Если ребёнок ябеда.
статья (старшая, подготовительная группа)
Как отучить ребёнка ябедничать? Как научить самостоятельно решать возникшую ситуацию, прибегая к разговору. Как самостоятельно , без участия взрослого находить пути решения проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnyaya_igroteka_dlya_roditeley.docx | 18.99 КБ |
esli_rebyonok_yabeda_.docx | 194.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашняя игротека для родителей
Игры по дороге в детский сад
Не выспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те еще больше хнычут… Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что делать?
Отвлеките любимое чадо простыми играми.
Например, ребенок недавно уяснил какие бывают цвета и оттенки? Предложите среди предметов найти только красные или какие — либо другие. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один цвет! Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету.
Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими формами? Можно по очереди называть с ним все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге (квадратные, треугольные и пр.)
Ребенок недавно познакомился со счетом или цифрами? Предложите в окружающей обстановке найти 2 предмета, 4 и так далее. Или цифру 2 или 3 и пр.
Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера: большой, маленький и пр.
Желательно так же отмечать изменения в природе и окружающей вас обстановке.
В этом случае сборы и поход в детский сад пройдут незаметно для вас и вашего малыша, а также будут способствовать развитию ребенка.
Игры в ванной комнате
Ваш малыш любит купаться? Тогда…В пластмассовое ведерко налейте воду и предложите ребенку определить, сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много-мало», «полное — пустое», «половина», «на донышке», «через край» и пр.
На улице в теплое время вода также поможет развивать вашего малыша. Например, в тазик с водой опустите несколько легких резиновых шариков, такое же количество шариков у ребенка в руках. Отойдя на расстояние 0.5-1 м, ребенок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды, если нет, то и шарики малыши остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не останется ни одного шарика.
Игры между делом
Занимаясь домашним делами, взрослые могут привлечь внимание ребенка к интересным событиям и явлениям. «Сейчас мы будем с тобой шуршать. Вот так…» С этими словами взрослый встряхивает газету, мнет фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за веревочку и тянет его за собой, проводит ладонью по любой поверхности. Это и есть игра «Шуршалки». Подобным образом можно играть в «Звенелки», «Стучалки», «Скрипелки» и пр.
Пожертвуйте старой подушкой и наволочкой, чтобы ребенок смог смастерить из них игрушку. Перевяжите подушку посередине, сверху приклейте или пришейте ленточку. Нарисуйте фломастером лицо и оденьте куклу в любую одежду, чтобы она обрела как можно более романтичный вид.
Самый простой способ смастерить куклу – это набить газетой бумажный пакет, перекрутить его посередине и стянуть резинкой.
Игры на кухне
Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных и доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыши приобретают полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударом, током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.
Например, попробуйте с ребенком приготовить необычный ужин, который будет состоять только из фруктов. Что можно приготовить из фруктов? Салат, сок, десерт и многое другое. Придумайте меню с названиями блюд. Предложите ребенку самостоятельно накрыть на стол, убрать или помыть посуду и т.д. Есть и другой вариант ! Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечислит все овощи (фрукты, продукты круглой формы, продукты красного цвета и пр.), которые вам понадобятся. Если он затрудняется это сделать, помогите ему наводящими вопросами.
Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детский аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор скорлупы.
Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а слоеное (после высыхания оно делается как камень). Поделки из него хранятся долго и ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 ст. муки, 1 ст. соли, 1 ст. воды (ее можно подкрасить), 2 ст.л. раст. масла – все смешать, чуть подогреть, и получиться мягкий комок. Тогда лепите что вам захочется !
Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
Поставьте перед ребенком блюдце, в котором смешаны горох, рис, гречка, попросите помочь вам их перебрать.
Детям так же нравятся игры с шумами. Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и пр. предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать… Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.
Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза – открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банан, лимон и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!
Давайте искать слова на кухне. А вот и корзиночка (коробочка, мешочек и пр.), в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам в ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые» слова.
Можно попросить ребенка назвать предметы на кухне, которых есть звук «р». Если он затрудняется помогите ему «кар-р-р-тофель» и пр.
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (кофеварка) режет овощи? (овощерезка) и пр. Какой сок получается из яблок? (яблочный), груш (грушевый) и пр. И наоборот – из чего получается апельсиновый сок?
Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы затевать пироги, но готовым тестом пользуются многие. Не пожалейте маленького кусочка теста для своего ребенка. Из него можно слепить фигурки, как из пластилина, и при помощи обычных формочек вырезать что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь. Вы ели когда- нибудь «настоящий» грузовик?
Тонкие кусочки хлеба, сыра, колбаса – вот она долгожданная тишина, а умелые ручки, вооружившись формочками небольшого размера, создают необыкновенные бутерброды.
У малышей самый любимый предмет на кухне – венчик. Налейте в миску воды, добавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Пододвиньте к раковине стул, наденьте фартук, закатайте рукава, и вы увидите, с каким восторгом он будет взбивать мыльную пену.
Используя овощи и фрукты, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Положив 4 или 5 продуктов в пакет, попросите ребенка осторожно ощупать его и определить каждый из них. Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.
Рисунки, которые малыш создает на кухне, можно украсить солью, насыпав ее на отдельные участки картинок, смазанные клеем.
Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.
Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только округлые, потом только фрукты, потом толь желтые….
Таким образом, Вы проведете с ребенком много времени, но и будете способствовать его развитию!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16
Ребенок – ябеда:
почему так происходит
и что с этим делать?
Подготовила: воспитатель Пятак Н.В.
-Саров-
2021
Ребенок – ябеда: почему так происходит и что с этим делать?
«Вы никогда не узнаете детей, пренебрегая их жалобами».
Януш Корчак
Ябедничать плохо. Этот урок каждый усвоил еще в детстве, и теперь пытается передать его своим детям. «Не смей ябедничать. Это стыдно. Чтобы я такого от тебя больше не слышал!» — часто говорим мы ребенку, который пришел рассказать о каких-то проделках своих товарищей. А что это означает - ябедничать? В словаре Ожегова слово «ябеда» объясняется как «клевета, мелкий донос, наушничанье». Однако в повседневной жизни мы часто называем ябедой того, кто просто много жалуется. Давайте не будем торопиться с выводами и разберемся, за любую ли жалобу стоит называть ребенка обидным словом «ябеда».
Причин для жалоб у ребенка может быть множество. В основе этих причин лежит доверие к взрослому, надежда на помощь с его стороны. Тревожный ребенок, который не чувствует себя защищенным, будет жаловаться на всё и всем. Если маленький человек не может сам себя защитить от посягательств товарищей, если другие его обзывают, унижают, травят – ему обязательно нужна помощь взрослого. Поэтому к любой жалобе ребенка необходимо относится серьезно. В подобных ситуациях равнодушие со стороны взрослых преступно. Представьте, что к вам в окно лезут бандиты, вы набираете «01», а в ответ слышите: «Разбирайтесь сами» или «Прекратите ябедничать!». Как вы будете себя чувствовать? Взрослый для ребенка последняя инстанция, где можно попросить о помощи и защите, если он не в состоянии справиться самостоятельно.
Частая реакция взрослых на детские жалобы — досада или негодование. Многие дети тоже не любят ябед и жалобщиков — их считают нытиками, «слабаками», им не доверяют и не берут в общие игры. В общем, жизнь у ябеды невеселая — его презирают, осуждают, избегают. Таким образом, ребенок, решивший пожаловаться взрослому, рискует вдвойне: получить от воспитателя «небрежный и резкий ответ», да еще и быть отвергнутым ребятами за свою жалобу.
Что скрывается за детскими жалобами?
1. Беспомощность.
Когда ребенок сталкивается с непонятной ситуацией, опасной — он идет к взрослому за помощью. Он делится информацией о происходящем с взрослым. Если его или кого-то обижают, угрожают расправой, втягивают в какое-то нехорошее дело — ребенок идет за советом, помощью, защитой. С возрастом таких ситуаций становится все меньше, жалобы «сходят на нет». Хотя во многом это зависит от степени самостоятельности ребенка.
2. Предупреждение.
Часто ребенок делится своими наблюдениями за другими людьми, так как он не знает, каким образом реагировать на то или иное происшествие. Он не жалуется, а ставит в известность и ждет разъяснений, как быть. Или он знает, что происходит что-то недозволенное, но не может это предотвратить самостоятельно. Некоторые ситуации требуют срочного вмешательства (например, дети играют в игру, грозящую травмой).
3. Желание отомстить.
Если сверстники не берут ребенка в игру, обижают, то он стремится взять реванш с помощью взрослого. Чаще жалуются дети, отвергаемые сверстниками, слабоуспевающие, с низкой самооценкой, неуверенные в себе. Такие жалобы прекращаются, если у ребенка налаживаются отношения в коллективе сверстников.
4. Самоутверждение.
Ребенок владеет некоторой информацией о других детях, которой он делится с взрослым, чтобы почувствовать свою значимость. Кроме того, таким способом ребенок стремится привлечь к себе внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой. Если ребенок будет чувствовать себя комфортно в детском коллективе и у него появится возможность проявить себя в какой-либо области (творчество, учеба, спорт, и т. д.), то ему не нужно будет прибегать к жалобам как средству самоутверждения.
5. Обида и зависть
В отличие от вынашиваемой мести, эти жалобы рождаются спонтанно, спровоцированы эмоциями. Откровенное предпочтение взрослыми одних детей другим тоже является источником частых жалоб. Отвергнутого ребенка «ябедничать» побуждает ревность, за которой может скрываться и желание отомстить, и зависть, и взывание к справедливости. Почему одним можно, а другим - нельзя? Почему другого хвалят, а его не замечают? Ребенок уязвлен, чувствует обиду, поэтому ябедничает.
6. Встречаются в детском коллективе и «всеобщие заступники». Такой ребенок требует справедливого отношения ко всем, искренне уверен, что без него не разберутся. Основная черта характера таких детей — честность. Их жалобы — это попытка защитить себя и окружающих от несправедливости или предупредить взрослого о том, что происходит.
7. Шантажу, как способу манипуляции сверстниками, ребенок учится у взрослых: «Вот скажу папе — не будет тебе зоопарка в воскресенье!», «Будешь шалить, расскажу обо всем родителям, родители тебе покажут!». Так что взрослым тоже необходимо быть внимательными в своих выражениях.
Как реагировать родителям на детские жалобы?
— Бесполезно запрещать ребенку жаловаться, необходимо разобраться в причинах, побуждающих его к этому. Запрещая, вы отобьете у него желание делиться своими проблемами. Корень всех детских жалоб — доверие взрослому и надежда на помощь с его стороны. Если вы подадите ребенку пример, как решить проблему, то, возможно, в следующий раз он попробует справиться с ней самостоятельно, а не побежит к вам за помощью. Именно совета, как поступить в той или иной ситуации, чаще всего ждут дети, пожаловавшись родителям на трудности.
— Если ребенок часто жалуется, за этим может скрываться нехватка внимания, уязвленное самолюбие, отчаяние. Иногда маленькому ябеде достаточно, чтобы его просто выслушали и посочувствовали — он не жаждет мести, а ищет вашей поддержки. Выслушайте ребенка, обсудите происшедшее, расскажите что-нибудь из своего опыта, посоветуйте, как избежать подобных ситуаций в будущем. Самое главное — проявить внимание к проблемам ребенка.
— Ребенок, отвергаемый сверстниками, неуверенный в себе, у которого более успешные брат или сестра, будет чаще всего жаловаться из-за желания отомстить, от обиды, из зависти. Но за этими жалобами, на самом деле, будут скрываться его беспомощность и отчаяние. Чтобы жалобы друг на друга не превратились в склоку, предложите детям «сесть за стол переговоров» и всем вместе обсудить взаимные претензии, найти выход из ситуации. Старайтесь обсуждать и выслушивать все жалобы в присутствии противоположной стороны, давая высказаться каждому. Это приучит детей к самостоятельному и конструктивному разрешению конфликтов.
— Ребенок с завышенной самооценкой, с неадекватно высоким уровнем притязаний, амбициозный и стремящийся к лидерству, но не умеющий сотрудничать со сверстниками, будет жаловаться из желания самоутвердиться, может использовать жалобы как шантаж сверстников. Если ребенок жалуется, чтобы отомстить, самоутвердиться, спросите его: «Зачем ты мне рассказываешь это?». Несколько ставящих в тупик вопросов, отсутствие интереса к сообщению не дадут маленькому ябеде торжествовать.
— Прежде, чем реагировать на жалобу, обдумайте полученную информацию, иначе маленькие доносчик будет использовать вас как «оружие» для достижения своих целей. На некоторые жалобы-сообщения можно реагировать так: «Хорошо, я разберусь». Исключение составляют случаи, требующие моментального вмешательства, например игры, опасные для жизни детей.
— Если ваш ребенок прослыл жалобщиком и нытиком, понаблюдайте за собой — не слишком ли часто вы сами жалуетесь всем окружающим на свою жизнь? Может быть, он просто берет с вас пример?
Важно помнить, что мы, взрослые, не должны пользоваться стереотипным отношением к жалобам детей, провозглашая лозунг «ябедничать нехорошо». Причин для жалоб может быть несколько, за ними скрываются чувства и проблемы детей, поэтому к ним нужно относиться с взрослой ответственностью, вникая в каждые ситуации, помогая детям приобрести опыт разрешения внешних и внутренних конфликтов, сохраняя авторитет справедливости и мудрости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"
В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и возможно кому это пригодится....
Родителям " Что делать если ребенок ЯБЕДА"
Ябеда - корябедаКак правильно вести себя с ребенком – жалобщиком. Бывает что взрослые вводят прямой запрет на ябедничество. Однако такая стратегия может повредить ребенку. Прост...
Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?
Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?...
Консультация для родителей ." Ребёнок - ябеда.Хорошо или плохо?"
Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей "Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?". Если ребёнок постоянно жалуется на друзей, рассказывает о поступках сверстников – это хорошо или плохо? Может...
Консультация для родителей на тему: "Ребёнок ябеда. Что делать?"
Данная консультация даст представления как нужно вести себя с такими детьми и стоит ли обращать внимание на такие проявления ребенка....
Консультация для родителей в детском саду. Ребёнок - ябеда Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?
Воспитатель: Данилова Г.Н.Описание материала: Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей "Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?". Если ребёнок постоянно жалуется на друзей,...
Статья на тему: Ребёнок- ябеда"
Кто не разу в жизни не слышал детской дразнилки?...