Рабочая программа вторая младшая группа
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа первая младшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2_mladshaya_gruppa.docx | 58.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ
детский сад «Сказка»
__________ М.Ю.Селиверстова
Приказ № ____ от «__»_____ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА «ГНОМИКИ»
с. Леуши - 2015
Содержание рабочей программы
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………….3
1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…………………..3
1.3. Значения для разработки и реализации Программы…………………………….4
1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы…………….................5
2.Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности………………………………………..7
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы………………………………………………………………………............8
2.3.Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик…………………………………………………………………………………10
2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы………………….10
3 Организационный раздел.
3.1.Режим дня………………………………………………………………………12
3.2.Традиционные праздники, события, мероприятия………………….12
3.3.Модель воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе…………………………………………………………………………………. 12
3.4. Особенности взаимодействия педагога семьями воспитанников……………..13
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………….16
3.6.Описание материально-технического обеспечения Программы……………..16
3.7 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания………………17
Приложение
Приложение 1.Возрастные особенности детей 3-4 лет………………………….20
Приложение 2. Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 3-4 лет………………………………………………………………………………………22
Приложение 3.Перечень развлечений и праздников………………………………26
Приложение 4.Перспективное планирование по экологическому воспитанию..27
Целевой раздел программы.
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ детский сад «Сказка» «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и отражает особенности содержания и организации воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе.
Цель программы: Создание благоприятных условий детей второй младшей группы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, развивать личность ребенка 3-4 лет, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Задачи программы:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящиеся к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов деятельности, и их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.
1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы:
- соответствует принципу развивающего образованию;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности материала;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности
- взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
1.3.Значения для разработки и реализации Программы.
Дошкольное учреждение функционирует в режиме 12 часового пребывания детей при пятидневный рабочий период с 7.30-19.30 ч.
Данная рабочая программа реализуется в течении всего времени воспитанников в детском саду. Обязательная часть программы разработана в соответствии с ООП детского сада на 2019-2020 год объем обязательной части составляет 60% и 40% вариативного формирования участниками программы. (Приложение1)
Сведенье о семьях воспитанников.
Возраст | Образование | |||||||
До 30 лет | 31-40 | 41-50 | 51-60 | Высшее | Средне-специальное | Среднее-общее | Другое | |
Отцы | %60 | 30% | 10% | - | 15% | 60% | 25% | - |
Матери | %60 | 30% | 10% | - | 20% | 60% | 10% | - |
Социальный статус семей (количество)
Статус | Отцы | Матери |
Служащие | 10% | 30% |
Рабочии | 80% | 60% |
Бизнесмены (ЧП) | 10% | - |
Занятые домашним хозяйством | - | 10% |
Другое | - |
1.4.Планируемые результаты освоения рабочей программы
Планируемые результаты освоения рабочей программы- это целевые ориентиры ДО (4.1. ФГОС ДО) которые представляет собой социально- нормативные возрастные характеристики возможные достижения на этапе завершения рабочей программы.
Согласно решению Педагогического совета, планируется результаты. Мониторинг проводится два раза в год (первичное с 15 сентября, итоговое с 15 мая).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Целевые ориентиры Образовательной программы ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
2.Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности.
Содержательный раздел программы разработан и сформирован на основе общеобразовательной программой МКДОУ детский сад «Сказка» «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка соответствует программе «От рождения до школы».
Направления развития | Описание образовательных областей | Содержание в контексте программы «От рождения до школы» |
Социально-коммуникативное развитие | Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. | Социализация, развития общения, нравственное воспитание. Ребенок в семье и обществе. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Формирование основ безопасности. |
Познавательное развитие | Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей любознательности познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности. | Формирование элементарных математических представлений. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с природным окружением. Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с миром природы. |
Речевое развитие | Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. | Развивающая речевая среда. Формирование словаря. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. |
Художественно-эстетическое развитие | Художественно-эстетическое развитие предполагаетразвитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру. | Приобщение к искусству. Изобразительная деятельность. Конструктивно-модельная деятельность. Музыкальная деятельность |
Физическое развитие | Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, направленных на развитие физических качеств, выполнением основных движений формирование начальных представлений о некоторых видах спорта | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура. |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
Вариативные формы образовательной деятельности распределена с учетом основных видов детской деятельности дошкольников.
Образовательные направления развития | Содержание образовательных областей | Деятельность модуль | |
Виды детской деятельности (ФГОС ДО п.2.7.) | Формы и приемы организации образовательного процесса | ||
Социально-коммуникативное развитие | «Социализация», «Безопасность», «Труд» | Игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, другие виды игр) Самообслуживание и бытовой труд (в помещении и на улице) Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | Совместная образовательная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность в семье. |
Познавательное развитие | «Познание» «ФЭМП» | Познавательно-исследовательская деятельность Конструктивная деятельность | Совместная образовательная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность в семье. |
Речевое развитие | «Коммуникация» | Восприятие художественной литературы и фольклора. Развитие речи. Художественная литература | Совместная образовательная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность в семье. |
Художественно-эстетическое развитие | «Продуктивная» | Изобразительная деятельность. Музыкальная деятельность. | Совместная образовательная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность в семье. |
Физическое развитие | Физическая культура | Двигательная | Совместная образовательная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность в семье. |
Вариативность форм образовательной деятельности
Виды деятельности | Возможные формы работы |
Игровая | Сюжетные игры. Игры справилами. |
Коммуникативная | Беседы. Ситуативный разговор. Речевая ситуация составление и отгадывание загадок. Сюжетные игры. Игры с правилами. |
Трудовая | Совместные действия. Дежурства. Поручение. Задание. Реализация различных проектов. |
Познавательно-исследовательская | Наблюдение. Прогулка. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Моделирование. Игры с правилами. Проектная деятельность. Коллекционирование. |
Продуктивная | Мастерские продуктов по изготовлению детских творческих работ. Реализация проектов. |
Музыкально-художественная | Импровизация. Музыкально-дидактические игры. Слушанье. Исполнение. Подвижные игры с музыкальным сопровождением. Имитация движений. |
Двигательная | Подвижные игры разной направленности. Игры с правилами. Игры-эстафеты. Соревнование. Игровые упражнения с элементами видов спорта. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Разучивание произведений и фольклора. Чтение художественной литературы. Театрализованная деятельность Реализация проектов. Обсуждение художественной литературы. Постановка проблемной ситуации. |
Система образовательной деятельности педагога
Образовательная деятельность | В ходе режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями воспитанников |
НОД Игры разной направленности. Проектная деятельность | Беседы, чтение художественной литературы, подвижные и спортивные игры, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, прогулки. | Сюжетно-ролевые игры, спортивные, подвижные, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованная деятельность | Участие в управлении ДОУ и группы(родительский комитет группы, ДОО),коллективные индивидуальные формы взаимодействия, совместные мероприятия, мониторинг семей и пр. |
Вариативные формы образовательной деятельности распределены с учетом основных видов детской деятельности дошкольников.
Решение программных задач осуществляется в процессе организации разных видов детской деятельности: режимных моментах, самостоятельной деятельности, взаимодействие семьей воспитанников и социальными партнерами.
2.3.Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентированно на разностороннее развитие дошкольников второй младшей группы с учетом индивидуальных особенностей.(Приложение 2)
2.4Способы и направления поддержки детской инициативы
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных», действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания.
Использование разнообразного дидактического материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.
Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности.
Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог-дети», «дети-дети».
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
Обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее-зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
3. Организационный раздел.
3.1 Режим дня.
Правильный распорядок дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика | 7.30 – 8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.10 – 8.50 |
Подготовка к образовательной деятельности | 8.50 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность | 9.00 – 10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.00 – 11.50 |
Возвращение с прогулки, игры | 11.50 – 12.10 |
Подготовка к обеду, обед | 12.10 – 12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.30 – 15.00 |
Постепенный подъем, гимнастика после сна | 15.00 – 15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.50 – 16.00 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 15.50 – 16.10 |
Чтение художественной литературы | 15.50 – 16.10 |
Подготовка к вечерней прогулке, прогулка | 16.10 – 17.00 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.00 – 17.30 |
Игры детей | 17.30 – 18.45 |
Уход детей домой | 18.45 – 19.00 |
Режим работы в период карантина.
Система мероприятий с целью распространения инфекционных заболеваний из эпидемиологического очага и ликвидации очага.
Эпидемиологический процесс характеризуется сезонными изменениями, вспышками возникающие которые поражают 20% детей общего количества. Сроки продолжительности карантина устанавливаются на основе данных. Карантинные мероприятия в группе предполагаются карантинным режимом.
3.2. Традиционные праздники, события, мероприятия.
Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников 3-4 лет по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.(Приложение 3)
3.3 Модель воспитательное-образовательного процесса во второй младшей группе.
При осуществлении воспитательное-образовательного процесса с воспитанниками учитываются(климатические, культурно-исторические, национально-культурные, этнокультурные и пр.) формы образовательной деятельности, исходя из состава детей, родителей и сотрудников.(Приложение 4)
3.4 Особенности взаимодействия педагога семьями воспитанников.
Месяц | Форма работы | Цель | Оформление дополнительного материала | Ответственные исполнители |
Сентябрь | - Родительское собрание «Давайте познакомимся» - Оформление наглядно – текстовой информации: «Уголок для родителей»; режим дня; сетка занятий; возрастные характеристики детей 3 – 4 лет; - Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей. Анкета «Адаптация малыша» | Знакомство родителей с общеобразовательной программой. Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Создание родительского комитета. | Объявление, анкеты, опрос «Вопросник», информационный плакат, наглядность, список необходимых для группы обновлений. | Воспитатели |
Октябрь | - Фотовыставка «Будем знакомы!» с рассказом о семье. - Выставка поделок из природного материала «Чудесные превращения». | Узнать о семьях, их интересах, занятиях. Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле | Семейные фото, общее оформление выставок; подготовка информационного плаката «Совместный труд ребенка и взрослого». | Воспитатели Родители |
Ноябрь | Оформление наглядно – текстовой информации: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!» Досуг «В гости к Айболиту» | Привлечение родителей к профилактики заболеваемости. Ознакомление родителей с приемами профилактики простудных заболеваний в осеннее – зимний период. | Информирование родителей – объявление; наглядность, оформление стенда. | Воспитатели Родители |
Декабрь | - «К нам шагает новый год» привлечение родителей к праздничному украшению группы. - Выставка поделок «Новогодний калейдоскоп!». Привлечение родителей к уборке от снега участка. | Формировать у детей и родителей интерес и желание совместно украсить группу к празднику. Формировать у детей и родителей интерес к совместному творчеству. Получить положительные эмоции от праздника, удовлетворение от участия, воспитывать сплочение, коммуникабельность. | Приобретение и изготовление в группу украшений; оформление выставки; костюмы, стихи, подарки. | Воспитатели Родители Дети |
Январь | - Папки – передвижки: «Зимние игры и развлечения». - День добрых дел «Снежные постройки». | Познакомить родителей с развлечениями детей на улице в зимнее время. Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками. Положительные эмоции всех участников, оздоровление. | Изготовление наглядно – информационного материала; подготовка объявления. | Воспитатели Родители |
Февраль | - Изо выставка в рубрике «Военная техника». - Фотогазета «Самый лучший папа мой!» Привлечение родителей к уборке от снега участка. | Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей. Привлечь родителей и детей к оформлению выставки–поздравления к Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. | Папка с информацией по изо материалам. Выставка рисунков; фото рассказы, рисунки детей, стихи, пожелания. | Воспитатели Родители Дети |
Март | - Совместно проведённый весенний праздник. - Совместное создание в группе огорода. (посадка лука) - | Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности. Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. | Наглядность, стихи, атрибуты праздника, подарки мамам; наглядность, пластиковые бутылки, земля, семена; Подбор групповых игр, домашних игр, ситуации, проблемные вопросы. | Воспитатели |
Апрель | - Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!» - Оформление наглядно – текстовой информации: «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка». Физкультурный досуг «В поисках колобка» | Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке, углублять знания детей о птицах. Дать знания о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Выставка, стихи, игры – рисунки, подготовка выставки и наглядно – информационного материала. | Воспитатели Родители |
Май | - Родительское собрание «Наши достижения». - Оформление наглядно – текстовой информации: «Уголок для родителей»: «Что должен знать и уметь выпускник младшей группы». | Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить для летнего оформления с инновационной работой, рассказать о летнем режиме работы сада, подготовить родителей к началу следующего года. | Наглядность, консультация, подбор игр. | Воспитатели Родители |
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда является важным фактором воспитании детей дошкольного возраста.
Выделяется микро и макро среда.
Микросреда- внутреннее оформление группы.
Макросреда-ближайшая среда детского сада, ближайшая территория.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть:
• Содержательно-насыщенной, развивающей;
• Трансформируемой;
• Полифункциональной;
• Вариативной;
• Доступной;
• Безопасной;
• Здоровьесберегающей;
• Эстетически-привлекательной.
Основные принципы организации среды
Оборудование группы должно быть безопасным, здоровьесберегающим, развивающим и привлекательным. Предметно-пространственная среда должна быть пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности детей. Пространство группы следует организовать в виде хорошо разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Оснащение центров должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров могут выступать:
• Центр для сюжетно-ролевых игр;
• Центр ряженья;
• Центр книги;
• Центр театрализованных игр;
• Центр настольных игр;
• Центр изобразительной деятельности;
• Центр природы;
• Спортивный центр;
• Центр игры с песком и водой;
• Центр для разнообразных видов самостоятельной деятельности (конструктивной, музыкальной);
• Игровой центр для девочек, мальчиков.
Оснащение меняется с тематическим планированием.
3.6.Описание материально-технического обеспечения Программы.
В соответствии с ФГОС, материально-технического обеспечения программы включает в себя учебно-методический, оборудование, оснащение (предметы).
Учебно-методический комплект к программе.
- примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;
- комплексно-тематическое планирование;
- пособие по управлению организации работы в дошкольной организации;
- методические пособия для педагогов по всем направлениям развития ребенка
- наглядно-дидактические пособия;
- комплект для творчества;
- вариативные парциальные (авторские) программы;
- электронные образовательные ресурсы.
Здания и помещения дошкольного учреждения имеет базовый уровень.
3.7 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Вторая младшая группа. Авторы-составители: АтарщиковаН.А., Осина И.А., Горюнова Е.В. - Издательство: Учитель, 2012
- Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа Авторы-составители: Мезенцева В.Н., Власенко О.П. - Издательство: Учитель, 2012
- Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Вторая младшая группа /Авт.сост.Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В. - Издательство: Учитель, 2012
- «Физкультура первая и вторая младшие группы» под ред. М.А. Фисенко, Корифей, Волгоград, 2008.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет), М.,2005
- Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет. М., 2005
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / под ред. Т. С. Яковлевой. — М.: Школьная пресса, 2006.
- Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. — М.: Просвещение, 2002.
- «Занятия по правилам дорожного движения» под ред. Н.А. Извекова, Творческий Центр «Сфера», 2008.
- «Дошкольники на прогулке» под ред. А.С. Галановой, Педагогическое общество России, Москва, 2005.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б.. Социально-коммуникативное развитие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- «Трудовое воспитание в детском саду», под ред. Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой, Мозаика-Синтез, 2005.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.
- «Трудовое воспитание в детском саду», под ред. Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой, Мозаика-Синтез, 2005.
- А.Н. Малышева Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева.- Ярославль: Академия Холдинг,2004
- «Математика в детском саду» под ред. В.П. Новиковой, Мозаика-Синтез, 2007.
- «Мы» программа экологического образования детей. Под ред. Т.А. Шеленок, «Детство-ПРЕСС», 2004.
- «От осени до лета. Для воспитателей детских садов» под ред. Л.А. Владимирской, «Учитель», Волгоград, 2003
- «Экологические занятия», под ред. Т.М. Бондаренко, ТЦ «Учитель», 2004.
- «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», под ред. А.И. Иванова, «Сфера», 2004.
- Изобразительная деятельность детей в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации» под ред. И.А. Лыковой, «Сфера», М., 2007.
- «Конструирование и художественный труд в детском саду» под ред. Л.В. Куцаковой, Технический центр СФЕРА, 2008.
- «Занятия по развитию речи», под ред. В.В. Гербовой, Мозаика-Синтез, 2008.
- «Занятия по развитию связной речи дошкольников «Сказкотерапия» под ред. О.А. Шохова, «Сфера, М., 2009.
- «Конспекты занятий во второй младшей группе» под ред. Н.А. Карпухиной, «Педагогика нового времени», Воронеж, 2007.
- «Материал по занятию по развитию речи», под ред. Т.И. Подрезовой, Ариас-ПРЕСС, Москва, 2008.
- «Воспитание сказкой» под ред. Л.Б. Фесюковой, Филио.Москва, 2004.
- Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. — М.: Сфера, 1998.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика- Синтез, 2005
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия . 2-4 года / Сост. В.В. Гербова В.В., Ильчук Н.П. и др.- М.: , 2005.
- Т.М. Бондаренко Комплексные занятия в детском саду / Т.М. Бондаренко.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.
- Г.В. Вихарева Художественно-эстетическое развитиельные сценарии для детей.- СПб.: «Детство-Пресс» 1999
- Г.В. Вихарева Песенка звени.- СПб.: «Детство-Пресс» 2001
- Ветлугина Н. А. Художественно-эстетическое развитиельное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. — 240 с.: ноты. — (Б-ка воспитателя дет. сада).
- Дзержинская И. Л. Художественно-эстетическое развитиельное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя детского сада (из опыта работы). — М.: Просвещение, 1985. — 160c.: ноты.
- Петрова В. А. Мы танцуем и поем. — М.: Карапуз, 2003.
- Петрова В. А. Художественно-эстетическое развитие и малыш.- М.: Карапуз, 2001.
- Н.Ю. Картушина Развлечения для маленьких детей -Изд. Сфера М.:
Приложение 1
Возрастные особенности детей 3-4 лет
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивыеизбирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Приложение 2
Планирование организованной образовательной деятельности.
Базовая образовательная деятельность | Количество в неделю | Количество в год | Интеграция образовательных областей |
«Физическое развитие» Физическая культура | 2 | 72 | Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
Познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений» | 1 | 36 | Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» |
Познавательное развитие «Формирование целостной картины мира» | 1 | 36 | Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» |
Речевое развитие» Развитие речи | 1 | 36 | Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» |
Художественно-эстетическое развитие» - рисование - лепка/аппликация | 1 1 | 36 36 | Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Физическое развитие |
«Художественно-эстетическое развитие» Музыка | 2 | 72 | Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Физическое развитие» |
По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей возраста от 3 до 4 лет допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, составляет 10 занятий. Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности составляет не более 15 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 3-4 лет
Месяцц | Неделя | Тема | Содержание работы |
Сентябрь | 1 | Здравствуй, детский сад! | Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить детей с воспитателями, с детским садом (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, горшок, полотенце, с игрушками и пр.) |
2 | Здравствуй, детский сад! | Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить детей с воспитателями, с детским садом (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, горшок, полотенце, с игрушками и пр.) | |
3 | Игрушки | Формировать умение играть рядом не мешая друг другу. Развивать интерес к игровым действиям, умение играть вместе. Формировать начальные навыки ролевого поведения. | |
4 | Осень | Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежда людей, изменения на участке детского сада) | |
Октябрь | 1 | Овощи | Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах. |
2 | Фрукты | Расширять знания об урожае, о некоторых фруктах. | |
3 | Деревья, кусты на нашем участке | Дать первичные представления о деревьях и кустах на участке детского сада. | |
4 | Потешки | Познакомить с разными потешками, расширять словарь ребенка. | |
Ноябрь | 1 | Транспорт | Познакомить детей с различными видами транспорта. Формировать умение взаимодействовать с игрушками |
2 | Домашние животные (и их детеныши) | Познакомить детей с домашними животными и их детенышами. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида. | |
3 | Дружная семья | Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностей. | |
4 | Одежда и обувь | Расширять представления детей об одежде и обуви (сезонная смена одежды, ее разнообразие) | |
Декабрь | 1 | Зима | Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада) |
2 | Птицы (домашние и дикие) | Познакомить детей с птицами домашними и дикими, их особенностями. | |
3 | Профессии | Познакомить с разными профессиями, расширять кругозор детей. | |
4 | Новогодний праздник | Формировать представления о Новом годе, как о веселом и добром празднике. | |
Январь | 1 | Новогодний праздник | Формировать представления о Новом годе, как о веселом и добром празднике. |
2 | Зимние забавы | Расширять представления о зиме, о безопасном поведении зимой (катание на санках, на коньках, лыжах) | |
3 | Транспорт | Познакомить детей с разнообразием транспортных средств, с основными его частями, знакомить с элементарными правилами дорожного движения. | |
4 | Мой дом | Закреплять знания о семье, о доме в котором живут, об удобствах в быту. | |
Февраль | 1 | Мебель | Закреплять знания об удобствах в быту, расширять знания о мебели. |
2 | Военная техника | Закреплять представления о видах техники | |
3 | Комнатные растения | Формировать представления о некоторых комнатных растениях, их частях. | |
4 | Папин праздник | Формировать первичные представления о мужчинах, как защитниках. Воспитывать внимательное отношение к родным (отцу, дедушке, брату) | |
Март | 1 | Мамин день | Воспитывать чувство любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. |
2 | Весна | Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада) | |
3 | Посуда | Закреплять знание детей о посуде, ее назначения и использования. | |
4 | Кто живет в лесу? (дикие животные) | Познакомить детей с дикими животными и их детенышами. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида. | |
Апрель | 1 | Рыбки в аквариуме | Познакомить детей с некоторыми видами декоративных рыб, с особенностями их внешнего вида. |
2 | Предметы во круг нас | Формировать представления об окружающей среде (удобства быта, особенности в постройке зданий, устройства детских площадок и пр.) | |
3 | Труд взрослых | Формировать элементарные представления о труде взрослых (наблюдение за няней, дворником) | |
4 | Птицы | Познакомить с птицами, их внешним видом, средой обитания. | |
Май | 1 | Цветы на лугу | Познакомить детей с цветами на участке детского сада, их строением. |
2 | Насекомые | Познакомить детей с насекомыми на участке детского сада, их строением. | |
3 | Правила дорожного движения | Формировать элементарные представления о правилах дорожного движения. Вызвать положительные эмоции. | |
4 | Скоро лето | Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада) |
Приложение 3
Перечень развлечений и праздников
Праздники. Новогодняя елка, «Мамин праздник», День защитника отечества, «8 Марта», «Осень», «Весна», «Лето».
Тематические праздники и развлечения. «Здравствуй осень», «В весеннем лесу», «Здравствуй лето», «На бабушкином дворе».
Театрализованные представления. «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «потешки да шутки», «Были-небылицы», «Бабушка-загадушка» (по мотивам русского фольклора).
Музыкально-литературные развлечения. Концерт для кукол, представления «Мы любим петь и танцевать».
Спортивные развлечения. «Кто быстрее», «Зимние радости», «Мы растем сильными и смелыми».
Забавы. «Музыкальные заводные игрушки», «Сюрпризные моменты», забавы с красками и карандашами.
Приложение 4
Перспективный план работы по экологическому воспитанию
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | Музыкально – дидактическая игра: «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы) |
Сентябрь | Пальчиковая игра: «У оленя дом большой» |
Сентябрь | Дидактические игры: «Чей домик», «» |
Сентябрь | Конструирование: «Ферма», «Бабушкин двор», «Птичий двор» |
Октябрь | Чтение и рассказывание сказок «Снегурушка и лиса», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Курочка ряба», «Теремок», «Бычок – смоляной бочок» и других. |
Октябрь | Музыкально – дидактические игры: «Трень – брень, гусельки», «Кто позвал?» и другое. |
Октябрь | Ряженье «Чудесный сундучок» |
Октябрь | Настольный театр по сказке «Курочка ряба», «Маша и медведь» |
Ноябрь | Подвижные игры: «Коза», «Кукушка», «У медведя во бору» |
Ноябрь | Просмотр презентации: «Мое село» |
Ноябрь | Разучивание потешек «Как у нашего кота», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Идет коза рогатая», «Наш козел», про корову и бычка, «Бычок – резвые ножки» |
Ноябрь | Досуг «Польза овощей», Оформление книги родителями «Полезные витамины» |
Декабрь | ООД: «Белая береза» |
Декабрь | Лепка «Зерна для птичек», «Ягоды», «Улитка», «Яйца», «Грибы» и другие. |
Декабрь | Аппликация: Лоскутная аппликация «Дорожка (коврик)», «Заготовки на зиму», «Овощи и фрукты» |
Декабрь | |
Январь | Изготовление кормушки для птиц с родителями |
Январь | Презентация: «Животные нашего края» |
Январь | Эксперименты «Замерзшая вода», «Тающий лед», «Звенящая вода» |
Январь | Рассматривание альбомов в уголке природы |
Февраль | Музыкально – дидактические игры: «Полетаем как снежинки», «Изобразим животное» и другие |
Февраль | Презентация «Зимушка зима» «Дикие животные» |
Февраль | Чтение рассказов о птицах |
Февраль | Циклические наблюдения за птицами на кормушке, в скворечнике. Изготовление скворечников |
Март | Праздник: «Масленица» |
Март | Аппликация «Первые цветы» |
Март | Беседы о диких животных и детенышах |
Март | Рассматривание гербария |
Апрель | Презентация «Цветные загадки» |
Апрель | Экскурсии в парк «Ищем приметы весны» |
Апрель | «Насекомые» просмотр презентаций |
Апрель | Огород на окне «Во саду ли, в огороде» (посадка семян, полив). |
Май | Театрализованная игра: «Котик, котик, поиграй» (с использованием русского народного фольклора). |
Май | Отгадывание загадок «Кто спрятался?» (загадки о домашних животных, о весне, воде, солнце) |
Май | Наблюдение за первыми растениями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа второй группы раннего возраста по реализации основной образовательной программы (по программе "Первые шаги")
Данная Рабочая программа сформирована на основе основной образовательной программы ДОУ, с учетом особенностей образовательного учреждения, региональной специфики ,социокультурной ситуации развития каж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы (с 5 до 6 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
Рабочая программа старшей группы №9 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям Ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы (с 6 до 7 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
СОДЕРЖАНИЕ. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.1. Пояснительная записка.1.1. Цели и задачи реализации Программы.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.1.3. Возрастная характеристика детей 6 -7 лет.1.4. ...
Рабочая программа средней группы (4-5 лет) составлена с учетом Основной образовательной программы МБДОУ д/с №24 «Аленький цветочек» и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К
Рабочая программа средней группы «Гномики» МБДОУ д/с 24 «Аленький цветочек» (далее – Программа) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учет...