Семинар - игра. "Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности"
статья

Турсунова София Юрьевна

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Ребенок, уже научившийся несколько владеть ложкой, берет вместо нее спичку и «кормит» ею бабушку или мать, а заодно с ними и фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое «кормление».

Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.

Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Турсунова С.Ю., воспитатель

ГБДОУ детский сад №22 Адмиралтейского района

Санкт – Петербурга

Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Ребенок, уже научившийся несколько владеть ложкой, берет вместо нее спичку и «кормит» ею бабушку или мать, а заодно с ними и фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое «кормление».

Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.

Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.

С первого взгляда может казаться, что воображение в дошкольном возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Легкость и своеобразие комбинаций, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения. Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным.

В воображении детей младшего дошкольного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность. Например, ребенок четырех лет говорит: «Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает». Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.

Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны.

Подчинение воображения восприятию обнаруживается и в том, что в младшем дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать деятельность, не могут сказать, что будут рисовать, лепить, строить, что будут делать дальше. Приступая, например, к рисованию, они часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его. Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня — в большой пароход и т. д. Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.

Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.

В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры. Действия, выполняемые в игре, должны удовлетворять определенным требованиям и в определенных отношениях согласоваться с действительностью. Нельзя, например, «прививать оспу» другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображаемым.

Исключительно важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста выполняет игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью.

Видное место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка). Дошкольники охотно и много рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении. Ребенок поэтому редко рисует молча, а чаще всего дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не может выразить в рисунке.

В школьном возрасте воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Оно все более соотносится с реальностью. Если ребенку 3—4 лет достаточно 2—3 палочек — и модель самолета готова, то для 7—8-летнего школьника необходимо уже, чтобы модель «была как настоящая». Дошкольник в рисунке часто пользуется передачей только нескольких характерных черт, школьник I—II классов пытается передать по возможности все основные детали предмета. В III—IV классах, при условии правильного обучения рисованию, ребенок уже делает попытки отразить в рисунке не только содержание, но и точную форму изображаемого.

Школьник в своей творческой деятельности начинает опираться на специальные знания и умения: в области рисования — на знание принципов построения рисунка, в конструктивной деятельности — на специальные технические знания и умения, помогающие практически создавать ту или иную техническую модель, в литературном творчестве — на знание правил письменной речи. Это делает продукты творчества школьника более полноценными, но это и ограничивает часто его творческое воображение (там, где у него нет специальных знаний и практических умений), так как уровень требований, которые школьники начинают предъявлять к продуктам своей творческой деятельности, сейчас значительно повышается. В подростковом возрасте занятие рисованием часто забрасывается потому, что возросшие требования к рисунку не могут быть удовлетворены из-за малых знаний и умений в области техники изображения. Конструирование перестает интересовать школьника, если ему своевременно не дают нужных знаний и технических навыков.

Развитием воображения в учебной работе детей можно и надо руководить. Яркие образные рассказы учителя, рисующие картины прошлого, жизнь различных стран и народов, жизнь растений и животных, продолжение детьми начатых учителем рассказов, самостоятельное рассказывание по картинкам, сочинения, рисование, техническое моделирование, «мысленное» путешествие по географической карте из одного географического пункта в другой — все это в большой мере развивает воображение школьников.

Вместе с тем учитель должен следить и за развитием здорового критического отношения к продуктам воображения, заботясь о том, чтобы воображение не превращалось в пустое фантазерство.

В жизни учащихся старшего школьного возраста видное место занимает активная, творческая мечта.

Уже в начальных классах школы дети начинают мечтать о будущей деятельности, но мечты эти вначале не носят устойчивого характера. В подростковом возрасте мечты приобретают более целенаправленный, действенный и устойчивый характер. Советские подростки хотят быть похожими на замечательных людей нашей страны, мечтают о великих делах, которые они совершат в жизни. Но наиболее характерна творческая мечта для юношеского возраста: «Молодежи всех времен и поколений свойственно предаваться мечтаниям и разным фантазиям, — писал М. И. Калинин, — это — не порок, а ценное достоинство. Ни один деятельный и нормально мыслящий человек не может обойтись без фантазии. Но у молодежи эта склонность бывает развита сильнее, чем у пожилых людей... Вы — ученики 9-х и 10-х классов. Это как раз тот возраст, когда людей обуревают фантазии и стремления к чему-то большому. Да иначе и быть не может! Какие же вы советские молодые люди, если у вас нет фантазий о большой жизни, если каждый из вас не думает своротить горы или перевернуть земной шар Архимедовым рычагом?»

Наша молодежь действительно мечтает о великих делах, и ее мечты тесно связаны с ее будущей деятельностью, с предстоящим участием в строительстве коммунизма, с делами, направленными на благо родины. И наша молодежь не только мечтает об этом. Она и претворяет свои мечты в реальную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему:"Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности"

Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка.  В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и све...

Районный семинар для педагогов на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»

Счастье – это когда тебя понимают!Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое....

Семинар для педагогов на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»

Счастье – это когда тебя понимают!Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое....

Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности (из опыта работы учителя-дефектолога)

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Именно богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уро...

Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...

Семинар для педагогов «Формирование финансовой граотности дошкольников в игровой деятельности»

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...