Проект "Кукла в жизни ребенка"
проект
Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kukla_v_zhizni_rebyonka.docx | 500.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад «Березка»
Автор проекта:
воспитатель
Ткачева Т.А..
Мамонтово
2018 год
Содержание
- Актуальность проекта………………………………………………….1стр
- Проблема………………………………………………………….........2стр
- Цель, задачи…………………………………………………………….3стр
- Формы работы………………………………………………………….4стр
- Этапы реализации проекта……………………………………….....5 стр
- Ожидаемые результаты……………………………………………...5 стр
- Материально-техническое и научно-методическое обеспечение проекта…………………………………………………………………. 6стр
- Описание проекта………………………………………………….6 стр
- Достигнутые результаты……………………………………..........9стр
- Продукт проекта……………………………………………………..8стр
- Фото проекта………………………………………………….........10стр
- Опрос детей в игровой форме (приложение №1)……..……………..11стр
Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг.
Людмила Покровская.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Актуальность.
Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов - это кукла.
В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей,вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.
Постановка проблемы
Современные детинесмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, ахуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав...
Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что по-прежнему самой популярной игрой является кукла. Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.
Имея большой накопленный опыт по теме «Народная кукла» , мы решили продолжить свою работу в следующем проекте «Кукла в жизни ребёнка», немного его осовременить. В своём проекте мы хотим расширить знания о современной кукле,научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности,сформировать личностные качества.
Мы включаем кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.
Цель проекта:
Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле.
Задачи проекта:
С детьми:
- Развивать игровые,познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей;
- Формировать знания о образах кукол в литературных и музыкальных произведениях;
- Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;
С родителями:
- Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;
- Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела.
Предметно-развивающая среда:
- обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Участники проекта:
Дети 3-4 лет ( вторая младшая группа).
Проект предусматривает активное участие родителей и детей.
Срок реализации проекта:
Краткосрочный ( один месяц -декабрь)
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный
- Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла.»
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;
- Определение цели и задач проекта;
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Второй этап – основной.
- Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни ребёнка»;
- Разработка и реализация конспектов НОД
- Изготовление практического материала по теме .
Третий этап – заключительный.
- Обобщение результатов проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
- Развитие устойчивого интереса к куклам;
- Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам;
- Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности;
- Знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;
Родители:
- Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
Научно-методическое обеспечение проекта:
- «Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании» Е.Ю. Морозова, Москва, «Школьная Пресса», 2011 год.
- «Играем вместе с ребёнком. Воспитание игрой.» Абраменкова В.В. м.: Лепта, 2008год.
- «Образная игрушка в играх дошкольников», Васильева О.К., Детство, 2003 год;
- «Мне нравится в неё играть» Соловьёва Е., 2002 год;
- «Я познаю мир», Детская энциклопедия , Н.Г. Юрина, 1998 год.
- Горичева В.С. Куклы./ Художник В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия» К. 1999 с., ил. – (Серия:«Бабушкин сундучок»);
Материально-техническое обеспечение проекта:
- Куклы, атрибуты для игры с куклой;
- Альбомы с изображением кукол;
- Дидактические игры ;
- Атрибуты для театрализованной деятельности.
Описание проекта «Кукла в жизни ребёнка»
Первый этап – подготовительный.
- Опрос детей в игровой форме:
Работая над проектом, мы провели опрос в игровой форме на тему «Моя любимая кукла».
(Приложение №1). Опрос показал что у большинства детей любимой игрушкой является кукла.
- Подобрана методическая, научно-популярная и художественная литература, иллюстрированный материал по данной теме;
- Определены цели и задачи проекта;
- Разработан план работы с детьми по теме проекта(приложение №2);
- Разработан план работы с родителями (приложение № 3);
- Разработан план работы с воспитателями (приложение №4)
Второй этап – основной.
В ходе работы над проектом мы включали кукол в жизнь детей, делали участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.
В соответствии с планом составлены конспекты ННОД
Разработана серия игр «Одень куклу». Конечно не все детки любят одеваться, и это далеко не секрет. В каждой игре серии «Одень куклу» есть свояпотешка, которая помогает сделать процесс одевания и раздевания более весёлым и интересным.
В ходе реализации проекта мы играли с детьми в:
- Дидактические игры «Купаем куклу», «Кукла Оля обедает», «Накормим куклу Машу», «Кукла хочет спать», «Стирка одежды», «Кукла заболела» «Расти, коса, до пояса».
- Сюжетно-ролевые игры «Готовим для кукол обед», «Куклы пришли с прогулки», «К кукле в гости», «Укладываем куклу спать».
Совместная деятельность воспитателя с детьми: «Укрась платье куле Кати», «Кукла катя идёт на бал», «Кроватка для кукол» ( продуктивно-конструктивная деятельность), «Посуда для кукол», «Укрась фартук для куклы».
Третий этап – заключительный.
Для родителей была оформлена папка-передвижка «Кукла в жизни ребёнка»
Достигнутые результаты:
Дети:
- Развился устойчивый интерес к куклам;
-Проявилась доброта, забота, бережное отношение к куклам;
- Разучили много стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;
Родители:
- Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- Повысилась компетентность родителей при выборе игрушки.
Продукт проекта:
- Разработана серия игр «Одень куклу»;
- Изготовлена дидактическая кукла, с одеждой по сезонам;
По окончании проекта можно сделать следующий вывод :
- Кукла воспитывает интеллектуально – нравственного человека;
- Куклы удовлетворяют и развивают в детях инстинкт заботы о тех, кто младше и слабее, который потом перерастает в материнский инстинкт;
- Куклы позволяют моделировать «взрослую жизнь», что часто и становится темой детских игр;
- Кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к вещам, развивает фантазию, воображение.
Дидактическая кукла
Приложение №1
Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла»
- «Какая у тебя любимая кукла?»
- «Как зовут твою любимую куклу?»
- «Как ты с куклой играешь?»
- «Какого цвета глазку у твоей куклы?»
- «Какие волосы у твоей куклы?»
- «Расскажи , во что одета твоя кукла?»
- «Где спит твоя кукла?»
- «Любишь ли ты гулять со своей куклой?»
- «Берёшь ли ты свою куклу в детский сад?»
- «В какие ролевые игры ты играешь с куклой (школа, больница, дочки-матери и др.)?»
- «Какими куклами ты больше любишь играть пластмассовыми или тряпичными? (если есть тряпичные).
- Сохранились ли у вас в семье куклы мамы или бабушки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»
Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...
ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....
Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»
Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»...
Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»
Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...