Проект "Мини-музей "Во Славу Отечества"
проект (подготовительная группа)

Чумак Оксана Сергеевна

Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом.

День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен.

Этот мини-музей является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину… Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_vo_slavu_otechestva.docx43.86 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Чумак О.С.

Воспитатель, ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко» муниципального района

Челно-Вершинский Самарской области

ПРОЕКТ «МИНИ-МУЗЕЙ «ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА»

Актуальность

В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. [5,27]

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Законом РФ «Об образовании» (раздел 1, ст.2), государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» определены принципы: приоритет общечеловеческих ценностей; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. [2,41]

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России».

Проблема: низкий уровень знаний об истории России,  доблести защитников отечества, музейной культуре.

Использование музейной педагогики в воспитании нравственно-патриотических чувств, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об историко-культурном наследии Родины. [6,12]

Цель: 

Создание мини-музея «Во славу Отечества» для воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости за российскую армию, уважения к защитникам отечества.

Задачи:

  1. Систематизировать, расширять и обобщать знания о российской армии, родах войск, военной техники, доблестных защитниках отечества.
  2. Развивать интерес детей к истории отечества, российской армии.
  3. Привлекать семью к патриотическому воспитанию детей.

Участники:

Дети подготовительной группы (6-7лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

План работы по проекту

Подготовительный этап:

Ознакомление педагогов с материалами на тему «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».

Участие педагогов и родителей в мастер-классе «Создание мини-музея», организованного работниками краеведческого музея.

Подбор методической литературы по музейной педагогике.

Разработка макета мини-музея, содержания 8 экспозиций мини-музея:

  1. Рода войск Вооруженных сил РФ.
  2. Дети-герои.
  3. Города-герои.
  4. Памятные места села Челно-Вершины.
  5. Письма с фронта.
  6. После боя.
  7. Военная техника.
  8. Дидактические игры по военной тематике.

Подбор материалов  для создания мини-музея «Во славу Отечества»: экспонатов для выставок; литературы,  иллюстраций, открыток, изображающих события на тему Великой Отечественной войны, истории российской армии.

Создание коллекции картин, альбомов, презентаций и видеороликов по теме проекта: информации об участниках, памятных датах Великой Отечественной войны, городах-героях, детях-героях.

Подбор материала совместно с  родителями для подготовки «Лента Памяти»;  создание альбома «Наши папы – защитники  Отечества».

Приготовление материалов для художественного творчества детей (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки.)

Разработка дидактических игр «Сапер», «Танковый бой».

 Подготовка к участию в международной акции «Читаем детям о войне», с приглашением ветеранов и учащихся школы.

Основной этап.

Формы работы с детьми:

  • мастерская по изготовлению экспонатов музея;

     Изготовление моделей военной техники из бумаги (самолёты, танки, корабли по чертежу  и оригами), конструктора Лего; макетов памятников с. Челно-Вершины; макетов родов войск, макетов фронтовых писем. Дети изготавливают экспонаты в рамках организованной и самостоятельной деятельности.

  • организованная образовательная деятельность по тематике;

     В рамках образовательной деятельности расширить  знания детей о российской армии, родах войск, военной технике. Познакомить детей с понятиями «музей», «музейная культура», «экспонат», разновидностями музеев, их значением, правилами поведения в них; презентациями и видеороликами о событиях и участниках Великой Отечественной войны, памятниках, памятных местах и датах;  картинами советских художников  по тематике проекта (фото 1, надпись: Картинная галерея). Из библиотеки мини-музея дети познакомятся с книгами о Великой Отечественно войне.

     Организация экскурсии в краеведческий музей,  к памятникам боевой славы и музей боевой славы села Челно-Вершины. (фото 2, надпись: Экскурсия к памятным местам; фото 3, надпись: Экскурсия в музей)

  • самостоятельная деятельность детей;

     Для самостоятельной деятельности подготовить сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, эстафеты: «Мы ходили в музей»; «Что изменилось?»; «Что перепутал художник?»; «Подбери картинку»; «Чья форма?»; «Морской бой» и другие.

Разработка и создание дидактических игр:

«Сапер» (фото 4, надпись: Игра «Сапер»)

Поле поделено на 2 части. Каждому частнику нужно определить местонахождение «мины» в песке с помощью щупа, отметить ее, аккуратно очистить ее при помощи кисточки. Выигрывает игрок, который быстрее найдет и обезвредит все мины.

 «Танковый бой».

Игра проводится по принципу «Русские шашки». Играют 2 игрока или 2 команды игроков по 2-3 человека. Одна команда играет зелеными танками, а вторая – красными танками. На игровое поле с синими и белыми клетками выстраиваются танки в первые три ряда с каждой стороны. Танки можно передвигать по синим клеткам (ходить только по диагонали вперед на 1 клетку и бить вперед, перепрыгивая через фигуру соперника). Побитая фигура снимается с доски. За каждый подбитый танк игрок получает медаль. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество медалей и получивший звание «лучший танкист».

  • представление материала, собранного для мини-музея; (фото 5, надпись: Представление материалов для мини-музея)

В ходе поисково-исследовательской работы родители вместе с детьми собирают сведения о своих родных - участниках Великой Отечественной войны, работников тыла: некоторые обращаются в семейные архивы, некоторые делают запросы в военные исторические архивы, находят фотографии своих родных военных лет, собирают различные награды за военную доблесть. Затем все сведения оформляются в печатном или письменном виде, прилагаются фотографии, документы военных лет и приносятся в детский сад.

Дети презентуют собранный материал.

Для альбома «Наши папы – защитники  Отечества» дети с родителями собирают материал и оформляют его в виде страницы альбома. Дети рассказывают о своих папах.

  • оформление мини-музея «Во славу Отечества».

     Подготовка разучивание стихов, подготовка рассказов об экспозициях для презентации музея, проведения экскурсий для младших воспитанников, ветеранов, педагогов. (фото 6, надпись: Экспозиция «Рода войск»; фото 7, надпись: Экспозиция «Памятные места с. Челно-Вершины»; фото 8, надпись: Экспозиция «Письма с фронта»; фото 9, надпись: Экспозиция «После Боя»; фото 10, надпись: Экспозиция «Военная техника»).

Методы работы:

Практические: сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, эстафеты, дидактические игры, создание альбомов о военной технике, истории Отечества.

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов.

Наглядные: сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций,  архивных материалов, личный пример взрослых.

Проект «Мини-музей «Во славу Отечества» позволит вовлечь родителей в единое воспитательно-образовательное пространство по воспитанию патриотизма.  

Формы работы с родителями:

  • участие в изготовлении экспонатов для музея;

Пошив военной формы, подбор экспонатов и литературы по теме мини-музея.

  • сбор материалов о папах кадровых военных или проходивших службу в рядах российской армии, для альбома «Наши папы – защитники отечества». Подготовка материалов о родственниках – участниках Великой Отечественной войны для «Ленты-памяти»
  • мероприятие «Гость группы» (фото 11, надпись: Гость группы)

Приглашение родных, которые были участниками, тружениками тыла  Великой Отечественной войны; пап служивших в российской армии, в том числе в «горячих точках» для бесед с детьми.

Заключительный этап

Предполагаемый результат:

  • мини-музей «Военной Славы» (8 экспозиций) в том числе экспонатами, выполненными  детьми;
  • повышение уровня познавательного развития дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом;
  • расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о событиях Великой Отечественной войны, её героях, боевых действиях, снаряжении солдат, цены Победы;
  • развитие творческих способностей детей по художественному творчеству в разных  направлениях (рисунок, живопись, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование);
  • повышение уровня развития монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями,  умение составлять описательные рассказы по предметам и повествовательные рассказы по сюжетным картинам;
  • развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе;
  • развитие интереса к музейной деятельности;
  • совместная творческая деятельность детей и родителей по созданию экспонатов и экспозиций мини-музея;
  • экскурсии: в краеведческий музей, по памятным местам с. Челно-Вершины, музей «Боевое братство».

Продукт проектной деятельности:  

  • Мини – музей «Во славу Отечества» с различными экспонатами на военную тему (фигурки солдат разных времён, модели военных машин, элементы военной одежды, военные предметы, медали, книги, сувениры, поделки и рисунки детей).  
  • Мини – библиотека с произведениями о Великой Отечественной Войне.
  • Выставка детских рисунков «Война – глазами детей».
  • Работы, выполненные совместно родителями и детьми, на тему «Наши папы – защитники отечества», «Лента Памяти», модели военной техники прошлого, настоящего и будущего из бумаги, конструктора Лего, оформление экспозиции «После боя», пошив военных костюмов.
  • Дидактические игры «Танковый бой» и «Сапер» изготовленные совместно с детьми.
  • Презентация проекта мини – музей «Во славу Отечества»: для детей из других групп, педагогов и родителей,  педагогов Северного образовательного округа министерства образования Самарской области. (Приложение № 1) (фото 12, надпись: Презентация мини-музея)
  • Публикация проекта на сайте детского сада http://mdousun.caduk.ru/.

Проект «Мини-музей «Во славу Отечества» универсален и может быть реализован в любом дошкольном учреждении.

Как показали результаты проведённой диагностики, деятельность в рамках проекта обеспечила развитие:  знаний дошкольников на 69%; творческой инициативы дошкольников на 48%;  самостоятельности на 39%; гражданско-патриотических чувств на 38%, - открывая новые возможности для формирования собственного жизненного опыта  общения с окружающим миром, в целом, традициями своей Родины и своей семьи,  в частности.

Разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и гражданственности. Для нас имеет значение не только то, что происходит с нашими воспитанниками, но и то, как меняются в результате такой деятельности педагоги и родители, какие открытия делают они для себя вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее.

Литература

  1. Акинина Т.М., Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. – М.: УЦ «Перспектива», 2012;
  2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;
  3. Ветохина А., Дмитренко З. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - СПб.: Детство-Пресс, 2012;
  4. Деркунская В., Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013;
  5. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников - М.: Сфера, 2013.
  6. Рыжова Н.А., Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции, 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

 


Приложение 1

Экскурсия в мини-музей «Во славу Отечества!»

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Сегодня мы с вами совершим экскурсию в мини-музей «Во славу Отечества».

Ребенок:

Много есть разных музеев на свете,

Ходят в них взрослые, ходят и дети.

Наш же музей уникален вдвойне:

Создан он в память о страшной войне.

Той, что несла людям горе и беды,

Той, что закончилась славной Победой,

Помнить нам нужно, помнить нам важно

Всех поименно героев отважных!

Музей создавали своими руками,

И этим, пожалуй, он стал уникален.

Воспитатель: В нашем музее представлены панорамы всех родов войск: сухопутных, воздушно-космических, военно-морского флота.

Ребенок:

Летней ночью на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ!

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит – против нас!

Ребенок:

На защиту нашей Родины встали все от мала до велика: мужчины, женщины, старики и даже дети.

Героями этой войны стали дети: Марат Казей, Галя Комлева, Леня Голиков, Валя Котик и другие.

В нашем музее представлен альбом «Дети – герои войны»

Ребенок:

Мальчик из села Поповки

С. Маршак

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок - 
Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы -
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес!

При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.

Ребенок:

О чем мечтают дети?

У них одна мечта:

Пусть будет на планете

Мир вечный, как весна.

Вечная слава всем защитникам нашей Родины, которые спасли мир Отчизны.

Ребенок:

Герой – почетное звание для человека. Но только в нашей стране есть города – герои.

Это почетное звание городам присвоили за героизм и мужество. Звание город-герой присвоено городам: Москва, Ленинград, Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск. 

В нашем музее представлен альбом «Города – герои войны»

Ребенок:

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ – за нас с тобой!

Слава павшим и живым

От души спасибо им!

Ребенок:

В городах, селах  на площадях установлены памятники героям. Люди приходят к памятникам героев, возлагают цветы, венки.

В нашем селе тоже установлены памятники и обелиски, и мы изготовили с ребятами их макеты.

Обелиск погибшим воинам в Великой Отечественной войне, Мемориальный комплекс погибшим воинам в Великой Отечественной войне, Памятник ветеранам локальных войн, Памятник воинам-интернационалистам.

Ребенок:

Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость Дня Победы.
Не просто гордый символ, а шёлковый погон,
За добрый мир, что нам добыли деды.

Георгиевская лента – и порох, и огонь –
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,
Судьбы орнамент... Памятное слово.

Воспитатель: Дети и родители нашего детского сада разработали и реализуют  в проект «Лента Памяти». Результатом проекта является «Лента Памяти», составленная из страниц, представленных родителями, как итог поисково-исследовательской работы об участии родных и близких в Великой Отечественной войне и представление ребенком в группе.

Ежегодно в нашем детском саду проводится международная акция «Читаем детям о войне», в рамках которой дети знакомятся с произведениями о войне и встречаются с ветеранами.

Ребенок:

Фронтовые треугольники… В них и боль, и надежда, и ожидание встречи.
А знаете ли вы, что за годы войны таких фронтовых треугольников было отправлено 6 000 000 000 (6 миллиардов) штук?

Ребенок:

Пожелтевшие письма
В истертой коробке,
Как осенние листья, 
Сухие и ломкие.

Фронтовых треугольников
Тонкий пакет – 
Их писал в окруженье
Погибший мой дед.

Ребенок:

Вместе с детьми мы научились делать фронтовые письма, и мы хотели бы вам их подарить.

Ребенок:

В любые времена солдаты шли в бой, а на помощь им приходила военная техника.

В нашем музее мы собрали коллекцию военной техники.

Ребенок:

Вместе с родителями мы создали уникальных кукол в военной форме и создали экспозицию «После боя».

Ребенок:

После тяжелого боя солдатам хотелось отдохнуть, и они пели песни у костра и наши ребята исполнят для вас веселую песню

Дети исполняют песню «Будённовец»

Музыка Я. Дубравина. Слова М. Наринского.

1. Много Ванюши
Книжек и игрушек.
Есть хороший, самый лучший
Богатырский конь.

Цок, цок, цок —
Слышно к тишине.
Ваня с острой шашкой
Скачет на коне.

2. Всех быстрей на свете
В доме на паркете
Мчится с Ваней, словно ветер.
Богатырский конь.

Цок, цок, цок —
Слышно в тишине.
Это красный всадник
Скачет на коне.

Воспитатель: У нас в группе собраны дидактические игры на военную тематику. Мы сейчас продемонстрируем игру «Сапер».

Дети приглашают участников-гостей и демонстрируют игры

Воспитатель: На этом наша экскурсия окончена, вы можете подробнее   рассмотреть экспонаты музея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Во славу Отечества. Надежда Дурова"

Дурова  Надежда Андреевна - известная "кавалерист-девица" . Герой войны 1812 года, ординарец М.И.Кутузова. За спасение в бою от гибели офицера была награждена Георгиевским крестом. Автор книги "З...

Конкурс чтецов "Славься, Отечество!"

ПОЛОЖЕНИЕо конкурсе чтецов среди старших и подготовительных групп МБДОУ №21«Славься Отечество!» 1.      Общие положения.1.1.Настоящее положение определяет порядок и...

славься Отечество

славься Отечество...

Интегрированный физкультурно-оздоровительный досуг «Славься Отечество наше родное»

Физкультурно - оздоровительный досуг с использованием регионального компонента....

Из опыта работы.Дополнительный материал к образовательной деятельности по теме: "Славься,Отечество!"

данный материал предназначен для воспитателя в проведении тематических мероприятий....

В рамках Всероссийского фестиваля – конкурса Всероссийского казачьего общества «Во славу Отечества!» 2024 год. Сценарий мероприятия: «ГДЕ КАЗАК, ТАМ И СЛАВА»

Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества. Познакомить с легендарными казаками-героями.Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.Воспитывать ...