Детская агрессивность.
статья
Агрессия (от латинского «agressio» –нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Такое поведение наносит вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности) (Психологический словарь, 1997).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_anya_puglikatsiya.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская агрессивность.
Агрессия (от латинского «agressio» –нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Такое поведение наносит вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности) (Психологический словарь, 1997).
Реан А.А. понятия «агрессия» и «агрессивность» предлагает не идентифицировать. Реан пишет: «Агрессия- это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.
Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии». Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность-готовность к совершению таких действий.
Э Фромм считает, что есть два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
А.Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии:
1.физическая агрессия (физические действия против кого-либо);
2.вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань);
3.косвенная агрессия направленная (сплетни, злобные шутки), ненаправленная (крики в толпе, топанье);
4.раздражение (вспыльчивость, грубость);
5.негативизм (оппозиционная манера поведения).
О.Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет виды агрессивности:
1.Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.
2.Деструктивная. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.
3.Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не по причине вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.
А.А.Романов перечисляет основные признаки для классификации агрессии:
1.направленность агрессии на предметный или животный мир, на другого человека или на себя;
2.наблюдаемость-ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии;
3.временные признаки, т.е. мера выраженности агрессии по частоте проявлений во времени и длительности состояний агрессии;
4.пространственные признаки - в семье, в детском саду, на улице и т.д.;
5.по особенностям психических действий – физическая агрессия, вербальная, косвенная;
6.по социальной опасности агрессивных действий.
В жизни чаще всего встречается сочетание некоторых видов агрессии. Разнообразие проявлений агрессии у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с другими, в расстройствах поведения и эмоций, таких как жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность.
Причины и факторы, влияющие на проявление агрессии у детей.
-наследственно-характерологические (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопат подобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников);
-биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
-некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга);
-влияние социального окружения.
Влияние социального фактора на агрессивную модель поведения
Рассмотрим фактор проявления агрессии у детей – влияние социального окружения.
Каким образом социальное окружение влияет на становление агрессивной модели поведения? Для дошкольника значимыми являются три фактора:
1.Семья.
2.Окружающие дети.
3.Средства массовой информации.
В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родители.
1.Родителисистематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку. Существует вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей. Ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях выкрикивает, применяет агрессивную модель поведения в жизни.
2.Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. Уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям. Вероятность реактивной (ответной) агрессивности в старшем возрасте; проявления защитной агрессивности.
3.Родители игнорируют агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение. Вседозволенность может привести в дальнейшем к проявлению агрессивности, как типичной поведенческой черты.
4.Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева. Ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции. Возникает деструктивная агрессивность: насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.
5.Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей или по поводу педагогического стиля в детском саду). У ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед. Вероятно, что дошкольник возьмет эту модель поведения за основу своего дальнейшего поведения: проявления агрессии.
6.Конфликты между родителями, развод. Демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
«Дети, выбирая методы выяснения в отношениях с братьями и сестрами, бездумно копируют их с методов разрешения семейных конфликтов, используемых их родителям. Более того, когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать эти методы, ставшие неотъемлемой частью их поведенческого репертуара, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством создания характерного стиля дисциплины» - подчеркивают в книге «Агрессия» Р. Бэрон, Д.Ричардсон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников
Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...
Публикация«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»
Консультация на тему «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»...
«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...
Коррекционная работа с агрессивными детьми. Детская агрессивность -как с ней работать.
Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольниковЧасть 1.Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаДошкольное детство – это возраст от 3 до...
Консультация для родителей «Детская агрессивность. Методы работы коррекции агрессивного поведения детей»
Методы работы коррекции агрессивного поведения детей...
«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»
Правила поведения с агрессивными детьми...
Детская агрессивность. Причины и выявление детской агрессии. Методы и способы снятия агрессии.
Детская агрессивность встречается очень часто. Как узнать в чем причина? Как помочь ребенку с правиться со своим гневом? Об этом эта статья....