консультация для родителей
методическая разработка

Калашникова  Марина Алексеевна

Семейная психология. Типология семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_vospitaniya.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности»

Семья— это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны отношениями взаимной заботы, помощи и ответственности, а также общностью быта (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990).

Семья выполняет ряд функций:
 
Социально-статусная – предоставление членам семьи определенного положения в обществе.
 
Хозяйственная функция – обеспечение хозяйственных потребности семьи: покупка продуктов и приготовление пищи; уборка и ремонт; содержание в порядке одежды и других предметов обихода.
 
Досуговая – восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех членов семьи: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов. 
 
Репродуктивная – воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.
Воспитательная функция – воспитание и развитие детей.
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. 

В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях: 
• как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; 
• как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений, 
• как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств; 
• как старший друг и советчик, которому можно доверять.



Внутри семьи, родители создают для своих детей определенную среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о положительных примерах и образцах поведения).

Воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания.
В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. 
Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов. 
В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.

В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен.

Существует 3 основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный. Они по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.

Характеристика основных стилей воспитания

Авторитарный стиль


При авторитарном стиле воспитания властные родители полностью подчиняют себе ребенка: подавляют его волю, не считаются с его интересами, жестко пресекают инициативу, требуют безоговорочно выполнять их руководства, соблюдать дисциплину.

Авторитарные родители никогда не идут с ребенком на компромисс, не допускают обсуждения их правил и требований и не считают нужным их обосновывать. То есть родитель изначально прав уже только потому, что он родитель. В таких семьях отсутствуют близкие и теплые взаимоотношения между членами семьи, с детьми родители ведут себя прохладно и отстраненно.

Именно родители при авторитарном стиле воспитания сами выбирают чем будет заниматься ребенок: посещать хоровое пение или учиться в художественной школе, кататься на коньках или ходить на бальные танцы, выбирают с кем дружить и какую одежду он должен носить. Мнения сына или дочери авторитарные родители не учитывают, не спрашивают и не слушают.

- Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

- Что представляют из себя воспитанники авторитарных родителей?

  • Послушные, тихие, робкие, безынициативные.
  • Выполняют просьбы по первому требованию родителей и других взрослых.
  • Стараются хорошо учиться.
  • У них заниженная самооценка, нет уверенности в себе и своих силах.

Далее идет постепенное отдаление от родителей. Зачем делиться с ними своими переживаниями и что-то им рассказывать, если тебя все равно никто не слушает. На арену выходят сверстники! Приближается подростковый период…

И происходит ВЗРЫВ!

- В тартарары летят моральные устои, навязанные родителями. Их авторитет с астрономической скоростью снижает свои позиции. В семье, так приветствовавшей авторитарный стиль воспитания, становятся частыми конфликты, отчуждение ощущается все сильнее, появляется враждебность к родителям и даже ненависть.

Авторитетом у пассивных, не имеющих своего мнения и не самостоятельных подростков становятся сверстники, и нередко из дурных компаний. Они стремятся на свободу, разрывая на себе оковы родительского давления и контроля, и привязываются к любому, кто его в этом поддержит.

- Что же происходит с ними дальше?

  • Те, что послабее, теряют себя как личность.
  • Не имеют собственных желаний, твердой жизненной позиции.
  • У них отсутствует чувство собственного достоинства.
  • Они становятся полностью ведомыми.
  • Не способны самостоятельно принимать решения, отвечать за выбор,
  • Лишены целеустремленности.

Повзрослев, такие дети всеми способами пытаются вырваться из отчего дома. Например, девушки, не имея твердой жизненной позиции, будучи закомплексованными и лишенными самоуверенности, — в буквальном смысле выскакивают замуж за первого встречного. И этот первый встречный зачастую оказывается диктатором. Как говорится, от чего ушла, к тому и пришла. И она живет и терпит. Почему? Да просто она не знает, что бывает по-другому.

Таким людям практически не видится возможным начать свое дело, открыть бизнес, заняться творчеством. Они не уверены в себе и своих силах, не способны принимать решения и быть самостоятельными. Да, они неплохие исполнители, но лишенные амбиций — годами сидят на одном месте.

Мальчики, чаще всего женятся на женщинах с сильным характером, которые делают их «подкаблучниками». Нередко они становятся алкоголиками и, находясь в состоянии алкогольного опьянения, становятся агрессивными. Правда, в основном только по отношению более слабых людей. Подавляя и унижая слабого, они играют роль сильной самоуверенной личности.

- Более сильные личности становятся деспотичными.

  • У них в более яркой форме, чем в первом варианте выражена ненависть к родителям.
  • Спорные вопросы они решают в агрессивной форме, могут применить силу.
  • Эта группа характеризуется цинизмом, открытой агрессией и деспотизмом.

Они враждебны по отношению к другим людям: хамят, часто применяют физическую силу, постоянно создают конфликтные ситуации.

По отношению к своим детям, они так же используют авторитарный стиль воспитания.

Они не могут долго удержаться на одном месте работы, так как постоянно пытаются доказать всем, что они лучше других. Но доказывают это не целеустремленностью, инициативой и хорошей работой, а «горлопанством», унижениями коллег и т.п.

- Как не допустить авторитарный стиль воспитания на порог своего дома?

  • В первую очередь, нужно открыто показывать свою любовь детям. Обязательно ласкать и обнимать ребенка по нескольку раз в день.
  • Взять за правило ругать ребенка без агрессии, любя. Никогда не говорить малышу, что он «плохой», говорите, что «он плохо поступил». Нельзя ругать при посторонних, а также унижать и оскорблять его.
  • Как можно чаще искренне интересоваться жизнью, проблемами, переживаниями своих детей. Побуждайте их делиться с вами всем, что у них происходит, проявляйте участие, сопереживайте, советуйте, помогайте.
  • Стоит обязательно учитывать его мнение, желания, позицию. Уважать его решения. При разногласиях искать компромисс, вместе обсуждать и принимать решения.
  • Свои правила и запреты стараться объяснять.  Они должны быть понятны детям.
  • Не позволять себе по-медвежьи вторгаться в личное пространство сына или дочери. Входя в его комнату, стучите. Не проверяйте его телефон, личные вещи, не ройтесь на его столе, не подслушивайте телефонные разговоры.
  • Нужно давать подростку право выбора друзей, одежды и т.п. Можно высказать свое мнение, объяснить свою позицию, но запрещать — нельзя.

- Соблюдая эти правила, вы сохраните свой авторитет в глазах ребенка, ваши взаимоотношения будут близкими и доверительными.

Демократичный стиль


Для демократического стиля воспитания детей характерно регулярное общение и теплые, дружественные взаимоотношениями между членами семьи. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы, играют с ним на интересные ему темы.

Родители с данным стилем воспитания заботливы, внимательны, последовательны, справедливы и в меру требовательны. При этом они понимают возрастные возможности своего ребенка и не ждут от него невозможного. Они дают ему право выбора и в то же время возлагают на него ответственность.

Особенности воспитания

Для такого воспитательного стиля характерно то, что взрослые всегда активно интересуются жизнью и учебой ребенка, оказывают ему помощь, а также обсуждают с ним важные вопросы.

При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность.

Каким вырастет ребенок при демократическом стиле воспитания.

Дети из «демократических» семей являются морально устойчивыми, поэтому довольно легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками. У них высокий уровень самооценки и чувства собственного достоинства, хорошо развит самоконтроль и ответственность. Такие дети психически уравновешены, не агрессивны и, как правило, многого добиваются в жизни.


-дети активны, любознательны, самостоятельны,

-они становятся полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей,

-хорошо учатся в школе,

-они менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

-малыши вырастают ответственными, независимыми, компетентными, уверенными в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.

-дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь.


Последствия воспитания


При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

- Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
- Инициативность и целеустремленность.
- Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
- Способность договариваться, находить компромиссные решения.
- Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Рекомендации

Демократический стиль предполагает уважение установок ребенка и его самого. Поэтому поддерживайте дружеские отношения с малышом, но не увлекайтесь, поддерживайте свой авторитет, чтобы в будущем ребенок смог положиться на вас и довериться вам.


Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Либеральный стиль воспитания детей в семье.

Либеральный стиль воспитания ещё называют попустительским, и, видимо, не зря. Ведь родители в таких семьях практически не занимаются детьми. При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений и запретов. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Это не очень хорошо, потому что ребенок может попасть под негативное влияние в будущем и даже поднять руку на родителей. Да и ценностей у таких детей практически нет.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно", что "неправильно". Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Каким вырастит ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием.  Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.

Последствия
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:
- самостоятельность 
- неспособность к близости и привязанности;
- безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
- мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
- хамство и вседозволенность;
- воровство, враньё, распущенность;
- безответственность, не умение «держать слова».

Рекомендации
- Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
- Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. 
- Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
- Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
- Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. 
- Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

Гиперсоциальное воспитание, или “правильные родители”

Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком разнообразные: контроль, поощрение, наказание. Ребенок лишен права выбора, и его собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того, чтобы быть любимым, надо быть послушным. Любовь становится разменной монетой. Люди, выросшие в подобных семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность и наличие твердых принципов, приемлемые в деловой обстановке, не позволяют построить теплые семейные отношения.

Воспитание без любви

Не любить своего ребенка противоестественно. Любое общество вне зависимости от моральных принципов, вероисповедания, культуры с осуждением относится к матерям-“кукушкам”, к отцам, не признающим своих детей. Но брошенные, нелюбимые дети все же есть, а варианты родительского неприятия, именно о нем пойдет речь, могут встречаться в другом, менее выраженном виде.

Ребенок, который является для своих родителей источником разочарования и раздражения, даже внешне отличается от других детей. Родители пытаются переделать ребенка, подогнать его под свой стандарт, который считают правильным.

Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых: заискивающий взгляд, стремление угодить, понравиться. Впрочем, бывает и по-другому: отношение к миру враждебно, он агрессивен, замкнут, безразличен. Его можно наблюдать в социально неблагополучных семьях со стороны родителей, которые вообще не задумываются о воспитании.

Тревожно-мнительное воспитание, или любить - значит бояться

Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Страх за ребенка рождается вместе с его появлением, а иногда даже и раньше. Страх и любовь сливаются воедино, тревожные мысли одолевают постоянно, даже когда нет никакой угрозы жизни, здоровью и благополучию малыша. Но, как показывает практика, опекаемые дети тревожных родителей не реже, а может быть, даже чаще своих сверстников становятся жертвами несчастных случаев. Обусловлено это тем, что чрезмерная родительская опека делает их очень чувствительными к любому воздействию. Мамины установки на жизнь очень рано начинают приниматься ребенком как истина.

В поведении такой ребенок проявляет робость и подозрительность, неохотно идет на контакт с новыми людьми. Страхи вытесняют присущую детям любознательность, открытость. Как крайний вариант – развивается невроз.

Эгоцентричное воспитание, или все для ребенка

Может ли родительской любви быть слишком много? Наверное, нет, но вот ее чрезмерные проявления с одновременным игнорированием интересов окружающих – суть эгоцентрического типа воспитания. Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи. В семье для ребенка нет понятия режима, дисциплины, нет запретов.

Эгоцентрический тип воспитания трудно представить в многодетной семье, в основном это семьи, в которых растет один ребенок, окруженный большим количеством взрослых.

В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются стрессы и трагедии. Та ситуация, с которой другие справляются быстрее, может у этого человека вызвать депрессию или нервный срыв.

Воспитание по типу Золушки.

Родители, придерживающиеся этого типа воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.

Воспитание постоянной опекой

Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться.

Воспитание по типу кумира семьи

При таком типе воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания.

Воспитание равнодушием

Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий.

Воспитание подарками

Существует и такой тип воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям.

Воспитание доверием

Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.

Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...