"Страна красивой речи"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект
«Страна красивой речи»
Паспорт проекта
Актуальность:
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.
В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.
Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Во-вторых, к данному возрасту, ребёнок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.
В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остаётся недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
Проблема
Сегодня образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. В речи детей существуют множество трудностей. В результате опроса родителей и обследования речи детей 5 - 7 лет выяснилось, что дети испытывают затруднения при выполнении заданий направленных на:
- пересказ литературных произведений
- составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы
- создание разных видов творческих рассказов направленных на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)
- сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Цели проекта
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные исследования в области развития общения, а также результаты диагностики интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация», мы отметили, что дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очерёдность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе Целью проекта является создание единого образовательного пространства «детский сад-семья» для развития у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков..
Задачи:
- Развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-7 лет);
- Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
- Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
- Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Кадровое обеспечение:
- Воспитатели ДОУ;
- Учитель-логопед;
- Музыкальный работник;
- Руководитель физического воспитания;
- Дети и родители старшей группы.
Технологии:
- Технология совместной деятельности;
- Технологии формирования речевого дыхания;
- Технологии развития интонационной стороны речи;
- Компьютерные технологии.
Ожидаемый результат:
- Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-7 лет.
Срок реализации проекта 1 год (сентябрь 2017 г.- май 2018 г. Проект разработан для воспитанников 5-7 лет, педагогов, родителей
1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).
2 этап – основной (практический).
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).
Формы работы воспитателя со специалистами ДОУ:
- Консультации;
- Выступления на педсовете;
- Открытые просмотры НООД.
Формы работы воспитателя с родителями:
- Родительские собрания;
- Анкетирование;
- Консультации;
- Памятки для родителей.
Тип проекта: познавательно- речевой
По количеству участников: коллективный.
Этапы реализации проекта:
1 подготовительный этап:
- Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта;
- Разработка плана работы по реализации проекта;
- Составление плана проекта.
2 основной этап реализации проекта.
№ | Образовательная деятельность осуществляемая, в ходе режимных моментов. | Задачи | Срок реализации |
1. | Родительское собрание «Результаты обследования речи каждого ребёнка» | Рассказать родителям о причинах нарушения речи | Сентябрь |
2. | Диагностика детей на начало года | Выявить уровень речевого развития детей на начало года | Сентябрь |
3. | Артикуляционная гимнастика | Октябрь | |
4. | Выступление на педсовете на тему «Отличительные особенности работы воспитателя по развитию речи в разных возрастных группах» | Рассказать воспитателям о требованиях к уголку «Речевого развития» для каждой возрастной группы | Октябрь |
5. | Разучивание стихотворений к конкурсу «Синичкин день» | Учить детей правильно выразительно читать стихотворения. | Ноябрь |
6. | НОД по теме «Профессии моих родителей» | Развивать диалогическую и монологическую речь детей | Ноябрь |
7. | Изготовление картотеки речевых игр для детей 5-7 лет | Развивать речь детей с помощью речевых игр | Декабрь |
8. | Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой | Учить детей правильно дышать | Декабрь |
9. 10. | Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей» НОД «Дикие животные зимой» | Уточнить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные», «Зима». Уметь образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме. | Январь Январь |
11. | Конкурс «Лучшее стихотворение о Родине» | Учить детей чётко читать стихотворение | Февраль |
12. | Консультация для родителей «Учимся говорить правильно» | Март | |
13. | НОД по теме «Весну выручаем» | Учить детей составлять рассказ по картинкам «Весна наступила», | Апрель |
14. | Рекомендации для родителей | Дать родителям рекомендации, как следить за правильным произношением звуков | Апрель |
15. | Консультация для педагогов «Формы работы по речевому развитию детей в ДОУ в соответствии с ФГОС». | Май | |
16. | Диагностика детей на конец года | Выявить уровень речевого развития детей на конец года | Май |
17. | Родительское собрание «Подведение итогов коррекционно-педагогической работы с детьми» | Подвести итог за учебный год | Май |
3 завершающий этап
Выступление на педагогическом совете с итогами работы по проекту
Используемая литература:
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева.
- Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
- Н.В. Нищева Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
- Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
- Э.Ф Курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет, Учитель 2012
- В.М. Акименко Новые логопедические технологии Феникс, 2009
- Винникот Д.В. Разговор с родителями Независимая фирма «Класс», 1994
- Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи ОЛИСС, 2011
- О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно «Литера», 2001
- Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет М.2005
- М.Ю.Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет М. 2007от 17 октября 2013года №1155
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"
Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"
Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"
1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...
Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...
Рабочая программа кружка по развитию речи "В стране красивой речи" для детей 5-6 лет
Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя...