Мастер-класс "Релаксация детей в детском саду"
материал

Ардашева Екатерина Сергеевна

 Мастер-класс для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relaksatsiya_dlya_detey_v_detskom_sadu.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс «Релаксация для детей в детском саду»

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию мастер-класс «Релаксация для детей в детском саду»

Дети в детский сад приходят и  трудиться наравне со взрослыми целый день. Образовательная деятельность и большой детский коллектив часто приводят к тому, что организм ребенка начинает уставать, такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

  Самый лучший способ снять напряжение, утомление, отвлечься от раздражителя – это расслабиться. Релаксация является одним из нетрадиционных способов оздоровления.  

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется не спокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка .

 Важно отметить, что ни один прием не приводит сразу же к максимальной релаксации. Умение за короткое время погрузиться в состояние расслабления и покоя,  возникает в результате определенного периода тренировок.

При проведении игр и упражнений на релаксацию, выберите спокойное место, исключите отвлекающие факторы, дети  должны принять  удобную позу. Если вы будете посвящать  отдыху по 5-10 минут каждый день, то дети научатся достигать состояния релаксации достаточно быстро.

 Каждое упражнение использует свой путь расслабления — через дыхание, образы, напряжение, игры с песком и крупами, с водой и воздухом, музыкотерапия, массаж, самомассаж, медитация, словесные формулы, уголки уединения. У каждого из нас есть свой путь достижения наибольшего расслабления. Выберите для ребенка  тот путь, который позволяет ему быстрее расслабиться.

А сейчас я хотела ознакомить вас с некоторыми видами релаксации, которые я использую в  работе с детьми.

Расслабление через дыхание.         
Данное упражнение основано на следующей физиологической закономерности: при вдохе тонус мышц повышается, при выдохе — снижается, мышцы расслабляются. Установление прочной связи между дыханием и расслаблением помогает лучше управлять процессом релаксации. С воздухом можно играть в любом месте – дома, в кровати, на улице. Для этого всего лишь надо немного пофантазировать. Дети любят необычные эффекты, такие например как запуск в небо воздушных шариков, путешествие на ковре самолете и другое. И при этом ребенка стоит лишь  направить на правильный ритм дыхания. Дышать надо плавно, не торопясь, поток воздуха выдыхать длительно можно на предметы, вдыхать исключительно носом. При правильном дыхании приходит приток кислорода к клеткам головного мозга, что способствует устранению импульсов раздражения, организм расслабляется.

Я хочу вас пригласить в воображаемое путешествие- в страну голубых облаков (упр. На дыхание с пакетами)

Голубые облака, надуваю я сама.

В небо отпускаю, с ними поиграю.

То подую ветерком, сильным и тихонько,

И поймаю их потом на свои ладони.

Облако в руке держу, а потом к себе прижму

По шуршу, как летний дождь

. Расслабление через образ.         
Наши образы имеют над нами магическую силу. Они могут вызывать совершенно различные состояния — от вялого безразличия до максимальной включенности, от горькой печали до безудержной радости, от полного расслабления до мобилизации всех сил. Для полного расслабления лучше использовать терапию музыкой в совокупности с расслаблением через образ.
                                            " Цветок "

     Цели: снятие психоэмоционального напряжения.   

     Под спокойную  расслабляющую музыку покажите ребёнку фотографии различных цветов, если есть комнатные цветы – пусть он подойдёт к ним, потрогает листочки. Можете предложить полить цветы. Спросите, какой цветок ему понравился больше всего? Каким бы цветком он хотел стать? Затем скажите:

«Вы выбрали  замечательныецветочки !  И сейчас вы можешь превратиться в него. Давай попробуем!   Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представь, что вы маленькое семечко, из которого вырастет большой и красивый цветок. Представили? Отлично! Теперь теплый-тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулся росток. И вот, из ростка стал вырастать прекрасный цветок. Стал расти ты! Начинай медленно вставать. Расти-расти…и вот вы уже какой большой! Теперь разведите руки в стороны. вы нежишься на солнышке, подставляешь теплу и свету каждый лепесток. Улыбнись, приподними подбородок, представьте, что вы смотришь на солнышко, медленно поворачивай голову вправо-влево. вам спокойно, приятно. вам очень  хорошо.  Теперь соедини свои ладони. Пусть это будет бутон. На него дует ветерок – подуй на свои ладони. Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуй на ладони всё сильней и сильней! Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согрей своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться.  Начинай медленно разводить свои пальчики в сторону. Бутон раскрылся! Улыбнись ему.

Примечание:  По завершению упражнения можно предложить ребёнку нарисовать цветок, которым он был, и придумать про него историю

 Музыкотерапия   еще одн из способов релаксации применяемый  для детей дошкольного возраста. Звуки природы, нежные мотивы мелодий вводят нас в состояние спокойствия, тело начинает расслабляться. Упражнения с музыкой на релаксацию желательно применять тогда, когда ребенок занял удобное для   него положение и нет отвлекающих факторов.  

 Расслабление через напряжение.         

Данное упражнение базируется на следующей физиологической закономерности: после интенсивного мышечного напряжения автоматически наступает мышечная релаксация
 Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрети уверенность и бодрость

Лучше начать тренировку данного навыка с кисти правой руки.

Предлагаю всем поучаствовать в упражнении.

Упражнение «Лимон»

Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.

Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Выполните это же упражнение левой рукой.

Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

 носос и мяч”

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

“Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услыша впервый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

 Расслабление: игры с песком и крупами. Когда ребенок берет в руки песок и медленно его выпускает сквозь пальчики или осторожно рисует пальчиком по сыпучей поверхности, то происходит воздействие мелких частиц песка на поверхность ладоней. А как  известно на коже человека имеется большое количество точек отвечающих за нервное и психологическое состояние организма. Тем самым происходит расслабление и передача сигнала в головной мозг о том, что все хорошо и ребенок отвлекается, усталость и раздражение снимается.

Представте себе, что вы гуляете по берегу моря, слушаете шум прибоя, плеск воды и вам захотелось присесть, отдохнуть и порисовать на песке, рассмотреть камушки лежащие на берегу, выложить из них какой ни будь узор или рисунок.

В завершении своего мастер-класса предлагаю поиграть в еще одну игру. У меня в руках контейнер наполненный крупой, а в крупе спрятаны сюрпризы. Вам нужно их отыскать.

Дети тоже устают и им хочется отдыха, проблема лишь в том, что они не знают как действовать в таком состоянии. Задача взрослого- оказать посильную помощь в релаксации ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...