Предметно-пространственная развивающая среда детей группы младшего возраста
статья (младшая группа)

Пащенко Оксана Степановна

Организация сюжетно-ролевых игр 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

 «Предметно-пространственная развивающая среда детей группы младшего возраста»

                                                                 

Выполнила:

Воспитатель   Пащенко Оксана Степановна  


ФГОС ДО дает возможность для успешного развития детей в обстановке эмоционального благополучия. Стандарт призван обеспечить условия индивидуального развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое. ФГОС дошкольного образования предъявляет ряд требований к развивающей предметно-пространственной среде.

Как известно, развитие ребёнка происходит в содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная предметно-пространственная развивающая среда. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. При организации предметной среды в групповом помещении нами было учтено все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Предметно-пространственная развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения.

Функции образовательной среды ДОУ:

Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Информационная функция обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Функция сохранения психологического здоровья

Воспитывающая функция.

Развивающая функция среды является ведущей.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

При создании предметно–пространственной развивающей среды мы ориентировались на следующие принципы:

• принцип целесообразности и рациональности,

• принцип доступности и открытости,

• принцип соответствия возрасту.

• принцип активности, самостоятельности и творчества;

• принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

• принцип комплексирования и гибкого зонирования;

• принцип учета половых и возрастных различий детей.

Условно, в пределах пространства группы, можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка:

-зона познавательного развития в группе содержит настольно-печатные игры в соответствии с возрастом: дидактический материал на закрепление знаний о величине, цвете, форме предметов, пирамидки из 5-8 колец, разрезные картинки, мозаика, материалы для развития мелкой моторики (деревянные бусы для нанизывания, лабиринты, рамки-вкладыши, рамки с застежками, настольные игры по речевому развитию («Кто что ест?»«Где чья мама?»«Чей домик?», лото «Фрукты»«Чей малыш?»); кубики, математическому развитию, знакомству с окружающим миром;

-зона художественно-эстетического развития представлена средствами для изодеятельности: листами для рисованиями, карандашами цветными, восковыми, мелками, красками (гуашь, кисточками, нетрадиционными средствами рисования (штампы, трубочки, трафаретами, баночками; пластилином, досточками для лепки, стеками, цветной бумагой, шаблонами для выкладывания. Выставка детского творчества организована в раздевалке.

-для экспериментирования с различными материалами, наблюдения за природными явлениямиив группе имеется стол для экспериментирования с песком и водой; набор для проведения исследований (ведерки, формочки, сито, мелкие игрушки для закапывания, лопатки, маленькие грабли). Имеется уголок природы, настенный календарь природы, игры по ознакомлению с природными явлениями, природный и бросовый материал для проведения экспериментов;

-для ознакомления с литературой имеется книжный уголок, где представлена литература в соответствии с возрастом, тематикой, временем года.

-создан Центр патриотического воспитания (альбомы «Моя семья»«Мой город», флаг города);

-театрализованная зона (пальчиковый театр, театры на магнитах, театр из бутылок, перчаточные куклы, маски для театрализации);

-создана зона музыкального развития, в которой представлены погремушки, барабаны, дудочки, трещотки, маски для игр, музыкальные молоточки, металлофоны, бубны;

-имеются зона для мальчиков (машины разных размеров, строительный материал, набор инструментов) и девочек (куклы разных размеров, кукольные кровати, коляски, игровой модуль «Кухня»);

-в уголке природы находятся: комнатные растения в зависимости от возраста детей, инвентарь для ухода за растениями, календарь природы;

-оформлен уголок по изучению ПДД (машины разной величины, макет дороги, дидактическое карточки по ознакомлению с ПДД);

-игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголок ряженья с юбками, шляпами, шапочками, сарафанами, косынками, платками, бижутерией. В группе имеются материалы для сюжетно-ролевых игр «Семья»«Больница»«Парикмахерская»;

-конструктивная зона в группе представлена напольным деревянным и пластмассовым конструктором, настольным деревянным конструктором, из мягкого пластика для плоскостного конструирования;

-создан «уголок уединения», расположенный в спальной комнате;

-зона двигательной активности со спортивным оборудованием (скакалками, мячами разных размеров, кольцебросами настольными, цветными кеглями, обручами малого диаметра, балансирами, массажными ковриками, масками животных для проведения игр).

ППРС группы организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.            Рационально...

особенности предметно- развивающей среды в группах младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Представляю вам сегодня презентацию по теме: « Особенности предметно- развивающей среды в группах младшего возраста».   Вопрос организации развивающей ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ среды ДОУ ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Предметно-пространственная развивающая среда в группах раннего возраста

Предметно-пространственная развивающая среда в группах раннего возраста организуется для детей с особым подходом, она максимально должна быть приближена к домашней обстановке....

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе младшего возраста

Воспитание и развитие детей младшего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.            Рационально орга...

Презентация "Предметно – развивающая среда в группе младшего возраста"

Самая незабываемая и познавательная пора – это детство. Время поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Дети познают этот мир с помощью личных ощущений, действий, переживаний, посредством ...