Проект "Мини-музей "Во Славу Отечества"
проект (подготовительная группа)
Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом.
День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен.
Этот мини-музей является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину… Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey_vo_slavu_otechestva.docx | 43.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Чумак О.С.
Воспитатель, ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко» муниципального района
Челно-Вершинский Самарской области
ПРОЕКТ «МИНИ-МУЗЕЙ «ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА»
Актуальность
В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. [5,27]
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Законом РФ «Об образовании» (раздел 1, ст.2), государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» определены принципы: приоритет общечеловеческих ценностей; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. [2,41]
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России».
Проблема: низкий уровень знаний об истории России, доблести защитников отечества, музейной культуре.
Использование музейной педагогики в воспитании нравственно-патриотических чувств, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об историко-культурном наследии Родины. [6,12]
Цель:
Создание мини-музея «Во славу Отечества» для воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости за российскую армию, уважения к защитникам отечества.
Задачи:
- Систематизировать, расширять и обобщать знания о российской армии, родах войск, военной техники, доблестных защитниках отечества.
- Развивать интерес детей к истории отечества, российской армии.
- Привлекать семью к патриотическому воспитанию детей.
Участники:
Дети подготовительной группы (6-7лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
План работы по проекту
Подготовительный этап:
Ознакомление педагогов с материалами на тему «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».
Участие педагогов и родителей в мастер-классе «Создание мини-музея», организованного работниками краеведческого музея.
Подбор методической литературы по музейной педагогике.
Разработка макета мини-музея, содержания 8 экспозиций мини-музея:
- Рода войск Вооруженных сил РФ.
- Дети-герои.
- Города-герои.
- Памятные места села Челно-Вершины.
- Письма с фронта.
- После боя.
- Военная техника.
- Дидактические игры по военной тематике.
Подбор материалов для создания мини-музея «Во славу Отечества»: экспонатов для выставок; литературы, иллюстраций, открыток, изображающих события на тему Великой Отечественной войны, истории российской армии.
Создание коллекции картин, альбомов, презентаций и видеороликов по теме проекта: информации об участниках, памятных датах Великой Отечественной войны, городах-героях, детях-героях.
Подбор материала совместно с родителями для подготовки «Лента Памяти»; создание альбома «Наши папы – защитники Отечества».
Приготовление материалов для художественного творчества детей (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки.)
Разработка дидактических игр «Сапер», «Танковый бой».
Подготовка к участию в международной акции «Читаем детям о войне», с приглашением ветеранов и учащихся школы.
Основной этап.
Формы работы с детьми:
- мастерская по изготовлению экспонатов музея;
Изготовление моделей военной техники из бумаги (самолёты, танки, корабли по чертежу и оригами), конструктора Лего; макетов памятников с. Челно-Вершины; макетов родов войск, макетов фронтовых писем. Дети изготавливают экспонаты в рамках организованной и самостоятельной деятельности.
- организованная образовательная деятельность по тематике;
В рамках образовательной деятельности расширить знания детей о российской армии, родах войск, военной технике. Познакомить детей с понятиями «музей», «музейная культура», «экспонат», разновидностями музеев, их значением, правилами поведения в них; презентациями и видеороликами о событиях и участниках Великой Отечественной войны, памятниках, памятных местах и датах; картинами советских художников по тематике проекта (фото 1, надпись: Картинная галерея). Из библиотеки мини-музея дети познакомятся с книгами о Великой Отечественно войне.
Организация экскурсии в краеведческий музей, к памятникам боевой славы и музей боевой славы села Челно-Вершины. (фото 2, надпись: Экскурсия к памятным местам; фото 3, надпись: Экскурсия в музей)
- самостоятельная деятельность детей;
Для самостоятельной деятельности подготовить сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, эстафеты: «Мы ходили в музей»; «Что изменилось?»; «Что перепутал художник?»; «Подбери картинку»; «Чья форма?»; «Морской бой» и другие.
Разработка и создание дидактических игр:
«Сапер» (фото 4, надпись: Игра «Сапер»)
Поле поделено на 2 части. Каждому частнику нужно определить местонахождение «мины» в песке с помощью щупа, отметить ее, аккуратно очистить ее при помощи кисточки. Выигрывает игрок, который быстрее найдет и обезвредит все мины.
«Танковый бой».
Игра проводится по принципу «Русские шашки». Играют 2 игрока или 2 команды игроков по 2-3 человека. Одна команда играет зелеными танками, а вторая – красными танками. На игровое поле с синими и белыми клетками выстраиваются танки в первые три ряда с каждой стороны. Танки можно передвигать по синим клеткам (ходить только по диагонали вперед на 1 клетку и бить вперед, перепрыгивая через фигуру соперника). Побитая фигура снимается с доски. За каждый подбитый танк игрок получает медаль. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество медалей и получивший звание «лучший танкист».
- представление материала, собранного для мини-музея; (фото 5, надпись: Представление материалов для мини-музея)
В ходе поисково-исследовательской работы родители вместе с детьми собирают сведения о своих родных - участниках Великой Отечественной войны, работников тыла: некоторые обращаются в семейные архивы, некоторые делают запросы в военные исторические архивы, находят фотографии своих родных военных лет, собирают различные награды за военную доблесть. Затем все сведения оформляются в печатном или письменном виде, прилагаются фотографии, документы военных лет и приносятся в детский сад.
Дети презентуют собранный материал.
Для альбома «Наши папы – защитники Отечества» дети с родителями собирают материал и оформляют его в виде страницы альбома. Дети рассказывают о своих папах.
- оформление мини-музея «Во славу Отечества».
Подготовка разучивание стихов, подготовка рассказов об экспозициях для презентации музея, проведения экскурсий для младших воспитанников, ветеранов, педагогов. (фото 6, надпись: Экспозиция «Рода войск»; фото 7, надпись: Экспозиция «Памятные места с. Челно-Вершины»; фото 8, надпись: Экспозиция «Письма с фронта»; фото 9, надпись: Экспозиция «После Боя»; фото 10, надпись: Экспозиция «Военная техника»).
Методы работы:
Практические: сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, эстафеты, дидактические игры, создание альбомов о военной технике, истории Отечества.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Наглядные: сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, архивных материалов, личный пример взрослых.
Проект «Мини-музей «Во славу Отечества» позволит вовлечь родителей в единое воспитательно-образовательное пространство по воспитанию патриотизма.
Формы работы с родителями:
- участие в изготовлении экспонатов для музея;
Пошив военной формы, подбор экспонатов и литературы по теме мини-музея.
- сбор материалов о папах кадровых военных или проходивших службу в рядах российской армии, для альбома «Наши папы – защитники отечества». Подготовка материалов о родственниках – участниках Великой Отечественной войны для «Ленты-памяти»
- мероприятие «Гость группы» (фото 11, надпись: Гость группы)
Приглашение родных, которые были участниками, тружениками тыла Великой Отечественной войны; пап служивших в российской армии, в том числе в «горячих точках» для бесед с детьми.
Заключительный этап
Предполагаемый результат:
- мини-музей «Военной Славы» (8 экспозиций) в том числе экспонатами, выполненными детьми;
- повышение уровня познавательного развития дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом;
- расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о событиях Великой Отечественной войны, её героях, боевых действиях, снаряжении солдат, цены Победы;
- развитие творческих способностей детей по художественному творчеству в разных направлениях (рисунок, живопись, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование);
- повышение уровня развития монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями, умение составлять описательные рассказы по предметам и повествовательные рассказы по сюжетным картинам;
- развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе;
- развитие интереса к музейной деятельности;
- совместная творческая деятельность детей и родителей по созданию экспонатов и экспозиций мини-музея;
- экскурсии: в краеведческий музей, по памятным местам с. Челно-Вершины, музей «Боевое братство».
Продукт проектной деятельности:
- Мини – музей «Во славу Отечества» с различными экспонатами на военную тему (фигурки солдат разных времён, модели военных машин, элементы военной одежды, военные предметы, медали, книги, сувениры, поделки и рисунки детей).
- Мини – библиотека с произведениями о Великой Отечественной Войне.
- Выставка детских рисунков «Война – глазами детей».
- Работы, выполненные совместно родителями и детьми, на тему «Наши папы – защитники отечества», «Лента Памяти», модели военной техники прошлого, настоящего и будущего из бумаги, конструктора Лего, оформление экспозиции «После боя», пошив военных костюмов.
- Дидактические игры «Танковый бой» и «Сапер» изготовленные совместно с детьми.
- Презентация проекта мини – музей «Во славу Отечества»: для детей из других групп, педагогов и родителей, педагогов Северного образовательного округа министерства образования Самарской области. (Приложение № 1) (фото 12, надпись: Презентация мини-музея)
- Публикация проекта на сайте детского сада http://mdousun.caduk.ru/.
Проект «Мини-музей «Во славу Отечества» универсален и может быть реализован в любом дошкольном учреждении.
Как показали результаты проведённой диагностики, деятельность в рамках проекта обеспечила развитие: знаний дошкольников на 69%; творческой инициативы дошкольников на 48%; самостоятельности на 39%; гражданско-патриотических чувств на 38%, - открывая новые возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром, в целом, традициями своей Родины и своей семьи, в частности.
Разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и гражданственности. Для нас имеет значение не только то, что происходит с нашими воспитанниками, но и то, как меняются в результате такой деятельности педагоги и родители, какие открытия делают они для себя вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее.
Литература
- Акинина Т.М., Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. – М.: УЦ «Перспектива», 2012;
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;
- Ветохина А., Дмитренко З. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - СПб.: Детство-Пресс, 2012;
- Деркунская В., Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013;
- Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников - М.: Сфера, 2013.
- Рыжова Н.А., Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции, 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
Приложение 1
Экскурсия в мини-музей «Во славу Отечества!»
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Сегодня мы с вами совершим экскурсию в мини-музей «Во славу Отечества».
Ребенок:
Много есть разных музеев на свете,
Ходят в них взрослые, ходят и дети.
Наш же музей уникален вдвойне:
Создан он в память о страшной войне.
Той, что несла людям горе и беды,
Той, что закончилась славной Победой,
Помнить нам нужно, помнить нам важно
Всех поименно героев отважных!
Музей создавали своими руками,
И этим, пожалуй, он стал уникален.
Воспитатель: В нашем музее представлены панорамы всех родов войск: сухопутных, воздушно-космических, военно-морского флота.
Ребенок:
Летней ночью на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ!
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас!
Ребенок:
На защиту нашей Родины встали все от мала до велика: мужчины, женщины, старики и даже дети.
Героями этой войны стали дети: Марат Казей, Галя Комлева, Леня Голиков, Валя Котик и другие.
В нашем музее представлен альбом «Дети – герои войны»
Ребенок:
Мальчик из села Поповки
С. Маршак
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок -
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы -
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес!
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.
Ребенок:
О чем мечтают дети?
У них одна мечта:
Пусть будет на планете
Мир вечный, как весна.
Вечная слава всем защитникам нашей Родины, которые спасли мир Отчизны.
Ребенок:
Герой – почетное звание для человека. Но только в нашей стране есть города – герои.
Это почетное звание городам присвоили за героизм и мужество. Звание город-герой присвоено городам: Москва, Ленинград, Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск.
В нашем музее представлен альбом «Города – герои войны»
Ребенок:
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ – за нас с тобой!
Слава павшим и живым
От души спасибо им!
Ребенок:
В городах, селах на площадях установлены памятники героям. Люди приходят к памятникам героев, возлагают цветы, венки.
В нашем селе тоже установлены памятники и обелиски, и мы изготовили с ребятами их макеты.
Обелиск погибшим воинам в Великой Отечественной войне, Мемориальный комплекс погибшим воинам в Великой Отечественной войне, Памятник ветеранам локальных войн, Памятник воинам-интернационалистам.
Ребенок:
Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость Дня Победы.
Не просто гордый символ, а шёлковый погон,
За добрый мир, что нам добыли деды.
Георгиевская лента – и порох, и огонь –
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,
Судьбы орнамент... Памятное слово.
Воспитатель: Дети и родители нашего детского сада разработали и реализуют в проект «Лента Памяти». Результатом проекта является «Лента Памяти», составленная из страниц, представленных родителями, как итог поисково-исследовательской работы об участии родных и близких в Великой Отечественной войне и представление ребенком в группе.
Ежегодно в нашем детском саду проводится международная акция «Читаем детям о войне», в рамках которой дети знакомятся с произведениями о войне и встречаются с ветеранами.
Ребенок:
Фронтовые треугольники… В них и боль, и надежда, и ожидание встречи.
А знаете ли вы, что за годы войны таких фронтовых треугольников было отправлено 6 000 000 000 (6 миллиардов) штук?
Ребенок:
Пожелтевшие письма
В истертой коробке,
Как осенние листья,
Сухие и ломкие.
Фронтовых треугольников
Тонкий пакет –
Их писал в окруженье
Погибший мой дед.
Ребенок:
Вместе с детьми мы научились делать фронтовые письма, и мы хотели бы вам их подарить.
Ребенок:
В любые времена солдаты шли в бой, а на помощь им приходила военная техника.
В нашем музее мы собрали коллекцию военной техники.
Ребенок:
Вместе с родителями мы создали уникальных кукол в военной форме и создали экспозицию «После боя».
Ребенок:
После тяжелого боя солдатам хотелось отдохнуть, и они пели песни у костра и наши ребята исполнят для вас веселую песню
Дети исполняют песню «Будённовец»
Музыка Я. Дубравина. Слова М. Наринского.
1. Много Ванюши
Книжек и игрушек.
Есть хороший, самый лучший
Богатырский конь.
Цок, цок, цок —
Слышно к тишине.
Ваня с острой шашкой
Скачет на коне.
2. Всех быстрей на свете
В доме на паркете
Мчится с Ваней, словно ветер.
Богатырский конь.
Цок, цок, цок —
Слышно в тишине.
Это красный всадник
Скачет на коне.
Воспитатель: У нас в группе собраны дидактические игры на военную тематику. Мы сейчас продемонстрируем игру «Сапер».
Дети приглашают участников-гостей и демонстрируют игры
Воспитатель: На этом наша экскурсия окончена, вы можете подробнее рассмотреть экспонаты музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Во славу Отечества. Надежда Дурова"
Дурова Надежда Андреевна - известная "кавалерист-девица" . Герой войны 1812 года, ординарец М.И.Кутузова. За спасение в бою от гибели офицера была награждена Георгиевским крестом. Автор книги "З...
Конкурс чтецов "Славься, Отечество!"
ПОЛОЖЕНИЕо конкурсе чтецов среди старших и подготовительных групп МБДОУ №21«Славься Отечество!» 1. Общие положения.1.1.Настоящее положение определяет порядок и...
славься Отечество
славься Отечество...
Интегрированный физкультурно-оздоровительный досуг «Славься Отечество наше родное»
Физкультурно - оздоровительный досуг с использованием регионального компонента....
Из опыта работы.Дополнительный материал к образовательной деятельности по теме: "Славься,Отечество!"
данный материал предназначен для воспитателя в проведении тематических мероприятий....
В рамках Всероссийского фестиваля – конкурса Всероссийского казачьего общества «Во славу Отечества!» 2024 год. Сценарий мероприятия: «ГДЕ КАЗАК, ТАМ И СЛАВА»
Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества. Познакомить с легендарными казаками-героями.Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.Воспитывать ...