"Гиперактивность"
статья

Сокова Антонина Брониславовна

Понятие "гиперактивность" - совокупность симптомов, связанной чрезмерной моторной активностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnost.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое СДВГ?

Что такое СДВГ, откуда эта проблема появляется, какими симптомами обуславливается и как с этой проблемой справиться?                                                                                                        

Понятие ГИПЕРАКТИВНОСТЬ - совокупность симптомов, связанных с чрезмерной моторной активностью.                                                                                                                          

Слово «гиперактивный» происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный».

В середине 19 –го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребёнка.

Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они как ртуть, постоянно в движении, они бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их.

Детей наблюдают, пытаясь понять.

Такой ребёнок стал персонажем известной истории под названием «Дер Штруввель-Петер», в которой некий вертун по прозвищу Цапель-Филипп (Непоседа Фил) (аналог нашего Стёпки-растёпки) постоянно роняет на пол посуду. С лёгкой руки врача и отца семейства Г. Гофмана уже в 19 веке имя Цапель-Филипп (нем. Слова – беспокойно вертеться, дёргаться, делать нервные движения, метаться туда-сюда), стало нарицательным. В научном обиходе таких детей называют гиперативными, или детьми с «гиперкинетическим синдромом».

"Степка-растрепка", - так русский переводчик, имя которого осталось неизвестным, окрестил "Штруввельпетера", опубликованного в России впервые в 1857 году. А написана была книжка в 1844 году  врачом Генрихом Гофманом, который искал - и не нашел! - подходящее чтение для своего маленького сына. Все детские книжки, которые тогда выходили, были дидактически-назидательными, скучными и правильными до оскомины. Дети их плохо воспринимали. Тогда Гофман сам взялся за перо.

В результате появилось несколько нравоучительных историй о том, как ребенок должен себя вести: слушаться взрослых, стричь ногти, хорошо есть, быть аккуратным, не дразнить

"Горит рука, нога, коса

И на головке волоса,

Огонь - проворный молодец:

Горит вся Катя, наконец...

Сгорела бедная она,

Зола осталася одна,

Да башмачки еще стоят,

Печально на золу глядят".                                                                                                                    

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – проблема, которая на протяжении уже более 40 лет вызывает споры во всех слоях населения.

Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью.                                                                                  

Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию.                                                                                              

Вероятно это функциональное нарушение приводит к дисбалансу между центрами возбуждения и торможения, причём центры торможения менее активны, в результате чего преобладает деятельность центров возбуждения. Внешне этот дисбаланс проявляется в форме гиперактивности.

 

Такие дети отличаются от сверстников  высокой двигательной активностью, импульсивностью и нарушением внимания.

  • 1.Наследственность
  • 2.Здоровье матери
  • 3.Беременность роды
  • 4.Окружающая среда
  • 5.Питание
  • 6.Отношения внутри семьи
  • 7.Компьтеризация, влияние телевизора

Гиперкинетический синдром не является болезнью в классическом смысле слова, когда симптомы позволяют сделать выводы о причинах заболевания

Согласно Международной классификации понятие «гиперкинетическое нарушение» трактуется как отклонение в поведении, характеризующими типичными признаками.

В качестве первичной диагностической ориентировки оправдал себя перечень симптомов, разработанный Джимми Конерсом. Эту анкету могут заполнять как родители, так и педагоги при условии. Что этому предшествует минимум 4-х недельный период наблюдения. Если в сумме набирается более 15 очков, то это даст основание предполагать наличие у ребёнка гиперкинетического синдрома. Наблюдения должны проводиться в повседневной обстановке.

У мальчиков эти нарушения встречаются в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

В основе подхода к решению проблемы лежит интерес к ребёнку как к личности.

Хотя основной упор мы делаем на работе с моторикой. Однако мы придерживаемся основополагающего принципа, согласно которому движение является элементом развития человека.

                                                                                                                                     М. Пассольт

При организации помощи детям исходят из представления о том, что гиперкинетическое нарушение поведения усиливается лишь тогда, когда увеличиваются количественные и качественные требования к переработке информации.

Нарушение приобретает более отчётливые формы, когда требования усложняются, количество информации растёт.

Если это так необходимо снизить требования предъявляемые ребёнку.

Программа тренировки поведения

1.Активизация вестибулярно-моторной активности (подвижные игры, прыжки без каких-либо предметов)

2.Развитие умения управлять своими движениями (учим говорить стоп) например дети скачут  стоп обрыв

3.Развитие речевой регуляции (с помощью проговаривания в слух удерживаем программу: чтобы ребёнок объяснил взрослому как делать)

4.Упражнения для улучшения концентрации внимания (здесь хороша программа Пассольт, Кинхарт)

5.Тренировка зрительного внимания

6.Преодоление импульсивности (катание на роликах, велосипеде)

7.Спортивные занятия как средство самодисциплины (соревнования + элемент коммуникации, учим взаимодействовать друг с другом, победитель он один, а не победила дружба)

Сначала ролевые игры – элемент индетификации, учить воспитателей как научить быть поваром, как взваимодействовать, потом игры на местности – у детей дискретное представление, нет представления ориентировки в пространстве ( в группе, спортивный зал, улица)

Рекомендации

1.Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

2.Занятия короткие

3.Давать простые и чёткие указания

4.Снизить требования, предъявляемые ребёнку

5.Ставить понятные задачи и оказывать помощь в их выполнении

6.Недостаток самоконтроля должны компенсироваться внешним контролем (как в армии чётко)

7.Сверхзадача заключается в замедлении импульсивных реакций

8.В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.

9.Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?"

Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?  Воспитатель Казакова Лариса Евгеньевна. Московская область , город Егорьевск.  Детский сад общеразвивающего вида №2 «Миш...

"Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? "

В консультации кратко описаны особенности работы с гиперактивными детьми...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....