мастер - класс
презентация

Елена Е. Воронина

Мастер - класс "Оригами - математическая точность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28_avgusta_master_klass.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Опыт работы с элементами мастер-класса.

Тема: «Математика и искусство оригами».

Автор: воспитатель МБДОУ «детский сад №32» г. Кинешма  

Елена Евгеньевна Воронина

…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок

В. А. Сухомлинский

Реализуя концепцию математического развития в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, я использую технику оригами.

Слайд 2.

Оригами - удивительное искусство бумажной пластики. Сегодня множество людей во всем мире увлекаются им. Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие и для детей – дошкольников. Оно привлекает ребенка возможностью самим создать поделку из бумаги, которую будет использовать в играх, может подарить на праздник взрослым, другу на день рождения.

Слайд 3.

Я заметила, что, складывая фигурки оригами, сталкиваюсь с математическими понятиями. Мне стало интересно, как связаны таинственное искусство складывания фигурок из бумаги и интересующая меня математика.

Не секрет, что оригами имеет большое значение в математическом развитии ребенка. В процессе работы по оригами решаются сложные математические задачи:

Слайд 4.

дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, знакомятся с геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, ромб, четырёхугольник), получают виды треугольников, многоугольников, легко ориентируются на листе бумаги, учатся «читать» и работать по схемам, используя условные обозначения. Развивается моторика пальцев рук, логика, воображение.

Таким образом, овладение  навыками оригами имеет большое значение для подготовки детей к школе, развитию математических способностей.

Я разработала рабочую программу «Волшебный мир оригами» для детей старшего дошкольного возраста, в которой учитывала возраст детей, их индивидуальные способности. Темы занятий разрабатывала сама, строя работу по принципу от простого к сложному.

Слайд 5.                                                                                                                  

На первом занятии я познакомила детей с историей возникновения оригами. Подготовила презентацию, где в доступной для детей форме рассказала, что такое оригами, чем оно интересно, показала готовые фигурки оригами.  

Затем я начала знакомить детей с базовыми формами оригами, через которые дети знакомятся и закрепляют в дальнейшем такие математические понятия, как: линия, квадрат, прямоугольник, деление листа на две, четыре, восемь равных частей, диагональ, треугольник.                                                                                                                               

Многие фигурки оригами на начальном этапе складываются одинаково, то есть имеют одну основу - базовую форму. База – это самая простая уже сложенная форма, из которой со временем могут появиться множество различных фигурок.                                                                                      Сегодня в мире существует 11 базовых форм.                                               

Слайд 6.                                                                                                              

1.Простые базовые формы: треугольник, книга, дверь, воздушный змей (дети знакомятся с математическими понятиями: треугольник, квадрат, линия, деление листа на части);                                                                                     

Слайд 7.                                                                                                      

2.Средние базовые формы: блин, рыба, двойной треугольник, двойной квадрат (квадрат, треугольник, деление листа на части, диагональ, равные углы);                                                                                                                 

Слайд 8.                                                                                                    

3.Сложные базовые формы: птица, катамаран, лягушка.                                 

При своей работе я учитывала, что основной вид деятельности - игра. Поэтому обучать искусству оригами нужно через игру. Именно в игре возникает желание творить, видеть результат своей работы. А ведь оригами – это не только искусство, но и математика!                                                                    

Как и что же надо делать, чтобы ребенок, складывая фигурки оригами познал математику?                                                                                                     Задачи, которые я ставила перед собой:                                                            

Слайд 9.

  1. Знакомить детей с геометрическими фигурами, их элементами (вершины, углы, стороны), со способами преобразования геометрических фигур.
  2.  Развивать пространственную ориентировку, умение ориентироваться на листе бумаги.

3.  Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам; формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

4.  Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

5.  Развивать мелкую моторику рук.

Искусству оригами учу детей не первый год. Начинала работу с индивидуальных занятий и небольшими подгруппами. Сначала я провела диагностику детей, где результаты оказались не очень высокими.

Не все дети знали понятия угол, вершина, не могли ориентироваться на листе бумаги, не знали как пользоваться схемами.

Дети боялись работать с бумагой: сгибать, проглаживать складки.  Поэтому сначала знакомила детей с математическими понятиями и бумагой. Работу начала с простейших сгибов и постепенно их усложняла. Когда дети усвоили некоторые базовые формы, учила их складывать по словесному описанию.

Слайд 10.                                                                                                         

Учила мастерить, используя пооперационные карты. Карта показывает последовательность создания бумажной фигуры: какую геометрическую фигуру надо взять, с чего начать работу, что сделать потом. Испытывая трудности на определенном этапе, ребенок может развернуть заготовку на пооперационной карте и  сложить ее вновь.                                                  

После того, как дети освоили технику выполнения поделок на основе пооперационных карт, вводила схемы. Знакомила детей с условными обозначениями, которые признаны среди оригамистов.                                    

В ходе деятельности дети познакомились со всеми геометрическими фигурами, могут использовать и карты, и схемы, а некоторые ребята придумывают сами конструкции.                                                                  

Слайд 11.                                                                                                                 

Во время работы с детьми я пользовалась следующей литературой. Названия вы видите на экране.                    

«Оригами для всей семьи» Т. Б. Сержантова                                                  «Оригами для малышей» В. В. Выгонов                                                        «Оригами» И. Богатова                                                                               «Оригами для малышей» Л. Кожина                                                              «Бумажные игрушки» С. В. Соколова                                                                 «Чудеса оригами»                                                                                                      

Знакомя детей искусству оригами, мне очень хотелось, чтобы эти знания пригодились детям в школе на уроках математики и геометрии. В этом случае огромное значение имеет организация условий пространства в группе. Для этого в игровой комнате я добавила в математический уголок  необходимый  материал для изготовления оригами: цветная бумага разного размера, схемы поделок, пооперационные карты, книги с фотографиями поделок.                                                                                                            

Слайд 12.

Результаты моего опыта отражает мониторинг детей. Я учитываю знание детьми геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны), умение ориентироваться на листе бумаги, располагать фигуру в указанном направлении, умение читать графическую информацию, создавать работы по схемам, операционным картам, умение работать по словесным указаниям и умение повторять работу за воспитателем.                                                        

Но для меня важно и то, что у моих детей стал формироваться интерес к математике, математическим понятиям, желание использовать схемы, умение ориентироваться на листе бумаги. Они стали увереннее в себе, пережив состояние «Я могу!», «Это я сделал!», стали получать удовольствие. Дети стали бережнее относиться не только к своим работам, но и ценить работы других; не так остро переживают свои временные неудачи, ведь бумажную поделку можно переделать: развернуть и согнуть ее по-новому, и все-таки, добиться результата, правильно сложив.                                                        

Оригами способствует активности как левого, так и правого полушария мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук. На занятиях по математике при помощи оригами я могу с детьми  легко повторять следующие понятия:                                                                       

Слайд 13.                                                                                                                    - горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;                                           

- сложить геометрические фигуры разными способами, показать смежные стороны, диагональ;                                                                                                   

- умение ориентироваться на листе бумаги, располагать фигуру в указанном направлении;                                                                                                             

- умение читать графическую информацию.                                                        

Я считаю, что математика это одна из сторон искусства оригами и наоборот искусство оригами является одной из направляющих математики.                                             

Хочется обратить внимание на работу с семьей. Чтобы родители видели своих детей математически развитыми, они должны поддерживать эту работу и дома. В информационном уголке помещались консультации на тему «Связь математики и оригами», «Математика – это интересно», пооперационные карты поделки, которую мастерили дети, давала практические занятия. Работами детей оформляли родительские уголки и помещения. Это помогло разнообразить совместную деятельность детей и родителей, повысить интерес детей к занятиям.

Реализуя концепцию математического развития я сделала вывод, что через знакомство с искусством  оригами, детям доступнее усвоить знание геометрических фигур и математических понятий. Я уверена, что в школе, знания, полученные в ходе совместной деятельности, пригодятся и детям легче будет справляться с заданиями на уроках математики и геометрии.                              

Слайд 14.                                                                                                                              А сейчас  я вам предлагаю отправиться в волшебный мир оригами и самостоятельно изготовить бабочку в этой технике.                                          

Слайд 15.                                                                                                                  Мастер – класс «Бабочка в технике оригами».                                                          Для изготовления бабочки нам понадобится квадратный лист бумаги. Размер бумаги подбираем в зависимости от того, какой величины нужна бабочка. Существует несколько вариантов изготовления бабочки способом оригами. Я вас познакомлю с одним из них. Приступим к творчеству.

1. Нижнюю сторону соединяем с верхней стороной, линию сгиба проглаживаем, получаем прямоугольник, затем разворачиваем прямоугольник обратно в квадрат. 

2. Правую сторону соединяем с левой стороной, линию сгиба проглаживаем, затем разворачиваем прямоугольник обратно в квадрат. 

3. Переворачиваем заготовку.

4. Сгибаем по диагонали левый нижний угол, соединяем с правым верхним, получаем треугольник, линию сгиба проглаживаем.

5. Разворачиваем. 

6. Сгибаем по диагонали правый нижний угол, соединяем с левым верхним, получаем треугольник, линию сгиба проглаживаем.

7. Края горизонтальной складки пригибаем к нижней части вертикальной складки. Должен получиться двойной треугольник. Это средняя базовая форма.

8. Двойной треугольник кладем основанием к себе.

9. Работаем с верхним треугольником: правый и левый угол соединяем с вершиной и проглаживаем. Образовался квадрат.

10. Переворачиваем заготовку на обратную сторону, вершина смотрит вниз.

11. Работаем с верхней частью, вершину тянем к основанию так, чтобы она выходила за пределы основания. 

12. Маленький треугольник, который образовался у основания, загибаем на обратную сторону и проглаживаем – это будет голова у бабочки.

13. Заготовку переворачиваем на обратную сторону. 

14. Сгибаем крылышки. Для этого складываем заготовку пополам. Сгиб не заглаживаем, поскольку бабочка получится плоской.

15.Наша бабочка готова! Теперь можно её украсить по Вашему желанию.

СЛАЙД 16.         СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...