультации предлагаются некоторые методы и формы для развития у детей математических способностей с использованием развивающей среды....
"Математика вокруг нас"
консультация для родителей...
Альбом "Математика вокруг нас"
Формы, размеры, цвет, узоры, орнамент....
Консультация для родителей: «Уличная математика или математика вокруг нас»
Консультация для родителей:«Уличная математика или математика вокруг нас»«Уличная математика или математика вокруг нас»Цель-Закреплять знания, полученные на занятиях по ФМП: порядковый счет, цифры, че...
Уличная математика, или Математика вокруг нас
Хорошо всем известно, насколько детям дорого время, которое проводят с ними родители. Но только времени этого катастрофически не хватает. Поэтому старайтесь использовать время для игр с ребенком,...
«Уличная математика или математика вокруг нас»
Математические игры и упражнения для проведения в кругу семьи....
«Уличная математика или математика вокруг нас»
Игры с детьми по дороге в детский сад...