Презентация "Картотека музыкально-дидактических игр"
презентация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Три цветка» Дидактическая игра на определение характера музыки Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости . Игровой материал: Три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки: • добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная); • грустная, жалобная; • весёлая, радостная, плясовая, задорная. Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д. Ход игры: 1 вариант. Педагог исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора. 2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3» Платошина Ирина Николаевна, Музыкальный руководитель
«Веселые подружки » Дидактическая игра на развитие чувства ритма. Цель: развитие чувства ритма детей . Игровой материал: Плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д. Ход игры : Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые. Подружки: Дашенька, Глашенька , Сашенька, Иринушка, Маринушка . (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька! Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3» Платошина Ирина Николаевна, Музыкальный руководитель
« Музыкальное окошко » Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента. Цель: развитие звуковысотного и тембрового слуха детей. Игровой материа л: Домик из настольного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных. Ход игры: Педагог: На окне сидела кошка И мяукала немножко. А потом прыг на дорожку, И не стало в доме кошки. Ну а кто остался дома И стучит сейчас в окошко? Вызванный ребёнок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания "озвучивает" своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж. Дальше окошко закрывается и игра продолжается. Игру можно варьировать: животные - мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котёнок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа. Дети также могут озвучить своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка - бубен, заяц - металлофон, петушок - дудочка, мышка- колокольчик и т.п. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3» Платошина Ирина Николаевна, Музыкальный руководитель
«Цветик- семицветик ». Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой матер иал: Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях. Например: 1. «Кавалерийская» Д.Б. Кабалевский . 2. «Клоуны» Д.Б. Кабалевский . 3. «Болезнь куклы» П.И. Чайковский. 4. «Шествие гномов» Э. Григ. 5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т.д. Ход игры: Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему , то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произвед ения. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3» Платошина Ирина Николаевна, Музыкальный руководитель
«Солнышко » Дидактическая игра на определение высоты звуков Цель: развитие звуковысотного слуха детей . Игровой материал : Большая картина ( фланелеграф ), изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа – 8 шт. Размер солнышка соотносится с нотным станом. Ход игры: Педагог: Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку. ( Напевает произвольно.) Я,солнышко лучистое, Очень-очень чистое! Люблю я умываться И в лужицах купаться. ( Говорит.) Мои детки засмеялись, По линейкам разбежались. Помогите их собрать И по именам назвать. Я нашла маленькое солнышко ( ставит нотку-солнышко на первую линейку ), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми». Дети вместе с педагогом пропевают звук. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от поставленных задач. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3» Платошина Ирина Николаевна, Музыкальный руководитель
«Музыкальная поляна» Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков . Цель : знакомство с музыкальными длительностями; развитие чувства ритма детей. Игровой материал : Фланелеграф . Составить игровое поле: в верхний угол прикрепить солнышко, а внизу небольшие цветочки, фигуру девочки. Три больших василька и пять маленьких для фланелеграфа . Ход игры : Педагог: Как весело летом! Мы ходили по мягкой траве, загорали, купались. Посмотрите на поляну: девочка собирает цветы и поёт. Василёк, василёк, Мой любимый цветок. Вызванный ребёнок выкладывает цветочками на фланелеграфе попевку . Все дети отхлопывают её и пропевают . Можно сделать на всех детей карточки и большие и маленькие цветочки, чтобы в игре участвовал каждый ребёнок. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3» Платошина Ирина Николаевна, Музыкальный руководитель
«Теремок» Цель: развитие мелодического слуха детей. Игровой материал : Игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка. Ход игры: Педагог: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, и высок. По ступенькам мы идём, все идём. Свою песенку поём, да поём. Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение вниз, в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем , стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: « По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3» Платошина Ирина Николаевна, Музыкальный руководитель
«Музыкальные птенчики» Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука. Цель : закрепление понятия о высоких и низких звуках, развитие звуковысотного слуха, творчества детей. Игровой материал: Картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 шт.; набор шапочек для «птичек». Дерево и птички должны быть соразмерны, ветки – нотный стан, птички – ноты. Ход игры : 1 вариант. Педагог: Наступила весна, вернулись из тёплых краёв птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенцы, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песни петь. Педагог выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенцов и даёт им в руки изображения птиц. Дети поют попевку : Мы птенчики весёлые, Умеем мы летать И с веточки на веточку Нам весело порхать. Ребёнок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поёт импровизированную песенку низким голосом. А мамочка волнуется: Лети-ка, птенчик, вниз! Спою я колыбельную, И ты уснёшь, малыш! Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами. Не хочу к тебе лететь, Буду здесь я песни петь. 2 вариант. Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Ми и т.д. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3» Платошина Ирина Николаевна, Музыкальный руководитель
«Кот и мыши» Цель: закрепление имени и месторасположения ноты. развитие музыкально-ритмических навыков, навыков чистого интонирования, формирование способностей к драматизации. Дидактический материал: Маленькие разноцветные текстильные мышки. Корзинка или домик для мышек. Цвета мышек повторяют цвет звукоряда. Набор больших цветных нот. Шапочка Кота. Описание игры : Дети выбирают кота. Он отправляется « спать».Дети - мышки. У каждого в руках – мышка определенного цвета. В сторонке, на полу лежат нотки. Это – норки мышей. Осторожно и тихо (как мышки) двигаясь по комнате, дети поют песенку: «Хитрые мышки тихо очень В погреб спускаются темной ночью. Хочется мышкам всем ужасно Вкусной сметанки , сыра с маслом. (подходят поближе) Кот-лежебока, что ты не слышишь,(грозят пальчиком коту) Что ты не слышишь, как скребутся мыши? Пи-пи-пи!. (кот просыпается и «ловит» мышей, а они убегают в свои норки – нотки, приговаривая: «Мышки в норки забегают, свои нотки называют!» Каждый ребенок –мышка называет свою нотку по имени и говорит, где нотка располагается на нотном стане. Игра повторяется со следующим котом. Если кот поймал мышку, она выбывает из игры. Для этого пойманный ребенок-мышка подходит к магнитной доске и выставляет свою нотку на нотном стане. Пойманная мышка отправляется в корзину или в домик для мышек. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3» Платошина Ирина Николаевна, Музыкальный руководитель
«Буратино» Цель: закрепление пройденного материала. Игровой материал : коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (ёлочка, машина, санки, кукла, паровоз и т.д.), знакомым детям. Ход игры. Музыкальный руководитель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привёз с собой песни, а какие – дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3» Платошина Ирина Николаевна, Музыкальный руководитель
«Веселые мячи» Цель: освоение имени и цвета нот звукоряда. расширение музыкального словаря, развитие навыков интонирования, музыкально-ритмических навыков. Дидактический материал: Разноцветные мячики ( цвета повторяют цвет ноток) в корзинке. Описание игры: Дети сидят на ковре в кругу. Ведущий поет песенку, движением включая в игру мяч из корзинки. Мяч катится по ковру от ребенка к ребенку: «На ковер садитесь дети Раз, два, три, начнем игру. Быстро красный мячик-нотку Покатаем по ковру. Раз-два, не зевай, мячик по полу катай! (повторить несколько раз) Раз- два, не зевай, имя нотки называй!» Песенка останавливается. Ребенок, в руках у которого оказывается этот мяч, по его цвету определяет и называет имя нотки. Этот мяч выбывает из игры. Действие продолжается со следующими мячами. В заключении можно включит в игру все мячи, напевая: «А теперь продолжим вместе Наши мячики катать Нотки все из звукоряда Будем дружно называть. Раз, два, не зевай, имя нотки называй!». Дети по очереди, следом за ведущим называют имена ноток, держа в руках мячик определенного цвета. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3» Платошина Ирина Николаевна, Музыкальный руководитель