Подборка
картотека (старшая группа)

Екатерина Михайловна Свистунова

Наблюдения за зиующими птицами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_za_zimuyushchimi_ptitsami.docx45.42 КБ

Предварительный просмотр:

                        НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗИМУЮЩИМИ ПТИЦАМИ

Цель: формирование умения устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам.

Ход прогулки

– Обратите внимание на нахохлившихся воробьев и ворон, им холодно, и они распушают перья, чтобы согреться. Птицы прилетают ближе к человеку, надеясь, что он покормит их. Птицам, чтобы не умереть от холода, надо употреблять больше пищи. Разные птицы употребляют разный корм. Понаблюдайте, какие птицы что предпочитают, для того чтобы класть этого корма побольше в кормушки.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

– Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою.

Чик-чирик!

Наблюдение за поведением птиц

Воробьи предпочитают хлебные крошки, семечки, остатки печенья, всевозможные каши, зернышки; вороны всеядные, поэтому им все равно, что есть, синички кормятся зернами, но очень любят сало.

Приметы: если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся – зимой к снегу; вьются вороны зимой в воздухе – это к снегу; птицы спустились и садятся на землю – будет оттепель; птица хохлится – к непогоде.

Поговорки и пословицы: мала синичка, да коготок остер; покорми птиц зимою – послужат тебе весною; и птица чует, что холод будет; глупа птица, которой свое гнездо не мило.

Загадка.

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.

                        (Снегирь.)

Дидактическая игра «О чем я сказала?».

Цель: формирование умения различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Ход игры: воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем этими словами.

Головка – голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока.

Иголка – у шприца, елки, сосны, швейная иголка, у ежика…

Нос – у человека, парохода, самолета, чайника…

Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?».

Подвижная игра «Птички и кошка».

Подвижная игра «Воробушки».

Цель: активизация звука [ч’] в звукоподражании; развитие ловкости.

Ход игры: дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят.

На слова педагога:

                                В гнезде воробушки живут,

                                И утром рано все встают.

Дети раскрывают глаза, громко говорят:

                                Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!

                                Так весело поют.

После этих слов дети разбегаются по участку. На слова педагога: «В гнездышко полетели!» – возвращаются на свои места.

Труд на участке: пополнение кормушек разнообразным кормом.

ПТИЦЫ ЗИМОЙ

Цель: расширение и углубление знаний о жизни птиц в зимний период, развитие умения и желания помогать им.

Ход прогулки

Наблюдение. 

Обратить внимание детей на поведение птиц. Какие птицы прилетели к нам на участок? Какое у них оперение? (Оперение воробьев разное: одни с черной грудкой, с черными щечками, с белой полосой на крыле, другие однотонные, серовато-коричневые; в стайки собираются одинаковые по цвету.) Как ходят? (Познакомить с тем, что воробьи не умеют ходить, они прыгают.) Почему птицы прилетают к людям? (Зимой им не хватает еды, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, чтобы найти больше корма.) Люди делают кормушки для птиц и насыпают в них корм.

Стихотворения.

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холода не испугался,

С нами на зиму остался.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Подвижная игра «Собачка и воробьи».

Цель: закрепление знания о характерных движениях птиц, упражнять в умении имитировать их голоса.

Ход игры:  воспитатель объясняет детям: «Мы все будем воробьями. Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет изображать собачку? (Ребенок-«собачка» берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть».

Воспитатель.        Скачет, скачет воробей:

                                Скок-поскок!

                                Скок-поскок!

                                (Дети скачут, кто как может.)

                                Кличет маленьких детей:

                                   – Чив! Чив! Чив!

                                Чив! Чив! Чив!

                                (Дети повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)

                                Киньте крошек воробью,

                                Я вам песенку спою:

                                Чик-чирик!

                                Чик-чирик!

                                (Дети повторяют: «Чик-чирик!»)

Воспитатель. Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко.

«Собачка» выбегает и громко лает: «Ав-ав!» «Воробьи» разлетаются в разные стороны. Игра повторяется.

Игра малой подвижности. 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«КОРМУШКА»

Сколько птиц в кормушке нашей

(ритмично сжимают

и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.  

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,  

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

Трудовая деятельность: приготовление кормушек для птиц и кормление птиц, наблюдение над тем, как птицы клюют корм.

КАКИЕ ПТИЦЫ ЗИМУЮТ С НАМИ
(ГОЛУБИ, ВОРОНЫ, ВОРОБЬИ, ГАЛКИ)

Цель: расширение представлений о зимующих птицах, воспитание любови и привитие желания заботиться о них.

Ход прогулки

Наблюдение. 

Голуби – птицы крупные, они не так пугливы, как другие. Перед прогулкой взять крошек хлеба, чтобы покормить птиц. Придя на место их скопления, посмотреть на них. Что за птицы прилетели в нашу «столовую»? (Воробьи, голуби, вороны.) Затем спросить, много ли голубей? Предложить  посмотреть,  как  будем  кормить  птиц.  Посыпать  крошки в ряд, голуби будут клевать с двух сторон. Как разговаривают голуби? (Воркуют.) Голуби летают мало, больше ходят и при каждом шаге кивают головой, воркуют, как бы разговаривают друг с другом.

Беседа по вопросам.

– Где собирают корм воробьи?

– Где собирают корм голуби?

– Как ведут себя воробьи, вороны, голуби, галки в сильные морозы?

– Какие следы оставляют на снегу птицы?

Стихотворение.

Голубок красив собою,

И летает далеко,

Голубь древнею порою

Почту нес с собой легко.

Скоком-боком, боком-скоком

Ходит галка мимо окон.

                Е. Трутнева

– Давайте покормим птичек, которые прилетели к нам на участок и скачут под окошками, ждут, чтобы кто-нибудь им насыпал зернышек.

Подвижная  игра  «Собачка  и  воробьи»  

Малоподвижная игра «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей

(ритмично сжимают

и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек!

Трудовая деятельность: расчистка дорожек к кормушкам птиц.

Цель: формирование умения правильно пользоваться лопатками, осторожно насыпать корм в кормушку, тихо, не пугая птиц, подходить к кормушкам.


                                                              ГОЛУБИ

Цель: расширение представлений о жизни птиц, характерных признаках их внешнего вида; ввести в активный речевой словарь новые названия птиц; воспитание желания ухаживать за птицами.

Ход прогулки

Наблюдение. 

Голуби – птицы крупные. (Рассмотреть с детьми внешний вид птиц.) Что есть у птиц? (Крылья, голова, ноги, хвост.) Да, у них есть крылья – они летают. Посмотрите, куда голуби летают? Где они живут? Голуби бывают разного цвета, разной величины: есть маленькие, есть большие. Голубей называют иногда сизарями.

– Где собирают корм голуби?

– Как  ведут  себя  голуби  в  сильные  морозы?  Как  меняется внешний вид?

– Какие следы оставляют на снегу голуби?

Стихотворение.

Голуби, голуби, раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

                        И. Токмакова

Дети повторяют за воспитателем «Мы накормим крошками сизарей».

Потешки.

Андрей-ротозей,

Не гоняй голубей,

Голуби боятся,

На крышу не садятся.

* * *

Андрей-ротозей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

Не имей песок,

Не тупи носок,

Пригодится носок

Клевать колосок.

* * *

Люли, люли, люлюшки,

Прилетели гулюшки,

Гули гуливают,

Саша засыпает.

* * *

Гулюшки-гули,

Полетели-полетели

И на голову сели.

Сели-посидели,

Снова полетели.

Подвижная игра «Воробушки-пташки».

Цель: формирование умения быть внимательными, упражнять в умении действовать по сигналу.

Ход игры: на одной стороне площадки – «гнездышки», в них сидят «воробушки».

Воробушки-пташки,

Серые рубашки,

Вместе с солнышком встают,

Громко песенку поют:

Чик-чирик, чик-чирик,

Чик-чирик!

«Воробушки» спели песенку и «полетели» гулять. Они «летали, летали», сели на дорожку, нашли «зернышки» и начали «клевать».

Из гаража «выезжает машина». По сигналу воспитателя «Машина едет!» – «воробушки улетают» и «садятся на кустик», ведут себя тихо и смотрят, куда поедет машина. Машина возвращается в гараж.

«Воробушкам» стало весело, они еще раз спели песенку и «полетели» гулять. «Воробушки» могут не только зернышки «клевать», но и пить водичку, «чистить перышки», греть на солнце свои носики, но, как только появляется «машина», они «улетают».

В конце игры «воробушки» летят в свои «гнездышки».

Игра малой подвижности «Птички».

Эта птичка – соловей

(загибают по одному пальчику),

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – злой орлан.

(Машут сложенными крест-накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.

(Машут обеими руками, как крыльями.)

Трудовая деятельность: кормление птиц (покрошить хлеб, семена и покормить птиц, подзывая их: «Гули-гули…»).

Цель: воспитание желания помогать птицам перезимовать, пережить трудное время для них (голод, холод), ухаживать за птицами и заботиться о них.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОРОНАМИ

Цель: продолжение знакомства с многообразием зимующих птиц;  формирование умения замечать характерные особенности строения птиц; развитие наблюдательности и любознательности.

Ход прогулки

– Рассмотрите ворону, когда она сидит на заборе или на дереве. Ворона – птица двухцветная: туловище пепельно-серое, а клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Они целыми днями разыскивают себе пищу на дворах, обследуя мусорные ящики, помойки, свалки. Прилетают на кормушку, если заметят на ней корм или увидят, что другие птицы находятся рядом с ней. Они очень сильные и своим клювом могут раздробить даже кости.

Наблюдение за воронами вечером. Интересно посмотреть на их важную походку, когда они шагают, выставляя вперед по очереди свои «плечи» и кивая головой при каждом шаге. Подойдя к куче с пищевыми отбросами, вороны ворошат ее и извлекают клювом подходящий для себя корм. Потом ворона взлетает на ближайший забор или дерево и здесь съедает то, что поддается обработке клювом с помощью лап.

Можно заметить, что вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Если одна из них попадает в беду, другие члены стаи бросаются на обидчика и отвлекают его внимание на себя.

Приметы: вороны летают, кружатся стаями – к морозу; ворона нос под крыло прячет – к холоду; ворона купается – к ненастью; вороны каркают – к оттепели.

Поговорки и пословицы: у каждой пташки – свои замашки; вороне соколом не быть; покорми птиц зимою – послужат тебе весною; и птица чует, что холод будет.

Стихотворения.

ВОРОНА

Вот ворона сидит на заборе,

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы.

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны…

                        Н. Рубцов

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не погибли зря,

Всегда в любое время года,

Берегите птиц, друзья!

Загадка.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее… (ворона).

Дидактические  игры  «Что  это  значит?»,  «Когда  ты  это  делаешь?».

Русские народные игры «Снежная баба», «Зимующие и перелетные птицы».


                                    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОРОБЬЯМИ

Цель: продолжение знакомства с многообразием зимующих птиц; формирование умения замечать характерные особенности строения птиц.

Ход прогулки

– Обратите внимание на птиц. Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «Серый воробышек». А ведь на самом деле воробей вовсе не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосками. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая. Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлей, летом и осенью они клюют зернышки и семена растений. Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.

Приметы: если воробьи прячутся под крышу – будет мороз и метель; воробьи сидят на деревьях втихомолку – пойдет снег без ветра; если воробьи собираются в кучу и беспокойно чирикают – это к метели; воробьи дружно чирикают – к теплу.

Поговорки и пословицы: и птица чует, что холод будет; глупа птица, которой свое гнездо не мило.

Стихотворение.

                                                  МОЙ ПРИЯТЕЛЬ ВОРОБЕЙ

За что я люблю воробья?

За то, что он такой, как я:

Когда приходят холода –

Не улетает никуда!

                        И. Левин

Загадка.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица.

                        (Воробей.)

Дидактические игры «Что это за птица?», «Кто (что) летает?».

Подвижные игры «Воробушки», «Совушка».

Труд на участке: подкормка птиц.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОРОКАМИ

Цель: продолжение знакомства с многообразием зимующих птиц; формирование умения замечать характерные особенности строения птиц, называть птиц, прилетающих на участок.

Ход прогулки

– Обратите внимание на нового гостя на кормушке (сорока). Она выбирает косточки и долбит их своим сильным клювом. Обратить внимание, как красива сорока на снегу. Это большая белая птица. Много  прозвищ у сороки: сорока-белобока, сорока-стрекотуха. Белобока, потому что по бокам перышки у сороки совсем белые, а голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой, словно стрела. Стрекотухой сороку величают за то, что она, перелетая с место на место, громко стрекочет: громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают лесных жителей об опасности.

Послушайте народную потешку:

Стрекотунья-белобока

Возле горницы моей.

Скачет пестрая сорока

И зовет ко мне гостей.

Приметы: сорока лезет под крышу – будет метель; птица хохлится – к непогоде; если птицы спустились и садятся на землю – будет оттепель.

Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордится; всякая птица своим клювом сыта.

Стихотворение.

СОРОКА

Скачет сорока по ельничку,

Бьет хвостом по метельничку.

Холодно сороке без шубки скакать,

Плачет сорока, да негде взять.

Загадки.

Как снег бела,

Как сажа черна,

Вертлява, как бес,

Повертелась да в лес.

                        (Сорока.)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

                        (Сорока.)

Дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «Кто кем будет?».

Подвижная игра «Охота на зайцев».

Татарская народная игра «Лисичка и курочки».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СИНИЦАМИ

Цель: продолжение знакомства с многообразием зимующих птиц; формирование умения замечать характерные особенности строения птиц: размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела; напомнить названия птиц, прилетающих на участок.

Ход прогулки

– Обратите внимание на синичек возле кормушки. У этой маленькой птички оперение яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает с ветки на ветку и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Особо любит синичка лакомиться салом. Поэтому старшие дети кладут в кормушку кусочки несоленого сала.

Приметы: если синички с утра начинают пищать – ночью бывает мороз; утром кричат синицы – к морозу.

Поговорки и пословицы: мала синичка, да коготок остер; покорми птиц зимою – послужат тебе весною; всякая птица своим пером гордится; всякая птица своим клювом сыта.

Стихотворение.

СИНИЦА

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки – на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

                        А. Барто

Загадки.

Ты с модницей этой

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится –

Все хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится… (синица).

                                Е. Ильин

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

А кого червяк боится?

Угадали? Это… (птица).

Дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «Так бывает или нет?».

Подвижные игры «Птички и кошка», «Ловишки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая подборка загадок о транспорте

Наиболее полная подборка загадок о различных видах транспорта....

Подборка загадок о животных и птицах.

Когда начала работать в детском саду, стала собирать загадки в отдельную тетрадь. Сейчас мне эта тетрадка очень помогает. Она пополняется, конечно. Предлагаю загадки о домашних и диких животных и птиц...

Подборка коротких рассказов и скороговорок по лексическим темам

Материал будет полезен воспитателю для работы с детьми на занятиях....

Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)

Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...

Подборка пальчиковых игр к программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет.

Подборка пальчиковых игр к программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет....