План по самообразованию на учебный год.
методическая разработка
«Повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива в целом и достижение качественных результатов образования, воспитания и развития детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_1.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
План
по самообразованию
на 2018 – 2019 учебный год.
Состав творческой группы (индивидуально): Абашева В.В., Минаева О.Н., Русакова Е.Н.
Методическая тема: «Повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива в целом и достижение качественных результатов образования, воспитания и развития детей».
Цель методической деятельности: повышение профессионального мастерства и развитие человеческого потенциала педагога через интерактивные формы взаимодействия.
Тема творческой группы (индивидуально): «Развитие интонационной выразительности речи у детей с ТНР через театрализованную деятельность».
Цель: изучение технологий формирования, развития и совершенствования интонационных компонентов речи у старших дошкольников с ТНР.
Задачи:
- Изучить теоретические основы формирования интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с ТНР, роль выразительности речи в обеспечении эффективной коммуникации и самовыражения ребёнка дошкольного возраста.
- Раскрыть понятие интонационной выразительности речи.
- Систематизировать и внедрить методы и приемы формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Создать условия для развития интонационной выразительности речи у старших дошкольников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, пополнить предметно-пространственную среду по данной теме.
Этапы работы над темой:
1 этап. Подготовительный
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Выбор темы, содержания, форм и методов самообразования | Сентябрь - октябрь |
2 | Постановка целей, задач работы. | |
3 | Ожидаемый результат |
2 этап. Аналитический
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Разработка плана работы по самообразованию. | Сентябрь - октябрь |
3 этап. Организационный
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Теоретическая часть:
| Октябрь - ноябрь |
2 | Практическая часть:
| ноябрь в течение года |
4 этап. Завершающий
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Оформление опыта работы:
| апрель – май |
5 этап. Презентационный
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Предоставление презентационного материала по самообразованию (в зависимости от предложенных форм). | в течение года |
2 | Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт». | |
3 | Подготовка материала к публикации в печатных изданиях, на сайте дошкольного образовательного учреждения. | |
4 | Участие в профессиональных конкурсах различных уровней. |
Ожидаемый результат:
- Изучили теоретические основы формирования эмоциональной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
- Подобран цикл коррекционных упражнений по формированию интонационной стороны речи у детей, имеющих речевые нарушения.
- Владеем методами и приемами формирования эмоционально - выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Представили методическую копилку по теме «Развитие интонационной выразительности речи у детей с ТНР через театрализованную деятельность».
- Создана предметно-развивающая среда в группе для формирования и развития эмоционально – выразительной стороны речи.
Литература:
1. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Шаврина Л. Г. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
3.Чернявская Н. А. «Развитие грамматического строя речи через развивающие игры» 2013г.
4.Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990. – 128 с., ил., 17л.ил.
5.Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - N5. – с. 51-61
6. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999. –с.201-202.
7.Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974
8. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4
9.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
Словарь терминов.
Интонация – это единство взаимосвязанных компонентов, качественных изменений тона, тембра, мелодики, интенсивности, длительности звуков, служащих для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.
- Просодика (выразительность речи) – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение.
- Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы (понижение или повышение тона голоса).
- Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
- Темп речи (тесно связан с ритмом) – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
- Пауза – перерыв в процессе речи.
- Тембр голоса – специфическая, индивидуальная окраска голоса, качество звука.
- Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
«Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста»
В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы - педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме.
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы указывают на то, что психолого-педагогическая работа в ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, а также на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с дошкольниками является игра.
Использование в работе с дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.
И поэтому для того, чтобы реализовать цель моей работы: формирование выразительной речи у дошкольников посредством театрализованной деятельности, я ставлю перед собой следующие задачи:
-создавать условия для развития речи детей в театрализованной деятельности;
-побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.
-обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Для театрально-игровой деятельности в группе оборудована театральная гостиная, что позволило создать максимально комфортные условия для творчества детей. В нашей гостиной представлены различные виды театров (марионетки, пальчиковые и т. д., есть костюмерная и гримерная (уголок ряжения, декорации и музыкальная фонотека.
Работу по формированию выразительности речи посредством театрализованной деятельности я начинаю с детьми 4-го года жизни. Во 2-й младшей группе начинаю формировать у детей простейшие образно- выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных); в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме); в старшей группе совершенствовать художественно - образные умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на музыкальных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.
На всех этапах работы я использую следующие методы формирования выразительности речи:
1. Наглядные методы - рассматривание картин со знакомым детям содержанием, игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Во всех этих процессах предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.
2. Словесные методы связаны с художественным словом. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности. Например: после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить: - «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? как вы догадались?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.
3. Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания. Один из них: дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров, что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный эффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей. Основная задача этих игр-занятий - воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.
Также использую следующие приемы формирования выразительности речи: речевой образец (произношу подчеркнуто четко, громко, неторопливо, повторение (практикую индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое); указания (разъясняю детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата); словесное упражнение (многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков). В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания; использование шутки при объяснении задания. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.
Для того, чтобы ребенок умел передать стихи или фразы с разной интонацией применяю следующие упражнения: упражнения в произнесении скороговорок, чистоговорок («са-са вот летит оса» дети произносят с разной силой голоса; меняя интонацию - удивленно, вопросительно, напугано); упражнения в звукоподражании (вой ветра, лай собачки, пение кукушки); упражнения для артикуляции дикции (укрепление соответствующего комплекса мышц).
Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
После того как у детей будут сформированы навыки и умения по использованию основных средств интонационной выразительности, переходим к подготовке и показу театрального представления как к итогу всей своей деятельности. Вместе с детьми были поставлены сказки «Репка», «Теремок», инсценировки стихотворений «Перчатки», «Под грибом».
Вся работа проводится поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до постановки произведения. Для формирования интонационной выразительности речииспользую специально подобранные этюды и упражнения. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем - четкое и выразительное. Для освоения выразительной речи ввожу упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте и специальные творческие задания на развитие образности речи (упражнения на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам, включаю упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. На мой взгляд, в процессе формирования выразительности речи посредством театрализованных игр, важнейшим условием является работа над образом, ролью, во взаимодействии с другими детьми происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются выразительность речи и высшие произвольные психические функции.
На данный момент мои дошкольники с помощью выразительной речи ярче проявляют себя в разных видах деятельности, и прежде всего в театрализованной, игровой и художественной. Выразительность речи повлияла не только на формирование их речи, но и способствовало развитию таких качеств личности как открытость, эмоциональность, общительность и так далее. Оказало широкое влияние на коммуникативную культуру, взаимоотношения с окружающими.
Литература:
1. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Шаврина Л. Г. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
3.Чернявская Н. А. «Развитие грамматического строя речи через развивающие игры» 2013г.
4.Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990. – 128 с., ил., 17л.ил.
5.Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - N5. – с. 51-61
6. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999. –с.201-202.
7.Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974
8. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4
9.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.