Самомассаж
материал
Самомассаж являются одним из необходимых повседневных мероприятий для профилактики и коррекции психосоматического статуса в любом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samomassazh.docx | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Самомассаж
Самомассаж являются одним из необходимых повседневных мероприятий для профилактики и коррекции психосоматического статуса в любом возрасте. Сегодня нет ребенка (равно как и взрослого), которому не был бы дважды в год показан соответствующий курс.
Самомассаж - массаж, выполняемый собственноручно, на своем теле. Механизм воздействия на организм, все виды и формы, а также приемы самомассажа ограничены доступными для его проведения участками тела. Основное методическое требование при всех видах самомассажа - максимальное расслабление массируемых мышц.
Самомассаж - это упрощенные приемы классического лечебного массажа, проводимые самим пациентом. Самомассаж оказывает многогранное положительное влияние на кровообращение, обмен веществ, костно-мышечную, нервную и сосудистую системы. Важное действие массажа состоит в устранении явлений застоя и выделений накопившихся продуктов обмена, улучшении кровообращения, трофики тканей.
Перед выполнением принять удобную позу, в которой тело максимально расслаблено (сидя на стуле). Суставы конечностей согнуты под нужным углом.
Давление на массированную область рассчитывать так, чтобы не было болезненных ощущений.
Обучение ребенка самомассажу проводиться в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем – руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.
Ребёнку нужно описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?»
Подчеркнем, что аналогично происходит освоение и всех иных упражнений, входящих в данный раздел: педагог демонстрирует, комментируя, то движение, которое предстоит освоить ребенку. Когда он повторяет показанное, педагог помогает ему своими руками (всем телом) и пояснениями. Выполняя упражнения самостоятельно, ребенок дает отчет о своих ощущениях до, в процессе и после выполнения упражнения.
Рекомендации по выполнению самомассажа
При освоении приемов самомассажа необходимо строго придерживаться следующих правил:
- Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов: взрослый массирует тело ребенка сам; взрослый массирует тело ребенка руками самого ребенка, наложив сверху свои руки; ребенок выполняет самомассаж самостоятельно. Самомассаж проводится в такой последовательности: шея, спина, поясница, ягодицы, бедро, коленный сустав, голень, стопа одной, затем, в такой же последовательности, области другой конечности. Затем делают самомассаж груди, а далее - плечевого сустава, дельтовидной мышцы, плеча, локтевого сустава, кисти, пальцев одной руки, и только после этого массируются в такой же последовательности области другой конечности. Заканчивают общий самомассаж областью живота.
- Обязательно попросите ребенка описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?» Например, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими, тяжелыми, покрылись мурашками и т. п.
- Можно предложить ребенку прослушать несколько мелодий, чтобы подобрать наиболее приятную и комфортную (как сопровождение для массажа).
- Попросить его что-нибудь нарисовать в завершение процедур.
- Самомассаж рекомендуется проводить не позже чем за час до еды или не раньше чем через час после приема пищи.
- Все движения выполняют по ходу лимфатических путей:
- все движения массирующей руки совершать по ходу тока лимфы к ближайшим лимфатическим узлам;
- верхние конечности массировать по направлению к локтевым и подмышечным лимфатическим узлам;
- нижние конечности массировать по направлению к подколенным и паховым лимфатическим узлам;
- грудную клетку массировать спереди и в стороны по направлению к подмышечным впадинам;
- шею массировать книзу по направлению к надключичным лимфатическим узлам;
- поясничную и крестцовую области массировать по направлению к паховым лимфатическим узлам;
- сами лимфатические узлы не массировать;
- стремиться к оптимальному расслаблению мышц массируемых областей тела.
- В некоторых случаях самомассаж можно проводить через тонкое хлопчатобумажное или шерстяное бельё.
- Руки и тело должны быть чистыми.
- Массажные движения не должны вызывать болезненности или неприятных ощущений, не должны оставлять на теле кровоподтеков, нарушать кожный покров, но массаж следует проводить достаточно энергично, должно появляться ощущение тепла, расслабленности и улучшаться настроение.
- Общий сеанс самомассажа лучше всего проводить утром после легкого завтрака не более 2-х раз в неделю. Длительность приемов увеличивается постепенно от 5-10 до 15-20 минут и зависит от задач.
- Надо выбрать наиболее удобную позу, чтобы все мышцы массируемой области были расслаблены, т.е. принять так называемое среднее физиологическое положение, когда суставы конечностей согнуты под определенным углом.
- При самомассаже следует обходить поврежденные участки.
- При самомассаже можно применять средства, способствующие лучшему скольжению или обезболиванию, оказывающие рассасывающее действие. Однако лучше выполнять самомассаж просто чистыми, теплыми руками.
- После самомассажа полезно 15-30 минут отдохнуть. Более целесообразно применять самомассаж отдельных частей тела, а не общий.
Упражнения и комплекс упражнений для самомассажа
«Мытье головы» | а) Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: ото лба к макушке; ото лба до затылка и от ушей к шее. б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке. |
«Обезьяна расчесывается» | Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы – по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно. |
«Ушки» | Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение. |
«Глазки отдыхают» | Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3 - 5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под |
«Веселые носики» | Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3 - 5 раз. После этого проделать 3 - 5 поглаживающих, вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей. |
«Расслабленное лицо» | Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3 - 5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам. |
«Гибкая шея, свободные плечи» | Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения. Аналогично: а) правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой - правое плечо; б) правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5 - 10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее. То же - левой рукой, затем обеими руками одновременно. |
«Домик» | Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев. |
«Волшебные точки» | Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляемость организма, способствует улучшению обменных процессов, лимфо - и кровообращения. «Волшебные точки» (по А..А. Уманской), апробированы, доказали свою эффективность и доступность при широком внедрении в повседневную педагогическую и домашнюю практику. На рис. 5 показаны точки, которые следует массировать последовательно. Массаж «волшебных точек», производимый вращательными движениями, надо делать ежедневно три раза в день по 3 сек. (9 раз в одну сторону, 9 в противоположную). Помимо других своих эффектов, постоянный массаж благоприятен для ребенка, поскольку: Точка 1 - связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение. Точка 2 - регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям. Точка 3 - контролирует химический состав крови и слизистую оболочку гортани. Точка 4 - зона шеи связана с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Массаж этой точки нормализует работу вестибулярного аппарата. Эту точку следует массировать не вращательными, а только поступательными, надавливающими или вибрирующими движениями сверху вниз, так же как и точку Точка 5 - расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Работа с ней дает разнообразные положительные эффекты, в том числе: улучшение общего кровообращения, Точка 6 - массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Нос очищается, насморк проходит. Точка 7 - улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. Точка 8 - массаж воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат. Точка 9 - массаж дает многосторонний эффект; снимаются отеки, нормализуются многие функции организма. |
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007. – 474 с.
Евтушенко Т.В. Массаж и самомассаж – средство восстановления организма после физической нагрузки // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Японская методика пальцевого массажа и самомассажа
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца полож...
Самомассаж по активизации речи, развитию мелкой моторики пальцев рук и повышению иммунитета с использованием грецкого ореха.
Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтерова, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не тольк...
Самомассаж ушной раковины для дошкольников.
Самомассаж ушной раковины - один из наиболее доступных и эффективных видов массажа, которому легко научить даже дошкольников....
«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»
Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...
Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...
- Мне нравится (1)