Консультация
консультация

Григорьева Тамара Николаевна

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsimya.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Нетерпеливость стала одним из характерных качеств современного человека: мы хотим быстрых результатов при минимальных усилиях. Между тем именно умение управлять своими чувствами и эмоциями является одним из качеств, позволяющих достигать поставленных целей, преодолевать трудности и препятствия. Поэтому формированию способности к произвольной регуляции своего поведения и деятельности следует уделять особое внимание уже в дошкольном возрасте, когда развивается эмоционально- волевая сфера ребёнка.

Важнейшим психическим новообразованием ребёнка к концу дошкольного возраста является формирование саморегуляции, т.е. способности к произвольной регуляции своего состояния, поведения и деятельности. Формирование саморегуляции – сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства. В нём могут быть задействованы три механизма: общение со взрослыми, игровая деятельность и специальные психогимнастические упражнения. Каждый из этих механизмов (путей формирования) имеет особое назначение. Так, общение со взрослыми, позволяет ребёнку обрести тот значимый для него личностный смысл, который помогает регулировать текущую деятельность.

Игра, и в первую очередь игра по правилам, способствует формированию опыта и умения управлять собой в соответствии с установленными нормами.

Психогимнастические упражнения позволяют тренировать умения осознавать и контролировать двигательную и эмоциональную сферы ребёнка.

К концу дошкольного возраста завершается формирование первичного склада личности ребёнка, т.е. этапа личностного развития , для которого характерно:

расширение «реального образа Я» ребёнка (представления о самом себе- кто Я и какой Я).К концу дошкольного возраста в « образ Я» входят не только имя собственное, способность относить себя к определённому полу и возрасту, но и личные желания, умения и качества личности. Старший дошкольник понимает, что он, например, « Саша- мальчик, шести лет, любит играть» , а также то, что он «смелый, ловкий, умеет быстро бегать»;

формирование «идеального образа Я»- представление о том, каким хотел бы быть. Через общение со взрослыми, чтение детской литературы, наблюдение социальной жизни ребёнок узнаёт социально одобряемые черты характера человека, способы и модели поведения. Одобряемые черты личности и составляют «идеальный образ Я», т.е. ребёнок может хотеть быть добрым, смелым, мужественным, целеустремлённым, терпеливым, аккуратным и т.п.;

формирование самооценки ребенка на основе меры соответствия- между реальным и идеальным « образом Я»;

-формирование и закрепление в поведении конкретных черт личности ребёнка. « Первичный склад личности» ребёнка составляют реально сформировавшиеся в его характере уверенность-неуверенность, общительность- замкнутость, решительность- нерешительность, спокойствие- тревожность, интеллектуальная активность- пассивность и др. личностные черты. Значение этих и других черт личности состоит в том, что они будут определять, регулировать соответствующее поведение ребёнка в широком диапазоне ситуаций.

Значение первичного склада личности, личностного потенциала ребёнка для развития его саморегуляции заключается в общении взрослого с дошкольником по поводу его деятельности. Личностный смысл этой регуляции и может связываться с личностными особенностями ребёнка. Другими словами, необходимость для ребёнка регулировать своё состояние или поведение может связываться с социально одобряемыми волевыми личностными качествами.

Необходимые условия для успешного подключения личностного потенциала ребёнка к развитию его саморегуляции :

- знакомство ребёнка с волевыми качествами личности. В ходе бесед, наблюдений социальной жизни, знакомства с детской литературой в которых подчёркивается значимость и социальное одобрение волевых качеств личности ( целеустремлённость, настойчивость, старательность, терпение).

обогащение представлений ребёнка о волевых качествах личности с помощью соответствующих пословиц и поговорок. В процессе знакомства с ними целесообразно побеседовать о том, как говорится в пословице, обсудить разные ситуации, в которых могут проявляться эти качества, нарисовать рисунки на тему обсуждаемых ситуаций.

- обратить внимание ребёнка на то, что в его характере уже появляются ростки волевых качеств, т.е. целеустремлённости, старательности, терпения. Это можно сделать двумя способами. Попросить ребёнка рассказать, когда ему самому пришлось проявить настойчивость, старательность, терпение. Или взрослый, видя, что ребёнок проявляет эти качества, говорит об этом.

В жизни ребёнка можно выделить три ситуации, в которых его саморегуляция может проявляться и развиваться на основе «подключения» личностного качества терпения в личностный смысл ситуации для дошкольника:

1) когда малышу требуется не плакать, а потерпеть боль( в разумных пределах) во время медицинской процедуры.

2) малышу следует отсрочить исполнение своего желания, что может быть связано либо с правилами поведения, либо с возможностями и потребностями других людей.

3) когда надо проявлять терпение и старательность в овладении новыми умениями.

Предложенные конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми, опубликованные в журнале « Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №7 июль 2013, помогут в воспитании у детей терпения- одного из волевых качеств личности, которое будет способствовать становлению саморегуляции дошкольников.

Утверждаю:

Заведующий д/с «Солнышко»

с. Ермекеево

А.И.Шарифуллина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....