"Вода".
опыты и эксперименты

Садунова Дарья Дмитриевна

Опыты и эксперименты с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx37.66 КБ

Предварительный просмотр:

Вода

Какую форму примет вода?

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

Чем пахнет вода?

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Можно ли склеить бумагу водой?

Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.

А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.

Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте.

Объясните внуку, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

Куда делись чернила?

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Вода и пар        

Вскипятите воду, налейте кипяток в прозрачный стакан, накройте его крышкой, затем покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Спросите: "Зачем накрывают пищу крышкой?" Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?

Вода или лупа?

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скот чем.

Вода не имеет вкуса

Цель: познакомить с тем, что вода не имеет вкуса, а при добавлении в нее соли и сахара он появляется.

Материалы: кипяченая вода, стаканы, соль, сахар.

Спросить у детей перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать в стаканах простую кипяченую воду. Затем положить в одни стаканы соль, в другие сахар, размешать и вновь дать попробовать детям. Какой вкус приобрела вода?

Узнаем, какая вода

Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Материалы: три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья - с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Взрослый   показывает  три   закрытые   емкости   и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют,  что  одна  из  них  легкая,  а  две тяжелые,    в    одной    из    тяжелых    емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет,

во второй - вода, а в третьей чай. Взрослый просит детей    объяснить,    как    они    догадались,    что находится   в   емкостях.   Вместе   они   выявляют свойства водя: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют  на  вкус,   переливают,   сравнивают  вес

пустого и полного стаканчика.

Животворное свойство воды

Цель: показать и рассказать детям о том, что благодаря своим свойствам вода дает жизнь всему живому.

Материалы: веточки быстро распускающихся деревьев (тополя), вода.

Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев.   Возьмите   сосуд   и  наклейте   на   него этикетку    «Живая    вода».    Вместе    с    детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки [в воду и объясните детям, что одно из важных свойств   воды   -   давать   жизнь   всему   живому.

Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят  корни, и вы покажите детям их в теме «Деревья».

Имеет ли форму вода?

Цель: показать детям, что вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Материалы; вода, несколько сосудов различной формы.

Налить воду в сосуды различной формы, объяснить, почему вода не имеет формы, вспомнить где и как вода разливалась лучше.

Испарение

Цель: познакомить детей с процессом испарения.

Материалы: кипяченая вода, сосуд с крышкой.

Вскипятите   воду,   накройте   сосуд   крышкой покажите, как сконденсированный  пар превращается снова в капли и падает вниз.

Радуга в комнате

Цель: показать детям, какую роля может еще выполнят вода.

Материалы: зеркало, вода.

Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите  на стене  спектр.  Вода выполняет роль призмы, разлагающий свет на его составляющие. На что похоже слово «paдуга»? Что такое дуга? Какая   она?  Покажите   радугу  руками.  С земли  радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

Волшебная капелька

Цель: познакомить детей с формой капельки воды.

Материалы: блюдце, бутылка с водой.

Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко oт блюдца, чтобы дети видели, какой формы капля появляется из горлышка и как она падает.

Вода не имеет запаха

Цель: дать детям информацию о том, что вода не имеет запаха.

Материалы: стакан воды с раствором соли и сахара, духи.

Спросите у детей, чем пахнет вода? После ответ попросите их понюхать воду в стакане с раствором соли и сахара. Затем капните в один из стаканов (чтобы дети не видели) пахучий раствор, например духи. А теперь чем пахнет вода?

Вода не имеет цвета.

Цель: дать детям информацию о том, что вода не имеет цвета.

Материалы: кристаллики разных цветов, стаканы с водой.

Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились (опыт с краской, марганцовкой и др.) Какого цвета вода теперь?

Волшебная скрепка

Цель:  показать детям, что при помещении канцелярской скрепки в сосуд с водой произойдет вытеснение небольшого количества воды.

Материалы: канцелярская скрепка, сосуд с водой.

Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет (если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды, вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность слегка изогнется.

Кораблик

Цель: показать детям, что легкие предметы могут двигаться по воде.

Материалы: скорлупа грецкого ореха, бумага, ванночка с водой.

Сделайте из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместите его в ванночку и подуйте на парус, чтобы дети понаблюдали, как кораблик плывет по воде. Можно вместе с детьми

Волшебная кисточка

Материалы: Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров; образец для закрашивания, в котором три тройки воздушных шаров (в каждой тройке два шара закрашены - красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один нет).

Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому    закрашивать    оставшийся    шарик,    и    как волшебная   кисточка   их   подружила,   предложив краскам  раскрасить   оставшиеся   шарики   вместе. Затем   дети   смешивают   в   палитре   краски   (в соответствии   с  пиктограммой),   закрасить  новой краской  третий  шарик  и  назвать  получившийся

цвет. Дети работают последовательно над каждым цветом.

Надувание мыльных пузырей

Материалы: Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).

Взрослый наливает на тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. Взрослый объясняет, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть маленькие пузыри. Обсуждение: почему увеличился пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его вдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).

Игры с воздушным шариком и соломинкой

Материалы:    Воздушные    шарики,    емкость    с    водой,  2воздушных шара (один надут слабо - мягкий, другой надут сильно - упругий).

Взрослый вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети выясняют, с каким удобнее  играть и почему. Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильнее надут, а другой - мягкий. Что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним то же можно было хорошо играть? Надуть. Что находиться внутри шара (воздух); откуда он берется (его выдыхают). Взрослый показывает, как человек вдыхает и  выдыхает воздух. Надутый шарик опускают в воду,  чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и  выходит через пузырьки воздух.

У воды нет вкуса.

Предложите детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса.

Лед – твердая вода

Если опыт проводится зимой, предложите детям во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместите каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив их в холодильнике.

Дети должны следить за состоянием сосульки в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшается сосулька. Что с ним происходит? Вспомните опыт по предыдущей теме.

Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее: большой или маленький.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.

Таким же образом проследите за таянием снега.

Вывод: лед, снег – это тоже вода.

Вода бывает теплой, холодной, горячей

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в какой самая теплая. Если дети знакомы с термометром то измеряйте воду термометром.

Можно проделать следующий опыт, сравнив температуру воды до того как в нее положили кубик льда, и до того как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Подчеркните, что в реках, озерах, морях вода тоже бывает теплой и холодной. Некоторые животные, растения, рыбы любят жить в теплой воде, другие в холодной. Если бы дети были рыбками в какой воде они бы жили.

Как сделать воду чистой

Материалы и оборудование: два стаканчика с водой: один с чистой, другой с грязной водой. Пустой стаканчик, бумажный или любой другой фильтр, с помощью которого можно очистить грязную воду.

Скажите детям, что у них на столе вода из реки. В первом стаканчике – из чистой реки, до того, как горожане загрязнили речку и она заболела. Предложите детям сравнить воду в двух стаканчиках. Чем они отличаются? В какой воде могут жить рыбы и другие водные животные и растения, а в какой не могут?

Предложите детям очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой и речка выздоровела. Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стаканчик. Скажите детям, что благодаря их усилиям речка выздоровела. Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают воду, текущую в реку с заводов.

Воздух

Упадет или нет?

Переверните маленькую воронку широкой частью вниз. Вложи те в нее шарик для настольного тенниса и придержите его пальцем. А теперь дуйте в узкий конец воронки и перестаньте шарик поддерживать. Он не упадет, а останется в воронке.

Это объясняется тем, что давление воздуха под шариком гораздо больше, чем над ним. И чем сильнее вы дуете, тем меньше воздух оказывает давление на шарик, и тем больше подъемная сила.

Вдунь шарик в бутылку

Как вы думаете, можно ли бумажный шарик вдуть в бутылку?

Скомкайте небольшой кусочек газеты в шарик. Положите бумажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно дуньте на него. Парадокс, но шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу.

Это происходит потому, что вдуваемый воздух обтекает шарик и в бутылке повышается давление воздуха. Этот воздух и выталкивает шарик.

Можно ли поймать воздух?

 Предложите детям «поймать» воздух газовым платком. Взять платок за четыре конца (это удобно делать вдвоем), одновременно поднять его вверх и опустить концы вниз: получится купол, заполненный воздухом.

Песок

Песочные часы

Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие. Я делаю это так: беру гвоздь плоскогубцами, нагреваю его и расплавляю нужное отверстие быстро и ровно.

Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часа определить, за какое время пересыплется песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.

Такие часы очень могут вам помочь, когда вы «торгуетесь» со своим ребенком: сколько времени читать на ночь или сколько минуток можно еще поиграть.

Песчаный конус

Выпускайте песок из горстей, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса то в одном, то в другом месте, возникают «сплавы», движения песка, похожие на течение воды. А это значит, что песок может двигаться. После опыта спросите, можно ли в песках проложить постоянную дорогу.

 Свойства насеянного песка

Разровняйте площадку с сухим песком. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Сверху положите в песок (без давления на предмет) заостренный карандаш или палочку. Далее аккуратно поместите на поверхность песка тяжелый предмет, например ключ или монету в 5 рублей. Обратите внимание детей на глубину следа , оставшегося от предмета в песке.

После этого насыпьте непросеянный песок на эту же поверхность и проделайте аналогичные действия с карандашом и ключом.

Результаты сравнения покажут явные отличия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно в два раза глубже, чем в насеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на насеянном. Это связано с тем, что насеянный песок заметно плотнее. Данным свойством пользуются строители.

Своды и тоннели

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпь те трубочку с карандашом так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш — и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Тень

День да ночь - сутки прочь

А теперь зажженная лампочка пусть будет Солнцем, а сам ребе нок - Землей. Пусть он покажет, как двигается Земля за сутки и за год   

Чем отличается солнечная сторона от  теневой?

Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем - противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, оспе щенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.

Макет Земли

Возьмите лист бумаги, больший по размеру темного пятна на земле, образуемого мячом. Накройте пятно бумагой и, придерживая ее за край мячом, поднимайте лист по направлению к мячу. Посмотрите, что происходит с затемненным пятном. (Оно исчезает.)

Пусть ребенок закрасит область рисунка, где наблюдается затемнение от мяча, и укажет на рисунке направление на солнце. Ребенок, наверное, и сам догадался, что это — тень. Задайте ребенку вопросы:

—  По каким признакам ты узнаешь, что приближается вечер? Какие у тебя вечером возникают ощущения?

— Похожи ли эти ощущения на те, которые человек испытывает, когда днем прячется в тень от жары?

— Не кажется ли тебе, что к вечеру мы все вместе с домами, деревьями уходим в тень?

— В тень от чего?

— Когда тебе тепло и светло, а когда холодно и темно?

Объясните, что Земля имеет форму, похожую на шар, и вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Вращение Земли вокруг своей оси создает эффект смены дня и ночи. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за одни сутки, а вокруг Солнца — за один год.

Яблочный спутник свечи

Возьмите яблоко (это будет Земля) и зажженную свечку (это будет солнце) и проведите оборот Земли вокруг своей оси и вокруг солнца

Почему тени перемещаются?

Утром, после завтрака, разложите на земле кусок старых обоев, поставьте ребенка спиной к солнцу и отметьте длину тени вашего любимца.

Вечером этого же дня, до захода солнца, пусть ребенок встанет в том же направлении и на том же месте, где он стоял утром. А вы отметьте его тень на другом рулоне. Думаю, результат очень удивит ребенка, но и поможет понять, почему тени бегут то впереди, то сзади. Замечательно было бы, если бы солнечные часы вы делали 2 раза за лето: в начале июня и в конце августа. А потом бы сравнили циферблаты. Тогда даже маленькому ребенку будет понятно, как Земля приближается к Солнцу и удаляется от него.

Солнечные часы

Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом ними. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень. Это, конечно, не значит, что вам нужно встать с восходом солнца, — это же не будильник, а просто часы.

Пусть ребенок фломастером прочертит линии по тени карандаша, а вы по наручным часам рядом с линией по краю картонного круга проставьте цифры, обозначающие время (конечно, без минут). Так делайте пометки до захода солнца. Ваши часы готовы.

Вечером, после захода солнца, рассмотрите, что у вас получилось. На следующий день часами можно пользоваться.

Если ваш внучек играет недалеко от солнечных часов и сможет по ним узнавать время, то хочется надеяться, что некоторые проблемы (идти обедать, спать и т. д.) отпадут сами собой. А вдруг? Попробуйте!

Для того чтобы ребенок хорошо понял суть суточного цикла оборота Земли вокруг своей оси, задайте ребенку ряд вопросов:

— Куда убегает моя тень и почему ее не поймать?

— Почему она то стоит на месте, то бежит?

— Почему бабушкина тень длиннее тени внука?

— Почему, когда вы шли в магазин утром, ваши тени «бежали» впереди (сзади), а вечером — наоборот, сзади (впереди).

Чтобы ответить на последний вопрос, проведите еще один опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...

Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде

Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...