Мастер -класс
методическая разработка (старшая группа)

Шукилович Наталья Степановна

 «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс:

 «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук»

Цель:

  1. Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.
  2. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

                                «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                    В. А. Сухомлинский

        «Наши пальчики писали, наши пальчики устали…» Помните, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?  

         Ох, нелегкое это дело – выводить разные крючки и палочки. Да что там говорить, даже процесс ручку держать правильно – целое искусство.

           Не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда, главное, что рисует! Все три пальчика щепоткой, упираясь и мешая друг дружке, ухватили ручку у самого кончика стержня – не важно, зато пишет! Вот и малыш привыкает действовать именно так, а не иначе.

           А в первом классе выясняется, что пишет он очень медленно, рука сильно устает, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие отметки в школе, ужасный почерк и устойчивая нелюбовь к письму.

            Мелкая моторика рук.

          Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Однако нельзя отрицать прямую связь успехов ребенка в этой области с развитием мелкой моторики рук.

         Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям.

          Что ее надо всячески развивать и что она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении. Все дело в том, что в пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь.

         Частенько взрослые, а особенно бабушки и дедушки, говорят: «Когда мы были маленькими. Никто ни про какую моторику и не думал. И ничего, все писать научились!» В этом конечно, есть доля истины. Однако не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнурках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь в садике на прогулку.

         И уже в 5 лет, а тем более в 6 ребенок прекрасно умел завязывать шнурки и застегивать курточку самостоятельно. Упражняясь каждый день по многу раз, пальчики становились сильными и ловкими. Конечно, после такой серьезной подготовки научиться правильно обращаться с ручкой и карандашом – просто пара пустяков.

           А сегодня, пожалуй, никого не удивит такая картина: семилетний богатырь стоит, безвольно опустив руки, а мама застегивает его на все пуговицы. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином.

         Вот и получается, что шестилетка бодро читает, считает и распевает песенки на английском, а ручку держать правильно не умеет. Интеллект вроде бы развит, а навыков, необходимых для успешной учебы в школе, нет и в помине.

Что же делать?

           Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша. Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. С чего же начать это непростое восхождение?

            Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции рук.

            Установлено, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

            Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

              Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, лепить, мастерить подарки своим близким. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в 1 классе, но и в дальнейшем.

             В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрить в свою коррекционную работу как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы для развития мелкой моторики.

             Сегодня я предложу вам игровые упражнения, с использованием нестандартного материала.

Практическая часть мастер – класса:

 1.Я хочу попросить взять лист бумаги со стола и обеими руками, как будто лепим снежок, мы с вами сейчас будем мять бумагу,  следуя моим инструкциям:

1,2,3,4,5,

Мы бумажку будем мять,

Мы бумажку будем мять,

Свои ручки развивать.

В ручку правую возьмем,

И чуть - чуть ее помнем,

Мы чуть - чуть ее помнем,

Левой ручке отдаем.

В ручку левую возьмем,

И чуть - чуть её помнем,

Мы чуть - чуть её помнем,

И на стол быстрей кладем.

На бумажку посмотри,

На что похожа говори.

1,2,3,4.5,

Мы закончили играть,

Пальчики свои стряхнем,

Заниматься мы начнем.

2. Пальчиковая гимнастика:

-смешные человечки;

- машина;

- веселый гном, все это создает благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учатся вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребенка, способствует координации движений кистей и пальцев.

3. Очень интересны детям игры с природным материалом, он всегда доступен.

Игра с шишками.

1,2,3,4,5,

Шишку будем мы катать,

Шишку будем мы катать.

1,2,3,4,5,

Еловая шишка колет ладошки,

Мы покатаем шишку немножко (катание до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения).

Игра с грецким орехом.

Давайте поздороваемся с орешком (сжимаем, разжимаем в кулачке).

Побежал орешек по дорожке (катание по ладошке до кончиков каждого пальчика и обратно вверх, вниз).

Представьте, что это не орешек, а колобок ( покатать его в ладошках по кругу между ладошками).

Орешек решил побыть птичкой (сделать гнездышко, на одной руке,  потом на другой).

4. Возьмите карандаш.

Перекатываем между ладонями.

Катаем по тыльной стороне руки.

Раскатываем одной и двумя руками по поверхности стола (при помощи полотенца).

Раскачиваем, обхватив 2 пальцами правой, а затем левой руки.

5. Возьмите пластмассовый мячик.

Сжимаем и разжимаем мячик.

Прокатываем мячик по столу в разных направлениях, каждым пальцем правой и левой руки.

Щелканье по мячику пальцами, все это стимулирует речевое развитие малыша, способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает кровоснабжение пальцев рук.

6. Рисование на песке и крупах очень нравится детям.

На разносе насыпана манная крупа, давайте нарисуем кончиками пальцев снежинку, елочку, чтобы елочка была красивая, мы можем ее украсить бусинками (украшаем бусинками).

Сухой бассейн, заполнен гречневой крупой.

Погружаем ручки, производим различные действия: одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, «помешать» крупу, найдите на дне спрятанные предметы, все это развивает ловкость пальцев, воображение, происходит релаксация волевой сферы дошкольника.

7. А теперь перейдем к аппликации.

 А мы сейчас займемся обрывной аппликацией:

Возьмите трафарет цыпленка, аккуратно разорвем цветную бумагу на маленькие кусочки, наклеим их на контур, создавая образ перьев цыпленка.

8. Работа с манной крупой: возьмите трафареты с листочками, аккуратно наносим клей и насыпим на клей манную крупу, получатся оригинальные красивые листочки.

9.Возьмите трафареты с кружочками, с помощью мозаики выложить предметы.

10.Возьмите трафареты, с помощью прищепок, добавьте недостающие детали, что у кого получилось (вместо прищепок можно взять цветные скрепки).

11.У каждого есть брусочек пластилина, украсим ракушками, получится шоколад с орешками. Возьмите фольгу, заверните шоколадку и подарите другу.

12. А теперь возьмите мячик ёжик.

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко,

Если будем с ним играть,

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными - девочки, пальчики,

Ёжик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

Цель этой работы показать каждому педагогу, как много существует методов и приемов для развития мелкой моторики рук.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.

Результативность этой работы:

- улучшение координации и точность движений руки и глаза,

- улучшение мелкой моторики пальцев, кистей,

- улучшение общей двигательной активности,

- развитие речевой функции,

- развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия,

- повышение интереса детей к занятиям.                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...