Программа "Одарёшка"
рабочая программа
Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой,
физкультурно-спортивной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odareshka.docx | 53.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад «Улыбка» г. Ельня
ПРОГРАММА
«ОДАРЁШКА»
Разработала: Музыкальный руководитель
МБДОУ Детский сад «Улыбка» г. Ельня
Афонченкова И. Д.
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность темы.
1.2. Нормативно-правовая база программы
1.3. Цели и задачи программы
2. Теоретическое обоснование
3. Психолого-педагогическая диагностика одаренности дошкольников
4. Условия реализации программы
5. Мониторинг эффективности работы с одаренными детьми
Список литературы
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность темы.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
1.2. Нормативно-правовая база программы:
- Основные положения «Декларации прав человека», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
1.3. Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи:
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы с одаренными детьми.
- Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
- Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
- Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
2. Теоретическое обоснование
В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.
Согласно «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003), разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок– это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды.
Выделяется несколько ее основных структурных компонентов: когнитивный, личностный (мотивационный), творческий:
1) общие и (или) специальные (музыкальные, художественные, математические и др.) способности выше среднего уровня;
2) доминирующая познавательная мотивация;
3) креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии, порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы деятельности).
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. Иногда можно обнаружить, что у таких детей познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она ненасыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка.
Постепенно к 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем ровесники. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать.
Если до этого ребенок, обнаруживая неясное, неизвестное, замечая противоречие, формулировал вопрос к другим: родителям, воспитателям, старшим детям, то с 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.
Многолетние исследования психологов выявили, что наиболее рано признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве.
До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. Примерно в 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах. Подражание является ступенькой к первым попыткам (в 5-6 лет) придумать что-то свое.
Похожая картина наблюдается при раскрытии художественной одаренности. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать.
Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации.
Для других одаренных детей не составляет большого труда просчитывание «в уме» сложных шахматных композиций. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.
Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме № 1 и в таблице 1.
Таблица 1
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
3. Психолого-педагогическая диагностика одаренности дошкольников
Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
Задачи:
1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
Мониторинг проводится в трех направлениях:
1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития).
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Требования к психолого-педагогическому мониторингу одаренности дошкольников:
1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей. Вывод об одаренности дошкольника не может быть сделан на основе оценки одного или нескольких параметров (например, интеллект и креативность).
2. Длительность процесса идентификации одаренности. Необходимо развернутое во времени наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника в разных ситуациях.
3. Многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальными особенностями дошкольника. Идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
4. Диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора (по уровню достижений) перейти к диагностике прогноза и развития. Решение данной задачи связано не только с психологическим тестированием, но и с проведением наблюдения и диагностики развития детской одаренности, осуществляемой педагогом по специально разработанные методикам.
5. Анализ поведения дошкольника в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные игровые занятия, вовлечение различные формы предметной деятельности).
6. Экспертная оценка продуктов деятельности дошкольников (рисунков, поделок, аппликаций, стихотворений, проектов и пр.). При этом необходимо привлекать к диагностическому обследованию психолога.
7. Использование игровых методов (диагностические игры), в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, долговременную диагностику.
8. Учет при диагностике детской одаренности потенциальных возможностей ребенка. При выявлении одаренных дошкольников необходимо дифференцировать: актуальный уровень развития одаренности; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности; потенциальные возможности ребенка к развитию (зону ближайшего развития).
9. Диагностическое обследование необходимо проводить в ситуации реальной жизнедеятельности дошкольников.
10. Использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют дошкольнику проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности.
11. Анализ реальных достижений дошкольников в различных творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.
12. Использование экологически валидных методов диагностики. Экологически валидные методы диагностики имеют дело с оценкой реального поведения дошкольника (процессуальные характеристики) в реальной ситуации, – анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок, аппликаций, стихотворений, проектов и пр.), наблюдение за детьми в процессе занятий и свободных игр, беседа с педагогами (воспитателями) и родителями, экспертные оценки педагогов, психологов, родителей. Данная группа методов является значимой в выявлении одаренных дошкольников.
Подбор диагностического инструментария.
Для выявления одаренности дошкольников необходимо привлекать психологов, педагогов и родителей, что предполагают использование соответствующих методов и методик.
Методики могут быть также поделены по содержанию на три группы: методики диагностики интеллекта, креативности, психосоциального развития личности дошкольника.
Выбор диагностических методик определяется возрастным контингентом обследуемых детей, выявляемыми видами и компонентами одаренности, поставленными диагностическими задачами, уровнем подготовленности психолога и педагогов к работе с данными методиками.
В таблице 3 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка.
По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Таблица 3
- Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
- Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.
- Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.
4. Условия реализация программы
Задачи:
- Организовать предметно-развивающую среду для раскрытия способностей детей и эффективной работы с ними.
- Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:
Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.
Формы и методы работы с детьми.
Развитие одаренных детей ДОУ происходит через:
1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);
8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний;
11) наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов;
12) работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
13) участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества;
14) участие детей в муниципальных соревнованиях, конкурсах детского творчества, фестивалях, выставках, конкурсах чтецов и др.
15) тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.
Организация взаимодействия с родителями одаренных детей
Задачи:
- создать условия для развития одаренных детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.
Вид одаренности | Составляющая | Формы совместной работы |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Клуб «Юный краевед»; создание обучающих презентаций; совместная проектная деятельность; походы, экскурсии, встречи. |
Способности к обучению | Развитие психических функций «Умники и умницы»; Обучение английскому языку «Веселый английский»; Кружок «Гнездышко» | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Кружок «Семицветик»; Художественная мастерская «Фантазия»; совместные и персональные выставки творческих работ; творческие конкурсы |
Вокальная одаренность | совместные традиционные праздники, развлечения и досуги; Фото-выставки, фото-коллажи | |
Литературная одаренность | Педагогическая гостиная «Развиваем речь, играя» конкурс чтецов, совместные праздники | |
Артистическая одаренность | Совместные традиционные праздники, развлечения и досуги; Фото-выставки, фото-коллажи | |
Конструкторская одаренность | Конкурс поделок, Фото-выставки, фото-коллажи | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Кружок «Растишка» Спортивные праздники, соревнования |
Хореографическая одаренность | Кружок «Морячка»; совместные традиционные праздники, развлечения и досуги | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | участие в акциях; папки-передвижки; памятки для родителей |
Лидерская одаренность |
5. Мониторинг эффективности работы с одаренными детьми
- Мониторинг проводится в начале и конце учебного года: на этапе выявления одаренности и по результатам работы в соответствии с их индивидуальными маршрутами;
- Результаты развивающей работы с одаренными детьми обсуждаются и выявляются проблемы;
- производится коррекция программы в соответствии с выявленными проблемами
Основные критерии эффективности работы с одаренными детьми
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
2. Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
3. Увеличение абсолютных и относительных показателей достижений способных детей и детей, проявляющих признаки одаренности;
4. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
5. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
6. Повышение социального престижа учреждения.
7. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одаренными детьми.
Система поощрительных мер для одаренных детей
Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений.
Приведение этих мер в систему и ее регулирование формирует стимулирующие мотивы одаренных обучающихся, способствует оказанию им социальной помощи и поддержки:
- бенефисы одаренных воспитанников, персональные выставки;
- награждение благодарственным письмом, грамотой;
- награждение подарками;
- поручение ведущих, исполнительских ролей;
- обеспечение участия в конкурсах, выставках, смотрах, фестивалях различных уровней;
– информация о достижениях на официальном сайте ДОУ.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
2. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. М., 2004.
3. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7). Методическое руководство. М., 1994.
4. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / авт-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. Гродно, 2007.
5. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
6. Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.
7. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. М.К. Акимовой. СПб., 2005.
8. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.
9. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
10. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
11. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002.
12. Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция. М., 2002.