Пальчиковые игры
картотека
Все используют в своей работе с детьми пальчиковые игры, потому что это один из самых интересных способов развития мелкой моторики у дошкольников. А мелкая моторика, как известно, улучшает работу артикуляционного аппарата, развивать детскую речь, внимание, память и мышление.
«Пальчиковые игры» - культурное наследие нашего народа. Игры эти эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельность, а так же процессы и явления, происходящие в природе. Они помогают быстрее и легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы.
Существует очень много литературы на эту тему, я же хочу поделиться с вами своей картотекой пальчиковых игр сформированной по возрастам детей дошкольного возраста. Надеюсь, она вам будет интересна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИТКА
Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
В. А. Сухомлинский
Уважаемые коллеги! Я уверена, что все Вы используете в своей работе с детьми пальчиковые игры, потому что это один из самых интересных способов развития мелкой моторики у дошкольников. А мелкая моторика, как известно, улучшает работу артикуляционного аппарата, развивать детскую речь, внимание, память и мышление.
«Пальчиковые игры» - культурное наследие нашего народа. Игры эти эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельность, а так же процессы и явления, происходящие в природе. Они помогают быстрее и легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы.
Существует очень много литературы на эту тему, я же хочу поделиться с вами своей картотекой пальчиковых игр сформированной по возрастам детей дошкольного возраста. Надеюсь, она вам будет интересна.
МЛАДШАЯ ГРУППА.
--------------------------------------------------------------------------------
Прилетели гули, Махать руками, как крылышками.
Гули-голубочки.
Сели на головку, Положить руки на голову.
На головку дочке.
Ты, моя дочка, Махать кистями рук, «прогоняя гулю».
Помаши ладошкой.
Кыш-кыш-кыш!
------------------------------------------------------------------------------------------
Бабушка очки надела Соединить большой и указательный пальцы
И внучаток разглядела. Каждой руки отдельно в «колесико», прило-
жить к глазам и посмотреть в «очки».
- Тики-так, тики-так – Все пальцы собраны в кулачок, указатель-
Так ходики стучат. ные пальцы поднять в верх и покачивать
ими вправо-влево.
- Туки-ток, туки-ток – Сжать пальцы в кулаки и стучать
Так стучит молоток. Кулачками друг о друга.
------------------------------------------------------------------------------------------
Мы платочки постираем, Пальцы сжаты в кулаки, тереть
Крепко-крепко их потрем. Кулак о кулак.
А потом повыжимаем, Выполнять движение «выжимаем
Очень крепко отожмем. белье».
А теперь мы все платочки Пальцы свободные, выполнять
Так встряхнем, так встряхнем. легкие движения кистями вверх-вниз.
А теперь платки погладим, Выполнять движение «гладим белье»
Мы погладим утюгом. Кулачком одной руки по ладони другой
А теперь платком помашем Выполнять движение «фонарики».
И с ним весело попляшем.
------------------------------------------------------------------------------------------
Как на нашем на лугу Пальцы широко расставлены, легкие
движения кистями, ладонями вниз.
Стоит чашка творогу. Пальцы прижать друг к другу и соединить
руки так, чтобы получился большой круг,
локти приподнять.
Прилетели две тетери, Помахать кистями рук, как крыльями.
Поклевали, Соединить большой и указательный
пальцы на обеих руках («клюв»), покачать
кистями.
Улетели. Помахать руками.
------------------------------------------------------------------------------------------
Наша бабушка идет Хлопать ладонями по коленям
поочередно левой, правой рукой.
И корзиночку несет Пальцы слегка расставить и соединить
их с пальцами другой руки.
Села тихо в уголочек. Положить руки на колени.
Вдруг котята прибежали Мягкими кистями рук выполнять
И клубочки подобрали. движение «кошечка».
- Где же, где ж мои Развести руки в стороны.
клубочки,
Как же мне вязать Выполнять движение «вязание на
чулочки. спицах».
------------------------------------------------------------------------------------------
Вот кот Мурлыка ходит, Легкими, свободными кистями рук
выполнять движение «кошечка».
Он все за мышкой бродит.
Мышка, мышка, берегись, Погрозить пальчиком правой руки,
Смотри, коту не попадись. затем правой.
«А-а-ам!» Сделать резкое движение пальцами
обеих рук («кошечка») и сжать
пальцы в кулаки.
------------------------------------------------------------------------------------------
Этот пальчик – бабушка, Указательным пальцем левой руки
дотронуться до большого пальца
правой руки.
Этот пальчик – дедушка, Указательным пальцем левой руки
дотронуться до указательного пальца
правой руки.
Этот пальчик – мамочка, Дотронуться до среднего пальца.
Этот пальчик – папочка, Дотронуться до безымянного пальца.
А этот пальчик – я. Дотронуться до мизинца.
А это вся моя семья. Выполнять движение «фонарики» или
положить ладонь правой руки в ладонь
левой руки и пожать её. Выполнять это
же упражнение, поменяв руки.
------------------------------------------------------------------------------------------
Идет коза рогатая, Средние и безымянные пальцы согнуты,
большие их придерживают, указательные
и мизинцы выпрямлены. Покачивать
руками.
Идет коза бодатая. Пальцы сжаты в кулаки, стучать кулачком
по кулачку.
Ножками топ-топ. Большой палец снизу, остальные пальцы
прижаты друг к другу. Резким движением
соединить большой палец с остальными
пальцами.
- Кто кашу не ест, Погрозить указательным пальцем правой
руки.
Кто молоко не пьет – Погрозить указательным пальцем левой
руки.
Того забодаю, забодаю. Выполнять первое движение – «коза».
------------------------------------------------------------------------------------------
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями вверх
и вниз.
Мы морковку трем, Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть
кулачки друг о друга.
Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующее
посыпание солью.
Мы капусту жмем. Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в
кулаки.
------------------------------------------------------------------------------------------
Побежали вдоль реки Движение указательного и среднего
Дети на перегонки. пальцев обеих рук по бедру к коленям.
Педагог произносит слова четко,
постепенно ускоряя темп, дети только
выполняют движение.
Раз, два, три, четыре, пять. Разжимать пальцы из кулака по
одному, начиная с большого.
Вышли пальчики гулять. Ритмично сжимать и разжимать все
пальцы вместе.
Раз, два, три, четыре, пять. Сжимать по очереди широко
расставленные пальцы в кулак,
начиная с мизинца.
В домик спрятались опять. Ритмично сжимать и разжимать все
пальцы вместе.
------------------------------------------------------------------------------------------
Ловко с пальчика на пальчик Пальцы одной ладони широко
Скачет зайчик, скачет зайчик. расставлены. Указательным
пальцем другой ладони
дотрагиваться до каждого пальца.
------------------------------------------------------------------------------------------
Вот кудрявая овечка. Играть растопыренными
пальчиками.
Шерстка белая в колечках. Поочередно соединять все пальцы с
большим («колечки»).
Шерстка мягкая, густая – Выполнять плавные движения
кистями с широко раздвинутыми
пальцами («кошечка»).
Шубка у овцы такая.
------------------------------------------------------------------------------------------
Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук собраны в одну
щепотку, постепенно раздвигать их,
не отрывая друг от друга.
Он становиться большой. Медленно разводить руки в
стороны.
Вдруг шар лопнул, Хлопок в ладоши.
Воздух вышел – Подуть на сложенные ладони.
Стал он тонкий и худой. Снова собрать пальцы в одну
щепотку.
Пекарь, пекарь, из муки Выполнять движение «печем
Испеки нам колобки, пирожки».
Да сушки Ванюшке, Соединить большой и указательный
пальцы на каждой руке отдельно.
Да баранки Танюшке, Соединить большие и указательные.
Да бублики Гришке, Слегка раздвинуть руки в стороны.
Да крендель Маришке. Кончики пальцев рук соединить, локти
развести в стороны.
--------------------------------------------------------------------------------------
На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения
Кто его открыть бы мог? пальцев двух рук в замок.
Потянули, Пальцы сцеплены в замок, руки
тянутся в разные стороны.
Постучали Движения сцепленными пальцами от
себя, к себе.
И открыли! Пальцы расцепляются, ладони
разводятся в стороны.
------------------------------------------------------------------------------------------
СТАРШАЯ ГРУППА.
Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук соединяются в
Девочки и мальчики. замок.
Мы с тобой подружим Ритмичное касание пальцев обеих рук.
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередное касание пальцев на обеих
руках, начиная с мизинца.
Начинай считать опять. Руки вниз, встряхнуть кистями.
Раз, два, три, четыре, пять. Повторить предыдущие движения.
Мы закончили считать.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Скачет зайка косой Указательный и средний пальцы правой
руки – вверх, остальные соединить.
Под высокой сосной. Ладонь правой руки – вертикально вверх,
пальцы широко расставлены.
Под другою сосной Ладонь левой руки – вертикально вверх,
пальцы широко расставлены.
Скачет зайка второй. Указательный и средний пальцы левой
руки вверх, остальные соединить.
------------------------------------------------------------------------------------------
Мы делили апельсин. Пальцы обеих рук широко расставлены,
соприкасаются только кончики
одноименных пальцев.
Апельсин всего один. Слегка раздвинуть руки и выполнять
легкие повороты кистями в
противоположные стороны. На слово
«один» большие пальцы обеих рук прижать
к ладоням. Остальные пальцы вверх.
Эта долька для кота, Загнуть указательные пальцы.
Эта долька для ежа, Загнуть средние пальцы.
Эта долька для улитки Загнуть безымянные.
Эта долька для чижа, Загнуть мизинцы.
Ну, а волку кожура. Поднять руки вверх и, быстро выполняя
движение «фонарики», опустить кисти
рук вниз.
Он сердит на нас, беда! Погрозить пальцем.
Разбегайтесь кто куда! Спрятать руки за спину.
------------------------------------------------------------------------------------------
Идет коза рогатая, Указательный палец и мизинец – вверх,
остальные прижать к ладони, причем
согнутый большой палец сверху.
Идет коза бодатая. Указательный и безымянный пальцы –
вверх, остальные прижать к ладони.
К ней козочка спешит, Пальцы соединить в щепотку, опустить
Колокольчиком звенит. вниз, потрясти кистями.
------------------------------------------------------------------------------------------
Птички полетели, Большой палец отогнуть в горизонтальное
положение, сверху присоединить
сомкнутые прямые остальные пальцы.
Крыльями махали, Махи ладонями с широко раскрытыми
пальцами.
На деревья сели, Руки вверх, все пальцы широко расставить.
Вместе отдыхали. Большой палец отогнуть в горизонтальное
положение, сверху присоединить
сомкнутые прямые остальные пальцы.
------------------------------------------------------------------------------------------
Вышла кошечка вперед, Указательный и мизинец правой руки
согнуты вверху, остальные пальцы
прижаты к ладони, причем большой
палец сверху.
К нам идет, хвостом играет. Левой ладонью махать у основания
правой кисти.
Ей навстречу из ворот Большие пальцы обеих рук вверх,
внутренняя стороны ладоней к себе,
остальные пальцы в горизонтальном
положении вместе, кончики средних
пальцев соприкасаются.
Две собаки выбегают. Указательные пальцы и мизинцы обеих
рук поднять вверх, остальные прямые
пальцы соединить вместе.
------------------------------------------------------------------------------------------
Вырос цветок на полянке, Руки в вертикальном положении,
ладони прижаты друг к другу,
развести пальцы и слегка округлить
их («бутон»).
Утром весенним Развести пальцы рук.
рыскал лепестки.
Дружно дают под Ладони опустить вниз и тыльной
землей корешки. стороной прижать друг к другу,
пальцы развести.
------------------------------------------------------------------------------------------
В гости к пальчику большому Пальцы рук поднять вверх,
пошевелить большими и прижать их
к ладони.
Прибежали прямо к дому Прижать к ладони те пальцы, о
Указательный и средний, которых говориться.
Безымянный
И последний – Пошевелить мизинцами и сжать
Сам мизинчик-малышок кулаки.
Постучался на порог. Постучать кулак о кулак.
Все пальчики – друзья! Пожать ладони, меняя их.
Друг без друга нам нельзя! Пальцы одной руки соединить с
соответствующими пальцами другой
руки.
------------------------------------------------------------------------------------------
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук под углом друг к
другу, широко расставлены,
соприкасаются только кончики
одноименных пальцев.
Ну, а к дому путь закрыт. Большие пальцы обеих рук – вверх,
Мы дорогу открываем, внутренняя сторона ладоней к себе,
остальные пальцы в горизонтальном
положении вместе, кончики средних
пальцев соприкасаются. Ладони
поворачиваются параллельно друг другу.
В этом домик приглашаем. Пальцы обеих рук под углом друг к
другу, широко расставлены,
соприкасаются кончики одноименных
пальцев.
------------------------------------------------------------------------------------------
ЛАДЫ-ЛАДЫ.
Ой, лады, лады, лады Показ ладошек, поворот кистей ладошками
вверх, вниз.
Не боимся мы воды Притоп одной ногой.
Чисто умываемся Плавные движения руками, не дотрагиваясь
до лица.
Маме улыбаемся. Руки широко развести и улыбнуться.
------------------------------------------------------------------------------------------
Стали гномы гостей Указательным пальцем правой руки
приглашать, надавливать по очереди на подушечки
пальцев левой руки.
Стали гномы гостей Указательным пальцем левой руки
угощать. надавливать по очереди на подушечки
пальцев правой руки.
Каждому гостю «Намазывать» варенье на кончик
досталось варенье. каждого пальца.
Пальчики склеило Последовательно, начиная с большого,
то угощенье. «склеить» – соединить
соответствующие пальцы на обеих
руках.
------------------------------------------------------------------------------------------
Плотно прижались Прижать ладони одна к другой.
ладошка к ладошке.
Гости не могут взять Плечи приподнять, руки слегка развести
даже ложки! в стороны – удивиться.
------------------------------------------------------------------------------------------
Утро настало, Кисти рук скрещены, пальцы растопырены
Солнышко встало. – «солнышко с лучами».
- Эй, братец Федя, Четыре пальца правой руки сжаты а кулак,
Разбуди соседей! большой палец поднять вверх и выполнять
им круговые движения.
- Вставай, большак! Большой и указательный пальцы правой
Вставай, Указак! руки по очереди щелкают по кончикам
пальцев левой руки, начиная с большого.
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Мирошка!
Привет, Ладошка! Щелчок в центр ладони.
Все потянулись Руки поднять вверх, пальцы вытянуть и
И проснулись. Быстро пошевелить ими.
------------------------------------------------------------------------------------------
Вот мостик горбатый. Пальцы прижать друг к другу, одну
ладонь положить по верх другой.
Вот козлик рогатый. Правой рукой сделать «козу», согнуть
средний и безымянный пальцы, на них
положить согнутый большой.
Указательный и мизинец вытянуть вперед.
На мостике встретил он Сделать «козу» левой рукой.
Серого брата.
Упрямцу с упрямцем Соединить указательные пальцы и
мизинцы
Опасно встречаться.
И с козликом козлик
Стали бодаться.
Бодались, бодались, Не отрывая пальцы друг от друга,
поднимать вверх то правую, то левую руку.
Сражались, сражались Разъединить руки и опустить обе «козы»
вниз пальцами.
И в речке глубокой
Вдвоем оказались.
------------------------------------------------------------------------------------------МУЗЫКАНТЫ
Заиграла дудка, Имитация игры на дудке.
Я плясать пойду, Выставление ноги на пятку правую и левую
В пляс за мной ребята, «Пружинка»
Ду-ду-ду, Имитация игры на дудке.
Барабан грохочет Указательные пальцы превращаются в
Будто сильный гром. барабанные палочки.
В лес за мной, ребята,
Бом, бом, бом. Легкий бег.
------------------------------------------------------------------------------------------
У тебя скажи, паук, Соединить большой палец левой руки с
Сколько ног и мизинцем правой. Поворачивая кисти
сколько рук? рук, соединить большой палец правой
руки с мизинцем левой, снова
поворачивая кисти рук, соединить
большой палец левой руки с мизинцем
правой и т. д.
Отвечай-ка, паучок, Поочередно соединять
одноименные пальцы рук.
Сколько рук и
сколько ног?
- Когда лапы по дорожке Запястье одной руки положить на
Ходят – это мои ножки. запястье другой, опустить пальцы вниз
и пошевелить ими.
Лапы вяжут паутинку, Соединить четыре пальца на каждой
Будто руки ткут холстинку. руке в щепотку, мизинцы слегка
отвести. Выполнить движение,
имитирующее вязание.
Если я крадусь за мошкой, Запястье одной руки положить на
Мои лапы – это ножки. запястье другой, широко раздвинуть
пальцы и плавно пошевелить ими.
Если попадутся мухи, Прижать основание ладоней друг к
другу, пальцы слегка согнуть и
расставить.
Лапы цапнут их, как руки! Не отрывая основания ладоней, быстро
прижать пальцы друг к другу,
соединить кончики пальцев обеих рук –
«коробочка».
------------------------------------------------------------------------------------------
Две сороконожки Все пальцы изображают движение ног у
сороконожки.
Бежали по дорожке.
Побежали, побежали Пальцы правой руки бегут по левой
руке, пальцы левой руки бегут по
правой руке.
И друг дружечку догнали! Пальцы встречаются на груди.
Так друг дружечку обняли, Сцепить пальцы в замок. Потянуть
сцепленные пальцы в стороны.
Что едва мы их разняли. Расцепить пальцы.
------------------------------------------------------------------------------------------
СЧИТАЛОЧКА
Раз, два – Два хлопка.
острова. Полукруг одной рукой, затем другой в другую
сторону, как бы изображая два острова.
Три, четыре – Два хлопка.
мы приплыли. Обеими руками изобразить волнообразные
движения в направлении от себя.
Пять, шесть – Два хлопка.
сходим здесь. Поочередное движение правой рукой ладошкой
вниз (как бы отбивая мяч), левой – ладошкой
вверх (подбрасываем мяч).
Семь, восемь – Два хлопка.
сколько сосен! Правая рука вытягивается вверх, затем на слово
«сосен» вытягивается вверх левая рука.
Девять, десять – Два хлопка.
мы в пути. Средним и указательным пальцами обеих рук
выполнить движение от себя вперед, изображая
«шаги».
До-счи-тал до Выполнить 4 движения, по одному на каждый слог:
1. Ладонь правой руки на голову.
2. Тыльная сторона левой руки под подбородок.
3. Ладонь правой руки касается правой щеки.
4. Ладонь левой руки касается левой щеки
Де-ся-ти! Выполнить 3 движения: 1. Правая рука
вытягивается вперед. 2. Левая рука вытягивается
вперед. 3. Звонкий хлопок в ладоши.
-----------------------------------------------------------------------------------------
ТУЧА И ДОЖДИК
Туча по небу плыла 2 круга правой рукой
Дождик за руку вела Правая рука берет большой палец
левой руки и ведет.
Он шагал на тонких ножках Повторяются движения 2 строчки с
В черных маленьких калошках добавлением пальчиков.
Дождик всюду походил Левая и правая руки делают
упругие, ритмические,
постукивающие движения пальцами
по всему телу начиная с головы.
На крылечке последил, Шлепают по коленям
В теплой луже потоптался Топают.
Топнул, шлепнул Топают, шлепают.
И умчался. Машут до свидания.
------------------------------------------------------------------------------------------
ЕХАЛИ-ЕХАЛИ.
На лошадке ехали, Легкая пружинка, руки вытянуты, будто
В огород заехали. Держат вожжи.
Гоп-гоп-гоп! – 2 раза Хлопки (два коротких, один длинный)
На машине ехали, Повороты руками, которые будто держат
До угла доехали. руль.
Би-би-би! – 2 раза Большим пальцем подавить сигнал.
Паровозом ехали, Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки
До горы доехали. Вниз, вверх, вниз, вверх и т. д.
У-у! – 2 раза. Широкое движение рукой сверху вниз.
------------------------------------------------------------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Полезный материал для работы.
Полезный материал для работы...